Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Особенности адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушением слуха 6
1.1. Особенности адаптивного физического воспитания в младших классах 6
1.2. Понятие о подвижной игровой деятельности 10
1.3. Базовая идея и задачи адаптивного физического воспитания «Школы Л.Н. Толстого» 24
1.4. Особенности проведения физкультурных занятий с младшими школьниками, имеющими нарушение зрения 31
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования 34
ГЛАВА 3 Результаты исследований и их обсуждение 39
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение 62
Актуальность. В настоящее время физическое воспитание детей младшего школьного возраста занимает особое место. В последнее время наметилась отрицательная тенденция, характеризующаяся ростом заболеваемости детей, снижением защитных свойств их организма; возросло количество детей, имеющих отклонения в физическом развитии.
Современные условия жизни, уменьшение двигательной активности детей приводят к снижению их физической подготовленности и работоспособности, в целом.
Данные исследований Антроповой М. В., Кольцовой М. М., Тереховой Н.Т. [7] свидетельствуют о том, что «...под влиянием движения улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ; движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма».
Согласно выводам Фомина Н.А., Вавилова Ю.Н. [108]: «Накопление двигательного опыта, развитие силы, координации, выносливости и другие способности помогают ребенку овладеть трудными действиями, приучают к точному выполнению различных заданий, способствуют воспитанию эстетических чувств».
Актуальность исследуемой проблемы обусловливается тем, что адаптивная физическая культура направлена на формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.
С целью повышения заинтересованности детей к урокам и более полного решения задач адаптивного физического воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, применяются различные авторские программы, которых, к сожалению, крайне мало.
Цель работы: исследование влияния подвижных игр на физическую подготовленность слабовидящих учащихся 1 -го класса общеобразовательной школы, обучающихся по программе Л.Н. Толстого.
Рабочая гипотеза: предполагается, что использование игрового метода на уроках адаптивного физического воспитания позволит существенно повысить уровень физической подготовленности детей с нарушением зрения.
Объектом исследования является процесс развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение зрения.
Предмет исследования - комплекс подвижных игр, направленный на развитие двигательных качеств у слабовидящих учащихся младшего школьного возраста.
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Определить исходный уровень физической подготовленности слабовидящих учащихся 1-х классов.
2. Выявить динамику изменений физической подготовленности слабовидящих детей, в течение учебного года обучающихся по программе Л.Н. Толстого.
3. Оценить эффективность предлагаемой программы по адаптивному физическому воспитанию.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогические контрольные испытания.
5. Опрос.
6. Методы математической обработки данных.
Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что подвижные игры являются эффективным средством повышения уровня физической подготовленности слабовидящих дошкольников 6-7 лет. Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на воспитанников детского сада и стимулируют развитие их физических качеств.
В первой главе нам удалось выяснить, что для детей с нарушением зрения необходимо большее внимание уделять занятиям на формирование точности, развитию ориентировки в пространстве и координации движений.
Подвижная игра является относительно самостоятельной деятельностью, как детей, так и взрослых. Игра удовлетворяет потребность людей в развлечении, отдыхе, познании, развитии физических и духовных сил. Подвижная игра непосредственно относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых роль движений выражена особенно ярко. Для подвижной игры являются характерными активные творческие двигательные действия, которые мотивированы ее сюжетом. Вместе с тем, данные действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными педагогом, либо играющими), которые направлены на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
В педагогической практике широко используются индивидуальные и коллективные подвижные игры. Помимо них, нередко используются и игры, которые непосредственно подводят к спортивной деятельности.
В подвижных играх сами двигательные действия весьма разнообразны. В частности, они могут быть подражательными, ритмическими, образнотворческими. Они могут выполняться в виде двигательных задач, которые требуют проявления силы, ловкости, быстроты и ряда других физических качеств. В подвижных играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания в цель и на дальность; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, которые требуют умения применять различные движения, которые были приобретены в процессе специальной физической подготовки и т.д. Все данные действия выполняются в самых разных сочетаниях и комбинациях.
В ходе проведения исследования было экспериментально установлено, что занятия подвижными играми оказывают положительное влияние на развитие физических качеств и показателей, которые характеризуют физическую подготовленность слабовидящих детей подготовительной группы.
1. Уровень физической подготовленности слабовидящих мальчиков 1 классов в начале года, можно оценить как низкий за исключением показателя гибкости, который может быть оценен как средний, уровень физической подготовленности слабовидящих девочек оценивается как средний.
2. В течение учебного года зафиксирован рост физической подготовленности слабовидящих детей, который можно считать следствием как естественного роста и развития, так и влиянием уроков по физическому воспитанию. В конце учебного года зафиксирован средний уровень физической подготовленности в обоих классах.
3. В экспериментальном классе, обучающемся по комплексной программе Л. Толстого, зафиксирован больший прирост результатов по физической подготовленности, чем в контрольном. Таким образом, экспериментальная программа на основе использования народных игр может быть признана эффективной.
1. Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. - М.: Мобиле, 2013.- 2007с.
2. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.П. Занятия физической культурой при близорукости. - М.: Физкультура и спорт, 2008.-149с.
3. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992. - 89с.
4. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: ВЛАДОС, 2013. - 368 с.
5. Антонюк С. Д. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья / С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2001. - № 4. - С. 56-57.
6. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников.- М.: Физкультура и спорт, 2004.- 236 с.
7. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка.- М.: Физкультура и спорт, 2005.- 188с.
8. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 2014.- 2-е изд. - 453с.
9. Бабенкова Е., Параничева Т. Подвижные игры на прогулке.- М.: Сфера. - 2015. - 98 с.
10. Бабенкова А.Г., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 2017.-228с.
11. Беляков Е.А. 365 развивающих игр. - М.: Рольф, Айрис - пресс, 1999. - 304 с.
12. Бернштейн Н.А. Ловкость и методика ее совершенствования. - М.: Физкультура и спорт, 2-ое изд.- 2016. - С.23-27.
13. Брадиес Л.Л. Подвижные игры. - М.: Учпедгиз,1961. - 44с.
14. Букова Л.А. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Академия, 2010.-С.45 - 67.
15. Былеева Л.В. Подвижные игры: учеб. пособие для ин-тов физической культуры/ Былеева Л.В., Коротков И.М. - изд.5-ое перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 224 с.
...