Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование компенсаторной компетенции как средства развития умений диалогической речи на иностранном языке

Работа №118573

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 8
1.1. Понятие компенсаторной компетенции как компонента
коммуникативной компетенции 6
1.2. Диалогическая речь и ее место в обучении иностранным языкам ... 11
1.3. Особенности обучения диалогической речи на иностранном языке
в средней школе 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ С ОПОРОЙ НА КОМПЕНСАТОРНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ 25
2.1. Анализ уровня развития умений диалогической речи на 25
иностранном языке обучающихся 5 и 9 классов
2.2. Разработка и апробирование серии упражнений, направленных на формирование компенсаторной компетенции как средства развития
умений диалогической речи на иностранном языке 36
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов 43
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения 60


Тема «Формирование компенсаторной компетенции как средства развития умений диалогической речи на иностранном языке» на сегодняшний день имеет свою актуальность, так как значительные изменения в общественных отношениях, требуют высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования филологической подготовки.
Требование общаться уже в младшем школьном возрасте на иностранном языке ставит перед учителями дополнительные задачи. В результате возникла необходимость искать новые методы, учить школьников приспособлению в меняющейся среде, возникла потребность дать обучающемуся комплекс универсально применимых базовых компетенций, которые были бы не только результатом обучения, но стали бы источником их дальнейшего развития.
Компенсаторная компетенция, входящая в структуру коммуникативной, подразумевает способность восполнять в процессе общения недостаточность знания языка с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации и способствует достижению поставленных задач.
Проблемами развития компенсаторной компетенции занимались такие ученые-методисты, как: Бим И.Л., Иванов И.Н., Коренева М.Р., Хуторской А.В., Канале М. и др.
Объектом исследования являются умения диалогической речи на иностранном языке.
Предметом исследования является компенсаторная компетенция как средство для развития диалогической речи на иностранном языке.
Цель исследования - повышение эффективности обучения диалогической речи на иностранном языке на основе формирования компенсаторной компетенции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования компенсаторной компетенции для развития умений диалогической речи на иностранном языке;
2) адаптировать существующие критерии оценивания уровня развития умений диалогической речи на иностранном языке и выявить уровень развития умений диалогической речи у обучающихся 5 и 9 классов;
3) разработать и апробировать серию упражнений по развитию умений диалогической речи на иностранном языке на основе компенсаторной компетенции.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта; эмпирические (беседа с обучающимися); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе.
Экспериментальная база исследования: опытно-исследовательская работа проводилась в МБУ «Школа №18» г.о. Тольятти.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, библиографический список и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования были изучены теоретические аспекты формирования компенсаторной компетенции как средства развития умений диалогической речи на иностранном языке. Была дана характеристика основным понятиям.
Компетентность - это способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях
Компенсаторная компетенция - это способность восполнять в процессе общения недостаточность знания языка, а также речевого и социального опыта общения на иностранном языке при помощи вербальных и невербальных средств коммуникации.
Диалогическая речь - это процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц.
С помощью анализа методической литературы мы выяснили, что формированию компенсаторной компетенции для развития умений диалогической речи способствуют следующие субстратегии, выделяемые А.В. Ивановым: «аппроксимация», «перенос», «обращение за помощью», «языковая догадка», «ожидание», «антиципация».
Практическая часть исследования проводилась на базе МБУ «Школа №18» г. Тольятти. В экспериментах принимали участие обучающиеся экспериментальных групп.
На начальном этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление уровня развития умений диалогической речи на иностранном языке обучающихся 5 «В» и 9 «А» классов. Были использованы адаптированные критерии оценивания диалогической речи по И.Н. Верещагиной. Результаты выявили, что низкие показатели уровня развития умений диалогической речи являются
следствием недостаточного количества упражнений на формирование компенсаторной компетенции в УМК для 9 классов и отсутствия подобных упражнений в УМК для 5 классов. В результате проведения констатирующего эксперимента, мы получили следующие результаты. В подгруппе 9 «А» класса на «высоком» уровне развития умений диалогической речи находятся 17% обучающихся, на «среднем» - 25%, на уровне «ниже среднего» - 25%, «низкий» уровень продемонстрировало 33% учеников. В подгруппе 5 «В» класса «высокий» уровень развития умений диалогической речи показало 25% обучающихся, «средний» - 8%, на уровне «ниже среднего» находятся 25% учеников, «низкий» уровень продемонстрировало 42% обучающихся.
На следующем этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. Обучающимся была предложена разработанная нами серия упражнений на формирование компенсаторной компетенции, которая впоследствии должна способствовать развитию умений диалогической речи. Упражнения были основаны на субстратегиях компенсаторной компетенции, таких как: аппроксимация - умения, основанные на приблизительной передаче необходимой идеи; обращение за помощью - умения взаимодействовать с речевым партнером с целью получения необходимой помощи; ожидание - умение правильного использования паузы или слов- заполнителей.
На заключительном этапе был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проследить эффективность обучения диалогической речи на иностранном языке на основе формирования компенсаторной компетенции после проведения формирующего эксперимента. Как в констатирующем эксперименте, так и в контрольном, мы использовали адаптированные критерии оценивания уровня развития диалогической речи по И.Н. Верещагиной. Основываясь на результаты контрольного эксперимента, было выявлено, что в 9 «А» классе на «высоком» уровне развития умений диалогической речи осталось 17%, «средний» уровень
повысился до 33%, на уровне «ниже среднего» - 17%, «низкий» уровень показало 33% обучающихся. Что касается 5 «В» класса, то показатели остались теми же: «высокий» уровень - 25%, «средний» - 8%, «ниже среднего» - 25%, «низкий» - 42%.
Анализируя полученные результаты, нами было установлено, что подобранная серия упражнений на формирование компенсаторной компетенции способствовала развитию умений диалогической речи у подгруппы 9 «А» класса, но не повлияла на результаты подгруппы 5 «В» класса, возможной причиной чего явилась недостаточность общего числа проведенных упражнений, учитывая то, что согласно анализу УМК, дети не выполняли ранее упражнений на составление диалога по образцу.
Таким образом, мы решили все стоявшие перед нами задачи, а значит, можно сделать вывод, что цель исследования - «повышение эффективности обучения диалогической речи на иностранном языке на основе формирования компенсаторной компетенции» - достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения влияния компенсаторной компетенции на другие формы речевой деятельности.



1. Агаева, О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка [Текст] / О.В. Агаева // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — 262 с.
2. Аитов, В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов) : автореф. дисс. ... д.п.н. [Текст] / Аитов, В.Ф. - С-Пб.: СПбГУ, 2007. - 18 с.
3. Безбородова, М.А. Мотивация в обучении английскому языку [Текст] / М.А. Безбородова // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 156-160.
4. Биболетова, М.З. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. [Текст] / М.З. Биболетова, Н.П. Грачева, Е.Н. Соколова. - М.: Просвещение, 2005. - 130 с.
5. Бим, И.Л. Немецкий язык: базовый курс. Концепция. Программа [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Новая школа, 1995. - 127 с.
6. Верещагина, И. Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением англ. Языка [Текст] / И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Н.И. Максименко. - М.: Просвещение, 2012. - 98 с.
7. Вронская, И.В. Методика раннего обучения английскому языку [Текст] / И.В. Вронская. - СПб: КАРО, 2015. - 336 с.
8. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - Изд. 3-е, стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
9. Давыденко, В.В. Компенсаторная компетенция как целевая доминанта иноязычного профильно-ориентированного обучения старших школьников [Текст] / В.В. Давыденко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2 (77). - С. 86-89.
10. Иванов, А.В. Культуроведческие подходы в обучении иностранному языку на неязыковых факультетах [Текст] / А.В. Иванов // Этнокультурное самосознание нации в контексте мировых культурных процессов: динамика и сопоставление: материалы и тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. - Ижевск: Удмурт. ун-т, 2011. - С. 208-211.
11. Иванов, А. В. Формирование у студентов вуза компенсаторной компетенции при обучении иноязычному говорению: автореф. дисс ... к.п.н. [Текст] / А.В. Иванов, - Н. Новгород, 2012. - 198 с.
12. Иванова, Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II [Текст] / Т.В. Иванова, И.А. Сухова. - Уфа: Изд- во БГПУ, 2008. - 102 с.
13. Комарова, Ю.А. Английский язык: учебник для 5 класса
общеобразовательных организаций [Текст] / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Грейнджер. - 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 152 с.
14. Комарова, Ю.А. Английский язык: учебник для 9 класса
общеобразовательных организаций [Текст] / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 164 с.
15. Коренева, М.Р. Компенсаторная стратегия и компенсаторное умение как лингводидактические категории и проблема их разграничения [Текст] / М.Р. Коренева // Вестник бурятского государственного университета. - 2012. - № 15. - 246 с.
16. Коренева, М.Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения у студентов языкового вуза (2 курс, французский язык): дис... канд. пед. наук. [Текст] / М.Р. Коренева - Улан-Удэ, 2003. - 233 с.
17. Коренева, М.Р. Методическая система формирования компенсаторной компетенции говорения [Текст] / М.Р. Коренева, М.Ю. Карбаинова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 7. - С. 205-212.
18. Куклина, С.С. Компенсаторная компетенция школьников как условие
успешности ознакомительного чтения на иностранном языке [Текст] / С.С. Куклина // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе. Сборник научно-методических трудов. Ответственный редактор С.С. Куклина. - Киров: Общество с ограниченной
ответственностью «Радуга-ПРЕСС», 2017. - С. 71-79.
19. Куклина, С.С Компенсаторный компонент иноязычной
коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы [Текст] / С.С. Куклина // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 55-59.
20. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной
общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов
педагогических колледжей [Текст] / Под ред. В.М. Филатова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 414 с.
21. Миролюбов, А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст] / А.А Миролюбов. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
22. Мурзина, А.А. К вопросу о формировании компенсаторной компетенции
старшеклассников на ур научно-практической интернет-конференции
«Теоретические и методологические проблемы иноязычного образования и межкультурной коммуникации». - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2016. - С. 83-87.
23. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
24. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
25. Олейник, Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках [Текст] / Т.И. Олейник. - М.: Просвещение, 2012. - 87 с.
26. Панова, Л.С. Методика обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях: учебник [Текст] / Л.С. Панова, И.Ф. Андрийко, С.В. Тезикова. - К.: Академия, 2010. - 156с.
27. Плотникова, Н.М. Методика диагностирования уровня
сформированности компенсаторной компетенции [Текст] / Н.М. Плотникова // Реализация инновационной системы языковой подготовки в неязыковых вузах: Проблемы и перспективы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел
Российской Федерации, 2017. - С. 85-91.
28. Радионова, С.А. Компенсаторная компетенция как составляющая
иноязычной коммуникативной компетенции [Текст] / С.А. Радионова, А.Р. Саматова // Актуальные вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации. Сборник научных статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции.
Ответственные редакторы Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. - С. 30-33.
29. Саломатов, К.И. Проблемы обучения диалогической речи [Текст] / К.И. Саломатов // Иностранные языки в школе. - 2007. - №6. - С. 29-32.
30. Сиразиева, Л.М., Компенсаторная компетенция школьников в аспекте обучения иноязычному говорению на старшей ступени [Текст] / Л.М. Сиразиева, Р.А. Фахрутдинова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 1 (7). - С. 169-172.
31. Соколова, Н.К. Обучение диалогической речи [Текст] / Н.К. Соколова // Иностранные языки в школе. - 2009. - №1. - С. 28-33.
32. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Е.Н. Соловова - Изд. 4-е - М.: Просвещение, 2006. - 272 с.
33. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Изд. 4¬е [Текст] / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2006. - 245 с.
34. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : Базовый курс лекций : Пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. - М. : Просвещение, 2002. - 239 с.
35. Татарницева, С.Н. Методика преподавания иностранных языков: теория и практика: учеб.-метод. пособие для студентов 3-4-х курсов очной формы обучения спец. 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» [Текст] / С.Н. Татарницева. - Тольятти : ТГУ, 2008. - 246 с.
36. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. Под общей редакцией М.К. Колковой [Текст]. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
37. Формирование компенсаторной компетенции учащихся в процессе
обучения иностранному языку. (Н.М. Баркова) [Электронный ресурс] //Державинский вестник: [web-сайт]. // URL:
http://www.tsutmb.ru/formirovanie_kompensatornoj_kompetenczii_uchashhi xsya_v_proczesse_obucheniya_inostran-nomu_yazyiku.html (дата
обращения: 15.03.2018).
38. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. // URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.html(дата обращения: 15.03.2018).
39. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
40. Canale, M. Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing [Текст] / M. Canale, M. Swain // Applied Linguistics. - 1991. - № 1. - P. 27-31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ