Формирование познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в инклюзивной образовательной среде (Балтийский Федеральный Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ СОШ №19 (г. Калининград).
Выборка: ученики 2А класса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 7
1.1. Понятие и сущность познавательной активности 7
1.2. Особенности формирования познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития 16
1.3. Методики и инструменты формирования познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивной образовательной среды. 21
2.1. Диагностическая работа по выявлению уровня сформированности познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития в инклюзивном классе на базе проведения исследования 32
2.2. Программа проведенных методик и занятий в рамках внеурочной деятельности и выявление результативности мероприятий 40
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 58
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими. [36] Современность введения инклюзивного образования обусловлена особыми потребностями учащихся, которые тем или иным образом обуславливают специфику их обучения, воспитания и развития. Задержкой психического развития занимаются не только психологи, ученые, но и педагоги, которые формируют учебный и воспитательный процесс детей с особыми образовательными потребностями. Количество детей с такой особенностью увеличивается по всему миру. Актуальность данного исследования подтверждается пониманием того, что дети с ЗПР нуждаются в педагогическом сопровождении и поиску особых усилий на пути к достижению образовательных целей обучения и воспитания младших школьников. Уровень познавательной активности у младших школьников невысок, а соответственно педагогическая деятельность учителя начального образования должна быть направлена на ее формирование. Данная задача является одной из основных для педагога образовательного учреждения. Младшие школьники с задержкой психического развития чаще всего обучаются в инклюзивных классах, которые интегрируют детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив младших школьников без особых образовательных потребностей, то есть норматипичных детей. Согласно исследованию Бабкиной Н. В., результаты которого изложены в ее статье «Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития», мы видим следующую тенденцию. Год от года растет количество детей с ЗПР, обучающихся в условиях инклюзии. Так, в 2013-2014 уч. г. в специальных (коррекционных) школах/классах обучались 115,1 тыс. детей с ЗПР, а в условиях инклюзивного образования — 76,6 тыс. человек. В 2015-2016 уч. г. эти показатели практически сравнялись: 96 тыс. детей с ЗПР обучались. В настоящее время количество детей с ЗПР, получающих образование в условиях инклюзии, существенно превышает их количество в специальных (коррекционных) школах/классах. В 2019-2020 уч. году 92,1 тыс. детей с ЗПР обучались в специальных школах/ классах, а в условиях инклюзии — 170,5 тыс. (65% от общего числа). [4] Инклюзивное обучение должно учитывать особенности и особые потребности обучения и воспитания каждого ребёнка, учитывая те или иные возможности психического и физического здоровья. Так, педагогу необходимо создать такие условия, при которых каждый из учеников определяет для себя возможности и потребности в учении, а также проявляет интерес, участвуя в образовательной деятельности. Одним из особо важных условий является познавательная активность, которая является одним из необходимых компонентов познавательной деятельности большинства норматипичных младших школьников. Познавательная активность определяет дальнейшие шаги ученика и в том числе его успех.
Проблема исследования заключается в необходимом повышении познавательной активности младших школьников. Мотивация детей определяет эффективность педагогической деятельности учителя начальных классов. Кроме того, формирование данного аспекта происходит именно в младшем школьном возрасте, а распространяется на младшие школьные годы ребёнка и дальнейшее развитие образовательного процесса. Образование инклюзивного типа обострило данную проблему, поскольку четко прослеживается, что у учеников младшего школьного возраста в одном классе однозначно различные уровни познавательной активности, что, очевидно, не проходит бесследно для результатов и прогресса учеников. Таким образом, повышение активности является ключевым аспектом успешного формирования предметных, метапредметных и личностных задач образования и воспитания.
Данная проблема является актуальной и важной на сегодняшний день, однако степень ее разработанности предполагает дальнейшей проработки, поскольку вопрос не изучен полностью, а лишь частично, при этом наблюдается скудное количество научных работ и исследований по вышеизложенной теме. Так, можно сделать вывод о том, что любый разработки в практической и теоретической части являются важными для развития научного и практической педагогической деятельности.
Объектом в данном исследовании является познавательная активность младшего школьника с задержкой психического развития, а предметом изучения можно обозначить приемы и методы формирования познавательной активности младшего школьника с задержкой психического развития посредством внеурочной деятельности.
Цель работы: охарактеризовать методики и приемы, которые формируют познавательную активность у младших школьников с задержкой психического развития на основе внеклассной работы.
Задачи курсовой работы определяются следующим:
• Изучить теоретическую основу темы и отдельных аспектов, а именно таких понятий как: познавательная активность, внеурочная деятельность, инклюзивная образовательная среда.
• Изучить и определить особенности младших школьников с ЗПР, а также сформировать представление о познавательной активности такого ребёнка.
• Охарактеризовать приемы и методы формирования познавательной активности младшего школьника с задержкой психического развития во внеурочной деятельности инклюзивный образовательной среды.
• Подвести итоги и сделать выводы.
Гипотеза данной работы заключается в том, что игровой формат внеклассных мероприятий как средство формирования уровня познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития является результативным.
Среди методов работы данной работы можно выделить: наблюдение, эксперимент, сравнение и анализ теоретической основы проблемного вопроса. При этом эмпирическая база разработки курсовой работы является Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение города Калининграда Средняя Общеобразовательная Школа №19, а именно инклюзивный 2 класс.
Структура курсовой работы заключается в следующем. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Объём работы 50 страниц.
В ходе работы над курсовой работой и изучением теоретической основы написания данного исследования было изучено достаточное количество психолого-педагогической литературы по формированию познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития, по стимулированию интереса, по повышению мотивации и позитивного отношения к познанию.
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют низкий уровень познавательной активности, вплоть до интеллектуальной пассивности. При этом важно понимать, что задержка психического развития имеет временный характер, а значит преодолеть данную особенность возможно и вероятно в условиях благоприятной и нацеленной на результат среды. Именно поэтому имеет смысл говорить о формировании познавательной активности младших школьников с ЗПР, которая бы устанавливала познавательные интересы ребенка, соответствующие его возрасту.
Было выявлено множество способов формирования познавательной активности у детей с ЗПР, однако наиболее интересным и актуальным для младших школьников можно считать игру, поскольку она может сочетать в себе различные способы мотивации младшего школьника. Среди них можно выделить и разнообразие форм проведения, и наличие соперничества, и обширный характер для развития познавательной деятельности.
В ходе эксперимента было проведено четыре мероприятия в рамках внеурочной деятельности, которые способствовали повышению уровня познавательной активности младших школьников с ЗПР. По результатам проведенных игр и диагностического анализа было выявлено повышение уровня активности и результативность разработанных мероприятий.
Таким образом, гипотеза о результативности игр как средства формирования и повышения познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития подтвердилась. У учащихся действительно стала преобладать активность над отвлекаемостью в познавательной деятельности. Они стали более активными и автономными, чем были до проведенных мероприятий.
1. Айрумян Г.С., Ёрш, К. В. Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс] // Юный ученый. 2016. № 1 (4). URL: https://moluch.ru/young/archive/4/241/ (дата обращения: 08.12.2022)
2. Александрова Н.С., Баженова Ю.А. Методологические аспекты организации инклюзивной образовательной среды в начальной школе [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-organizatsii-inklyuzivnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 06.03.2023)
3. Арбабаева А.Т., Туганбекова К.М., Алшынбекова Г.К. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-1. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10793 (дата обращения: 08.01.2023)
4. Бабкина Н. В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. №202. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-obrazovanii-i-psihologo-pedagogicheskom-soprovozhdenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 27.03.2023)
5. Богинская Ю.В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки . 2015. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-obrazovatelnaya-sreda-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-i-nachalnoy-shkoly-kompleksnyy-podhod (дата обращения: 08.01.2023)
6. Божко Е. А. Развитие познавательной активности учащихся начальной школы [Электронный ресурс] // «CORE» URL: https://core.ac.uk/download/pdf/224977556.pdf (дата обращения: 06.03.2023)
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. – 96 с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский - Москва: Просвещение, 2003. - 519 с.
9. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / С.Е. Гайдукевич // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. - Минск: Четыре четверти, 2007. - С. 34-46.
10. Гуссоева А.И., Качмазова И.Л., Тимошкина Н.В. Особенности развития познавательного интереса младших школьников [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19337 (дата обращения: 08.01.2023)
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
12. Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко // Специалист, 2008. - № 2. - С. 30–33.
13. Доступная среда. Сведения об общеобразовательной организации [Электронный ресурс] // Сайт МАОУ СОШ №19. URL: https://www.sh19klgd.ru/sveden/dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 08.04.2023)
14. Доронина, Н. Н., Чернова О.А. Познавательная активность детей младшего школьного [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 4 (190). URL: https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения: 08.01.2023)
15. Иванченко И.В., Таашева А.С. Внеурочная деятельность младших школьников как основа формирования метапредметных умений [Электронный ресурс] // Символ науки. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-kak-osnova-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy (дата обращения: 08.12.2022)
16. Киселева Т.Г., Чальцева Т.И. Познавательная активность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии [Электронный ресурс] // МНИЖ. 2021. №3-3 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-inklyuzii (дата обращения: 07.02.2023)
17. Козырева О.А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Козырева // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. -2014. - N 9/10. - С. 33-37.
18. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 15-27.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев - М., 1972. - 510 с.
20. Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Концепт. 2013. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspektnyy-analiz-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 10.01.2023)
21. Макарьев И.С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования : терминологический словарь [Текст] /СПб. : СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. – 15 с.
22. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-kak-komponent-tvorcheskogo-samorazvitiya-shkolnika (дата обращения: 08.01.2023)
23. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / Л.В. Мардахаев. РГСУ - Москва. 2016. - 15 c.
24. Новичкова А.С. Внеурочная деятельность как одно из перспективных направлений образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Символ науки. 2020. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-kak-odno-iz-perspektivnyh-napravleniy-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.12.2022)
25. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 2.1 (82.1). URL: https://moluch.ru/archive/82/15022/ (дата обращения: 04.01.2023)
26. Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в МАОУ СОШ №19 [Электронный ресурс] // сайт школы МАОУ СОШ №19. URL: https://www.sh19klgd.ru/sveden/document/lokalno-norm-act/полож%20об%20орг%20инклюз.pdf (дата обращения: 08.04.2023)
27. Прищепа С.С., Начкина А.А. Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2021. № 48 (390). URL: https://moluch.ru/archive/390/86096/ (дата обращения: 19.12.2022)
28. Райлян Т. А. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2021. № 50 (392). URL: https://moluch.ru/arинchive/392/86423/ (дата обращения: 10.01.2023)
29. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М., 1973. - 268с.
30. Сафонова О.В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 25.01.2023)
31. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: книга для учителей и воспитателей / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 1980. 144 с
32. Слепченкова Л.Н. Развитие познавательной и творческой активности, коррекция нравственных ориентиров подростков 11-17 лет в ходе реализации авторской программы «Кладовая знаний» / Л.Н. Слепченкова // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. - Издательство: ИЦ «Наука», 2016. - С.345-346
33. Сойко К.В. Особенности развития функций программирования, регуляции и контроля младших школьников с трудностями обучения / К.В. Сойко // Научные стремления. - 2016. - №19. - C.84-88
34. Трубинова К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе [Электронный ресурс] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Международной науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ (дата обращения: 28.03.2023)
35. Федеральный закон от 30.06.2007 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69387/ (дата обращения: 12.04.2023)
36. Федеральный закон от 29.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.09.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.01.2023)
37. Харламова В.Г. Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ / В.Г. Харламова // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 256-257.
38. Храпченков В.Г., Храпченкова И.В. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-aktivizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.12.2022)
39. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
40. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
41. Эльчиева Д.Т. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников [Электронный ресурс] // European science. 2020. №4 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-i-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 10.03.2023).
42. Юрченко Ю.В. Инклюзивная компетентность субъектов образовательного процесса: к вопросу о понятии с структуре [Электронный ресурс] // КПЖ. 2020. №3 (140). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-kompetentnost-subektov-obrazovatelnogo-protsessa-k-voprosu-o-ponyatii-i-strukture (дата обращения: 02.04.2023)