Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творчество М. Ю. Лермонтова в оценке русской критики (Андижанский Государственный Университет (Республика Узбекистан))

Работа №118602

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Литературная критика как раздел литературоведения……………...... 7
1.2 Понятия «критика» и «литературная критика» в литературоведении………19
ГЛАВА 2. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ В ОЦЕНКЕ РУССКИХ КРИТИКОВ
2.1 Сущность и значение творчества М.Ю. Лермонтова в литературной критике XIX века…29
2.2 Творчество М.Ю. Лермонтова в оценке критиков XX века………… 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……62

Литература представляет собой важную составляющую искусства. Она является эффективным средством воздействия на сознание людей, приобщения их к культурным ценностям. В условиях современной действительности актуализируется социально-культурная функция литературы, которая отвечает основным условиям нашего государства.
В период масштабных реформ в нашей стране большое внимание уделяется культуре чтения, переизданию и изучению текстов произведений классической русской и мировой литературы. Литература служит основой духовной жизни общества, освещая историю нации, жизнь великих предков посредством художественного синтеза. Как отмечал Президент Республики Узбекистан: «… именно просвещение и образование являются ключом к процветанию народов… ведут людей к благодеяниям, добру, терпимости» .
В частности, существует необходимость в дальнейшем углублении научных исследований по рассмотрению критической составляющей творчества известных писателей и поэтов, ибо под призмой критики раскрываются новые грани творчества, ранее неизвестные и интересные для перспективных исследований в области альтернативного литературоведения. Художественное наследие М.Ю. Лермонтова (1814-1841) уникально. В неполные тринадцать лет творческой деятельности (1828-1841) им было сделано так много, что не укладывается в один век. В то же время его творчество – явление типологическое, ставшее образцом национального самосознания российской культуры. «Широта охвата в литературоведении исторических и философско-эстетических проблем с неизбежными в этих случаях сменами идейных и художественных ориентиров вполне оправдана, неизбежна при этом и разность восприятия отдельных произведений Лермонтова, переросшего рамки только художника слова. Поражает его исследовательский пафос, стремление проникать в глубину повседневных житейских явлений с перспективой на будущее, способность понимать суть человеческого духа» .
«Загадку личности и образа М.Ю. Лермонтова разгадывают не одно десятилетие и не в одном поколении, – отмечает Т.А. Третьякова. – О Лермонтове спорят и рассуждают, пишут и рассказывают историки и литературоведы, лермонтоведы и краеведы. Кажется, полностью и подробно изучены его жизнь и творчество, но каждый раз из сферы внимания ускользает что-то невидимое, неуловимо-тонкое, что вновь и вновь порождает и побуждает возвращаться к личности и образу Лермонтова и вновь спорить, соглашаться, отрицать, понимать и открывать что-то новое, доселе не выштрихованное, не отграненное. А это новое и есть индивидуальная оценка и восприятие личности и образа поэта. А то неуловимое, вероятно, и есть одна из составляющих гениальности, одно из качеств гения, – некий флер загадки. Гениальный человек – это бесконечность познания, безграничность мысли и бездонный, неисчерпаемый колодец эмоционально-чувственных ассоциаций» .
Творчество Лермонтова до сих пор представляет немало загадок для исследователей. Традиционный подход к изучению его текстов даёт положительные результаты только в совокупности с новыми достижениями в литературоведении, философии, истории и культурологии. Нельзя успешно исследовать наследие Лермонтова без учёта работ о нём В.Г. Белинского, без первой крупной монографии П.А. Висковатого, а также без исследований И.Л. Андроникова, В.Н. Аношкиной, В.А. Архипова, Н.Л. Бродского, В.Э. Вацуро, Э.Г. Герштейн, А.И. Журавлёвой, С.И. Кормилова, В.И. Коровина, Д.Е. Максимова, В.А. Мануйлова, В.С. Непомнящего, Б.Т. Удодова, И.Е. Усок, А.В. Фёдорова, Б.М. Эйхенбаума и многих других.
Следует отметить и другие работы, посвященные исследованию биографии и творчества М.Ю. Лермонтова. В 2004 году в Ташкенте вышел сборник , в который были включены материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, освещающие различные аспекты его творчества – поэзии, прозы и драматургии: А.Н. Давшан «Я – подкидыш, я - Лермонтов», И.Ф. Борисова «Мотив покоя в творчестве М.Ю. Лермонтова, поэта и переводчика», О.Н. Гибралтарская «Лермонтов в концепции Даниила Андреева», С.И. Зинин «Поэтические строки М.Ю. Лермонтова в художественных произведениях Ф.М. Достоевского», Е.М. Каминская «Лермонтовский портрет Валерия Брюсова», Н. Тарасова «Русалка как романтическая героиня М.Ю. Лермонтова», З.А. Шамуратова «Переводы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на каракалпакский язык» и др.
Прав и современный исследователь В.Ю. Троицкий, считающий, что в наше время, когда лермонтоведение обогатилось многими новыми исследованиями жизни и творчества писателя, «недостаточно наглядно объяснить причины настроений поэта, необходимо подняться до выявления общечеловеческой значимости выраженных им мыслей о смысле бытия, о назначении человека, о счастье, о любви и свободе» .
Новое время требует изучения творчества художника слова с учётом развития современной литературоведческой науки. При жизни самого писателя вышли две его книги: роман «Герой нашего времени» и небольшой сборник стихов. В конце ХIХ – начале ХХ столетия интерес к изучению наследия М.Ю. Лермонтова не только не затухал, напротив, постепенно возрастал всё с большей и большей силой: появлялись новые издания его сочинений, литературоведческие работы. Изучение наследия продолжается и в ХХI столетии. Этим, на наш взгляд, и определяется актуальность данного исследования.
Объектом исследования является творчество М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования – восприятие образа М.Ю. Лермонтова и его творчества в литературной критике.
Целью настоящей работы явилось рассмотрение разнообразного литературно-критического материала о М.Ю. Лермонтове.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Описать широчайший спектр критических реакций на личность и творчество М.Ю. Лермонтова;
2. Сопоставить воззрения русских критиков на творчество поэта;
3. Выявить общие тенденции в восприятии Лермонтова критиками XIX и XX вв.;
4. Рассмотреть, как на разных этапах развития русской общественной мысли изменялось отношение к Лермонтову со стороны русской критики.
Материалом исследования послужили работы критиков XIX-XX вв., посвященные творчеству Лермонтова.
Методы исследования: герменевтический, аксиологический методы.
Теоретической базой работы явились труды И.А. Каримова, а также исследования Т.С. Щукиной, И.В. Фроловой, Н.В. Володиной, А.В. Дружинина, Б.Ф. Егорова, В.В. Розанова, В.И. Кулешова, В.Г. Белинского, П.А. Висковатого, И.Л. Андроникова, В.Н. Аношкиной, В.А. Архипова, Н.Л. Бродского, В.Э. Вацуро, Э.Г. Герштейн, В.А. Мануйлова, Б.Т. Удодова, И.Е. Усок, А.В. Фёдорова, Б.М. Эйхенбаума и многих других.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключена в том, что исследование можно использовать в рамках разработки спецкурсов литературоведческих дисциплин теоретического характера (литературная критика, современная литературная критика, проблемы литературной критики и т.д.), теоретическая глава исследования может быть использована при рассмотрении творчества М.Ю.Лермонтова в Высшей школе, а именно, с точки зрения рассмотрения проблем литературной критики в классической русской литературе XIX века.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в курсах «История русской литературы XIX века», «Литературная критика»; результаты работы также могут найти применение в литературоведческой практике, а именно может быть использована при составлении хронологических таблиц творчества, филологического анализа текста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В центре внимания критики обычно оказываются узловые проблемы лермонтовской поэзии и прозы. В критических работах представлена не только судьба лермонтовского наследия на протяжении почти двух столетий, но и история литературного процесса, в ходе которого и классические, старые произведения не остаются неподвижными данностями, а как бы растут вместе со всей литературой, открывая последующим поколениям все новые грани, становясь с течением лет многообразнее и глубже.
2. В критических исследованиях, посвященных М.Ю. Лермонтову, выделены основные проблемы, интересовавшие критиков, а затем проанализированы, почему именно они оказались в центре их внимания, каким образом они связаны с актуальными вопросами общественного и литературного развития. Исследователи, изучающие суждения о поэте, его современников или потомков, неизбежно оказываются в роли арбитра, которому надлежит трезво «рассудить» художника слова и его интерпретаторов, подняться над исторической ограниченностью обеих сторон. Перед критиками стоит два вопроса: во-первых, чем творчество поэта обогащало последующие эпохи и, во-вторых, чем последующие эпохи обогащали поэта, что нового сумели они открыть в его идеях, образах, стиле.
3. История изучения творческого наследия М.Ю. Лермонтова насчитывает более полутораста лет. Она восходит к полемике, вызванной появлением в 1840 году двух прижизненных изданий поэта. Голоса критиков резко разделились. Одни в лице Лермонтова приветствовали появление в русской литературе «сильного и самобытного дарования» (Белинский). Другие видели в нем более или менее даровитого подражателя русским и западным модным образцам (С.П. Шевырев, Е.Ф. Розен, Ф.В. Булгарин).
4. Первым наиболее глубоким истолкователем творчества Лермонтова был Белинский. Заслуга В.Г. Белинского состоит в том, что он впервые оценил масштаб лермонтовского дарования, впервые зафиксировал противоположность личностных и творческих доминант Пушкина и Лермонтова: первый «объективен», второй «субъективен» в поэзии. Белинский наметил подходы к одной из центральных проблем лермонтоведения – к вопросу о психологической «неслиянности и нераздельности» Лермонтова и его героя, Печорина.
5. Взгляды Белинского на сущность и значение творчества Лермонтова развили А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. А.И. Герцен внёс в восприятие Лермонтова новую ноту – ностальгическую. Чернышевский первым указал на роль «Героя нашего времени» в формировании принципов и приемов психологического анализа в произведениях Л. Толстого. Важным звеном в изучении Лермонтова явилась деятельность П.А. Висковатого, которому принадлежит одна из первых попыток собирания и издания новонайденных текстов поэта.
6. Для России конца ХIХ – начала ХХ в. художественное наследие Лермонтова было неотъемлемой частью современного литературного и общекультурного процесса. Критика этой эпохи внесла значительный вклад в постижение сложного художественного мира Лермонтова, в разработку новых путей критического анализа его творчества. Религиозно-философская критика, несмотря на расхождения во взглядах, заложила основы единой «концепции» Лермонтова, унаследованной критикой ХХ столетия.
7. Волна интереса к Лермонтову в начале ХХ века была поднята в символистских кругах. А. Белый, Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов, В.С. Соловьёв обратились к метафизическим основам лермонтовской поэзии и имели тенденцию к определению системности поэтического мира Лермонтова. Определённый этап в изучении поэта ознаменовал юбилейный сборник «Венок Лермонтову» (1914), где были опубликованы статьи П.Н. Сакулина, Н.Л. Бродского, И.Н. Розанова.
8. Деятельность И.Л. Андроникова (60-е годы ХХ века) была особенно плодотворной в сфере популяризации творчества Лермонтова – в печати, на эстраде, в документальных фильмах. Его монография посвящена пребыванию поэта в Грузии в 1837 г. С именем И. Л. Андроникова связано уникальное явление в литературоведении – Лермонтовская энциклопедия (1981 год) – первый персональный справочник такого масштаба и компетентности. Лермонтовская энциклопедия содержит анализ и комментарии к наиболее значимым художественным текстам, биографические материалы о современниках поэта и критико-биографические – об авторах, писавших о нём. Она снабжена словарём рифм Лермонтова и частотным словарём, а также биографической летописью.
9. В ХХ веке изучение М.Ю. Лермонтова явилось качественно новым этапом в лермонтоведении. В этот период наблюдается расширение и углубление исследовательских интересов и конкретных разысканий, более зрелой становится и их методологическая основа. Этому способствовало широкое издание сочинений Лермонтова, освобожденных от цензурных и иных искажений, монографий, коллективных сборников и Лермонтовской энциклопедии, являющейся «общекультурным явлением мирового масштаба» (В.И. Кулешов). Интенсификации исследовательских усилий способствовала и работа, связанная с юбилейными датами (1914, 1939, 1941, 1964).
10. На современном этапе, по мнению В.А. Захарова, в исследовании творчества М.Ю. Лермонтова необходимо сделать несколько направлений будущей работы. Во-первых, необходимо пересмотреть все опубликованные документы о поэте, перепроверить их и внести необходимые исправления, учитывая ошибки, допущенные предыдущими публикаторами. Во-вторых, надо в ближайшее же время опубликовать имеющиеся в различных собраниях документы о поэте, которые по каким-то причинам не публиковались до сих пор. В-третьих, следует рассматривать жизнь Лермонтова в контексте событий в России и за рубежом, учитывая, что он реагировал на многие события политической жизни своего времени. В-четвертых, необходимо не отбрасывать те или иные документы, не вписывающиеся в структуру его жизнеописания, а искать объяснение их появления.



1. Каримов И.А. Идея национальной независимости: Основные понятия и принципы. Ташкент: Узбекистон, 2001. – 80 с.
2. Барт Р. Критика и истина // Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
3. Барт Р. Что такое критика? // Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
4. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. М.: Художественная литература, 1978. Т. 3. – 614 с., 1979. Т. 4. – 654 с., 1982. Т. 9. – 863 с.
5. Белый А. Поэзия слова // Белый А. Семиотика. М.: Радуга, 1983. – 636 с.
6. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. Л.: Наука, 1990. – 390 с.
7. Висковатый П.А. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова / П.А. Висковатый. М.: Гелиос АРВ, 2004. – 415 с.
8. Володина Н.В. Литературная критика. Ее предмет и задачи: Учебно-методическое пособие. Череповец: ЧГУ, 1997 // http://www.rl-critic.ru/kurs/posobiye.html.
9. Галахов А.Д. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. С. 184-200.
10. Герцен А.И. Из книги «О развитии революционных идей в России» // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. С. 181-184.
11. Гершензон Д.Я. Лермонтов в русской критике // http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/gershenzon-russkaya-kritika.htm.
12. Гинзбург Л.Я. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. – 224 с.
13. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 7. С. 72. – 400 с.
14. Горланов Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.01. М., 2010 // www.dslib.net/russkaja-literatura/tvorchestvo-m-ju-lermontova-v-kontekste-russkogo-duhovnogo-samosoznanija.html.
15. Григорьев А.А. Лермонтов и его направление // http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0180oldorfo.shtml.
16. Григорьев А.А. После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу // Григорьев АА. Сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т. 2. – 510 с.
17. Добролюбов Н.А. // Лермонтовская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 // http://m-y-lermontov.ru/lermontov/.
18. Дружинин А.В. Литературная критика. М.: Советская Россия, 1983. – 384 с.
19. Дудышкин В.А. Зайцев. Сочинения Лермонтова, приведенные в порядок С.С. Дудышкиным // http://lermontov.rhga.ru/osmi/detail.php.
20. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры. Композиция. Стиль. Л.: Ленинградское отделение, 1980. – 318 с.
21. Жуковский В. А. О критике. Письмо к издателям «Вестника Европы» // Жуковский В. А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1985. – 431 с.
22. Захаров В.А. Современные проблемы изучения жизни и творчества М.Ю. Лермонтова // Его отчизна в небесах: материалы шестых Лермонтовских чтений. Ярославль: Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова, 2007. – 52 с.
23. История русской литературы XIX века, 1880-1830-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. М.: Просвещение, 1989. – 448 с.
24. История русской литературной критики: Учеб. для вузов / В.В. Прозоров, О.О. Милованова, Е.Г. Елина и др.; Под ред. В.В. Прозорова. М: Высш. шк., 2002. – 463 с.
25. Критика // Литературный словарь // http: www.surbor.su/publicinfo.php=476.
26. Критика // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
27. Кулешов В.И. История русской критики XVIII-XIX веков. М.: Просвещение, 1991. – 432 с.
28. Латынина А. Колокольный звон – не молитва // Взгляд: Критика. Полемика. Публикации / Сост. Л.Б. Воронин, A.M. Турков, С.И. Чупринин. М.: Политиздат, 1989. Вып. 2. – 512 с.
29. Лермонтоведение // Лермонтовская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 // http://m-y-lermontov.ru/lermontov/.
30. Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. – 344 с.
31. Литературная критика // http: vseslova.com.ua/word.
32. Литературная критика // Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1979. – 352 с.
33. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 с.
34. Ломоносов М.В. Рассуждения об обязанности журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии // Ломоносов М.В. Избранные произведения. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. – 351 с.
35. Максимов Д.Е. Проблематика и символика поэмы Лермонтова «Мцыри» // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. С. 666-694.
36. Масловский В. «Высказать правду о душе человека...» (Заметки об изучении творчества Льва Толстого в последние годы) // Литература в школе. – 1978. – № 4. – С. 71-81.
37. Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Ташкент: Fan va texnologiyalar markazining bosmaxonasi, 2004. – 118 с.
38. Палиевский П.В. Литература и теория. М.: Современник, 1978. – 280 с.
39. Проблемы теории литературной критики. М.: Изд-во МГУ, 1980. – 262 с.
40. Пушкин А.С. О критике // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука, 1978. Т. 7. – 765 с.
41. Розанов В.В. Пушкин и Лермонтов // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина XX в. М.: Книга, 1990. – 528 с.
42. Розанов В.В. Три момента в развитии русской критики // Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. – 610 с.
43. Солженицын А. Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни. Paris, 1975. С 253 // Фролова И.В. Мастерство литературного критика // http://www.bsu.ru/content/pages2/338/10.pdf.
44. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 20 т. М.: Художественная литература, 1965. Т. 17. – 624 с.
45. Третьякова Т.А. М.Ю. Лермонтов. Человек и образ. Взгляд из настоящего // Мир Лермонтова: Материалы третьих Лермонтовских чтений. Ярославль: Центральная городская библиотека им. М.Ю. Лермонтова, 2003. С. 1-5.
46. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. – 288 с.
47. Фролова И.В. Мастерство литературного критика // http://www.bsu.ru/content/pages2/338/10.pdf.
48. Шевырев С.П. «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. С. 131-145.
49. Щукина Т.С. Теоретические проблемы художественной критики. М.: Мысль, 1979. – 144 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ