Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь психологического стресса и характера супружеских отношений в условиях эпидемиологической обстановки (на примере коронавирусной инфекции)

Работа №118627

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения понятия психологического стресса в отечественной и зарубежной психологии 11
1.1 Понятие «психологический стресс» в отечественных и зарубежных психологических научных исследованиях 11
1.2 Характеристика особенностей развития внутрисемейных отношений 26
1.3 Пандемия как фактор влияния на внутрисемейные взаимоотношения 35
Глава 2 Организация и содержание экспериментального исследования влияния психологического стресса на характер внутрисемейных отношений 43
2.1 Организация экспериментального исследования влияния психологического стресса на характер внутрисемейных отношений 43
2.2 Разработка и реализация психологической программы, направленной на снижение уровня негативного влияния психологического стресса на характер внутрисемейных отношений 55
Заключение 77
Список используемой литературы 81
Приложение А Сводные таблицы по психодиагностическим методикам 86
Приложение Б Результаты корреляционного анализа 89

Актуальность темы данной работы обуславливается тем, что в условиях пандемии происходит качественное изменение привычного стереотипа жизнедеятельности, степени трудовой занятости и степени угрозы для здоровья и жизни человека. Особенно остро данная проблема встает в связи со сложившейся системой самоизоляционных мер в отношении граждан в условиях эпидемиологической обстановки в период пандемии коронавирусной инфекции. Поскольку введенные меры карантина в условиях пандемии и сопутствующие им ограничения затрагивают и видоизменяют привычную специфику жизни человека и заставляют их изменять устоявшийся стереотип отношений. Из-за ограничительных мер, которые направлены на сдерживание коронавирусной инфекции, люди вынуждены адаптироваться к новым условиям. Многим приходится в этих условиях переводиться на удаленную форму работы, либо условия их трудовой деятельности значительно изменяются (продолжительность рабочего времени, загруженность, интенсивность).
Изменения привычного стереотипа деятельности является для человека стрессогенным условием. Помимо данного аспекта существуют и другие потенциальные стрессоры в условиях пандемии.
К потенциальным стрессорам в условиях в условиях эпидемиологической обстановки, по данным C. Wang относятся: угроза личной безопасности, возможность заражения инфекцией, информационная перегрузка, либо, наоборот, боязнь неизвестности, карантинные ограничения и необходимость самоизоляции, стигматизирование больных и социальная отчужденность, а также финансовые потери и переживание ненадежности в своей профессиональной сфере [49].
Перечисленные стрессоры в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии коронавирусной инфекции) предъявляют определенные требования к уровню психологического здоровья человека, его стрессоустойчивости, которые позволяют эффективно преодолеть негативные последствия сложившейся эпидемиологической обстановки и адаптироваться в новых условиях жизнедеятельности.
Функционирование человека в крайне нестабильной экономической ситуации в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии коронавирусной инфекции), провоцирует практически постоянное переживание субъективной незащищенности в сфере труда. Подобные переживания имеют выраженные отрицательные последствия для психологического благополучия личности и в целом для здоровья.
Причем, по мнению M. Spinelli, уровень негативных последствий переживаний, которые связаны с угрозой потери работы, превышает переживания, связанные с другими аспектами жизни [47]. В таких условиях человек находится в условиях хронического стресса. При этом в условиях карантинных мер и самоизоляции человек большую часть времени проводит дома с семьей. В связи с этим актуальным является изучение взаимосвязи психологического стресса и характера внутрисемейных отношений в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии короновирусной инфекции).
При этом следует учитывать различные уровни функционирования семейной системы: индивидуальный, микро-, макро- и мегасистемный, а также этапы функционирования семьи: стадия добрачных отношений, молодая семья с детьми дошкольного возраста, семья с детьми школьного возраста, семья со взрослыми детьми.
Это позволит выработать психологические формы сопровождения семей на каждом из ее этапов функционирования, которые позволят максимально эффективно адаптироваться в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии коронавирусной инфекции). Поэтому поиск эмпирически обоснованных средств и методов снижения деструктивных последствий переживания субъективных переживаний стресса и его влияния на характер внутрисемейных отношений в условиях пандемии является актуальной научной задачей.
Проблема психологического стресса является достаточно разработанной в научной психологической литературе. Психологический стресс - «состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т.п.)» [38, с. 41].
К настоящему времени можно указать, что проблема психологического стресса рассматривается в большинстве случаев комплексно, с позиции системного подхода (концепция регулирующей роли психического отражения Б.Ф. Ломова; совокупность с другими, более конкретными научными подходами, теориями и методам - А.В. Брушлинский; положения теории деятельности А.Н. Леонтьева).
Проблема изучения адаптации к стрессовым условиям деятельности является предметом исследования разных ученых. Данная проблема изучается учеными в контексте любой деятельности, которая связана с любыми высокими психоэмоциональными нагрузками.
В частности, А. Либин и А. Либина, анализируя исследования феноменов и механизмов адаптации личности в стрессовых условиях деятельности, указывают на следующие личностные особенности, которые оказывают влияние на успешность адаптации: стрессоустойчивость, направленность локуса контроля, характерологические черты [22].
В научной литературе отмечается, что «успешность адаптации в сложных жизненных ситуациях ставится в зависимость от степени самоактуализации личности, то есть, чем выше этот показатель, тем успешнее справляется человек с возникающими сложностями. Согласно этому положению, встречающиеся в жизни человека препятствия имеют своим источником не только внешние (специфику среды), но и внутренние (индивидуальные предпосылки) условия. Адаптационный потенциал личности связан с установками и переживаниями, отношением к себе и другим, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, перфективными и поведенческими уровнями иерархической структуры личности» [38, с. 42].
Психологический стресс оказывает влияние на различные аспекты жизни, в том числе и на семейные отношения. Изучением проблемы семейных отношений занимались К. Аронс, А.Н. Обозова, Д.Я. Райгородский, В. Сатир, В.А. Сысенко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, и др. Психологический стресс может провоцировать возникновение конфликтов в семье, негативно влиять на взаимоотношения между членами семьи. В условиях пандемии в силу их стрессогенности адаптационный потенциал личности может снижаться. В этой связи исследование взаимосвязи психологического стресса и характера внутрисемейных отношений в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии короновирусной инфекции) представляется весьма актуальным.
Источником этих проблем является противоречие между необходимостью консультативной практики в области семейных отношений и потребности в повышении адаптационного потенциала семьи в условиях эпидемиологической обстановки и недостаточной разработанностью практических и теоретических аспектов изучения данной проблемы, недостаточной систематизацией исследований по проблеме влияния психологического стресса на характер внутрисемейных отношений в условиях пандемии.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема создания научно-обоснованной программы психологической поддержки семей, испытывающих психологический стресс в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии коронавирусной инфекции).
В практическом плане - выявление взаимосвязи психологического стресса и характера супружеских отношений в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии коронавирусной инфекции).
Объект исследования - психологический стресс.
Предмет исследования - взаимосвязь психологического стресса и характера супружеских отношений в условиях эпидемиологической обстановки.
Цель исследования: изучить влияние пандемии как психологического стресса на характер супружеских отношений в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии коронавирусной инфекции).
Задачи исследования:
• раскрыть содержание понятия психологический стресс в трудах зарубежных и отечественных ученых;
• изучить влияние психологического стресса на характер внутрисемейных отношений;
• установить взаимосвязь психологического стресса и характера супружеских отношений в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии коронавирусной инфекции);
• разработать и реализовать научно-обоснованную программу психологической поддержки семей, испытывающих психологический стресс в условиях пандемии.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психологический стресс может оказывать негативное влияние на характер внутрисемейных отношений, что может проявляться в повышении конфликтности отношений супругов и снижении их уровня удовлетворенности браком.
Научная новизна исследования: заключается в выявлении и описании характера влияния психологического стресса на характер внутрисемейных отношений. Это позволит определить психологические условия сопровождения семей на каждом из ее этапов функционирования, которые позволят максимально эффективно адаптироваться в условиях пандемии и постпандемии.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованной программы психологической поддержки семей, испытывающих психологический стресс в условиях пандемии. Проведенный анализ проблемы позволяет систематизировать данные по проблеме влияния стресса на характер внутрисемейный отношений; позволяет выделить отдельные параметры влияния психологического стресса на характер внутрисемейных отношений.
Практическая значимость исследования заключается в установлении взаимосвязи психологического стресса и характера супружеских отношений в условиях эпидемиологической обстановки (на примере пандемии коронавирусной инфекции); в разработке и реализации научно-обоснованной программы психологической поддержки семей, испытывающих психологический стресс в условиях пандемии. Результаты исследования могут применяться в деятельности психологов при разработке программ по выработке у членов семьи успешной адаптации в период пандемии и постпандемии, а также повышения личностного адаптационного потенциала.
Положения, выносимые на защиту:
• психологический стресс - это ответная реакция организма на напряженные ситуации путем потери ресурсов, проявляющаяся в состояниях нервно-психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, деструктивных защитных реакциях, состояниях дезадаптации, снижением психологической устойчивости;
• функционирование и развитие семейных отношений подчиняется определенным стадиям в развитии семейной системы. На каждой из стадий решаются специфические задачи в семье. На каждом из этапов развития семейных отношений возникают специфические конфликтные сферы разногласий. Эти данные позволяют сформулировать основные направления в дальнейшей работе по изучению развития семейных отношений, их прогнозированию, диагностике и коррекции;
• период самоизоляции спровоцировал рост межличностных конфликтов в семьях и необходимость проведения онлайн- консультирования по вопросам супружеских и родительско-детских отношений. Проблема аддиктивного поведения и насилия в семье (физического, психологического и экономического) также актуализировалась в новой кризисной ситуации;
• программа психологической поддержки семей, испытывающих психологический стресс в условиях пандемии способствует снижению негативного влияния психологического стресса в условиях пандемии и создает условия для осознания скрытых ресурсов развития семьи и восстановления связей с окружающим миром.
Методологической основой исследования являются теория психологического стресса Р.С. Лазаруса; подход А. Либина относительно механизмов адаптации личности в стрессовых условиях деятельности.
Источниками исследования выступают:
• концепция регулирующей роли психического отражения Б.Ф. Ломова;
• положения теории деятельности А.Н. Леонтьева;
• труды Р.С. Лазаруса по проблеме психологического стресса;
• концепции развития семейных отношений Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкис;
• подход А. Либина относительно механизмов адаптации личности в стрессовых условиях деятельности;
• личностный подход В.Н. Мясищева.
Исследование было проведено на базе Санкт Петербургского Института Гештальта (СПбИГ).
Методы исследования:
• теоретические - анализ психологической литературы по изучаемой теме;
• эмпирические - диагностические методики «Шкала психологического стресса PSM-25» R. Tessier, L. Lemyre, L. Fillion в адаптации Н.Е. Водопьяновой, «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской, опросник «Реакции супругов на конфликт» A.C. Кочаряна, «Тест-опросник удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко; методы статистической обработки результатов исследования: t-критерий Стьюдента; критерий линейной корреляции Ч. Пирсона.
База исследования. Исследование было проведено на базе Санкт Петербургского Института Гештальта (СПбИГ).
Выборку составили 25 супружеских пар, которые обучаются (являются студентами) Санкт Петербургского института гештальта. Всего в исследовании принимали участие 50 человек. Средний возраст супругов 32 года. Стаж супружеской жизни до 10 лет.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психологический стресс - это ответная реакция организма на напряженные ситуации путем потери ресурсов, проявляющаяся в состояниях нервно-психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, деструктивных защитных реакциях, состояниях дезадаптации, снижением психологической устойчивости.
Стресс проявляется на всех уровнях существования человека: в первую очередь, это физический и психический уровень, к нему, также прибавляют эмоциональную и когнитивную сферы и, наконец, эмоциональное выгорание проявляется на личностном уровне и в деятельности.
Стресс как негативное явление в личностной сфере включает в себя следующую симптоматику: психоэмоциональное истощение, сопровождающееся чувством глубокой усталости и опустошенности, проявлением отрицательного, циничного либо безразличного отношения к деятельности и ее субъектам.
Функционирование и развитие семейных отношений подчиняется определенным стадиям в развитии семейной системы. На каждой из стадий решаются специфические задачи в семье. На каждом из этапов развития семейных отношений возникают специфические конфликтные сферы разногласий. Эти данные позволяют сформулировать основные направления в дальнейшей работе по изучению развития семейных отношений, их прогнозированию, диагностике и коррекции.
Период самоизоляции спровоцировал рост межличностных конфликтов в семьях и необходимость проведения онлайн-консультирования по вопросам супружеских и родительско-детских отношений. Проблема аддиктивного поведения и насилия в семье (физического, психологического и экономического) также актуализировалась в новой кризисной ситуации. Среди основных переживаний во время самоизоляции членами семьи были отмечены чувства беспокойства, тревоги, неуверенности в связи с неопределенностью ситуации, изменениями в профессиональной деятельности, сокращением выплат на работе, возможностью сокращения штата, ростом конфликтов с партнером по браку. Ограничение свободы, самоизоляция и вынужденные длительные контакты с членами семьи, с которыми ранее были неразрешенные конфликты, приводили к актуализации супружеских конфликтов и распространенности запросов по поводу развода с партнером.
Выраженное негативное влияние условий пандемии на повышение уровня психологического стресса, а также на внутрисемейные отношения проявляется в увеличении количества семейных и супружеских конфликтов, повышением напряженности в отношениях членов семьи, увеличением частоты фактов проявления семейного насилия.
Исследования в данной области недостаточно обширны, поэтому возникает необходимость в проведении экспериментального изучения влияния психологического стресса на взаимоотношения в семье в условиях пандемии.
Исследование было проведено на выборке из 25 супружеских пар. Всего в исследовании принимали участие 50 человек. Средний возраст супругов составил 32 года. Стаж супружеской жизни составил до 10 лет. В ходе исследования был выявлен уровень психологического стресса у супругов, проявление конфликтности в отношениях, показатель удовлетворенности браком. Была определена взаимосвязь между уровнем удовлетворенности браком у супругов с разным показателем переживания психологического стресса. В группе испытуемых, которые удовлетворены браком, наиболее часто встречается низкий показатель психологического стресса, реже встречается средний уровень психологического стресса. Высокий уровень психологического стресса вообще не встречается в данной группе испытуемых. В группе испытуемых, которые не удовлетворены браком или частично удовлетворены, наиболее часто встречается средний показатель психологического стресса, также у части испытуемых выражен высокий уровень психологического стресса. Низкий уровень психологического стресса встречается у небольшого числа испытуемых этой группы.
С целью установления различий в показателях конфликтности у супругов с разной удовлетворенностью браком, был применен критерий Стьюдента. Были выявлены различия в уровне психологического стресса в двух группах испытуемых с разной удовлетворенностью браком. Было установлено, что супруги, которые не удовлетворены браком или частично удовлетворены браком имеют более высокий показатель психологического стресса. Соответственно, супруги, которые удовлетворены браком, имеют более низкий показатель психологического стресса.
В результате применения метода линейной корреляции Ч.Пирсона была установлена тесная положительная связь между показателем конфликтности супругов и уровнем психологического стресса. Была выявлена умеренная отрицательная связь между показателем удовлетворенности браком и уровнем психологического стресса.
Полученные результаты согласуются с данными других исследователей. В частности, в ряде исследований показано, что в период пандемии эмоциональные трудности усугубляются стрессом в семье и социальной изоляцией. Следовательно, более высокий уровень переживания психологического стресса связан с повышенной конфликтностью супругов и более низкой удовлетворенностью браком. Полученные данные демонстрируют зависимость между уровнем психологического стресса у супругов и конфликтностью супругов, а также уровнем их удовлетворенности браком.
В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа психологической поддержки семей, испытывающих психологический стресс в условиях пандемии. Цель программы: устранение негативного влияния психологического стресса в условиях пандемии и создание условий для осознания скрытых ресурсов развития семьи и восстановления связей с окружающим миром.
Обобщение полученных данных позволяет сделать вывод о том, что разработанная программа психологической поддержки семей, испытывающих психологический стресс в условиях пандемии, оказался эффективным. Поскольку у супругов произошло снижение выраженности показателей переживания психологического стресса, уменьшение показателей конфликтности в разных сферах семейных отношений, снижение защитных механизмов как реакций на конфликтное взаимодействие, повышение уровня удовлетворенности браком.
Таким образом, в результате проведения исследования гипотеза была подтверждена: психологический стресс оказывает негативное влияние на характер внутрисемейных отношений, что проявляется в повышении конфликтности отношений супругов, снижении уровня удовлетворенности браком. Программа психологической поддержки семей позволяет снизить уровень психологического стресса у членов семьи в условиях пандемии.
Следовательно, можно заключить, что выдвинутая гипотеза была подтверждена, цели и задачи исследования достигнуты.


1. Аксеновская Л. Н. Пандемия: трансформация организационной культуры и ее этико-смысловых кодов // Организационная психология: люди и риски: сб. материалов XI Международной научно-практической конференции (24 апреля - 1 мая 2020 г.)/ под ред. проф. Л.Н. Аксеновской. Саратов : ИЦ «Наука», 2020. С.3-17.
2. Алёхин А. Н. Пандемия: клинико-психологический аспект // Артериальная гипертензия. 2020. №26(3). С. 312-316.
3. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М. : Наука, 2016. 270 с.
4. Анцупов А. Я. Конфликтология : [теория и практика]. Санкт- Петербург [и др.] : Питер, 2016. 525 с.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. : ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М. : АСТ, 2010. 816 с.
7. Брылина И. В. Согласование интересов и управление конфликтами: учеб. пособ. Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 110 с.
8. Варшанидзе М. К. Современные технологии коучинга // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1.
9. Винивидова Е. П. Компоненты структуры понимания конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни // Вестник Московского университета. Серия Гуманитарные науки. №2. 2011. С. 31-34.
10. Воронович Д. В. Сферы супружеских конфликтов в молодых семьях // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века: материалы V Междунар. студенческой науч. конф., 24 апреля 2008 г., Минск / ф-л РГСУ в г. Минске. Минск: Изд. центр БГУ, 2009. С. 76-78.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4. М. : Педагогика, 1984. 412 с.
12. Горчакова Е. Б. Индивидуально-типологические и мотивационные особенности личности. Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2006. 107 с.
13. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2009. 538 с.
14. Гришина Н. В. Экзистенциальная психология. СПб. : Издательство СПбГУ, 2018. 330 с.
15. Иванова Е. Н. Конфликтологическое консультирование: учеб. пособ. Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т, 2012. 150 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ