Способы организации учебной деятельности учащихся начальных классов при знакомстве с понятием «уравнение» (Московский педагогический государственный университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ПОНЯТИЕМ «УРАВНЕНИЕ» 5
1.1 Понятие «учебная деятельность» и формы её организации в начальной школе 5
1.2 Теоретические основы понятия «уравнение» в начальной школе 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ПОНЯТИЕМ «УРАВНЕНИЕ» 15
2.1 Анализ изучения уравнений в учебниках математики начальной школы 15
2.2. Особенности методики ознакомления с уравнением в начальных классах 19
2.3 Реализация приёмов организации учебной деятельности в процессе знакомства с уравнением в начальных классах на уроке математики (разработка конспекта урока) 28
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Задача школьного обучения на уровне начального образования – формирование у школьников умения учиться, приобретение ими конкретных знаний и умений в полноценной учебной деятельности. Именно в первые годы школьной жизни у детей закладываются основы умения учиться и особенно интенсивно в этот период школьники овладевают учебной деятельностью.
Проблема формирования учебной деятельности младших школьников не нова для педагогической и психологической наук. В разное время она рассмотрена в работах: Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.К. Макаровой, Д.Б. Эльконина и др..
Проблемой формирования умения решать уравнения занимались известные методисты в области математики: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, А.В. Белошистая, А.В. Самойлова, Л.П. Стойлова. Однако в практике обучения математике, решение уравнений по-прежнему остаётся трудной темой как для ученика, так и для учителя. Эта проблема позволила сформулировать актуальность выбранного нами аспекта курсовой работы «Способы организации учебной деятельности учащихся начальных классов при знакомстве с понятием «уравнение».
Проблема исследования: при каких формах организации учебной деятельности учащихся начальных классов знакомство младших школьников с понятием «уравнение» будет наиболее успешно?
Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования: формы организации учебной деятельности учащихся начальных классов в процессе знакомства с понятием «уравнение»
Цель исследования: определить формы организации учебной деятельности в процессе знакомства младших школьников с понятием «уравнение».
Предмет и цель исследования определяют следующие задачи:
1 Раскрыть понятие «учебная деятельность» и формы её организации в начальной школе.
2. Описать теоретические основы понятия «уравнение» в начальной школе.
3. Проанализировать изучение уравнений в учебниках математики начальной школы.
4. Описать особенности методики ознакомления с уравнением в начальных классах.
5. Показать реализацию приёмов организации учебной деятельности в процессе знакомства с уравнением в начальных классах на уроке математики (разработка конспекта урока).
Для достижения целей работы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебной литературы, обобщение передового педагогического опыта.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: описана методика обучения младших школьников решению уравнений; показана возможность практической реализации данной методики в учебном процессе.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, работа представлена 41 страницами текста компьютерного набора; 31 наименованием списка источников, 2 таблицами.
Изучение уравнений и способов их решения прочно вошли в систему начальной математической подготовки. Составление и решение уравнений способствуют у младших школьников развитию мышления, находчивости, сообразительности и инициативы. В начальной школе при работе над уравнениями у учащихся закрепляются такие умения как: соотношение части и целого, закрепляется порядок действий взаимосвязи между компонентами действий, а также формируются вычислительные навыки и понимание, формируются умения решать текстовые задачи алгебраическим способом и идет работа над развитием правильной математической речи.
В процессе работы была решена высказанная в введении проблема и был разработан урок по теме «Уравнение» во 2 классе, на котором показана реализация приёмов организации учебной деятельности в процессе знакомства с уравнением в начальных классах. Таким образом, достигнута цель курсовой работы.
В ходе теоретического исследования поставленные задачи были выполнены и получены следующие результаты:
1 Раскрыто понятие «учебная деятельность» и формы её организации в начальной школе.
2. Описаны теоретические основы понятия «уравнение» в начальной школе.
3. Проанализировано изучение уравнений в учебниках математики начальной школы
4. Описаны особенности методики ознакомления с уравнением в начальных классах
Можно сделать общий вывод, что все задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Александрова Э.И. Математика. Учебники 1-4 класс. - М.: ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2018.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 282 с
3. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика. Учебники 1-4 класс.. – М.: ООО «Развивающее обучение», 2018.
4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
5. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб. пособие для студ. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 1984. -335 с.
6. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А.Баранова. - СПб.: Речь, 2020. - 128 с.
7. Белошистая А.В. Методика обучения математике / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 455 с.
8. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2019. - 272 c.
9. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1982. – С. 10–21.
10. Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. Математика. Учебники 1-4 класс. - М.: ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2018.
11. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. / Н.Б. Истомина – М.: Академия, 2012. – 288с.
12. Крапивина Е.А. Развитие пространственных представлений у младших школьников / Е.А. Крапивина // Первое сентября. - 2009. – С.42.
13. Мижериков В.А. Словарь по педагогике / В.А. Мижериков. – М.: Сфера, 2014. – 154 с.
14. Моргунова И.А. Формирование понятия уравнения / И.А. Моргунова // Научная работа. – 2015. – 35 с.
15. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. Учебники 1-4 класс. - М.: АО «Издательство «Просвещение»», 2018.
16. Налесная С.Л. Формирование понятия уравнения в начальном курсе математики / Вестник ТГПИ Естественные науки. Науки об образовании. Раздел III. Теория и методика обучения математике. – С. 101-105.
17. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под. ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
18. Петерсон Л.Г. Математика. Учебники 1-4 класс. - М.: ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2018.
19. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). [Электронный ресурс]. - URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf (Дата обращения: 10.04.2022).
20. Репкина Н.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск: Пеленг, 1993. – 61 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/02/05/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-bazovyh-komponentov-0 (Дата обращения: 28.04.2022).
21. Рудницкая Н.В., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В. Математика. Учебники 1-4 класс. - М.: ООО «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ», 2018.
22. Самойлова А.В. Работа над уравнениями в начальной / А.В. Самойлова // Педагогическая библиотека. – 2011. – 230 с.
23. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студентов выс. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 320с.
24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
25. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 192 с.
26. Тюрина Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников / Н.Н. Тюрина, О.В. Баркунова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 135-138.
27. Чекин А.Л. Формирование математических понятий у младших школьников / А. Л. Чекин // Начальная школа. – 2018. – №2. – С. 45-47.
28. Шалагинова К.С. Исследование особенностей познавательной деятельности младших школьников / К.С. Шалагинова, С.А. Залыгаева // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 7-2(109). – С. 161-165.
29. Шелыгина О. Б., Каткова А. С. Обучение младших школьников решению уравнений посредством дифференцированного подхода // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 27. – [Электронный ресурс] - URL: http://e-koncept.ru/2015/75367.htm. (Дата обращения: 10.04.2022).
30. Эльвединов В.А. Формы организации учебной деятельности учащихся начальных классов на уроке / В.А. Эльвединов, А.Ю. Денисенко // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № Т34. – С. 164–169.
31. Эльконин Д.В. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.