Способы организации учебной деятельности учащихся начальных классов при знакомстве с понятием «уравнение» (Московский педагогический государственный университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ПОНЯТИЕМ «УРАВНЕНИЕ» 5
1.1 Понятие «учебная деятельность» и формы её организации в начальной школе 5
1.2 Теоретические основы понятия «уравнение» в начальной школе 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ПОНЯТИЕМ «УРАВНЕНИЕ» 15
2.1 Анализ изучения уравнений в учебниках математики начальной школы 15
2.2. Особенности методики ознакомления с уравнением в начальных классах 19
2.3 Реализация приёмов организации учебной деятельности в процессе знакомства с уравнением в начальных классах на уроке математики (разработка конспекта урока) 28
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Задача школьного обучения на уровне начального образования – формирование у школьников умения учиться, приобретение ими конкретных знаний и умений в полноценной учебной деятельности. Именно в первые годы школьной жизни у детей закладываются основы умения учиться и особенно интенсивно в этот период школьники овладевают учебной деятельностью.
Проблема формирования учебной деятельности младших школьников не нова для педагогической и психологической наук. В разное время она рассмотрена в работах: Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.К. Макаровой, Д.Б. Эльконина и др..
Проблемой формирования умения решать уравнения занимались известные методисты в области математики: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, А.В. Белошистая, А.В. Самойлова, Л.П. Стойлова. Однако в практике обучения математике, решение уравнений по-прежнему остаётся трудной темой как для ученика, так и для учителя. Эта проблема позволила сформулировать актуальность выбранного нами аспекта курсовой работы «Способы организации учебной деятельности учащихся начальных классов при знакомстве с понятием «уравнение».
Проблема исследования: при каких формах организации учебной деятельности учащихся начальных классов знакомство младших школьников с понятием «уравнение» будет наиболее успешно?
Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования: формы организации учебной деятельности учащихся начальных классов в процессе знакомства с понятием «уравнение»
Цель исследования: определить формы организации учебной деятельности в процессе знакомства младших школьников с понятием «уравнение».
Предмет и цель исследования определяют следующие задачи:
1 Раскрыть понятие «учебная деятельность» и формы её организации в начальной школе.
2. Описать теоретические основы понятия «уравнение» в начальной школе.
3. Проанализировать изучение уравнений в учебниках математики начальной школы.
4. Описать особенности методики ознакомления с уравнением в начальных классах.
5. Показать реализацию приёмов организации учебной деятельности в процессе знакомства с уравнением в начальных классах на уроке математики (разработка конспекта урока).
Для достижения целей работы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебной литературы, обобщение передового педагогического опыта.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: описана методика обучения младших школьников решению уравнений; показана возможность практической реализации данной методики в учебном процессе.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, работа представлена 41 страницами текста компьютерного набора; 31 наименованием списка источников, 2 таблицами.
Изучение уравнений и способов их решения прочно вошли в систему начальной математической подготовки. Составление и решение уравнений способствуют у младших школьников развитию мышления, находчивости, сообразительности и инициативы. В начальной школе при работе над уравнениями у учащихся закрепляются такие умения как: соотношение части и целого, закрепляется порядок действий взаимосвязи между компонентами действий, а также формируются вычислительные навыки и понимание, формируются умения решать текстовые задачи алгебраическим способом и идет работа над развитием правильной математической речи.
В процессе работы была решена высказанная в введении проблема и был разработан урок по теме «Уравнение» во 2 классе, на котором показана реализация приёмов организации учебной деятельности в процессе знакомства с уравнением в начальных классах. Таким образом, достигнута цель курсовой работы.
В ходе теоретического исследования поставленные задачи были выполнены и получены следующие результаты:
1 Раскрыто понятие «учебная деятельность» и формы её организации в начальной школе.
2. Описаны теоретические основы понятия «уравнение» в начальной школе.
3. Проанализировано изучение уравнений в учебниках математики начальной школы
4. Описаны особенности методики ознакомления с уравнением в начальных классах
Можно сделать общий вывод, что все задачи исследования решены, цель достигнута.