Работа сделана на примере городского округа Большой Камень Приморского края.
Проведен анализ социально-экономического развития за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования………………………………5
1.1 Управление социально-экономическим развитием муниципального образования: цели, инструменты, модели………… 5
1.2 Основные направления социально-экономической политики муниципального образования15
1.3 Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным образованием………………………………………………… 19
2 Механизм управления социально-экономическим развитием городского округа «Большой Камень»………………………………….. 28
2.1 Структура и полномочия органов местного самоуправления по управлению социально-экономическим развитием городского округа «Большой Камень»..28
2.2 Динамика социально-экономического развития городского округа «Большой Камень» …33
2.3 Реализация программно-целевого метода управления социально-экономическим развитием городского округа «Большой Камень» ………… 42
3 Проблемы социально-экономического развития городского округа «Большой Камень» и пути их решения…………………57
3.1 Проблемы социально-экономического развития городского округа «Большой Камень» …57
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию управления социально-экономическим развитием городского округа «Большой Камень» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 66
Местная администрация должна активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые для улучшения социального развития.
В настоящее время наблюдается переосмысление сути управления социально-экономическим развитием. При установлении стратегических целей развития государства в целом и конкретных территорий приходит осознание потребности ориентироваться на нужды человека, его интересы и мнения. Вследствие чего повышается значение органов местного самоуправления в ходе социально-экономического развития. Необходимо их активное участие в управлении данным процессом как равноправный партнер с органами государственной власти.
Социально-экономическое развитие муниципального образования представляет собой управляемый процесс качественной трансформации социальной и экономической областей, не ухудшающим состояние окружающей среды, а также вызывающим улучшение качества жизни граждан. В качестве основного показателя и ключевой цели социально-экономического развития понимается улучшение качества жизни граждан, при этом трансформации в экономической области выступают как средства достижения указанной цели.
Для решения указанных проблем и оптимизации системы и процесса управления местным развитием требуется комплексная диагностика ключевых направлений и последствий управленческой деятельности, что определяет актуальность создания инструментария оценки качества и эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Проблемы развития муниципальных образований стали привлекать внимание ученых относительно недавно. Однако актуальность данного направления привела к созданию достаточно обширного спектра подходов к толкованию сущности развития и инструментов его организации.
Целью работы изучить управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере городского округа Большой камень Приморского края.
Задачи выпускной квалификационной работы в соответствии с установленной целью:
– изучить теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования;
– рассмотреть механизм управления социально-экономическим развитием городского округа «Большой камень»;
– изучить проблемы социально-экономического развития городского округа «Большой камень» и разработать пути их решения.
Предметом исследования выступает социально- экономическое развитие муниципального образования.
Объектом исследования – городской округ Большой Камень Приморского края.
Теоретическую основу дипломного проекта составили труды ведущих специалистов: Бондаренко Л.В., Бочкарева Т.В., Дармограй О.В., Мишин В.М., Топоров Д.И. и другие.
Нормативная основа – Конституция РФ, Федеральные законы, ведомственные акты, материалы периодической печати и журналы, данные статистической отчетности.
Методологической основой послужили исторический и системный подход, сравнительный анализ, методика непосредственной количественной оценки.
Вопросы социально-экономического развития территории и территории муниципального образования в частности интересны многим российским ученым и активно ими изучаются. Теоретической основой для исследования послужили научные работы таких авторов, как Постовой Н.В., Кузнецова Е.М, Бочко В.С., Вильчинская О, В., Зимин В.А., Кузнецова Э.Р., и др., учебники и учебные пособия по муниципальному праву. Основой для выполнения дипломной работы так же послужили нормативно-правовые документы Российской Федерации, законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы муниципальных программ социально-экономического развития городского округа Большой Камень Приморского края, постановления главы городского округа Большой Камень. Использовались статистические данные официальных источников, таких как Росстат, Приморскстат, статистические данные с официального сайта администрации городского округа Большой Камень Приморского края, а так же материалы всемирной сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, заключения и списка источников
Под управлением социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.
Механизм управления системой социально-экономического развития муниципального образования представляет собой сложную систему, которую следует применять во время управления процессом развития социально-экономической системы муниципального образования. Это обусловлено сложностью процесса достижения запланированного результата. Однако применение такого механизма в региональной экономике должно проходить в комплексе со всеми механизмами, которые не являются его составляющими. Ведь система социально-экономического развития муниципального образования является интегрированной системой региона, результаты функционирования которой зависят от других региональных подсистем или влияют на них.
Таким образом, экономическое развитие муниципального образования представляет собой взаимосвязанный процесс изменений в экономике муниципалитета, целью которого является улучшение качества жизни населения, управляемый органами местного самоуправления при привлечении институтов гражданского общества, предприятий, организаций и всех заинтересованных сторон.
Оценка экономической сферы муниципального образования представляет собой деятельность, направленную на использование специального инструментария в целях комплексного исследования состояния, явлений и процессов, протекающих в экономике муниципального образования, и формирование на этой основе предложений для экономических субъектов по ведению хозяйственной деятельности на данной территории.
В теории выделяют три похода к содержанию и определению сущности «социально – экономическое развитие территории».
Первый подход заключается в том, что под комплексным социально - экономическим развитием территории понимают максимально эффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения гармоничного и стабильного развития экономики и социальной сферы муниципального образования.
Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования подразумевает управляемый, эффективный и рациональный процесс изменений в различных областях жизни, который направлен на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования.
Второй подход заключается в том, что муниципальное развитие территории рассматривается в рамках его устойчивого развития. Устойчивое развитие муниципального образования - это такой процесс формирования устойчивой экономической основы муниципального образования, при котором достигается гармония с окружающей средой и учитывается интересы и потребности будущий поколений.
В третьем подходе социально-экономическое развитие муниципального образования рассматривается как деятельностный или процессный подход к муниципальному управлению, при этом на муниципальном уровне происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, и повышается качество его жизни.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018).
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
7. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 18 ст. 2003.
8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета от 9 мая 2012 г. № 102.
9. Андреев, А.А Программно – целевой подход социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / А.А. Андреев // Экономика и социум — №3(34) – 2019. – С. 36-37
10. Аракелян, М.А. Критерии инвестиционной привлекательности муниципального образования как объекта управления инвестиционной деятельностью [Текст] / М.А. Аракелян // Российский государственный социальный университет. — №9. – 2018. – С. 175-176.
11. Бочко В.С. Развитие территорий муниципальных образований с использованием программного метода [Электрон. ресурс] / В.С. Бочко // Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
12. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
15. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
16. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
17. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
18. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
19. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
20. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
Вильчинская О.В., Храбров Е.А., Гусев Е.А. Устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие: государство, регион, муниципальные образования [Электрон. ресурс] / О.В. Вильчинская, Е.А. Храбров, Е.А Гусев // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
21. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
22. Государственная и муниципальная служба: учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
23. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
24. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
25. Государственное антикризисное управление: учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
26. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
27. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
Зимин В.А., Кондратьев Д.А. Социально-экономическое развитие муниципального образовании [Электрон. ресурс] / В.А. Зимин, Д.А. Кондратьев 76 // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
Кузнецова Э.Р., Самойлов А.Н. Проблемы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований [Электрон. ресурс] / Э.Р. Кузнецова, А.Н. Самойлов // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
30. Стратегия социально-экономического развития городского округа Большой Камень до 2030 года// https://bkamen.gosuslugi.ru/dlya-zhiteley/ekonomika/strategiya/.
31. Торопов, Д.И. Программно-целевой подход к развитию сельских территорий / Д.И. Торопов // АПК: экономика, управление. – 2016. – №6. – С. 20– 23.
32. Устав городского округа Большой Камень Приморского края от 01.12.2022 №25.
33. Администрация городского округа Большой Камень https://bolshojkamen-r25.gosweb.gosuslugi.ru/.