Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение «Городская клиническая больница №52 Департамента здравоохранения города Москвы».
Выборка: 10 медицинских сестер неврологического отделения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ 7
1.1 Анатомия головного мозга 7
1.2. Биомеханика черепно-мозговой травмы 9
1.3. Типы черепно-мозговой травмы 10
1.4. Патофизиология черепно-мозговой травмы 14
1.5. Диагностика и методы оценки состояния пациента с черепно-мозговой травмой 15
1.6. Роль медицинской сестры в лечении и реабилитации пациента с черепно-мозговой травмой 23
1.7 Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ 26
2.1. База исследования 26
2.2. Характеристика контингента исследования 27
2.3. Методы и методика исследования 29
2.4. Описание результатов исследования 30
2.5 Сестринский уход за пациентами с черепно-мозговой травмой 45
2.6 Выводы по результатам исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72
Актуальность исследования обусловлена тем, что черепно-мозговые травмы (ЧМТ) являются одной из самых актуальных проблем общественного здравоохранения, характеризуются высокой распространенностью и летальностью пациентов. Клиницисты называют ЧМТ «тихой эпидемией», которая приводит к летальным исходам и инвалидности пострадавших чаще, чем любое другое травматическое повреждение. В последние десятилетия в мире наблюдается неуклонный рост стихийных бедствий, техногенных катастроф, транспортных аварий, военных конфликтов, которые сопровождаются массовыми травматическими повреждениями, в особенности – ЧМТ.
ЧМТ составляют 30-40 % от общей структуры травм, среди сочетанных травм они составляют около 80 %. Показатели распространенности ЧМТ в мире значительно варьируют, составляя от 95 до 783 на 100 тыс. населения в год, а показатель смертности населения составляет от 9,5 до 66 на 100 тыс. населения в год. Ежегодно в Российской Федерации 1,4 млн человек подвергаются какой-либо ЧМТ; 1,1 млн доставляются в отделение неотложной помощи, получают лечение и выписываются; 235 тыс. госпитализируются на значительный срок; 50 тыс. погибают. Кроме того, ежегодно от 80 до 90 тыс. пациентов с ЧМТ становятся инвалидами.
В последние десятилетия отмечается увеличение не только количества ЧМТ, но и более тяжелое их течение, что сопряжено с увеличением количества транспортных аварий. Как правило, травмируются люди наиболее трудоспособного возраста, что придает проблеме не только медицинский, но и общественно-социальный характер. ЧМТ на сегодняшний день, как причина смерти среди населения день занимают третье место в мире, а также несут за собой тяжелые осложнения.
Чаще остальных у пострадавших возникают закрытые черепно-мозговые травмы (ЗЧМТ) (96%), открытые черепно-мозговые травмы (ОЧМТ) составляют порядка 4%. Среди клинических форм ЧМТ большую долю составляет сотрясение головного мозга (74%) и ушиб головного мозга (26%). Приблизительно в 22% случаев ушиб головного мозга сочетается с переломом черепа, в 14% – с подгелеальным кровоизлиянием. Ведущими клиническими симптомами ЧМТ является головная боль, головокружение, тошнота, рвота, однако течение может сильно различаться у разных пациентов.
В диагностических рекомендациях для медицинских работников большая роль отводится современным методам нейровизуализации в идентификации ЧМТ, таким как магнитно-резонансная томография, однофотонная эмиссионная компьютерная томография и рентген черепа.
Клинические рекомендации гласят, что медицинские работники должны информировать пациентов и семью о том, что у большинства пациентов с ЧМТ могут возникать значительные трудности, которые длятся более 1-3 месяцев после травмы, а восстановление каждого пациента после ЧМТ уникально и будет следовать своей собственной траектории. Кроме того, медицинские работники должны оценить анамнез и проконсультировать пациента и семью о том, что восстановление после ЧМТ может быть отложено вследствие наличия определенных факторов риска. Основываясь на преморбидном анамнезе, характеристиках травмы, текущей оценке состояния и прогнозе выздоровления, медицинские работники должны следить за пациентами с ЧМТ, которые, как определено, подвержены высокому риску стойких симптомов. Несмотря на то, что для каждой клинической формы последствий ЧМТ характерна своя симптоматика, можно выявить общие посттравматические проявления, среди которых доминируют вестибулярная дисфункция и постуральные нарушения.
Патофизиология ЧМТ и симптоматика (как острая, так и длительная) влияют на способность пациента в дальнейшем функционировать физически, когнитивно и психологически. При этом, несмотря на бремя общественного здравоохранения, в настоящее время клинические рекомендации крайне индивидуализированы вследствие малой изученности вопроса. В этой связи крайне важны подробные исследования каждой истории болезни пациента с ЧМТ.
Важное место при лечении пациентов, занимают лечебно-диагностические мероприятия с пациентами, проведение сестринского ухода в сочетании с методами реабилитации. Уход за пациентами с ЧМТ заключается в предупреждении пролежней и гипостатической пневмонии. Даже при лёгкой и средней ЧМТ последствия дают знать о себе в течение месяцев или лет. Так называемый «посттравматический синдром» характеризуется головной болью, головокружением, повышенной утомляемостью, снижением настроения, нарушениями памяти. Реабилитационные мероприятия включают лечебную физкультуру, физиотерапию, приём сосудистых и противосудорожных препаратов, витаминотерапию.
Главная роль медицинской сестры состоит в том, что она обеспечивает взаимодействие между врачом, пациентом и кабинетами функциональной диагностики. Медицинская сестра – ключевой специалист, обеспечивающий подготовку пациента к процедурам. Кроме того, ее роль в уходе за пациентом в современных условиях постоянно возрастает, поэтому специалисты среднего звена все чаще привлекаются к этому, медицинская сестра должна быть готова ответить на любой вопрос пациента в пределах ее компетенции и информировать пациента на доступном для него и грамотном уровне.
Цель исследования: изучить участие медицинской сестры в реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговую травму.
Задачи исследования:
на основании литературного обзора изучить классификацию, степени тяжести, патофизиологию и распространенность ЧМТ;
определить основные диагностические методы оценки состояния пациента с ЧМТ;
выявить основные настоящие и потенциальные проблемы пациента с ЧМТ;
на основании изучения клинического случая пациента с ЧМТ разработать тактику сестринского ухода;
на основании анкетирования медицинских сестер выявить проблемы в сестринском уходе за пациентами с ЧМТ и разработать рекомендации для медицинских сестер по реабилитации пациентов с ЧМТ.
Объект исследования: ЧМТ.
Предмет исследования: участие медицинской сестры в реабилитации пациентов с ЧМТ.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы:
метод теоретического анализа научно-методической литературы и синтеза выводов;
метод проведения анкетирования, анализа данных анкет, обобщения результатов исследования.
обследование с помощью специальных методов.
систематизация собранного материала.
статистический анализ современных данных о заболеваемости ЧМТ;
метод изучения медицинской документации, историй болезни пациентов;
проектирование памятки.
База исследования: ГБУЗ города Москвы «Областной клинический многопрофильный центр».
1. На основании литературного обзора показано, что ЧМТ является одним из наиболее частых неврологических расстройств. Из всех случаев 90% считаются легкими с ежегодной заболеваемостью 100-300 на 100 тыс населения. Отмечено, что существует реальная проблема управления здравоохранением из-за необходимости исключить малую вероятность опасных для жизни осложнений у большого числа отдельных пациентов.
2. Основными диагностическими методами оценки состояния пациента с ЧМТ является оценка по шкале Глазго, краниография, эхоэнцефалография, люмбальная пункция, а также извлечения КТ и МРТ.
3. К основным настоящим проблемам пациента с ЧМТ относится наличие раны, истечение ликвора и кровотечение, головная боль, неврологические симптомы, рвота, неспособность поддерживать температуру тела. К потенциальным проблемам отнесен риск развития инфекций, асфиксия и возможная смерть пациента.
4. На основании изучения клинического случая пациента с ЧМТ разработана тактика сестринского ухода, центральным звеном которого является контроль состояния пациента, обеспечение гигиены, кормление, поддержание водного баланса, профилактика осложнений и выполнение назначений врача.
5. На основании анкетирования медицинских сестер показано, что сестры не вполне информированы об особенностях сестринского ухода за пациентами с ЧМТ, их знания нуждаются в коррекции. Медицинские сестры не оказывают должное внимание профилактике пролежней, не всегда информируют родственников пациента о важных аспектах заболевания и назначения врача. На основании анализа проблем в сестринском уходе за пациентами с ЧМТ в работе разработаны рекомендации для медицинских сестер по реабилитации пациентов с ЧМТ.
1. Аханов, Г.Ж. Клинико-эпидемиологические аспекты черепно-мозговой травмы / Г.Ж. Аханов, Е.С. Утеулиев, Е.К. Дюсембеков [и др.]. – Текст : непосредственный // Вестник КазНМУ. – 2018. – №3. – С.113-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-epidemiologicheskie-aspekty-cherepno-mozgovoy-travmy-1 (дата обращения: 03.02.2022).
2. Баталова, Е. М. Craniocerebral injury in childhood / Е. М. Баталова, А. С. Кропачева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 194-197. URL: https://moluch.ru/archive/294/66857/ (дата обращения: 03.02.2022).
3. Васильева, Ю.П. Ультразвуковая нейровизуализация как технология скрининговой диагностики патологии центральной нервной системы у детей/ Ю.П. Васильева, Н.В. Скрипченко, А.В. Климкин [и др.]. – Текст : непосредственный // ПМ. – 2020. – №6. – С.83-96.
4. Заваденко, Н.Н. Когнитивные и пароксизмальные расстройства в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы у детей и подростков. / Н.Н. Заваденко, Ю.Е. Нестеровский [и др.]. – Текст : непосредственный // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Коракова. – 2019. – 1(119). – С. 110-117.
5. Ильина, К.С. Сестринский уход за пациентами с черепно-мозговой травмой / К.С. Ильина, Е.С. Семенихина // V Всероссийская студенческая научная конференция с международным участием «беречь и развивать благородные традиции медицины»: верность профессии в истории моей страны. – 2022. – Т. 11. – С. 247-251
6. Камынина, Н.Н. Теория сестринского дела: учебник для учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования / Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных [и др.]. - 2-е
7. Клинические рекомендации: лечение пострадавших детей с черепномозговой травмой// Ассоциация детских нейрохирургов России. – Москва, 2015. – 36 с.
8. Коновалов, А.Н. Состояние нейрохирургической службы Российской Федерации / А.Н. Коновалов, С.К. Горелышев [и др.]. – Текст : непосредственный //Вопросы нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко. – 2017. – 1 (81). – С. 5-12.
9. Корягина, Н. Ю. Организация специализированного сестринского ухода : учебное пособие / Н. Ю. Корягина, Н. В. Широкова, Ю. А. Наговицына [и др. ] ; под ред. З. Е. Сопиной. - Москва : ГЭОТАР Медиа, 2020. - 464 с. : ил. - 464 с. - ISBN 978-5-9704-5694-1. - Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970456941.html (дата обращения: 25.01.2023). - Режим доступа : по подписке.
10. Крохмаль, С.В. Черепно-мозговая травма у детей младшей возрастной группы/ С.В. Крохмаль. – Текст : непосредственный //Международный студенческий научный вестник. – 2016. – 4(1). – С.71- 72.
11. Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 716 с. https://www.phoenixbooks.ru/books/book/O0102347/osnovy-sestrinskogo-dela-kurs-lekciy-sestrinskie-tehnologii-uchebnik---izd-4-e
12. Лихтерман, Л.Б. Последствия черепно-мозговой травмы / Л.Б. Лихтерман, А.А. Потапов [и др.]. – Текст : непосредственный // Судебная медицина. – 2016. – 4(2). – С. 4-20.
13. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник для медицинских училищ и колледжей / С.А. Мухина И.И. Тарновская// 2-е изд, испр.и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с.
14. Новокшонов, А.В. Черепно-мозговые повреждения у детей при политравме / А.В. Новокшонов, Т.В. Ластаев. – Текст : непосредственный //Политравма. – 2015. – 1. – С. 23-28.
15. Орел, В.В. Медико-социальные аспекты последствий черепно-мозговой травмы у детей / В.В. Орел. – Текст : непосредственный // Медицина и организация здравоохранения. – 2020. – №2. – С.11-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-posledstviy-cherepno-mozgovoy-travmy-u-detey (дата обращения: 03.02.2022).
16. Островская, И. В. Алгоритмы манипуляций сестринского ухода : учеб. пособие / И. В. Островская, Н. В. Широкова, Г. И. Морозова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 312 с. - ISBN 978-5-9704-5401-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970454015.html (дата обращения: 01.02.2023).
17. Парахина, А.П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»: учебно-методическое пос. для СПО. – 5-е изд., стер. / А.П. Парахина. – Текст : непосредственный. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 256 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/167137 (дата обращения: 25.01.2023).
18. Перхов, В.И. Показатели работы стационаров нейрохирургического профиля в 2017 году/ В.И. Перхов. – Текст : непосредственный // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. – 2019. – 1. – С. 91-104.
19. Петренко, В.Н. Особенности течения черепно-мозговой болезни у детей с дисплазией соединительной ткани / В.Н. Петренко // Актуальные проблемы сучасовой медицины: Вестник украинской медицинской стоматологической академии. – 2018. – №3 (63). – С.107-109.
20. Семенова, Ж.Б. Специализированная помощь или «цепочка выживания» у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой/ Ж.Б. Семенова, С.А. Валиуллина, О.В. Карасева [и др.]. – Текст : непосредственный // Медицинский алфавит. – 2014. – 5(1). – С. 6- 236
21. Семенова, Ж.Б. Лекманов А.У., Хачатрян В.А., Горелышев С.К. Рекомендации по лечению детей с черепно-мозговой травмой/ Ж.Б. Семенова, А.В. Мельников, И.А. Саввина [и др.]. – Текст : непосредственный // Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии. – 2016. – 2(6). – С. 112-131.
22. Семенова, Ж.Б. Концепция восстановительного лечения ТЧМТ в условиях детского нейрохирургического отделения/ Ж.Б. Семенова, Л.М. Рошаль, С.А. Валиуллина [и др.]. – Текст : непосредственный Российский нейрохирургический журнал им. Профессора А.Л. Поленова. – 2017. – 5 (9). – С. 223-224.
23. Чухловина, М.Л. Особенности диагностики черепно-мозговой травмы в детском возрасте/ М.Л. Чухловина. – Текст : непосредственный // Педиатр. – 2013. – №4. – С.56-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-diagnostiki-cherepno-mozgovoy-travmy-v-detskom-vozraste (дата обращения: 03.02.2022).
24. Шарова, Е.А. Предотвратимые потери здоровья от черепномозговой травмы у детей: региональные особенности и стратегические подходы по их сокращению (комплексное социально-гигиеническое исследование): дисс. … докт. мед. наук, 14.02.03 - «Общественное здоровье и здравоохранение». – Москва, 2019. – 259 с.
25. Ito K. Differences in brain metabolic disorders in patients with chronic mild/moderate TBI with and without visible brain lesions based on MRI/К. Ito, Y. Ikegami, J. Shinoda // Biomed Res Int. – 2016. – Р. 3794029. doi: 10.1155/2016/3794029
26. Okonkwo, D.O. Testing of blood biomarkers of glial fibrillar acid protein compared to calcium-binding protein S100 B for predicting traumatic brain injuries: transformative research and clinical knowledge in the field of traumatic brain injury research / D.O. Okonkwo, R.C. Puffer, A.M. Puccio [et al] // J Neurotrauma. – 2020. – 37. – Р.2460–2467. doi: 10.1089/neu.2020.7140
27. Sardinia, D.M. Nursing care for severe traumatic brain injury / D.M. Sardinia, , G.F. Costa, L.C. Cunha // International Journal of Advanced Engineering Research n d Science (IJAERS). – 2019. – 6, 12. doi: 10.22161/ijaers.612.49
28. Serpa, R.O. Pathophysiology of childhood traumatic brain injury/ R.O. Serpa, L. Ferguson, C. Larson// Neurol. – 2021. https://doi.org/10.3389/fneur.2021.696510