Ведение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством развивающей предметно-пространственной среды 12
1.1 Философские и психолого-педагогические аспекты феномена «самостоятельность» 12
1.2 Особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 21
1.3 Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития самостоятельности дошкольников с нарушением зрения 29
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством развивающей предметно-пространственной среды 45
2.1 Выявление уровня развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения 45
2.2 Содержание и организация развивающей предметно-пространственной среды как средства развития самостоятельности детей 6-7 лет с нарушением зрения 70
2.3 Определение динамики развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения 90
Выводы по второй главе 107
Заключение 109
Список используемой литературы 113
Приложения 121
Сегодня поддержка самостоятельности как системообразующего качества личности приобретает особую значимость. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одним из целевых ориентиров подчеркивает необходимость развития самостоятельности и инициативы дошкольников в разных видах деятельности, в которых он осваивает позицию субъекта.
Формирование самостоятельности, обеспечивающей независимость и ответственность в ситуации принятия решений в различных жизненных ситуациях является одной из важнейших проблем образования детей. Особенно остро она проявляется в процессе работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Необходимо, чтобы дети с особенностями психофизического здоровья владели способами самостоятельного приобретения знаний из разнообразных источников, могли решать жизненные задачи в социальной и семейной сферах, в культурной и трудовой деятельности, нести ответственность за свои решения и поступки. При этом для детей с особенностями развития особенно важным является учет их физических и психических возможностей в процессе формирования у них самостоятельности. При этом огромное значение приобретают воздействия на развитие ребенка социального и пространственно-предметного окружения. Поиск и отбор эффективных путей развития детской самостоятельности, отмеченных в многочисленных научных трудах (Б.Г. Ананьев, Н.В. Ветлугина, Е.Я. Голант, Т.Г. Гуськова, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, М.И. Лисина, В.И. Логинова, И.А. Лыкова, А.А. Люблинская, А.М. Матюшкин, Н.Я. Михайленко, А.К. Осницкий, Л.М. Пименова, О.Б Солнцева, В.Е. Сыркина С.Н. Теплюк, Д.Б. Эльконин), позволяют констатировать актуальность рассматриваемой проблемы. Особую значимость она приобретает в отношении детей с нарушением зрения. Решение этой задачи осложняется тем, что дефект зрения затрудняет взаимодействие с окружающей средой, провоцирует укрепление чувства страха, в том числе неуверенности в безопасности, приводит к сдерживанию в формировании активных позиций, снижению уровня самостоятельности.
В научных трудах отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского феномен самостоятельности определяется социальной ситуацией развития, условиями воспитания и обучения, а также ведущей ролью взрослых в данном процессе. Самостоятельность рассматривается с точки зрения проблем психологической науки: личности, активности, деятельности, взаимодействия.
Дошкольный возраст - это период, когда наблюдаются проявления самостоятельности (Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, М.И. Лисина, С.Н. Теплюк).
Ведущие ученые в области педагогики и психологии детства придерживаются положения о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут достичь выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности при условии оптимального воспитания и обучения: в игровой (Н.Я. Михайленко), познавательной (А.М. Матюшкин), продуктивной деятельности (А.Г Гогоберидзе, И.А. Лыкова, В.И. Логинова, О.Б Солнцева и др.), трудовой (Р.С. Буре, М.В. Крулехт). Однако, в перечисленных исследованиях речь идет о развитии самостоятельности детей дошкольного возраста с нормативным развитием.
Проблема развития самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в психолого-педагогических исследованиях отечественной науки также рассмотрены в процессе разных видов деятельности. Исследования В.З. Денискиной, Е.В. Замашнюк, Л.Б. Осиповой, Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош, Л.М. Шипицыной и др. посвящены трудностям формирования навыков самообслуживания у детей с дефектом зрения.
Эффективным средством для развития самостоятельности выступает развивающая предметно-пространственная среда. К настоящему времени особое внимание уделялось ее организации с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Ученые и педагоги-практики Г.С. Костюк, Л.И. Новикова, В.А. Петровский выделяют среду (окружение) как средство проявления самостоятельности через взаимодействие с ней. Современные подходы к проектированию образовательной мотивационной среды как средство проявления ребенком самостоятельности и инициативы рассмотрены в работах А.Г Асмолова, М.В. Клариной, Л.И. Новиковой, Е.А. Ямбурга и др.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда детского сада - это условие и средство, обеспечивающие развитие детской деятельности и личности, которое формирует основополагающее доверие к окружающему миру, выражающееся в его безопасности, стабильности, стимулирует для проявления активности ребенка.
Актуальность проблемы на социальном уровне обусловлена необходимостью реализации одного из целевых ориентиров ФГОС ДО - развития самостоятельности у всех дошкольников. Успешность развития во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обуславливается необходимостью уточнения теоретических подходов к решению проблемы развития самостоятельности у старших дошкольников со зрительной недостаточностью и организации соответствующей среды. Неполнота научного исследования для данной категории детей определяет необходимость разработки условий и содержания развивающей предметно-пространственной среды для развития у них самостоятельности, теоретического обоснования содержания и возможности реализации.
На научно-методическом уровне значимость проблемы заключается в отсутствии методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) по организации соответствующей среды и конкретных методов, средств в работе с детьми с нарушением зрения.
Возникают противоречия:
• между положением о том, что дошкольный возраст благоприятный период для развития самостоятельности у детей 6-7 лет и затрудненностью овладения этим качеством в силу состояния здоровья (дефекта зрения);
• между существующей необходимостью формирования самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения и отсутствием технологических подходов к данной работе;
• между предъявляемыми к педагогам-практикам требованиями ФГОС ДО, требованиями общеобразовательных программ по созданию особых условий для проявления самостоятельности детей с ОВЗ и отсутствием методических рекомендаций по их организации.
Противоречия между необходимостью и имеющимися возможностями практиков позволили определить проблему исследования: каковы возможности развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Таким образом, несомненная актуальность проблемы развития самостоятельности у детей с нарушением зрения и недостаточная разработанность технологических подходов к организации предметно - пространственной среды, мотивирующей ребенка на проявление самостоятельности обусловили тему исследования «Развитие самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством развивающей предметно-пространственной среды».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности у детей 6 - 7 лет с нарушением зрения.
Предмет исследования: развивающая предметно-пространственная среда как средство развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
• самостоятельность - это качество, включающее совокупность личностных и деятельностных показателей: степень автономности ребенка в разных видах деятельности, уровень волевой регуляции, самооценка уровня собственной самостоятельности, готовность нести ответственность за собственные поступки, инициативность в решении задач, умения ребенка выделять цель деятельности, планировать последовательность выполнения действий для ее реализации, выбирать средства деятельности, осуществлять контроль и оценку результата деятельности, понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий;
• активизация самостоятельности осуществляется посредством организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом диагноза, образовательных потребностей ребенка и индивидуальных особенностей проявления показателей самостоятельности;
• принципы построения развивающей предметно-пространственной среды должны быть реализованы с учетом специфики дефекта-нарушения зрения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики специального образования охарактеризовать процесс развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством специально организованной развивающей предметно-пространственной среды.
2. Определить комплекс диагностических заданий, показатели и уровни развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения и выявить уровень развития у них самостоятельности.
Разработать и апробировать содержание и организацию развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Теоретическую основу исследования составили:
• положения Л.С. Выготского о системном строении функций, компенсаторном их развитии в процессе специально организованной деятельности;
• теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.П. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, К. Роджерс);
• положения деятельностного и личностного подходов (Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.С. Ильин, Е.П. Ильин, Л.М. Кларина, М.В. Крулехт, К.П. Кузовкова, А.Н. Леонтьев, A. А. Люблинская, М.В. Михайлова, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева, B. И. Слободчиков);
• исследования развития самостоятельности в трудах Н.В. Ветлугиной, Е.Я. Голант, Т.Г. Гуськовой, А.В. Запорожца, М.В. Крулехт, М.И. Лисиной, В.И. Логиновой, Н.Я. Михайленко, Л.М. Пименовой, Д.Б. Эльконина;
• положения о развитии самостоятельности у детей нарушения зрения в работах С.Е. Гайдукевич, Л.А. Дружининой, Т.А. Орусбаевой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой;
• теоретические подходы к организации предметно-пространственной среды (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, О.А. Карабанова, Н.Я. Михайлова, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, О.Р. Родионова, Н.А. Рыжова, В.В. Щетинина);
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе д/с №173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 12 детей 6-7лет с нарушением зрения.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2017 г. - февраль 2018 г). В течение данного этапа осуществлялись анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (март 2018 г. - февраль 2019 г.), включал разработку и апробацию содержания формирующего эксперимента, направленного на создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Третий этап - заключительно-обобщающий (март 2019 г. - май 2019 г.). Предполагал анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «развитие самостоятельности» у детей 6-7 лет с нарушением зрения, в определении возможностей развивающей предметно-пространственной среды как средства развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе дана содержательная характеристика уровней развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения; обоснована возможность развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством развивающей предметно-пространственной среды.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные работе материалы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения, могут быть использованы в работе педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования систематически докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секциях научно-практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ», на научно-практических конференциях различного уровня. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Положения, выносимые на защиту.
1. Самостоятельность представляет собой качество, включающее личностный и деятельностный компоненты. В личностный компонент входят степень автономности ребенка в разных видах детской деятельности, уровень волевой регуляции, самооценка ребенком уровня собственной самостоятельности, готовность нести ответственность за собственные поступки и инициативность в решении задач. Деятельностный компонент самостоятельности включает умения ребенка выделить цель деятельности, планировать последовательность выполнения действий для ее реализации, выбирать средства деятельности, осуществить контроль и оценку результата деятельности, понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом диагноза, образовательных потребностей ребенка и индивидуальных особенностей проявления самостоятельности позволяет активизировать развитие самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
3. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды реализуются с учетом проявлений у детей специфики дефекта- нарушения зрения (замедленный характер зрительного контроля и анализа, неустойчивое внимание, фрагментарность пространственных представлений).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 наименований), 9 приложений. Работа иллюстрирована 5 рисунками и 30 таблицами.
1. Самостоятельность представляет собой личностное качество, включающее совокупность умений ставить цель, добиваться ее, которые развиваются при условии специально организованной предметно- пространственной среды как мотивирующего фактора с учетом необходимости обеспечения безопасности ребенка с нарушением зрения.
Изучению самостоятельности посвящены научные труды (Б.Г. Ананьев, Н.В. Ветлугиной, Е.Я. Голант, Т.Г. Гуськовой, М.В. Крулехт, М.И. Лисиной, В.И. Логиновой, И.А. Лыковой, А.А. Люблинской, А.М. Матюшкина, Н.Я. Михайленко, А.К. Осницкого, Л.М. Пименовой, О.Б Солнцевой, Д.Б. Эльконина и др. Самостоятельность проявляется в инициативности, ответственности и относительной независимости ребенка. Начиная с дошкольного возраста, самостоятельность приобретает системное строение и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения. Дошкольный период открывает наиболее благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности и творчества. Это внутренняя потребность растущего ребенка. В дошкольном возрасте ребенку доступно продумывание и осуществление компонентов самостоятельности: постановка цели, планирование, осуществление задуманного. Чем чаще ребенок проявляет автономность в разных видах деятельности, тем более устойчивее становится его самостоятельность. Степень проявления самостоятельности дошкольника зависит от вида, целей, содержания, мотивов достижения результата, которые определил он для себя или принимает от взрослого. Необходимо осуществлять поддержку самостоятельности ребенка, инициировать свободный выбор детей, оказывать помощь при возникновении трудностей в достижении намеченного результата.
В процессе развития самостоятельности необходимо расширять представлений детей об организационной стороне деятельности, последовательности осуществления действий; обогащать и актуализировать личный опыт детей в разных видах деятельности с учетом программных требований и индивидуальных особенностей, поддерживать и развивать интерес к разным видам деятельности, привлекать внимания к содержанию предметно-пространственной среды.
Процесс развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения характеризуется своеобразием, обусловленным дефектом развития. У них снижается активность, познавательный интерес, возрастает замкнутость и некоммуникабельность. Старшие дошкольники с нарушением зрения демонстрируют сложности в установлении межличностных отношений, в достижении результатов в деятельности. При этом дети остро реагируют на подобные трудности, что способствует возникновению повышенной раздражительности, неадекватности реакций, своеобразному безразличию к окружению, инертности и пассивности. Данные проявления приводят к трудностям социальной адаптации и ограничению самостоятельности в разных видах деятельности. Тем не менее, соответствующая организация воспитания и обучения ребенка с дефектом зрения позволяет преодолевать описанные сложности, формировать позитивные свойства личности, мотивацию общения и обучения.
Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как фактор мотивации для развития самостоятельности у детей 6-7 лет, побуждение, определяющее целенаправленную деятельность, импульс к мысли, чувству. Основополагающим для развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста должна быть созданная педагогом разумная ситуация выбора. Выбор занимательного дела наличие у детей интересов, практических умений, творческих способностей, сформированность нравственно-волевых качеств Попадая в ситуацию свободного выбора, ребенок сталкивается с необходимостью осуществить целый ряд действий для реализации задуманного. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении может выступать как мощным стимулом развития дошкольника, побуждая его к самостоятельным действиям. Достижение высокого уровня самостоятельности старшего дошкольника с нарушением зрения возможно при условии ежедневного, а не эпизодического развития умений в разных видах деятельности, интересов и желаний ребенка.
2. Для выявления уровня развития самостоятельности у детей 6-7 лет с нарушением зрения необходимо изучение личностного и деятельностного ее компонентов, выделенных на основе исследований Т.А. Власовой, Т.В. Гуськовой, Н.Н. Денисевич, В.З. Денискиной, О.Г Жуковой, Е.В. Замашнюк, А.А. Люблинской, Л.Б. Осиповой, А.К. Осницкого, И.В. Охулковой, Л.И. Солнцевой, С. Теплюк, С.М. Хорош, Г.А. Цукерман, Л.М. Шипицыной. В личностный компонент входят степень автономности ребенка в разных видах детской деятельности, уровень волевой регуляции, самооценка ребенком уровня собственной самостоятельности, готовность нести ответственность за собственные поступки и инициативность в решении задач. Деятельностный компонент самостоятельности включает умения ребенка выделить цель деятельности, планировать последовательность выполнения действий для ее реализации, выбирать средства деятельности, осуществить контроль и оценку результата деятельности, понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий.
Констатирующий эксперимент показал, что большинство детей 6-7 лет с нарушением зрения характеризуются средним (50 %) и низким (25 %) уровнями развития самостоятельности. При этом дети демонстрируют большую развитость деятельностного компонента самостоятельности. Полученные результаты указывают на необходимость проведения целенаправленной работы с детьми 6-7 лет, направленной на развитие у них самостоятельности.
3. Грамотно организованная предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации может являться мощным стимулом, движущей силой в процессе становления самостоятельности дошкольника, побуждая его к положительным действиям, проявлению своей индивидуальности. Разработка и реализация содержания и организации развивающей предметно-пространственной среды как средства развития самостоятельности детей 6-7 лет с нарушением зрения требует учета принципов превентивной и пропедевтической направленности, преобразующего, трансформированного влияние среды на имеющиеся проблемы в развитии дошкольника с нарушением зрения, учета своеобразия познавательных процессов у дошкольников с нарушением зрения, специфики их контактов и способов получения и переработки информации, оптимальной информационной целесообразности, доступности информационного поля и «эргономики детства». Также необходима реализация условий для достижения информативно-компенсирующей, стимулирующей, развивающей и коррекционной функций среды и задействование предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических средовых ресурсов. Организация развивающего предметного пространства должна ставить дошкольника перед необходимостью регулярного использования своего зрительного анализатора, соблюдая офтальмо- гигиенический режим.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у половины испытуемых детей 6-7 лет с нарушением зрения произошло повышение уровня развития самостоятельности. Количество детей со средним уровнем снизилось до 33,3 %. Низкий уровень выявлен лишь у 8,4 % дошкольников.
Таким образом, можно заключить, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования нашла свое экспериментальное подтверждение. Перспективами настоящего исследования является углубление изучения аспектов организации развивающей предметно-пространственной среды в процессе обучения и воспитания старших дошкольников с нарушением зрения и подготовки их к школьному обучению.
1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония. Как живете, дети? [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М. : Русь, 2017. - 256 с.
2. Атарова, А.Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности [Электронный ресурс] / А.Н. Атарова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-2 (113). - С. 392-398. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 25051443_78084695.pdf (дата обращения: 22.10.2018).
3. Атарова, А.Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности [Электронный ресурс] / А.Н. Атарова // Педагогическое образование в России. - 2017. - №1 - С. 96-101. Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_28158868 _80547006.pdf (дата обращения: 05.09.2018).
4. Бабаева, Т.И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе [Текст] / Т.И. Бабаева // Воспитываем дошкольника самостоятельным: Сборник статей / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб., 2000. - С. 3-14.
5. Волохова, Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. Образовательные ситуации [Текст] / Н.Н. Волохова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 154 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
7. Гайдукевич, С.Е. Методическое обеспечение подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / С.Е. Гайдукевич // Специальное образование: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.; г. Минск, 14-15 апр. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С.Е. Гайдукевич [и др.] [Электронный ресурс]. - Минск: БГПУ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). https://elib.bspu.by/bitstream/doc/13329/1/%D0%93 %D0%B0%D0%B9%D0%B4 %D 1 %83%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D 1 %87%20-%20%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D 1 %8F_27_2016.pdf
8. Гогоберидзе, А.Г Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта [Текст] / А.Г Гогоберидзе, А.Н. Атарова, М.С. Новиков, В.А Новицкая, Р.И. Яфизова // Современное дошкольное образование. - 2018. - №5(87). - С. 16-23.
9. Гордиенко, Н.В. Лев Семенович Выготский о психологической природе учительского труда [Электронный ресурс] / Н.В. Гордиенко // Молодой ученый. - 2016. - №27.1. - С. 11-13. - Режим доступа : https://moluch.ru/archive/131/35948/ (дата обращения: 09.01.2019).
10. Горлова, Н.А. Коммуникативно-речевое развитие детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста в свете требований ФГОС: организация и мониторинг (1 -ый этап РИП) [Текст] / Н.А. Горлова : Методические рекомендации для педагогов дошкольного и начального общего образования. - М., 2015. - 95 с.
11. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : Интор, 1996. - 544 с.
12. Данишкина, Н.Н. Создание развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на воспитанников с ОВЗ [Электронный ресурс] / Н.Н. Данишкина : методическая разработка. - Краснотурьинск, 2016. - 18 с. Режим доступа : https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/pubKidM1923 (дата обращения: 03.12.2018).
13. Дидора, М.И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения [Текст] / М.И. Дидора. - Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - Киев, 1982. - 16 с.
14. Дружинина, Л.А. Организация предметно-пространственной среды в группе для детей с разной структурой зрительного дефекта [Электронный ресурс] / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 32-37. Режим доступа : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsiya- predmetno-prostranstvennoy-sredy-v-gruppe-dlya-detey-s-raznoy-strukturoy- zritelnogo-defekta (дата обращения: 12.06.2018).
15. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования [Текст] / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина : учебно-методическое пособие. - Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - 253 с.
...