Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы развития у детей 5-6 лет описательной речи 8
1.1 Развитие описательной речи у детей 5-6 лет как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет описательной речи 17
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет описательной речи 23
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет описательной речи 23
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет описательной речи 34
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет описательной речи 45
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 56
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим заданиям 57
Приложение В Результаты констатирующего этапа эксперимента 59
Приложение Г Результаты контрольного этапа эксперимента 61
В последнее время, все больше родителей сталкиваются с проблемой позднего речевого развития, задержки речевого развития или рядом отдельных логопедических проблем.
Развитие описательной речи - это один из главных навыков, которым должен обладать ребенок дошкольного возраста. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо обладать логическим мышлением и уметь строить рассуждение.
Владение русским языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство особенно восприимчиво к овладению речью. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа обучения и воспитания детей. Язык является необходимым средством общения в социуме и познания окружающего мира. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дети овладевают родным языком, умениями и навыками речи.
Развитие речи дошкольника - это практическая сторона изучения языка, формирование тех навыков и умений, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободное использование всех грамматических средств - форм частей речи, предложений различных типов, словосочетания, словообразовательные модели.
Особенности описательной речи дошкольников были предметом изучения у многих специалистов, таких как В.В. Гербова, А.А. Зрожевская, Л.Г. Шадрина. Педагоги, изучавшие развитие монологической описательной речи у дошкольников - Т.И. Гризик, А.А. Зрожевская, О.С. Ушакова.
Для развития описательной речи, по мнению большинства авторов необходимо создать специальные психолого-педагогические условия для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку, и обеспечить развивающую предметно-пространственную среду для возникновения мотива речи.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил выявить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет описательной речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, необходимые для развития описательной речи у детей 5-6 лет?
Тема исследования сформулирована на основании выявленной проблемы и обозначенной актуальности: «Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие описательной речи у детей 5-6 лет будет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• включение в непрерывную образовательную деятельность игр и упражнений, направленных на развитие показателей описательной речи детей 5-6 лет;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды картинным материалом и художественной литературой, активизирующих описательную речь детей;
• организация психопросветительской работы с родителями на тему важности развития речи-описания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Проанализировать проблему развития у детей 5-6 лет описательной речи.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет описательной речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• исследования проблемы развития речи у детей 5-6 лет (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
• исследования проблемы развития связной описательной речи у дошкольников (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, А.Е. Шибицкая);
• исследования психолого-педагогических условий развития описательной речи у старших дошкольников (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.П. Короткова, К.Д. Ушинский).
Методы исследования:
• теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детского сада № 20 «Алиса» г. Димитровграда. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Теоретическая значимость состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы уровни развития описательной речи у детей 5-6 лет.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия по развитию описательной речи у детей 5-6 лет могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 55 страницах.
Проведенное исследование позволило нам установить, что вопрос о психолого-педагогических условиях развития описательной речи у детей 5-6 лет изучается многими исследователями. В ходе проделанной работы нами был произведен анализ развития описательной речи у детей 5-6 лет, в начале которого был поставлен ряд задач, который необходимо было выполнить. Мы рассмотрели, как используется система развития описательной речи в дошкольной образовательной организации, изучили теоретические основы. Затем провели анализ описательной речи у детей 5-6 лет в группе.
Описательная речь - это связная речь, относящаяся к монологической речи, и имеющая свои особенности в построении: законченность, подчиненность выражения главной мысли через построения по конкретной заданной схеме, направленное на определенную тематику. Целостность, связность между отдельными частями и между предложениями, а еще позволяет составить оценочное мнение или вывод о том, что описывается.
Развитие описательной речи у дошкольников требует специально созданного пространства и индивидуального подхода к каждому ребенку.
На этапе констатирующего эксперимента было обнаружено, то что 32% ребят в экспериментальной группе владеет низким уровнем развития описательной речи, средним 60%, высоким 8%. В контрольной группе найдено, то что 28% ребят владеет низким уровнем, у 60% ребят был замечен средний уровень, высокий у 12% ребят.
Нами выявлено и экспериментально доказано, что процесс развития описательной речи у детей будет возможен при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
• включение в непрерывную образовательную деятельность игр и упражнений, направленных на развитие показателей описательной речи у детей 5-6 лет;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды картинным материалом и художественной литературой, активизирующих описательную речь детей;
• организация психопросветительской работы c родителями на тему важности развития речи-описания у детей старшего дошкольного возраста.
Результатом проведенной работы стало увеличение уровня описательной речи у детей 5-6 лет в экспериментальной группе: на 36% увеличилась доля детей c высоким уровнем развития описательной речи, на 4% снизился средний уровень, а доля с низким уровнем уменьшилась на 32%.
Подводя итоги, можно сказать, что тема обширна и требует более глубоких исследований. Сравнивая результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно утверждать, что задачи исследования были решены и цель работы достигнута, а гипотеза была доказана.
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2013. 400 с.
2. Баринова Е. А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Ученые записки ЛГПИ им.А.И. Герцена. Л., 2015. Т. 453. С. 128-156.
3. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш.учебных заведений. Нижневартовск, 2014. 235 с.
4. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Генеза, 2015. 168 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь: собр.соч. М. Л., 2016. Т 1. 323 с.
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2015. 472 с.
7. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание, 2011. № 2. С.7-10.
8. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М. : ГНОМ и Д, 2017. 60 с.
9. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей МБДОУ. М., Просвещение, 2017. 224 с.
10. Ефремова О. В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2016. № 2 (25).С. 43-47.
11. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. 2012. 31.12 (№ 269). URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 12.04.2022).
12. Зотова И. В., Сергиенкова А. О. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста // European research. 2017. №6 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i- znachenie-modelirovaniya-v-razvitii-opisatelnoy-rechi-u-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 07.03.2022).
13. Зрожевская А. А. Обучение описательной речи в детском саду. // Дошкольное воспитание, 2016. № 12. С. 46-58.
14. Ильяшенко М. В. Развитие описательной речи старших дошкольников в процессе организации восприятия ими жанровой живописи // Austrian Journal ofHumanitiesand Social Sciences. 2014. №5-6. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-opisatelnoy-rechi-starshih- doshkolnikov-v-protsesse-organizatsii-vospriyatiya-imi-zhanrovoy-zhivopisi (дата обращения: 05.03.2022).
15. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции, методы. 2020. 55 с.
...