Аннотация 4
Введение 6
Глава 1. Кейс-стади и его роль в системе обучения иностранным языкам 8
1.1 Понятие кейс-стади 8
1.2 Особенности методической организации кейс-стади при обучении иностранным языкам 17
1.3 Кейс-стади и монологическая речь 24
Вывод по 1 главе 32
Глава 2. Особенности использования кейс-стади на разных этапах изучения английского языка 33
2.1. Роль и структура кейс-стади в пособии Language Leader 33
2.2. Разработка кейсов для студентов уровня Pre-Intermediate и Intermediate 40
2.3 Апробация и анализ результатов эксперимента 44
Вывод по 2 главе 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 1 65
Приложение 2 75
Приложение 3 79
Приложение 4 82
Приложение 5 86
В настоящее время учащимся необходимо не только понимать иностранную речь и заниматься переводом, как это было несколько десятилетий назад, но и быть вовлеченными в процесс говорения. При этом учащимся сложно овладеть монологической речью, т.к она отличается более сложной структурой, чем диалог.
Эффективному овладению навыком монологического высказывания мешают отсутствие естественной мотивации и достаточной речевой практики. Для решения данных проблем зарубежные методисты широко используют кейс-технологию. Однако в России кейс-стади не получил широкого распространения.
Таким образом, актуальность данной работы связана с раскрытием особенностей технологии «кейс-стади», а также возможностями его применения в обучении монологическому высказыванию.
В качестве объекта исследования данной работы выступает процесс обучения английскому языку посредством кейс-стади. В качестве предмета исследования рассматриваются особенности использования кейс-стади для формирования навыка монологической речи у студентов неязыкового вуза.
Цель исследования: выявить эффективность применения кейс - технологии для формирования навыка монологической речи на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе.
Задачи:
• изучить понятие «кейс-стади» и систематизировать теоретические основы методической организации кейс-стади на занятиях по английскому языку;
• проанализировать структуру методической организации работы с кейсами в пособии LanguageLeader;
• разработать серию кейсов для студентов уровня Pre-Intermediate и Intermediate;
• апробировать кейсы на студентах неязыкового вуза и проанализировать их эффективность для развития навыка монологического высказывания.
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы по проблеме исследования и сравнение кейс-стади с другими методами обучения.
Теоретическую базу исследования составляют труды Э.А. Сидельник, У.Гроссе, Л.Н. Щербатых, О.К.Ильиной, М.В. Золотова, Ю.В. Шустова и др.
Научная новизна данной работы заключается в обобщении теоретических исследований кейс-стади, а также разработке собственных кейсов и апробировании их на занятиях английского языка для определения эффективности развития навыка монологического высказывания с помощью кейс-стади.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке кейсов для студентов неязыковых специальностей, которые могут быть использованы преподавателем на занятиях по английскому языку.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и пяти приложений.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Прежде всего, было определено, что кейс - это набор учебных материалов на разных носителях (печатных, а также аудио, видео, электронных), выдаваемых учащемуся для самостоятельной работы; кейс- стади - это технология, основанная на использовании кейсов, с одной стороны, связанная с ролевой игрой и проблемной ситуацией, а с другой, имеющая ряд уникальных особенностей. Зарубежные методисты разделяют кейсы согласно временной перспективе, средствам презентации материала и структуре, а отечественные - согласно структуре, объему, виду аналитической деятельности и сфере применения.
Проанализировав общие принципы организации занятий с CaseStudy в обучении иностранному языку, мы выявили, что на подготовительном этапе работы преподаватель заранее моделирует ситуацию кейса, затем на основном и заключительных этапах дает возможность ознакомиться с ним учащимся, обсудить и осуществить презентацию групповых решений. В зависимости от уровня владения студентами иностранным языком, преподаватель может предложить им упрощенный или полноценный кейс.
Анализ особенностей использования кейсов на разных уровнях в пособии LanguageLeader показал, что форма презентации кейса и этапы работы с ним напрямую зависят от уровня владения иностранным языком.
Используя результаты, полученные в ходе анализа методической литературы, основываясь на кейсах, предлагаемых в пособии LanguageLeader, нами была разработана собственная серия кейсов для студентов неязыковых специальностей с уровнем Pre-Intermediate и Intermediate, чтобы выяснить эффективность использования кейс-технологии в формировании навыка монологического высказывания.
Для проведения эксперимента нами были разработаны критерии оценки уровня сформированности навыка монологической речи, а именно, решение коммуникативной задачи, организация высказывания и языковое оформление высказывания. Результаты констатирующего эксперимента показали, что 63% студентов заработали меньше 3 баллов в общей сумме из 6 возможных, 4 балла получили 25% и всего 12% получили наивысшие 6 баллов, т.е., у подавляющего большинства студентов навык монологической речи находится на среднем и ниже среднего уровня.
После проведения обучающей серии кейсов, направленной на преодоление обнаруженных в ходе констатирующего эксперимента проблем, студентам был предложен контрольный кейс для оценки результатов обучения. В результате было установлено, большинство студентов получили 5,5 балла (39%) и 6 баллов (51%), т.е. их уровень сформированности навыка монологической речи после проведенного обучения можно оценить как высокий. Только 1 студент (12,5 %) набрал в сумме 3,5 балла, однако и в его случае был заметен значительный прогресс, т.к. на констатирующем этапе он набрал только 1 балл. Т.е., можно сделать вывод, что предложенная нами серия кейс-стади способствовала развитию навыка монологической речи учащихся.
Таким образом, все задачи исследования были решены, а значит, цел ь исследования выявить эффективность применения кейс-техологии на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе, достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении исследования возможностей применения кейсов в работе со студентами более низких уровней владения иностранным языком и изучения возможностей использования кейс-стади для формирования и отработки других навыков, например, диалогической речи.
1. Абрамова, С.Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка / С.Ю.Абрамова, Ю.В. Белозерова [Электронный ресурс]. - URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7466/
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Антонова, И.И. Критерии и нормы оценок монологической речи / И.И.Антонова [Электронный ресурс]. - URL: http://naukarus.com/kriterii-i- normy-otsenok-monologicheskoy-rechi
4. Башмакова, И.С. Ролевая игра как модель межличностного общения в учебном процессе / И.С.Башмакова // Вестник иркутского государственного технического университета. - 2014. - №9(92) - С. 257-261.
5. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 251 с.
6. Веревкина-Рахальская, Ю.Н. Методика использования Интернет ресурсов в формировании коммуникативной компетенции студентов специализированных ВУЗов на материале общественно-политической тематики: 2-ой курс, английский язык : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Веревкина-Рахальская Ю.Н. - М.: 2007. - 291 с.
7. Гальцкова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 3-е изд./ Н.Д. Гальцкова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
8. Джандалиева, Е.Ю. Ролевая игра как метод обучения профессионально ориентированному общению на занятии по английскому языку в техническом ВУЗе / Е.Ю. Джандалиева // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2014.- № 5. - С. 118-121.
9. Златогорская, Р.Л. Обучение монологической речи / Р.Л. Златогорская // Иностранные языки в школе. - 2012. - №4; Вып. 5. - С. 50-57.
10. Золотова, М.В. О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку / М.В. Золотова, О.А. Демина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 94-96.
11. Ильина О.В. Обучение монологу-рассуждению на старшем этапе в средней школе / О.В. Ильина [Электронный ресурс]. - URL: http://www.englishatschool.ru/archive/2013_4/journal_44_14-17.pdf
12. Ильина, О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка / О.К. Ильина // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч.Ч. 1. / под общ. ред. Л.Г.Ведениной. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - С. 253-261.
13. Казанцев А.Ю. Эффективность обучения говорению на английском языке в высшей школе / А.Ю. Казанцев, Г.С. Казанцева // Вестник Томского государственного педагогического университета: Научный журнал. - 2014. - №3. - С. 105-109.
14. Кононыхина, Л.Н. Использование кейс-метода на уроках гуманитарных дисциплин с целью повышения мотивации к обучению у студентов педагогического колледжа / Л.Н. Кононыхина., Д.А. Матвеева // В сборнике: Новые технологии в образовании. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Рудакова - Строитель: ООО издательство «Спутник+», 2014. - С. 30-33.
15. Красикова, Е.Н. Кейс-метод как дидактическое средство в условиях профессиональной подготовки в ВУЗе / Е.Н. Красикова // Наука. Инновации. Технологии. - 2007. - №6. - С. 55-61.
...