Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы управления мотивацией персонала на предприятии 6
1.1 Понятие и сущность мотивации персонала на предприятии 6
1.2 Формы и методы мотивации персонала на предприятии 14
2 Анализ управления мотивацией персонала на предприятии ООО «Оригинал Автозапчасть» 19
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Оригинал Автозапчасть» 19
2.2 Анализ применяемых методов мотивации персонала на предприятии ООО «Оригинал Автозапчасть» 25
3 Мероприятия по совершенствованию управления мотивацией персонала на предприятии ООО «Оригинал Автозапчасть» 44
3.1 Основные направления совершенствования управления мотивацией персонала на предприятии ООО «Оригинал Автозапчасть» 44
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий 51
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Анкета 63
Актуальность темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что персонал является движущей силой развития организации, а возможность повысить его эффективность путем использования мотивационной системы становится основным факторов повышения конкурентоспособности в современных рыночных условиях. Учитывая современные реалии преобладания сферы услуг над остальными сегментами экономики, менеджменту компаний необходимо признать значимость вложений в собственный персонал, так как полученные результаты в любом случае будут превосходить затраченные ресурсы. Так как эффективно мотивированный персонал выполняет свою работу более качественно, с меньшей затратой ресурсов, то есть налицо наличие прямой связи между мотивацией работника и его эффективностью.
В настоящее время эффективность работников является одним из важных элементов, на который руководство любого предприятия обращает особо пристальное внимание. Ведь для достижения целей обеспечения производственного процесса в соответствии с планом требуется достижение работниками максимальной эффективности. Именно поэтому проблема мотивации как управленческая функция в последнее время вышла на передний фланг. Постепенно приходит понимание, что основной источник эффективности бизнеса кроется в людях.
Зарубежные страны с развитой экономикой достаточно давно осознали данный феномен и активно используют в своей деятельности мотивационный аспект управленческой работы, достигая при этом успеха в бизнесе. В нашей же стране до сих пор больше имеется идеологических наработок по данной проблеме, нежели внедренных и действующих в экономике. В этой связи выбранная тема не лишена актуальности.
Объект исследования - ООО «Оригинал Автозапчасть».
Предметом исследования является особенности системы мотивации персонала ООО «Оригинал Автозапчасть».
Цель - разработать рекомендации по управлению мотивацией персонала предприятия ООО «Оригинал Автозапчасть».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические подходы к изучению мотивации трудовой деятельности;
• провести оценку управления мотивацией труда в организации (на примере ООО «Оригинал Автозапчасть»);
• разработать предложения по совершенствованию системы мотивации труда персонала ООО «Оригинал Автозапчасть».
Теоретическая и методологическая основа этого исследования состоит из различных ученых трудов в области менеджмента, организации производства, мотивации труда, психологии, маркетинга.
Методы исследования: обобщение, сравнение, функциональный анализ.
Информационной базой для написания работы послужила организационная и отчетная документация ООО «Оригинал Автозапчасть».
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературных источников, необходимых приложений.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы мотивации как функции процесса управления, рассматривается методика анализа системы мотивации в организации.
Во втором разделе работы проводится анализ системы трудовой мотивации и стимулирования труда персонала, рассматривается существующая система трудовой мотивации и стимулирования труда.
В третьем разделе предлагаются направления для совершенствования системы управления трудовой мотивации и стимулирования труда персонала ООО «Оригинал Автозапчасть», рассчитывается экономическая выгода предлагаемых мероприятий.
Мотивация персонала является полноценным инструментом роста стоимости любой организации, в независимости от того, в какой сфере она функционирует, не имеет также значения численность работников организации и другие факторы. Мотивационная система должна быть грамотно выстроена, при этом в процессе построения системы необходимо соблюдение определенных принципов. Но несмотря на то, что в нашей стране больше ценится материальная составляющая мотивации, ниже рассмотрим, как можно мотивировать сотрудника при помощи моральных методов мотивации.
Исследование показало, что система мотивации персонала на предприятии находится в постоянном совершенствовании, при этом она подразделяется на направления материального и нематериального стимулирования. Выплаты различных надбавок, доплат и премий воспринимаются работниками как оплата труда вне зависимости от размера их оклада. В части нематериального стимулирования работникам ООО «Оригинал Автозапчасть» предоставляются различные виды социальной поддержки.
Однако проведенный опрос персонала выявил недостатки существующей системы трудовой мотивации в ООО «Оригинал Автозапчасть». В частности, было отмечено, что не все работники удовлетворены социальным пакетом организации, отмечаются случаи непонятных схем распределения премиальных, недостаточно хорошо обеспечены возможности карьерного роста. Ранжирование мотивационных факторов в зависимости от категории персонала показало, что на первом месте, как у руководителей, так и товароведов, стоит размер заработной платы. Диагностика типа трудовой мотивации выявила у опрошенных респондентов преобладание инструментально-профессионального типа мотивации - 53,3%, для которого базовой формой стимулирования выступают денежная и организационная.
Исходя из полученных результатов исследования, при разработке рекомендаций по повышению трудовой мотивации персонала учитывалось преобладание в структуре работников инструментально-профессионального типа мотивации. Рекомендации направлены на материальную составляющую мотивации труда и улучшение организации рабочего места сотрудников, а именно: пересмотр существующей системы оплаты труда товароведов-приемщиков за счет разработки системы оплаты труда, основанной на профессионализме работника и улучшение оснащения рабочего места товароведов-приемщиков с помощью покупки, и установки во всех отделениях сети профессиональной CRM-системы.
Преимущества ООО «Оригинал Автозапчасть» от измененной системы оплаты труда будут заключатся не только в росте эффективности труда работников и их производительности, но и существенном снижении потерь, которые неизменно возникают из-за невысокого профессионализма работников, а оснащение данным оборудованием не только улучшит условия труда товароведов, но и еще больше снизит риск принятия под залог поддельной вещи.
Оценка эффективности рекомендаций показала, что при общих затратах на их внедрение в сумме 1880 тыс. руб., ожидаемый рост выручки составит 3,5%, а дополнительная прибыль от реализации рекомендаций - 2559,33 тыс. руб.
Окупаемость проекта составит 0,74 года, а значение показателя ROI на втором году реализации проекта составляет 26,5%. Также помимо роста выручки и увеличения прибыли, не стоит забывать и о таких экономических выгодах, как снижение текучести кадров, сокращение затрат на привлечение новых работников и увеличение производительности труда.
Предлагаемые рекомендации имеют и социальный эффект. После проведенных нововведений ООО «Оригинал Автозапчасть» повысит имидж организации в глазах работников как социально-ориентированный работодатель, возрастет уровень удовлетворенности персонала своим трудом, повысится лояльность работников к организации, улучшиться социально-психологический климат в коллективе.
1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом. 2021. №1. С. 50-52.
2. Борисов И.А., Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Система стимулирования труда как фактор повышения конкурентоспособности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-3(54). С. 20-24.
3. Ворошилова О.И. Повышение лояльности сотрудников через мотивацию // Управление человеческим потенциалом. 2021.№03(15) С. 198-201.
4. Герчиков В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации// Мотивация и оплата труда. М.: КноРус, 2019. С. 3-12.
5. Иванова С.В. Дополнительные источники мотивации // Справочник по управлению персоналом. 2018. №12. С. 16-24.
6. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2018. 530 с.
7. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. М.: КноРус, 2019. 312 с.
8. Конюхова М.А. Нематериальные методы мотивации персонала на предприятии // Научный альманах. 2017. № 12-1(38). С. 78-81.
9. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2020. 240 с.
10. Нарожная Д.А. Деструктивная мотивация персонала: причины и пути ограничения: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2016. 25 с.
11. Одинцова С.В., Шарин В.И. Сущность и содержание понятия «мотивация персонала» // Достойный труд - основа стабильного общества. Екатеринбург, 2017. С. 86-89.
12. Павленко О.В. Направления развития системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: сборник научных статей IV межвузовской научно-практической конференции. 2019. С. 169-172.
13. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Магистр, 2019. 368 с.
14. Рассадин В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Труд и социальные отношения. 2018. №3. С. 53-57.
15. Рачкова С.Б., Ладная М.А. Мотивация персонала в современных экономических условиях // Мотивация и оплата труда. 2018. № 1. С. 2-6.
...