Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста

Работа №118626

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы читательского интереса с учётом особенностей младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие читательского интереса в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития читательского интереса у младших школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по повышению читательского интереса у младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня развития читательского интереса у младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по литературному чтению, направленного на развитие читательского интереса у младших школьников 36
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 62

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия в нашей стране ознаменовались фактически непрекращающимся реформированием системы образования. Проводимые реформы затронули все школьные предметы и систему их преподавания. Не стал исключением и такой базовый о обязательный предмет как литературное чтение. Постоянные изменения в системе преподавания этого предмета привили к двоякому эффекту, который особенно хорошо заметен на примере создания благоприятных условий для пробуждения интереса к чтению учеников младшего школьного возраста. И объективной потребностью общества в воспитании личности навязанной внедренными стандартами ФГОС НОО в соответствии в которым школьник должен всего овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами осознавать значимость чтения для личного развития; понимать роль чтения, использовать разные виды чтения; уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Именно разбором данного противоречия обусловливается тема подготовленного исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения младших школьников с последующим развития у них устойчивого читательского интереса.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает развитие читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза выпускного квалификационного исследования развитие читательского интереса у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
• создать благоприятный психологический климат;
• разработать и внедрить комплекс уроков по литературному чтению, направленный на развитие читательского интереса у младших школьников;
• учитывать уровень читательского интереса и предпочтения младших школьников.
Целью выпускной квалификационной работы выступает развитие читательского интереса младших школьников посредством разработки и внедрения комплекса уроков по литературному чтению.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
• Раскрыть сущность понятия читательский интерес в психолого-педагогической литературе.
• Охарактеризовать особенности развития читательского интереса у младших школьников.
• Определить способы диагностики уровня развития читательского интереса у младших школьников.
• Разработать и внедрить комплекс уроков по литературному чтению, направленный на развитие читательского интереса у младших школьников.
• Провести анализ и обобщить результаты исследования формирования читательского интереса у младших школьников.
Методы выпускного квалификационного исследования: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования ГБОУ СОШ №89 г. Санкт-Петербург.
Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материалы направленного на повышение читательского интереса младших школьников в педагогическую деятельность преподавателей начальной школе на уроках литературного чтения и организации методической работы на уроках при чтении литературных произведений.
Структура работы выпускная квалификационная работа состоит из введения двух глав с подразделами, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проведенного исследования посвященного развитию читательского интереса у детей младшего школьного возраста были сделаны следующие выводы.
Интерес к чтению формируется из множества внешних и внутренних факторов, таких как личность самого ребенка, его словарного запаса, самостоятельности, уверенности в себе, а так же личности его родителей и педагога, от взгляда на книги и чтение в культуре современного общества. Возникновение читательского интереса во многом зависит от школьной среды, организующей процессы мышления, эмоции, в среде школьников в ходе занятий чтением, а также от отношений педагога к родителям. Читательский интерес, таким образом, является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.
Развитие читательского интереса представляет из себя сложный процесс, связанный не только с механическим изучением содержания текста литературного произведения, но так же включает в себя значительный блок творческих заданий направленный на последовательное формирование в сознании учащегося потребность в глубоком усвоении смысла прочитанного, морали произведения, идеи автора. В последствии данная потребность становится той необходимой основой для формирования устойчивого интереса к чтению, стойкого увлечения процессом познания действительности посредством литературных произведений, последовательного расширения читательского кругозора.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на повышение читательского интереса среди учащихся начальных классов, были получены результаты указывающие на необходимость организации подобной работы на уроках литературного чтения.
При первичной диагностике учащихся, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, были получены результаты, указывающие на то, что более половины детей от общего количества не оказались готовы или не проявили должной заинтересованности к чтению.
По итогам проведения уроков, направленных на повышение уровня читательского интереса учащихся, содержащих в себе довольно высокий объем творческих заданий, требующих активного участия каждого ребенка, была отмечена положительная динамика. В сравнении с учащимися контрольной группы, участники экспериментальной группы успешно справились с заданиями контрольной диагностической работы, что наглядно было продемонстрировано при проведении анализа итоговых результатов. Не смотря на определенный прогресс зафиксированный по каждому из критериев в контрольной группе (Высокий уровень с 26% до 33%), в экспериментальной группе количество детей, достигших высокого уровня восприятия текста, знания произведения, а следовательно, читательского интереса, увеличилось в два раза (Высокий уровень с 22% до 42%).


1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. М.: Буки-Веди, 2014. 380 с.
2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Журнал «Начальная школа плюс до и после», 2015. № 12. С. 27-28
3. Ахтырская Е.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). Новосибирск: СибАК, 2015. С. 342-348.
4. Ахтырская Е.Н. Формирование гармоничной личности ребенка средствами литературы // Инновации в науке, 2015. № 10(47). С. 56-60.
5. Белькова А.Е., Чубак П.А. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый, 2016. №11. С. 1663-1666.
6. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2017. 159 с.
7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2014. 336 с.
8. Виситова Л.С. Инновационные методы преподавания в начальной школе // Образование и воспитание, 2016. №1. С. 16-19. URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 27.02.2020).
9. Володина Т.В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый, 2019. №48. С. 133-135. URL https://moluch.ru/archive/286/64460/ (дата обращения: 04.02.2020).
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. М.: АСТ, 2016. 316 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2015. 430 с.
12. Галкина Л.П. Формирование читательского интереса младшего школьника как педагогическая проблема // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(45). URL: https://sibac.info/archive/guman/8(45).pdf (дата обращения: 01.02.2020)
13. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии. М.: Педагогика, 2016. 240 с.
14. Громова О.К. Открытые пространства. Навстречу читателю // Библиотека в школе, 2016. №3. С, 20-24.
15. Дидактический материал по литературному чтению для 3 класса // Глобус 24. Мир образования. URL: https://globuss24.ru/doc/didakticeskii- material-po-literaturnomu-cteniu-dla-4-klassa (дата обращения: 12.02.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ