Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы читательского интереса с учётом особенностей младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие читательского интереса в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития читательского интереса у младших школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по повышению читательского интереса у младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня развития читательского интереса у младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по литературному чтению, направленного на развитие читательского интереса у младших школьников 36
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 62
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы читательского интереса с учётом особенностей младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие читательского интереса в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития читательского интереса у младших школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по повышению читательского интереса у младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня развития читательского интереса у младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по литературному чтению, направленного на развитие читательского интереса у младших школьников 36
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 62
Актуальность темы исследования. Последние десятилетия в нашей стране ознаменовались фактически непрекращающимся реформированием системы образования. Проводимые реформы затронули все школьные предметы и систему их преподавания. Не стал исключением и такой базовый о обязательный предмет как литературное чтение. Постоянные изменения в системе преподавания этого предмета привили к двоякому эффекту, который особенно хорошо заметен на примере создания благоприятных условий для пробуждения интереса к чтению учеников младшего школьного возраста. И объективной потребностью общества в воспитании личности навязанной внедренными стандартами ФГОС НОО в соответствии в которым школьник должен всего овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами осознавать значимость чтения для личного развития; понимать роль чтения, использовать разные виды чтения; уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Именно разбором данного противоречия обусловливается тема подготовленного исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения младших школьников с последующим развития у них устойчивого читательского интереса.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает развитие читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза выпускного квалификационного исследования развитие читательского интереса у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
• создать благоприятный психологический климат;
• разработать и внедрить комплекс уроков по литературному чтению, направленный на развитие читательского интереса у младших школьников;
• учитывать уровень читательского интереса и предпочтения младших школьников.
Целью выпускной квалификационной работы выступает развитие читательского интереса младших школьников посредством разработки и внедрения комплекса уроков по литературному чтению.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
• Раскрыть сущность понятия читательский интерес в психолого-педагогической литературе.
• Охарактеризовать особенности развития читательского интереса у младших школьников.
• Определить способы диагностики уровня развития читательского интереса у младших школьников.
• Разработать и внедрить комплекс уроков по литературному чтению, направленный на развитие читательского интереса у младших школьников.
• Провести анализ и обобщить результаты исследования формирования читательского интереса у младших школьников.
Методы выпускного квалификационного исследования: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования ГБОУ СОШ №89 г. Санкт-Петербург.
Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материалы направленного на повышение читательского интереса младших школьников в педагогическую деятельность преподавателей начальной школе на уроках литературного чтения и организации методической работы на уроках при чтении литературных произведений.
Структура работы выпускная квалификационная работа состоит из введения двух глав с подразделами, заключения и списка использованных источников и литературы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения младших школьников с последующим развития у них устойчивого читательского интереса.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает развитие читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза выпускного квалификационного исследования развитие читательского интереса у младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
• создать благоприятный психологический климат;
• разработать и внедрить комплекс уроков по литературному чтению, направленный на развитие читательского интереса у младших школьников;
• учитывать уровень читательского интереса и предпочтения младших школьников.
Целью выпускной квалификационной работы выступает развитие читательского интереса младших школьников посредством разработки и внедрения комплекса уроков по литературному чтению.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
• Раскрыть сущность понятия читательский интерес в психолого-педагогической литературе.
• Охарактеризовать особенности развития читательского интереса у младших школьников.
• Определить способы диагностики уровня развития читательского интереса у младших школьников.
• Разработать и внедрить комплекс уроков по литературному чтению, направленный на развитие читательского интереса у младших школьников.
• Провести анализ и обобщить результаты исследования формирования читательского интереса у младших школьников.
Методы выпускного квалификационного исследования: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования ГБОУ СОШ №89 г. Санкт-Петербург.
Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материалы направленного на повышение читательского интереса младших школьников в педагогическую деятельность преподавателей начальной школе на уроках литературного чтения и организации методической работы на уроках при чтении литературных произведений.
Структура работы выпускная квалификационная работа состоит из введения двух глав с подразделами, заключения и списка использованных источников и литературы.
По итогам проведенного исследования посвященного развитию читательского интереса у детей младшего школьного возраста были сделаны следующие выводы.
Интерес к чтению формируется из множества внешних и внутренних факторов, таких как личность самого ребенка, его словарного запаса, самостоятельности, уверенности в себе, а так же личности его родителей и педагога, от взгляда на книги и чтение в культуре современного общества. Возникновение читательского интереса во многом зависит от школьной среды, организующей процессы мышления, эмоции, в среде школьников в ходе занятий чтением, а также от отношений педагога к родителям. Читательский интерес, таким образом, является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.
Развитие читательского интереса представляет из себя сложный процесс, связанный не только с механическим изучением содержания текста литературного произведения, но так же включает в себя значительный блок творческих заданий направленный на последовательное формирование в сознании учащегося потребность в глубоком усвоении смысла прочитанного, морали произведения, идеи автора. В последствии данная потребность становится той необходимой основой для формирования устойчивого интереса к чтению, стойкого увлечения процессом познания действительности посредством литературных произведений, последовательного расширения читательского кругозора.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на повышение читательского интереса среди учащихся начальных классов, были получены результаты указывающие на необходимость организации подобной работы на уроках литературного чтения.
При первичной диагностике учащихся, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, были получены результаты, указывающие на то, что более половины детей от общего количества не оказались готовы или не проявили должной заинтересованности к чтению.
По итогам проведения уроков, направленных на повышение уровня читательского интереса учащихся, содержащих в себе довольно высокий объем творческих заданий, требующих активного участия каждого ребенка, была отмечена положительная динамика. В сравнении с учащимися контрольной группы, участники экспериментальной группы успешно справились с заданиями контрольной диагностической работы, что наглядно было продемонстрировано при проведении анализа итоговых результатов. Не смотря на определенный прогресс зафиксированный по каждому из критериев в контрольной группе (Высокий уровень с 26% до 33%), в экспериментальной группе количество детей, достигших высокого уровня восприятия текста, знания произведения, а следовательно, читательского интереса, увеличилось в два раза (Высокий уровень с 22% до 42%).
Интерес к чтению формируется из множества внешних и внутренних факторов, таких как личность самого ребенка, его словарного запаса, самостоятельности, уверенности в себе, а так же личности его родителей и педагога, от взгляда на книги и чтение в культуре современного общества. Возникновение читательского интереса во многом зависит от школьной среды, организующей процессы мышления, эмоции, в среде школьников в ходе занятий чтением, а также от отношений педагога к родителям. Читательский интерес, таким образом, является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.
Развитие читательского интереса представляет из себя сложный процесс, связанный не только с механическим изучением содержания текста литературного произведения, но так же включает в себя значительный блок творческих заданий направленный на последовательное формирование в сознании учащегося потребность в глубоком усвоении смысла прочитанного, морали произведения, идеи автора. В последствии данная потребность становится той необходимой основой для формирования устойчивого интереса к чтению, стойкого увлечения процессом познания действительности посредством литературных произведений, последовательного расширения читательского кругозора.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на повышение читательского интереса среди учащихся начальных классов, были получены результаты указывающие на необходимость организации подобной работы на уроках литературного чтения.
При первичной диагностике учащихся, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, были получены результаты, указывающие на то, что более половины детей от общего количества не оказались готовы или не проявили должной заинтересованности к чтению.
По итогам проведения уроков, направленных на повышение уровня читательского интереса учащихся, содержащих в себе довольно высокий объем творческих заданий, требующих активного участия каждого ребенка, была отмечена положительная динамика. В сравнении с учащимися контрольной группы, участники экспериментальной группы успешно справились с заданиями контрольной диагностической работы, что наглядно было продемонстрировано при проведении анализа итоговых результатов. Не смотря на определенный прогресс зафиксированный по каждому из критериев в контрольной группе (Высокий уровень с 26% до 33%), в экспериментальной группе количество детей, достигших высокого уровня восприятия текста, знания произведения, а следовательно, читательского интереса, увеличилось в два раза (Высокий уровень с 22% до 42%).
Подобные работы
- Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2022 - Развитие читательского интереса у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Развитие интереса к чтению у детей младшего школьного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Развитие интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018





