Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Участие медицинской сестры в реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговую травму (Медицинский колледж №5 (г. Москва))

Работа №118652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

сестринское дело

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение «Городская клиническая больница №52 Департамента здравоохранения города Москвы».
Выборка: 10 медицинских сестер неврологического отделения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ 7
1.1 Анатомия головного мозга 7
1.2. Биомеханика черепно-мозговой травмы 9
1.3. Типы черепно-мозговой травмы 10
1.4. Патофизиология черепно-мозговой травмы 14
1.5. Диагностика и методы оценки состояния пациента с черепно-мозговой травмой 15
1.6. Роль медицинской сестры в лечении и реабилитации пациента с черепно-мозговой травмой 23
1.7 Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ 26
2.1. База исследования 26
2.2. Характеристика контингента исследования 27
2.3. Методы и методика исследования 29
2.4. Описание результатов исследования 30
2.5 Сестринский уход за пациентами с черепно-мозговой травмой 45
2.6 Выводы по результатам исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72

Актуальность исследования обусловлена тем, что черепно-мозговые травмы (ЧМТ) являются одной из самых актуальных проблем общественного здравоохранения, характеризуются высокой распространенностью и летальностью пациентов. Клиницисты называют ЧМТ «тихой эпидемией», которая приводит к летальным исходам и инвалидности пострадавших чаще, чем любое другое травматическое повреждение. В последние десятилетия в мире наблюдается неуклонный рост стихийных бедствий, техногенных катастроф, транспортных аварий, военных конфликтов, которые сопровождаются массовыми травматическими повреждениями, в особенности – ЧМТ.
ЧМТ составляют 30-40 % от общей структуры травм, среди сочетанных травм они составляют около 80 %. Показатели распространенности ЧМТ в мире значительно варьируют, составляя от 95 до 783 на 100 тыс. населения в год, а показатель смертности населения составляет от 9,5 до 66 на 100 тыс. населения в год. Ежегодно в Российской Федерации 1,4 млн человек подвергаются какой-либо ЧМТ; 1,1 млн доставляются в отделение неотложной помощи, получают лечение и выписываются; 235 тыс. госпитализируются на значительный срок; 50 тыс. погибают. Кроме того, ежегодно от 80 до 90 тыс. пациентов с ЧМТ становятся инвалидами.
В последние десятилетия отмечается увеличение не только количества ЧМТ, но и более тяжелое их течение, что сопряжено с увеличением количества транспортных аварий. Как правило, травмируются люди наиболее трудоспособного возраста, что придает проблеме не только медицинский, но и общественно-социальный характер. ЧМТ на сегодняшний день, как причина смерти среди населения день занимают третье место в мире, а также несут за собой тяжелые осложнения.
Чаще остальных у пострадавших возникают закрытые черепно-мозговые травмы (ЗЧМТ) (96%), открытые черепно-мозговые травмы (ОЧМТ) составляют порядка 4%. Среди клинических форм ЧМТ большую долю составляет сотрясение головного мозга (74%) и ушиб головного мозга (26%). Приблизительно в 22% случаев ушиб головного мозга сочетается с переломом черепа, в 14% – с подгелеальным кровоизлиянием. Ведущими клиническими симптомами ЧМТ является головная боль, головокружение, тошнота, рвота, однако течение может сильно различаться у разных пациентов.
В диагностических рекомендациях для медицинских работников большая роль отводится современным методам нейровизуализации в идентификации ЧМТ, таким как магнитно-резонансная томография, однофотонная эмиссионная компьютерная томография и рентген черепа.
Клинические рекомендации гласят, что медицинские работники должны информировать пациентов и семью о том, что у большинства пациентов с ЧМТ могут возникать значительные трудности, которые длятся более 1-3 месяцев после травмы, а восстановление каждого пациента после ЧМТ уникально и будет следовать своей собственной траектории. Кроме того, медицинские работники должны оценить анамнез и проконсультировать пациента и семью о том, что восстановление после ЧМТ может быть отложено вследствие наличия определенных факторов риска. Основываясь на преморбидном анамнезе, характеристиках травмы, текущей оценке состояния и прогнозе выздоровления, медицинские работники должны следить за пациентами с ЧМТ, которые, как определено, подвержены высокому риску стойких симптомов. Несмотря на то, что для каждой клинической формы последствий ЧМТ характерна своя симптоматика, можно выявить общие посттравматические проявления, среди которых доминируют вестибулярная дисфункция и постуральные нарушения.
Патофизиология ЧМТ и симптоматика (как острая, так и длительная) влияют на способность пациента в дальнейшем функционировать физически, когнитивно и психологически. При этом, несмотря на бремя общественного здравоохранения, в настоящее время клинические рекомендации крайне индивидуализированы вследствие малой изученности вопроса. В этой связи крайне важны подробные исследования каждой истории болезни пациента с ЧМТ.
Важное место при лечении пациентов, занимают лечебно-диагностические мероприятия с пациентами, проведение сестринского ухода в сочетании с методами реабилитации. Уход за пациентами с ЧМТ заключается в предупреждении пролежней и гипостатической пневмонии. Даже при лёгкой и средней ЧМТ последствия дают знать о себе в течение месяцев или лет. Так называемый «посттравматический синдром» характеризуется головной болью, головокружением, повышенной утомляемостью, снижением настроения, нарушениями памяти. Реабилитационные мероприятия включают лечебную физкультуру, физиотерапию, приём сосудистых и противосудорожных препаратов, витаминотерапию.
Главная роль медицинской сестры состоит в том, что она обеспечивает взаимодействие между врачом, пациентом и кабинетами функциональной диагностики. Медицинская сестра – ключевой специалист, обеспечивающий подготовку пациента к процедурам. Кроме того, ее роль в уходе за пациентом в современных условиях постоянно возрастает, поэтому специалисты среднего звена все чаще привлекаются к этому, медицинская сестра должна быть готова ответить на любой вопрос пациента в пределах ее компетенции и информировать пациента на доступном для него и грамотном уровне.
Цель исследования: изучить участие медицинской сестры в реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговую травму.
Задачи исследования:
 на основании литературного обзора изучить классификацию, степени тяжести, патофизиологию и распространенность ЧМТ;
 определить основные диагностические методы оценки состояния пациента с ЧМТ;
 выявить основные настоящие и потенциальные проблемы пациента с ЧМТ;
 на основании изучения клинического случая пациента с ЧМТ разработать тактику сестринского ухода;
 на основании анкетирования медицинских сестер выявить проблемы в сестринском уходе за пациентами с ЧМТ и разработать рекомендации для медицинских сестер по реабилитации пациентов с ЧМТ.
Объект исследования: ЧМТ.
Предмет исследования: участие медицинской сестры в реабилитации пациентов с ЧМТ.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы:
 метод теоретического анализа научно-методической литературы и синтеза выводов;
 метод проведения анкетирования, анализа данных анкет, обобщения результатов исследования.
 обследование с помощью специальных методов.
 систематизация собранного материала.
 статистический анализ современных данных о заболеваемости ЧМТ;
 метод изучения медицинской документации, историй болезни пациентов;
 проектирование памятки.
База исследования: ГБУЗ города Москвы «Областной клинический многопрофильный центр».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На основании литературного обзора показано, что ЧМТ является одним из наиболее частых неврологических расстройств. Из всех случаев 90% считаются легкими с ежегодной заболеваемостью 100-300 на 100 тыс населения. Отмечено, что существует реальная проблема управления здравоохранением из-за необходимости исключить малую вероятность опасных для жизни осложнений у большого числа отдельных пациентов.
2. Основными диагностическими методами оценки состояния пациента с ЧМТ является оценка по шкале Глазго, краниография, эхоэнцефалография, люмбальная пункция, а также извлечения КТ и МРТ.
3. К основным настоящим проблемам пациента с ЧМТ относится наличие раны, истечение ликвора и кровотечение, головная боль, неврологические симптомы, рвота, неспособность поддерживать температуру тела. К потенциальным проблемам отнесен риск развития инфекций, асфиксия и возможная смерть пациента.
4. На основании изучения клинического случая пациента с ЧМТ разработана тактика сестринского ухода, центральным звеном которого является контроль состояния пациента, обеспечение гигиены, кормление, поддержание водного баланса, профилактика осложнений и выполнение назначений врача.
5. На основании анкетирования медицинских сестер показано, что сестры не вполне информированы об особенностях сестринского ухода за пациентами с ЧМТ, их знания нуждаются в коррекции. Медицинские сестры не оказывают должное внимание профилактике пролежней, не всегда информируют родственников пациента о важных аспектах заболевания и назначения врача. На основании анализа проблем в сестринском уходе за пациентами с ЧМТ в работе разработаны рекомендации для медицинских сестер по реабилитации пациентов с ЧМТ.



1. Аханов, Г.Ж. Клинико-эпидемиологические аспекты черепно-мозговой травмы / Г.Ж. Аханов, Е.С. Утеулиев, Е.К. Дюсембеков [и др.]. – Текст : непосредственный // Вестник КазНМУ. – 2018. – №3. – С.113-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-epidemiologicheskie-aspekty-cherepno-mozgovoy-travmy-1 (дата обращения: 03.02.2022).
2. Баталова, Е. М. Craniocerebral injury in childhood / Е. М. Баталова, А. С. Кропачева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 194-197. URL: https://moluch.ru/archive/294/66857/ (дата обращения: 03.02.2022).
3. Васильева, Ю.П. Ультразвуковая нейровизуализация как технология скрининговой диагностики патологии центральной нервной системы у детей/ Ю.П. Васильева, Н.В. Скрипченко, А.В. Климкин [и др.]. – Текст : непосредственный // ПМ. – 2020. – №6. – С.83-96.
4. Заваденко, Н.Н. Когнитивные и пароксизмальные расстройства в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы у детей и подростков. / Н.Н. Заваденко, Ю.Е. Нестеровский [и др.]. – Текст : непосредственный // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Коракова. – 2019. – 1(119). – С. 110-117.
5. Ильина, К.С. Сестринский уход за пациентами с черепно-мозговой травмой / К.С. Ильина, Е.С. Семенихина // V Всероссийская студенческая научная конференция с международным участием «беречь и развивать благородные традиции медицины»: верность профессии в истории моей страны. – 2022. – Т. 11. – С. 247-251
6. Камынина, Н.Н. Теория сестринского дела: учебник для учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования / Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных [и др.]. - 2-е
7. Клинические рекомендации: лечение пострадавших детей с черепномозговой травмой// Ассоциация детских нейрохирургов России. – Москва, 2015. – 36 с.
8. Коновалов, А.Н. Состояние нейрохирургической службы Российской Федерации / А.Н. Коновалов, С.К. Горелышев [и др.]. – Текст : непосредственный //Вопросы нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко. – 2017. – 1 (81). – С. 5-12.
9. Корягина, Н. Ю. Организация специализированного сестринского ухода : учебное пособие / Н. Ю. Корягина, Н. В. Широкова, Ю. А. Наговицына [и др. ] ; под ред. З. Е. Сопиной. - Москва : ГЭОТАР Медиа, 2020. - 464 с. : ил. - 464 с. - ISBN 978-5-9704-5694-1. - Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970456941.html (дата обращения: 25.01.2023). - Режим доступа : по подписке.
10. Крохмаль, С.В. Черепно-мозговая травма у детей младшей возрастной группы/ С.В. Крохмаль. – Текст : непосредственный //Международный студенческий научный вестник. – 2016. – 4(1). – С.71- 72.
11. Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 716 с. https://www.phoenixbooks.ru/books/book/O0102347/osnovy-sestrinskogo-dela-kurs-lekciy-sestrinskie-tehnologii-uchebnik---izd-4-e
12. Лихтерман, Л.Б. Последствия черепно-мозговой травмы / Л.Б. Лихтерман, А.А. Потапов [и др.]. – Текст : непосредственный // Судебная медицина. – 2016. – 4(2). – С. 4-20.
13. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник для медицинских училищ и колледжей / С.А. Мухина И.И. Тарновская// 2-е изд, испр.и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с.
14. Новокшонов, А.В. Черепно-мозговые повреждения у детей при политравме / А.В. Новокшонов, Т.В. Ластаев. – Текст : непосредственный //Политравма. – 2015. – 1. – С. 23-28.
15. Орел, В.В. Медико-социальные аспекты последствий черепно-мозговой травмы у детей / В.В. Орел. – Текст : непосредственный // Медицина и организация здравоохранения. – 2020. – №2. – С.11-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-posledstviy-cherepno-mozgovoy-travmy-u-detey (дата обращения: 03.02.2022).
16. Островская, И. В. Алгоритмы манипуляций сестринского ухода : учеб. пособие / И. В. Островская, Н. В. Широкова, Г. И. Морозова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 312 с. - ISBN 978-5-9704-5401-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970454015.html (дата обращения: 01.02.2023).
17. Парахина, А.П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»: учебно-методическое пос. для СПО. – 5-е изд., стер. / А.П. Парахина. – Текст : непосредственный. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 256 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/167137 (дата обращения: 25.01.2023).
18. Перхов, В.И. Показатели работы стационаров нейрохирургического профиля в 2017 году/ В.И. Перхов. – Текст : непосредственный // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. – 2019. – 1. – С. 91-104.
19. Петренко, В.Н. Особенности течения черепно-мозговой болезни у детей с дисплазией соединительной ткани / В.Н. Петренко // Актуальные проблемы сучасовой медицины: Вестник украинской медицинской стоматологической академии. – 2018. – №3 (63). – С.107-109.
20. Семенова, Ж.Б. Специализированная помощь или «цепочка выживания» у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой/ Ж.Б. Семенова, С.А. Валиуллина, О.В. Карасева [и др.]. – Текст : непосредственный // Медицинский алфавит. – 2014. – 5(1). – С. 6- 236
21. Семенова, Ж.Б. Лекманов А.У., Хачатрян В.А., Горелышев С.К. Рекомендации по лечению детей с черепно-мозговой травмой/ Ж.Б. Семенова, А.В. Мельников, И.А. Саввина [и др.]. – Текст : непосредственный // Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии. – 2016. – 2(6). – С. 112-131.
22. Семенова, Ж.Б. Концепция восстановительного лечения ТЧМТ в условиях детского нейрохирургического отделения/ Ж.Б. Семенова, Л.М. Рошаль, С.А. Валиуллина [и др.]. – Текст : непосредственный Российский нейрохирургический журнал им. Профессора А.Л. Поленова. – 2017. – 5 (9). – С. 223-224.
23. Чухловина, М.Л. Особенности диагностики черепно-мозговой травмы в детском возрасте/ М.Л. Чухловина. – Текст : непосредственный // Педиатр. – 2013. – №4. – С.56-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-diagnostiki-cherepno-mozgovoy-travmy-v-detskom-vozraste (дата обращения: 03.02.2022).
24. Шарова, Е.А. Предотвратимые потери здоровья от черепномозговой травмы у детей: региональные особенности и стратегические подходы по их сокращению (комплексное социально-гигиеническое исследование): дисс. … докт. мед. наук, 14.02.03 - «Общественное здоровье и здравоохранение». – Москва, 2019. – 259 с.
25. Ito K. Differences in brain metabolic disorders in patients with chronic mild/moderate TBI with and without visible brain lesions based on MRI/К. Ito, Y. Ikegami, J. Shinoda // Biomed Res Int. – 2016. – Р. 3794029. doi: 10.1155/2016/3794029
26. Okonkwo, D.O. Testing of blood biomarkers of glial fibrillar acid protein compared to calcium-binding protein S100 B for predicting traumatic brain injuries: transformative research and clinical knowledge in the field of traumatic brain injury research / D.O. Okonkwo, R.C. Puffer, A.M. Puccio [et al] // J Neurotrauma. – 2020. – 37. – Р.2460–2467. doi: 10.1089/neu.2020.7140
27. Sardinia, D.M. Nursing care for severe traumatic brain injury / D.M. Sardinia, , G.F. Costa, L.C. Cunha // International Journal of Advanced Engineering Research n d Science (IJAERS). – 2019. – 6, 12. doi: 10.22161/ijaers.612.49
28. Serpa, R.O. Pathophysiology of childhood traumatic brain injury/ R.O. Serpa, L. Ferguson, C. Larson// Neurol. – 2021. https://doi.org/10.3389/fneur.2021.696510

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ