Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (Забайкальский государственный университет)

Работа №118662

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ …………...…7
1.1 Состояние просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией..7
1.2 Состояние темпо-ритмической стороны речи при дизартрии …...............16
1.3 Методы и приёмы развития темпа и ритма как компонентов просодической стороны речи..19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ………35
2.1. Организация и методика исследования35
2.2. Результаты первичного исследования состояния темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…… ….39
2.3. Организация логопедической работы по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией…………..47
2.4. Анализ эффективности логопедической работы по формированию темпа и ритма речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией………………………..66
Заключение…………………………………………………………………… ..70
Список литературы……………………………73
Приложение А…………………………………………………………………..77

Актуальность исследования. В последнее время большое количество детей имеют такое нарушение речи, как дизартрия. Особенностями проявления этого нарушения занимались многие отечественные специалисты: Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, Л.А. Щербакова, М.Б. Эйдинова и многие другие.
Одной из основных проблем в коррекции дизартрии является преодоление нарушения звукопроизношения и просодической организации речи. У детей с дизартрией прослеживается недостаточность не только речевой моторики, но также дыхания голоса (Л.О. Бадалян, В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова). Смазанная, непонятная речь дизартрика затрудняет четкое слуховое восприятие и контроль, что еще больше тормозит развитие всех компонентов речи, затрудняет ее использование как средства коммуникации. Просодические единицы влияют на реализацию эмоциональных и смысловых компонентов речи.
Темпо-ритмическая организация речи является основным стержнем, который объединяет все процессы устной речи. Именно темпо-ритмические расстройства речи наиболее негативно влияют на понимание, читаемость, эмоциональную выразительность устной речи при дизартрии. Темп – это скорость протекания речи во времени. Ритм – звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Отсутствие голосовых средств для выражения тонких чувств мысли, как отмечал Н.И. Жинкин, тормозит развитие точного и тонкого мышления и чувств ребенка, что в дальнейшем вызывает трудности в усвоении школьного материала [15].
Исследователи отмечают, что невнятная речь не только затрудняет коммуникацию, но и отрицательно влияет на формирование личности в целом. В исследованиях, посвящённых проблеме речевых нарушений при дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи у дошкольников являются стойкими и с трудом поддаются коррекции (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).
Таким образом, одной из важнейших задач коррекционно-логопедиче ской работы с детьми ‒ дизартриками является формирование у них просодического компонента речи, что определяет актуальность данной темы.
Объект исследования – темпо-ритмическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – формирование темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования ‒ провести работу по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, оценить её эффективнос
Задачи:
1. Проанализировать логопедическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование сформированности темпо-римической организации речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий, направлен¬ных на формирование темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, оценить их эффективность.
Гипотеза: известно, что у детей с дизартрией наблюдается нарушение просодических компонентов речи, а это значит, что страдает также темпо-ритмическая сторона речи ребёнка. Предположим, что логопедическая работа, направленная на формирование темпо-ритмической стороны речи у детей с дизартрией, должна включать следующие упражнения:
Для развития темпа речи:
– упражнения на развитие восприятия и дифференциации темпа речи (медленного и умеренного);
– развитие умения воспроизведения медленного и умеренного темпа речи при произнесении отдельных слогов, слов, фраз, предложений;
– автоматизация воспроизведения медленного и умеренного темпов речи.
Для развития ритма речи:
– упражнения на развитие слогового ритма − двусложного, трёхсложного, четырёхсложного с ударением на разные слоги.
Теоретической основой исследования являются:
‒ работы, в которых раскрывается сущность дизартрии как нарушения речи (Е.Ф. Архиповой, Л.И. Беляковой, Н.Н. Волосковой, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, Л.А. Эйдиновой и др.).
‒ методические рекомендации по преодолению нарушений просодических компонентов речи, в том числе темпа и ритма при дизартрии (Архиповой Е.Ф.; Бабушкиной Р.Л., Кисляковой О.М.; Волковой Г.А.; Шевцовой Е.Е.; Филатовой Ю.О. и др.).
Методы исследования:
‒ теоретические: анализ литературы по теме исследования;
‒ диагностические: методики диагностики темпа и ритма (Е.Ф. Архиповой; Г.А. Волковой, Н.В. Серебряковой; Е.Ф. Поваровой; Ю.О. Филатовой);
‒ коррекционно-развивающие: упражнения, направленные на формирование темпо-ритмической стороны речи (Шевцовой Е.Е.; Филатовой Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В.);
‒ Интерпретационные: методы количественного и качественного представления результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР д/с «Сказка», пгт. Золотореченск, Оловяннинского района Забайкальского края. В исследовании приняла участие группа детей из 5 человек с логопедическим заключением «ОНР III уровня. Стёртая дизартрия».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материалов по теме исследования.
Практическая значимость исследования. Материалы ВКР могут найти применение в работе логопедов, взаимодействующих с детьми, имеющими дизартрию.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (45 источников). Текст включает таблицы (5), рисунки (6), приложения (А).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Роль темпо-ритмической организации речи в нашей жизни чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Как показал теоретический анализ работ отечественных авторов, проблема изучения просодической организации речи давно являлась предметом исследований в логопедии (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).
Темпо-ритмическое нарушение – это сложное психофизическое расстройство, которое связано с нарушением плавности речи и её интонирования. Актуальность исследований нарушений просодической стороны речи обусловлена тем, что просодические характеристики, неотъемлемыми элементами которых являются темп и ритм, обеспечивают интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.
Нарушение темпо-ритмической организации речи входит в структуру многих речевых дефектов. Наиболее широко освещено в литературе состояние просодических компонентов при речевых расстройствах органического характера, таких как дизартрия (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, И.И., Серебрякова и др.).
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка «МБДОУ ЦРР д/с «Сказка», п. Золотореченск, Оловяннинского района Забайкальского края. В логопедической работе по формированию темпо-ритмической стороны речи приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «ОНР III уровня. Стёртая дизартрия».
Результат первого диагностического среза показал, что у обследуемых детей с дизартрией – высокий уровень восприятия и воспроизведения темпа и ритма речи, не продемонстрировал никто.
Средний уровень восприятия и воспроизведения темпа речи продемонстрировал ‒ 1 ребёнок (Саша Б.).
Ниже среднего уровня восприятия и воспроизведения темпа речи продемонстрировали – двое детей (Матвей Ф., Алина Н.).
Низкий уровень восприятия и воспроизведения темпа речи продемонстрировали – двое детей (Матвей Ф., Ева Н.).
Средний уровень восприятия и воспроизведения ритма речи продемонстрировали – трое детей (Максим П., Матвей Ф., Саша Б.).
Средний уровень восприятия и воспроизведения ритма речи показали - трое детей (Максим П., Матвей Ф., Саша Б.).
Ниже среднего уровня воспроизведение ритма продемонстрировал – один ребёнок (Алина Н.).
Низкий уровень восприятия и воспроизведения ритма речи показал один ребёнок (Ева Н.).
Исходя из результатов диагностики, у детей с дизартрией наблюдается нарушение темпо-ритмической стороны речи и просодических компонентов в целом.
Проведены логопедические занятия, в которые были включены упражнения на восприятие и воспроизведение темпа речи, восприятие и воспроизведение ритма речи. Работа по формированию темпо-ритмической организации речи проводилась по методикам Шевцовой Е.Е.; Филатовой Ю.О., Гончаровой Н.Н., Прокопенко Е.В.
Структура логопедического занятия состояла из нескольких этапов:
1. Организационный момент – на данном этапе происходит введение в тему занятия, целеполагание, создание положительного настроя, пробуждение интереса к предстоящему занятию и плавное введение ребенка в работу.
2.Основная часть ‒ данный этап включает в себя дифференцированный массаж, дыхательную, голосовую практику, работу над общей, мелкой и артикуляционной моторикой. В занятия включены: задания и упражнения с элементами логоритмики, так как они способствуют регулированию темпа и ритма речи, преодолению таких симптомов как ускорение, смазанность, нечеткость в звукопроизношении. Обязательная часть этого этапа – физкультурная минутка, которая предназначена для снятия усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, а также для эмоционального заряда.
3. Заключительная часть. Рефлексия – данный этап необходим для подведения итогов, определения результатов занятия. В конце логозанятия с детьми проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях.
После проведённой логоработы по формированию темпо-ритмической стороны речи проведена повторная диагностика. Результат обследования показал, что наблюдаются незначительные улучшения темпа и ритма речи у всех детей. Таким образом, мы видим, что заявленный комплекс упражнений способствует формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.



1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников – М.: ВЛАДОС, 2006. – 182 с.
2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики
дошкольников с речевыми нарушениями – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия: учебное пособие – М.: Астрель, 2002. – 344 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов – М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.– 319 с.
5. Белякова Л.И., Е.А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” − М.: В. Секачев, 1998. ‒ 304с.
6. Белякова Л.И. Диагностика речевых нарушений Л.И. Белякова, О.Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». – 2007. – №3. – С.53-107.
7. Блохина Л.П. Просодические характеристики речи и методы их анализа – М.: ВЛАДЮС, 1980. – 254 с.
8. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Под ред. Г.А. Волковой. СПБ.: КАРО, 2005. – 105.
9. Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр. − В сб.: Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976, 58с.
10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведен. ‒ М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. ‒ 272 с.
11. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: ргпу им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
12. Винарская Е.Н. Дизартрия: Учеб. для студ. высш. учеб, заведен. – М.: ACT: 2006.
13. Володина В.С. – Альбом по развитию речи. Москва, ЗАО «РОСМЕН ‒ ПРЕСС», 2008 – 95 с.
14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 472 с.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи – М.: Директ-Медиа, 2008.‒ 90 с. 16. 16. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000 – №1. – С. 24-26.
17. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
18. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. – СПб.: Просвещение, 2000. – 214 с.
19. Мастюкова Е.М. Дизартрия: Логопедия. – М.: Просвещение, 2002. – 268 с.
20. Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 251 с.
21. Мещерякова Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141 с.
22. Правдина О.В. Логопедия./ Учебное пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. институтов. Изд. 2-е, доп. и переработанное – М.: «Просвещение», 1973. – 272 с.
23. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах СПБ.: Питер, 2004. – 365.
24. Позднякова Л.А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией // Логопед в детском саду. – 2005. – № 5. – С.57-62.
25. Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 92 с.
26. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка [Текст]. – ЛГУ.: ВЛАДЮС, 1982. – 231 с.
27. Семенова К.А. Дизартрия А.К. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 173-189.
28. Токарева О.А. Дизартрия: Расстройства речи у детей и подростков Под общ. Ред. С.С. Ляпидевского. – М.: АСТ, 1969. – 155 с.
29. Ушакова О.С. Дизартрия: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского, ‒ М.: АСТ, 1969. ‒ 155с.
30. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
31. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.
32. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с лёгкой степенью дизартрии // Коррекционная педагогика. ‒ 2004. ‒ №1.
33. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М: Просвещение, 1989.
34. Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии / – М.: Астрель, 2006. – 223 с.
35. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию / М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 93 с.
36. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах Книга 2./ М.Е. Хватцев; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 239 с.
37. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., Т.1 / Под ред. Волковой Л.С. и Селевёрстова В.И. – М.: ВЛАДОС, 1997.
38. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
39. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь – М.: ВЛАДЮС, 1989. – 220 с.
40. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. ‒ М.: 1999. ‒ 490с.
41. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. ‒ М.: 2003. ‒ 210 с.
42. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: ВАДЮС, 2009. – 312 с.
43. Шипилова Е. В. Основы логопсихологии / Е. В. Шипилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 224 с.
44. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.
45. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления ‒ М.: Изд-во АПН РСФСР,1959.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ