Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы развития у детей 5-6 лет описательной речи 8
1.1 Развитие описательной речи у детей 5-6 лет как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет описательной речи 17
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет описательной речи 23
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет описательной речи 23
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет описательной речи 34
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет описательной речи 45
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 56
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим заданиям 57
Приложение В Результаты констатирующего этапа эксперимента 59
Приложение Г Результаты контрольного этапа эксперимента 61
Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы развития у детей 5-6 лет описательной речи 8
1.1 Развитие описательной речи у детей 5-6 лет как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет описательной речи 17
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет описательной речи 23
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет описательной речи 23
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет описательной речи 34
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет описательной речи 45
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 56
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим заданиям 57
Приложение В Результаты констатирующего этапа эксперимента 59
Приложение Г Результаты контрольного этапа эксперимента 61
В последнее время, все больше родителей сталкиваются с проблемой позднего речевого развития, задержки речевого развития или рядом отдельных логопедических проблем.
Развитие описательной речи - это один из главных навыков, которым должен обладать ребенок дошкольного возраста. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо обладать логическим мышлением и уметь строить рассуждение.
Владение русским языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство особенно восприимчиво к овладению речью. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа обучения и воспитания детей. Язык является необходимым средством общения в социуме и познания окружающего мира. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дети овладевают родным языком, умениями и навыками речи.
Развитие речи дошкольника - это практическая сторона изучения языка, формирование тех навыков и умений, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободное использование всех грамматических средств - форм частей речи, предложений различных типов, словосочетания, словообразовательные модели.
Особенности описательной речи дошкольников были предметом изучения у многих специалистов, таких как В.В. Гербова, А.А. Зрожевская, Л.Г. Шадрина. Педагоги, изучавшие развитие монологической описательной речи у дошкольников - Т.И. Гризик, А.А. Зрожевская, О.С. Ушакова.
Для развития описательной речи, по мнению большинства авторов необходимо создать специальные психолого-педагогические условия для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку, и обеспечить развивающую предметно-пространственную среду для возникновения мотива речи.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил выявить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет описательной речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, необходимые для развития описательной речи у детей 5-6 лет?
Тема исследования сформулирована на основании выявленной проблемы и обозначенной актуальности: «Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие описательной речи у детей 5-6 лет будет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• включение в непрерывную образовательную деятельность игр и упражнений, направленных на развитие показателей описательной речи детей 5-6 лет;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды картинным материалом и художественной литературой, активизирующих описательную речь детей;
• организация психопросветительской работы с родителями на тему важности развития речи-описания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Проанализировать проблему развития у детей 5-6 лет описательной речи.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет описательной речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• исследования проблемы развития речи у детей 5-6 лет (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
• исследования проблемы развития связной описательной речи у дошкольников (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, А.Е. Шибицкая);
• исследования психолого-педагогических условий развития описательной речи у старших дошкольников (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.П. Короткова, К.Д. Ушинский).
Методы исследования:
• теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детского сада № 20 «Алиса» г. Димитровграда. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Теоретическая значимость состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы уровни развития описательной речи у детей 5-6 лет.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия по развитию описательной речи у детей 5-6 лет могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 55 страницах.
Развитие описательной речи - это один из главных навыков, которым должен обладать ребенок дошкольного возраста. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо обладать логическим мышлением и уметь строить рассуждение.
Владение русским языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство особенно восприимчиво к овладению речью. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа обучения и воспитания детей. Язык является необходимым средством общения в социуме и познания окружающего мира. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дети овладевают родным языком, умениями и навыками речи.
Развитие речи дошкольника - это практическая сторона изучения языка, формирование тех навыков и умений, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободное использование всех грамматических средств - форм частей речи, предложений различных типов, словосочетания, словообразовательные модели.
Особенности описательной речи дошкольников были предметом изучения у многих специалистов, таких как В.В. Гербова, А.А. Зрожевская, Л.Г. Шадрина. Педагоги, изучавшие развитие монологической описательной речи у дошкольников - Т.И. Гризик, А.А. Зрожевская, О.С. Ушакова.
Для развития описательной речи, по мнению большинства авторов необходимо создать специальные психолого-педагогические условия для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку, и обеспечить развивающую предметно-пространственную среду для возникновения мотива речи.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил выявить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет описательной речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, необходимые для развития описательной речи у детей 5-6 лет?
Тема исследования сформулирована на основании выявленной проблемы и обозначенной актуальности: «Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие описательной речи у детей 5-6 лет будет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• включение в непрерывную образовательную деятельность игр и упражнений, направленных на развитие показателей описательной речи детей 5-6 лет;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды картинным материалом и художественной литературой, активизирующих описательную речь детей;
• организация психопросветительской работы с родителями на тему важности развития речи-описания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Проанализировать проблему развития у детей 5-6 лет описательной речи.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет описательной речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• исследования проблемы развития речи у детей 5-6 лет (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
• исследования проблемы развития связной описательной речи у дошкольников (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, А.Е. Шибицкая);
• исследования психолого-педагогических условий развития описательной речи у старших дошкольников (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.П. Короткова, К.Д. Ушинский).
Методы исследования:
• теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детского сада № 20 «Алиса» г. Димитровграда. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи.
Теоретическая значимость состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы уровни развития описательной речи у детей 5-6 лет.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия по развитию описательной речи у детей 5-6 лет могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 55 страницах.
Проведенное исследование позволило нам установить, что вопрос о психолого-педагогических условиях развития описательной речи у детей 5-6 лет изучается многими исследователями. В ходе проделанной работы нами был произведен анализ развития описательной речи у детей 5-6 лет, в начале которого был поставлен ряд задач, который необходимо было выполнить. Мы рассмотрели, как используется система развития описательной речи в дошкольной образовательной организации, изучили теоретические основы. Затем провели анализ описательной речи у детей 5-6 лет в группе.
Описательная речь - это связная речь, относящаяся к монологической речи, и имеющая свои особенности в построении: законченность, подчиненность выражения главной мысли через построения по конкретной заданной схеме, направленное на определенную тематику. Целостность, связность между отдельными частями и между предложениями, а еще позволяет составить оценочное мнение или вывод о том, что описывается.
Развитие описательной речи у дошкольников требует специально созданного пространства и индивидуального подхода к каждому ребенку.
На этапе констатирующего эксперимента было обнаружено, то что 32% ребят в экспериментальной группе владеет низким уровнем развития описательной речи, средним 60%, высоким 8%. В контрольной группе найдено, то что 28% ребят владеет низким уровнем, у 60% ребят был замечен средний уровень, высокий у 12% ребят.
Нами выявлено и экспериментально доказано, что процесс развития описательной речи у детей будет возможен при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
• включение в непрерывную образовательную деятельность игр и упражнений, направленных на развитие показателей описательной речи у детей 5-6 лет;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды картинным материалом и художественной литературой, активизирующих описательную речь детей;
• организация психопросветительской работы c родителями на тему важности развития речи-описания у детей старшего дошкольного возраста.
Результатом проведенной работы стало увеличение уровня описательной речи у детей 5-6 лет в экспериментальной группе: на 36% увеличилась доля детей c высоким уровнем развития описательной речи, на 4% снизился средний уровень, а доля с низким уровнем уменьшилась на 32%.
Подводя итоги, можно сказать, что тема обширна и требует более глубоких исследований. Сравнивая результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно утверждать, что задачи исследования были решены и цель работы достигнута, а гипотеза была доказана.
Описательная речь - это связная речь, относящаяся к монологической речи, и имеющая свои особенности в построении: законченность, подчиненность выражения главной мысли через построения по конкретной заданной схеме, направленное на определенную тематику. Целостность, связность между отдельными частями и между предложениями, а еще позволяет составить оценочное мнение или вывод о том, что описывается.
Развитие описательной речи у дошкольников требует специально созданного пространства и индивидуального подхода к каждому ребенку.
На этапе констатирующего эксперимента было обнаружено, то что 32% ребят в экспериментальной группе владеет низким уровнем развития описательной речи, средним 60%, высоким 8%. В контрольной группе найдено, то что 28% ребят владеет низким уровнем, у 60% ребят был замечен средний уровень, высокий у 12% ребят.
Нами выявлено и экспериментально доказано, что процесс развития описательной речи у детей будет возможен при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
• включение в непрерывную образовательную деятельность игр и упражнений, направленных на развитие показателей описательной речи у детей 5-6 лет;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды картинным материалом и художественной литературой, активизирующих описательную речь детей;
• организация психопросветительской работы c родителями на тему важности развития речи-описания у детей старшего дошкольного возраста.
Результатом проведенной работы стало увеличение уровня описательной речи у детей 5-6 лет в экспериментальной группе: на 36% увеличилась доля детей c высоким уровнем развития описательной речи, на 4% снизился средний уровень, а доля с низким уровнем уменьшилась на 32%.
Подводя итоги, можно сказать, что тема обширна и требует более глубоких исследований. Сравнивая результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно утверждать, что задачи исследования были решены и цель работы достигнута, а гипотеза была доказана.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Игра как средство развития мышления детей 3-х лет
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2015 - Изучение развития метафоричности речи у детей 6–7 лет (Нижневартовский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018





