Работа носит методический характер.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ …………...…7
1.1 Состояние просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией..7
1.2 Состояние темпо-ритмической стороны речи при дизартрии …...............16
1.3 Методы и приёмы развития темпа и ритма как компонентов просодической стороны речи..19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ………35
2.1. Организация и методика исследования35
2.2. Результаты первичного исследования состояния темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…… ….39
2.3. Организация логопедической работы по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………..47
2.4. Анализ эффективности логопедической работы по формированию темпа и ритма речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией………………………..66
Заключение…………………………………………………………………… ..70
Список литературы……………………………73
Приложение А…………………………………………………………………..77
Актуальность исследования. В последнее время большое количество детей имеют такое нарушение речи, как дизартрия. Особенностями проявления этого нарушения занимались многие отечественные специалисты: Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, Л.А. Щербакова, М.Б. Эйдинова и многие другие.
Одной из основных проблем в коррекции дизартрии является преодоление нарушения звукопроизношения и просодической организации речи. У детей с дизартрией прослеживается недостаточность не только речевой моторики, но также дыхания голоса (Л.О. Бадалян, В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова). Смазанная, непонятная речь дизартрика затрудняет четкое слуховое восприятие и контроль, что еще больше тормозит развитие всех компонентов речи, затрудняет ее использование как средства коммуникации. Просодические единицы влияют на реализацию эмоциональных и смысловых компонентов речи.
Темпо-ритмическая организация речи является основным стержнем, который объединяет все процессы устной речи. Именно темпо-ритмические расстройства речи наиболее негативно влияют на понимание, читаемость, эмоциональную выразительность устной речи при дизартрии. Темп – это скорость протекания речи во времени. Ритм – звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Отсутствие голосовых средств для выражения тонких чувств мысли, как отмечал Н.И. Жинкин, тормозит развитие точного и тонкого мышления и чувств ребенка, что в дальнейшем вызывает трудности в усвоении школьного материала [15].
Исследователи отмечают, что невнятная речь не только затрудняет коммуникацию, но и отрицательно влияет на формирование личности в целом. В исследованиях, посвящённых проблеме речевых нарушений при дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи у дошкольников являются стойкими и с трудом поддаются коррекции (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).
Таким образом, одной из важнейших задач коррекционно-логопедиче ской работы с детьми ‒ дизартриками является формирование у них просодического компонента речи, что определяет актуальность данной темы.
Объект исследования – темпо-ритмическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – формирование темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования ‒ провести работу по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, оценить её эффективнос
Задачи:
1. Проанализировать логопедическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование сформированности темпо-римической организации речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий, направлен¬ных на формирование темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, оценить их эффективность.
Гипотеза: известно, что у детей с дизартрией наблюдается нарушение просодических компонентов речи, а это значит, что страдает также темпо-ритмическая сторона речи ребёнка. Предположим, что логопедическая работа, направленная на формирование темпо-ритмической стороны речи у детей с дизартрией, должна включать следующие упражнения:
Для развития темпа речи:
– упражнения на развитие восприятия и дифференциации темпа речи (медленного и умеренного);
– развитие умения воспроизведения медленного и умеренного темпа речи при произнесении отдельных слогов, слов, фраз, предложений;
– автоматизация воспроизведения медленного и умеренного темпов речи.
Для развития ритма речи:
– упражнения на развитие слогового ритма − двусложного, трёхсложного, четырёхсложного с ударением на разные слоги.
Теоретической основой исследования являются:
‒ работы, в которых раскрывается сущность дизартрии как нарушения речи (Е.Ф. Архиповой, Л.И. Беляковой, Н.Н. Волосковой, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, Л.А. Эйдиновой и др.).
‒ методические рекомендации по преодолению нарушений просодических компонентов речи, в том числе темпа и ритма при дизартрии (Архиповой Е.Ф.; Бабушкиной Р.Л., Кисляковой О.М.; Волковой Г.А.; Шевцовой Е.Е.; Филатовой Ю.О. и др.).
Методы исследования:
‒ теоретические: анализ литературы по теме исследования;
‒ диагностические: методики диагностики темпа и ритма (Е.Ф. Архиповой; Г.А. Волковой, Н.В. Серебряковой; Е.Ф. Поваровой; Ю.О. Филатовой);
‒ коррекционно-развивающие: упражнения, направленные на формирование темпо-ритмической стороны речи (Шевцовой Е.Е.; Филатовой Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В.);
‒ Интерпретационные: методы количественного и качественного представления результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР д/с «Сказка», пгт. Золотореченск, Оловяннинского района Забайкальского края. В исследовании приняла участие группа детей из 5 человек с логопедическим заключением «ОНР III уровня. Стёртая дизартрия».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материалов по теме исследования.
Практическая значимость исследования. Материалы ВКР могут найти применение в работе логопедов, взаимодействующих с детьми, имеющими дизартрию.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (45 источников). Текст включает таблицы (5), рисунки (6), приложения (А).
Роль темпо-ритмической организации речи в нашей жизни чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Как показал теоретический анализ работ отечественных авторов, проблема изучения просодической организации речи давно являлась предметом исследований в логопедии (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).
Темпо-ритмическое нарушение – это сложное психофизическое расстройство, которое связано с нарушением плавности речи и её интонирования. Актуальность исследований нарушений просодической стороны речи обусловлена тем, что просодические характеристики, неотъемлемыми элементами которых являются темп и ритм, обеспечивают интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.
Нарушение темпо-ритмической организации речи входит в структуру многих речевых дефектов. Наиболее широко освещено в литературе состояние просодических компонентов при речевых расстройствах органического характера, таких как дизартрия (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, И.И., Серебрякова и др.).
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка «МБДОУ ЦРР д/с «Сказка», п. Золотореченск, Оловяннинского района Забайкальского края. В логопедической работе по формированию темпо-ритмической стороны речи приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «ОНР III уровня. Стёртая дизартрия».
Результат первого диагностического среза показал, что у обследуемых детей с дизартрией – высокий уровень восприятия и воспроизведения темпа и ритма речи, не продемонстрировал никто.
Средний уровень восприятия и воспроизведения темпа речи продемонстрировал ‒ 1 ребёнок (Саша Б.).
Ниже среднего уровня восприятия и воспроизведения темпа речи продемонстрировали – двое детей (Матвей Ф., Алина Н.).
Низкий уровень восприятия и воспроизведения темпа речи продемонстрировали – двое детей (Матвей Ф., Ева Н.).
Средний уровень восприятия и воспроизведения ритма речи продемонстрировали – трое детей (Максим П., Матвей Ф., Саша Б.).
Средний уровень восприятия и воспроизведения ритма речи показали - трое детей (Максим П., Матвей Ф., Саша Б.).
Ниже среднего уровня воспроизведение ритма продемонстрировал – один ребёнок (Алина Н.).
Низкий уровень восприятия и воспроизведения ритма речи показал один ребёнок (Ева Н.).
Исходя из результатов диагностики, у детей с дизартрией наблюдается нарушение темпо-ритмической стороны речи и просодических компонентов в целом.
Проведены логопедические занятия, в которые были включены упражнения на восприятие и воспроизведение темпа речи, восприятие и воспроизведение ритма речи. Работа по формированию темпо-ритмической организации речи проводилась по методикам Шевцовой Е.Е.; Филатовой Ю.О., Гончаровой Н.Н., Прокопенко Е.В.
Структура логопедического занятия состояла из нескольких этапов:
1. Организационный момент – на данном этапе происходит введение в тему занятия, целеполагание, создание положительного настроя, пробуждение интереса к предстоящему занятию и плавное введение ребенка в работу.
2.Основная часть ‒ данный этап включает в себя дифференцированный массаж, дыхательную, голосовую практику, работу над общей, мелкой и артикуляционной моторикой. В занятия включены: задания и упражнения с элементами логоритмики, так как они способствуют регулированию темпа и ритма речи, преодолению таких симптомов как ускорение, смазанность, нечеткость в звукопроизношении. Обязательная часть этого этапа – физкультурная минутка, которая предназначена для снятия усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, а также для эмоционального заряда.
3. Заключительная часть. Рефлексия – данный этап необходим для подведения итогов, определения результатов занятия. В конце логозанятия с детьми проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях.
После проведённой логоработы по формированию темпо-ритмической стороны речи проведена повторная диагностика. Результат обследования показал, что наблюдаются незначительные улучшения темпа и ритма речи у всех детей. Таким образом, мы видим, что заявленный комплекс упражнений способствует формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников – М.: ВЛАДОС, 2006. – 182 с.
2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики
дошкольников с речевыми нарушениями – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия: учебное пособие – М.: Астрель, 2002. – 344 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов – М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.– 319 с.
5. Белякова Л.И., Е.А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” − М.: В. Секачев, 1998. ‒ 304с.
6. Белякова Л.И. Диагностика речевых нарушений Л.И. Белякова, О.Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». – 2007. – №3. – С.53-107.
7. Блохина Л.П. Просодические характеристики речи и методы их анализа – М.: ВЛАДЮС, 1980. – 254 с.
8. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Под ред. Г.А. Волковой. СПБ.: КАРО, 2005. – 105.
9. Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр. − В сб.: Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976, 58с.
10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведен. ‒ М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. ‒ 272 с.
11. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: ргпу им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
12. Винарская Е.Н. Дизартрия: Учеб. для студ. высш. учеб, заведен. – М.: ACT: 2006.
13. Володина В.С. – Альбом по развитию речи. Москва, ЗАО «РОСМЕН ‒ ПРЕСС», 2008 – 95 с.
14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 472 с.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи – М.: Директ-Медиа, 2008.‒ 90 с. 16. 16. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000 – №1. – С. 24-26.
17. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
18. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. – СПб.: Просвещение, 2000. – 214 с.
19. Мастюкова Е.М. Дизартрия: Логопедия. – М.: Просвещение, 2002. – 268 с.
20. Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 251 с.
21. Мещерякова Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141 с.
22. Правдина О.В. Логопедия./ Учебное пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. институтов. Изд. 2-е, доп. и переработанное – М.: «Просвещение», 1973. – 272 с.
23. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах СПБ.: Питер, 2004. – 365.
24. Позднякова Л.А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией // Логопед в детском саду. – 2005. – № 5. – С.57-62.
25. Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 92 с.
26. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка [Текст]. – ЛГУ.: ВЛАДЮС, 1982. – 231 с.
27. Семенова К.А. Дизартрия А.К. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 173-189.
28. Токарева О.А. Дизартрия: Расстройства речи у детей и подростков Под общ. Ред. С.С. Ляпидевского. – М.: АСТ, 1969. – 155 с.
29. Ушакова О.С. Дизартрия: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского, ‒ М.: АСТ, 1969. ‒ 155с.
30. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
31. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.
32. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с лёгкой степенью дизартрии // Коррекционная педагогика. ‒ 2004. ‒ №1.
33. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М: Просвещение, 1989.
34. Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии / – М.: Астрель, 2006. – 223 с.
35. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию / М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 93 с.
36. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах Книга 2./ М.Е. Хватцев; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 239 с.
37. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., Т.1 / Под ред. Волковой Л.С. и Селевёрстова В.И. – М.: ВЛАДОС, 1997.
38. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
39. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь – М.: ВЛАДЮС, 1989. – 220 с.
40. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. ‒ М.: 1999. ‒ 490с.
41. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. ‒ М.: 2003. ‒ 210 с.
42. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: ВАДЮС, 2009. – 312 с.
43. Шипилова Е. В. Основы логопсихологии / Е. В. Шипилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 224 с.
44. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.
45. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления ‒ М.: Изд-во АПН РСФСР,1959.