Формирование компенсаторной компетенции как средства развития умений диалогической речи на иностранном языке
|
Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 8
1.1. Понятие компенсаторной компетенции как компонента
коммуникативной компетенции 6
1.2. Диалогическая речь и ее место в обучении иностранным языкам ... 11
1.3. Особенности обучения диалогической речи на иностранном языке
в средней школе 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ С ОПОРОЙ НА КОМПЕНСАТОРНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ 25
2.1. Анализ уровня развития умений диалогической речи на 25
иностранном языке обучающихся 5 и 9 классов
2.2. Разработка и апробирование серии упражнений, направленных на формирование компенсаторной компетенции как средства развития
умений диалогической речи на иностранном языке 36
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов 43
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения 60
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 8
1.1. Понятие компенсаторной компетенции как компонента
коммуникативной компетенции 6
1.2. Диалогическая речь и ее место в обучении иностранным языкам ... 11
1.3. Особенности обучения диалогической речи на иностранном языке
в средней школе 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ С ОПОРОЙ НА КОМПЕНСАТОРНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ 25
2.1. Анализ уровня развития умений диалогической речи на 25
иностранном языке обучающихся 5 и 9 классов
2.2. Разработка и апробирование серии упражнений, направленных на формирование компенсаторной компетенции как средства развития
умений диалогической речи на иностранном языке 36
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов 43
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения 60
Тема «Формирование компенсаторной компетенции как средства развития умений диалогической речи на иностранном языке» на сегодняшний день имеет свою актуальность, так как значительные изменения в общественных отношениях, требуют высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования филологической подготовки.
Требование общаться уже в младшем школьном возрасте на иностранном языке ставит перед учителями дополнительные задачи. В результате возникла необходимость искать новые методы, учить школьников приспособлению в меняющейся среде, возникла потребность дать обучающемуся комплекс универсально применимых базовых компетенций, которые были бы не только результатом обучения, но стали бы источником их дальнейшего развития.
Компенсаторная компетенция, входящая в структуру коммуникативной, подразумевает способность восполнять в процессе общения недостаточность знания языка с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации и способствует достижению поставленных задач.
Проблемами развития компенсаторной компетенции занимались такие ученые-методисты, как: Бим И.Л., Иванов И.Н., Коренева М.Р., Хуторской А.В., Канале М. и др.
Объектом исследования являются умения диалогической речи на иностранном языке.
Предметом исследования является компенсаторная компетенция как средство для развития диалогической речи на иностранном языке.
Цель исследования - повышение эффективности обучения диалогической речи на иностранном языке на основе формирования компенсаторной компетенции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования компенсаторной компетенции для развития умений диалогической речи на иностранном языке;
2) адаптировать существующие критерии оценивания уровня развития умений диалогической речи на иностранном языке и выявить уровень развития умений диалогической речи у обучающихся 5 и 9 классов;
3) разработать и апробировать серию упражнений по развитию умений диалогической речи на иностранном языке на основе компенсаторной компетенции.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта; эмпирические (беседа с обучающимися); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе.
Экспериментальная база исследования: опытно-исследовательская работа проводилась в МБУ «Школа №18» г.о. Тольятти.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, библиографический список и приложения.
Требование общаться уже в младшем школьном возрасте на иностранном языке ставит перед учителями дополнительные задачи. В результате возникла необходимость искать новые методы, учить школьников приспособлению в меняющейся среде, возникла потребность дать обучающемуся комплекс универсально применимых базовых компетенций, которые были бы не только результатом обучения, но стали бы источником их дальнейшего развития.
Компенсаторная компетенция, входящая в структуру коммуникативной, подразумевает способность восполнять в процессе общения недостаточность знания языка с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации и способствует достижению поставленных задач.
Проблемами развития компенсаторной компетенции занимались такие ученые-методисты, как: Бим И.Л., Иванов И.Н., Коренева М.Р., Хуторской А.В., Канале М. и др.
Объектом исследования являются умения диалогической речи на иностранном языке.
Предметом исследования является компенсаторная компетенция как средство для развития диалогической речи на иностранном языке.
Цель исследования - повышение эффективности обучения диалогической речи на иностранном языке на основе формирования компенсаторной компетенции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования компенсаторной компетенции для развития умений диалогической речи на иностранном языке;
2) адаптировать существующие критерии оценивания уровня развития умений диалогической речи на иностранном языке и выявить уровень развития умений диалогической речи у обучающихся 5 и 9 классов;
3) разработать и апробировать серию упражнений по развитию умений диалогической речи на иностранном языке на основе компенсаторной компетенции.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта; эмпирические (беседа с обучающимися); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе.
Экспериментальная база исследования: опытно-исследовательская работа проводилась в МБУ «Школа №18» г.о. Тольятти.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, библиографический список и приложения.
В процессе исследования были изучены теоретические аспекты формирования компенсаторной компетенции как средства развития умений диалогической речи на иностранном языке. Была дана характеристика основным понятиям.
Компетентность - это способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях
Компенсаторная компетенция - это способность восполнять в процессе общения недостаточность знания языка, а также речевого и социального опыта общения на иностранном языке при помощи вербальных и невербальных средств коммуникации.
Диалогическая речь - это процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц.
С помощью анализа методической литературы мы выяснили, что формированию компенсаторной компетенции для развития умений диалогической речи способствуют следующие субстратегии, выделяемые А.В. Ивановым: «аппроксимация», «перенос», «обращение за помощью», «языковая догадка», «ожидание», «антиципация».
Практическая часть исследования проводилась на базе МБУ «Школа №18» г. Тольятти. В экспериментах принимали участие обучающиеся экспериментальных групп.
На начальном этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление уровня развития умений диалогической речи на иностранном языке обучающихся 5 «В» и 9 «А» классов. Были использованы адаптированные критерии оценивания диалогической речи по И.Н. Верещагиной. Результаты выявили, что низкие показатели уровня развития умений диалогической речи являются
следствием недостаточного количества упражнений на формирование компенсаторной компетенции в УМК для 9 классов и отсутствия подобных упражнений в УМК для 5 классов. В результате проведения констатирующего эксперимента, мы получили следующие результаты. В подгруппе 9 «А» класса на «высоком» уровне развития умений диалогической речи находятся 17% обучающихся, на «среднем» - 25%, на уровне «ниже среднего» - 25%, «низкий» уровень продемонстрировало 33% учеников. В подгруппе 5 «В» класса «высокий» уровень развития умений диалогической речи показало 25% обучающихся, «средний» - 8%, на уровне «ниже среднего» находятся 25% учеников, «низкий» уровень продемонстрировало 42% обучающихся.
На следующем этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. Обучающимся была предложена разработанная нами серия упражнений на формирование компенсаторной компетенции, которая впоследствии должна способствовать развитию умений диалогической речи. Упражнения были основаны на субстратегиях компенсаторной компетенции, таких как: аппроксимация - умения, основанные на приблизительной передаче необходимой идеи; обращение за помощью - умения взаимодействовать с речевым партнером с целью получения необходимой помощи; ожидание - умение правильного использования паузы или слов- заполнителей.
На заключительном этапе был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проследить эффективность обучения диалогической речи на иностранном языке на основе формирования компенсаторной компетенции после проведения формирующего эксперимента. Как в констатирующем эксперименте, так и в контрольном, мы использовали адаптированные критерии оценивания уровня развития диалогической речи по И.Н. Верещагиной. Основываясь на результаты контрольного эксперимента, было выявлено, что в 9 «А» классе на «высоком» уровне развития умений диалогической речи осталось 17%, «средний» уровень
повысился до 33%, на уровне «ниже среднего» - 17%, «низкий» уровень показало 33% обучающихся. Что касается 5 «В» класса, то показатели остались теми же: «высокий» уровень - 25%, «средний» - 8%, «ниже среднего» - 25%, «низкий» - 42%.
Анализируя полученные результаты, нами было установлено, что подобранная серия упражнений на формирование компенсаторной компетенции способствовала развитию умений диалогической речи у подгруппы 9 «А» класса, но не повлияла на результаты подгруппы 5 «В» класса, возможной причиной чего явилась недостаточность общего числа проведенных упражнений, учитывая то, что согласно анализу УМК, дети не выполняли ранее упражнений на составление диалога по образцу.
Таким образом, мы решили все стоявшие перед нами задачи, а значит, можно сделать вывод, что цель исследования - «повышение эффективности обучения диалогической речи на иностранном языке на основе формирования компенсаторной компетенции» - достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения влияния компенсаторной компетенции на другие формы речевой деятельности.
Компетентность - это способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях
Компенсаторная компетенция - это способность восполнять в процессе общения недостаточность знания языка, а также речевого и социального опыта общения на иностранном языке при помощи вербальных и невербальных средств коммуникации.
Диалогическая речь - это процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц.
С помощью анализа методической литературы мы выяснили, что формированию компенсаторной компетенции для развития умений диалогической речи способствуют следующие субстратегии, выделяемые А.В. Ивановым: «аппроксимация», «перенос», «обращение за помощью», «языковая догадка», «ожидание», «антиципация».
Практическая часть исследования проводилась на базе МБУ «Школа №18» г. Тольятти. В экспериментах принимали участие обучающиеся экспериментальных групп.
На начальном этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление уровня развития умений диалогической речи на иностранном языке обучающихся 5 «В» и 9 «А» классов. Были использованы адаптированные критерии оценивания диалогической речи по И.Н. Верещагиной. Результаты выявили, что низкие показатели уровня развития умений диалогической речи являются
следствием недостаточного количества упражнений на формирование компенсаторной компетенции в УМК для 9 классов и отсутствия подобных упражнений в УМК для 5 классов. В результате проведения констатирующего эксперимента, мы получили следующие результаты. В подгруппе 9 «А» класса на «высоком» уровне развития умений диалогической речи находятся 17% обучающихся, на «среднем» - 25%, на уровне «ниже среднего» - 25%, «низкий» уровень продемонстрировало 33% учеников. В подгруппе 5 «В» класса «высокий» уровень развития умений диалогической речи показало 25% обучающихся, «средний» - 8%, на уровне «ниже среднего» находятся 25% учеников, «низкий» уровень продемонстрировало 42% обучающихся.
На следующем этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. Обучающимся была предложена разработанная нами серия упражнений на формирование компенсаторной компетенции, которая впоследствии должна способствовать развитию умений диалогической речи. Упражнения были основаны на субстратегиях компенсаторной компетенции, таких как: аппроксимация - умения, основанные на приблизительной передаче необходимой идеи; обращение за помощью - умения взаимодействовать с речевым партнером с целью получения необходимой помощи; ожидание - умение правильного использования паузы или слов- заполнителей.
На заключительном этапе был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проследить эффективность обучения диалогической речи на иностранном языке на основе формирования компенсаторной компетенции после проведения формирующего эксперимента. Как в констатирующем эксперименте, так и в контрольном, мы использовали адаптированные критерии оценивания уровня развития диалогической речи по И.Н. Верещагиной. Основываясь на результаты контрольного эксперимента, было выявлено, что в 9 «А» классе на «высоком» уровне развития умений диалогической речи осталось 17%, «средний» уровень
повысился до 33%, на уровне «ниже среднего» - 17%, «низкий» уровень показало 33% обучающихся. Что касается 5 «В» класса, то показатели остались теми же: «высокий» уровень - 25%, «средний» - 8%, «ниже среднего» - 25%, «низкий» - 42%.
Анализируя полученные результаты, нами было установлено, что подобранная серия упражнений на формирование компенсаторной компетенции способствовала развитию умений диалогической речи у подгруппы 9 «А» класса, но не повлияла на результаты подгруппы 5 «В» класса, возможной причиной чего явилась недостаточность общего числа проведенных упражнений, учитывая то, что согласно анализу УМК, дети не выполняли ранее упражнений на составление диалога по образцу.
Таким образом, мы решили все стоявшие перед нами задачи, а значит, можно сделать вывод, что цель исследования - «повышение эффективности обучения диалогической речи на иностранном языке на основе формирования компенсаторной компетенции» - достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения влияния компенсаторной компетенции на другие формы речевой деятельности.



