Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов на примере Муниципального казенного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» города Анжеро-Судженска Кемеровской области
|
Введение
1. Теоретические аспекты технологий социальной реабилитации с
ограниченными возможностями
1.1. Сущность технологий социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями
1.2. Государственная политика в области социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями
1.3. Сравнительный анализ реабилитационных систем России и
Великобритании
2. Специфические особенности работы МКУ « Реабилитационный
центр детей и подростков с ограниченными возможностями
2.1. Характеристика МКУ «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями»
2.2. Методы и формы работы МКУ «Реабилитационный центр для детей
и подростков с ограниченными возможностями
2.3. Исследование оценки эффективности в МКУ «Реабилитационный
центр»
2.4. Предложения по улучшению качества реабилитационных услуг
Заключение
Список литературы
1. Теоретические аспекты технологий социальной реабилитации с
ограниченными возможностями
1.1. Сущность технологий социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями
1.2. Государственная политика в области социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями
1.3. Сравнительный анализ реабилитационных систем России и
Великобритании
2. Специфические особенности работы МКУ « Реабилитационный
центр детей и подростков с ограниченными возможностями
2.1. Характеристика МКУ «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями»
2.2. Методы и формы работы МКУ «Реабилитационный центр для детей
и подростков с ограниченными возможностями
2.3. Исследование оценки эффективности в МКУ «Реабилитационный
центр»
2.4. Предложения по улучшению качества реабилитационных услуг
Заключение
Список литературы
Переход от плановой экономики к рыночным отношениям повлекло перемены не только в производственной, но и в социальной сфере, поскольку парадигма рынка, направило общество на извлечение прибыли и оставила слабозащищённые слои населения за «порогом ненужности». К сожалению, до сих пор в общественном сознании доминирует рациональное мышление, т.е. отношение к человеку на основании категорий выгодности, полезности и т.д. Поэтому создались условия для экстренного принятия решений для оказания помощи этим категориям граждан, в том числе и инвалидам.
В ежегодных встречах Президента Российской Федерации журналистами и гражданами, часто задаются вопросы о проблемах социальной реабилитации и интеграции инвалидов в социальноэкономическое пространство. По словам Президента Российской Федерации, главными приоритетами государственной политики на сегодняшний день, является создание безбарьерной среды для инвалидов, обеспечение их мерами социальной поддержки и предоставление качественных социальных услуг. Но современные реалии говорят о безответственном отношении к этой категории граждан. По данным мониторинга Всероссийского общества инвалидов на 1 июля 2011года из 60 региональных организаций участвовавших в опросе, лишь в Московской области оснащение действующих социальных и транспортных объектов элементами безбарьерного дизайна осуществляется довольно быстро. Многие организации Всероссийского общества инвалидов отметили, что безбарьерная среда носит едва ли не демонстрационный характер. За пять лет, в нескольких регионах по опросам граждан создание безбарьерной среды улучшилось, но не в значительной степени (Республика Удмуртия, Тамбовская область, Санкт-Петербург, Томская область)
На сегодняшний день проблема инвалидизации общества актуальна не только в Российской Федерации, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается около 450млн человек с физическими и психическими недостатками, из них 200млн детей - инвалидов и этот процесс имеет тенденцию к увеличению.
Детская инвалидность представляет собой острую социально значимую проблему. Инвалидность у детей приводит к их существенному ограничению жизнедеятельности, что способствует социальной дезадаптации. Следствием такой направленности безусловно становятся трудности в самообслуживании, передвижении, общении, обучении, овладению профессиональными навыками в будущем.
Усвоение практической деятельности социального взаимодействия детьми - инвалидами призывает общество изыскивать средства, прилагать специальные меры и усилия для включения их во взаимоотношения с обществом. Поэтому создаётся острая необходимость в разработке методов и приёмов, способствующих интеграции детей в будущем в социально - экономическое пространство.
Степень разработанности проблемы
Зарубежный опыт социальной реабилитации рассматривается в работах: Д.А. Чалдаева, И. Г. Нигматьянова, В.А Бронникова, Е.И. Холостовой, Н.Ф. Деметьевой.
Сущность социальной реабилитации детей и подростков ограниченными возможностями анализируется в трудах: Я.В. Татарской, Н.И. Кулимовой, Ю.А. Колесник, Л.И Акатова, Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю., Черкасова Ю.А, О. Шпека.
Проблемы социальной реабилитации связанные с неготовностью общества принять инвалидов как полноценных членов общества широко освещает Е. Ярская - Смирнова. По её словам необходимо в корне изменить отношения общества к инвалидам как неполноценным членам, убрать все барьеры, которые мешают, включатся в активную жизнь общества.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что анализ результативности деятельности социальной работы с детьми - инвалидами в Муниципальном казенном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» позволяет определить пути совершенствования социальной работы в данном учреждении.
Цель исследования: оценка эффективности социальной реабилитации детей-инвалидов в Муниципальной казенном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возм ожностями ».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность социальной реабилитации детей - инвалидов.
2. Проанализировать государственную политику в области социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
3. Сравнить реабилитационные системы России и Великобритании по следующим критериям: компетентные органы, ресурсы, формы и методы.
4. Выявить специфические особенности социальной реабилитации в Муниципальном казенном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» города Анжеро - Судженска.
5. Изучить формы и методы работы.
6. Дать рекомендации по улучшению качества реабилитационных услуг.
Объект исследования: технологии социальной реабилитации.
Предмет исследования: эффективность технологий применяемых в МКУ «Реабилитационный центр».
Методы исследования:
Анализ документов, метод сравнительного анализа, метод наблюдения, метод анкетирования.
База исследования: Муниципальное казенное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» город Анжеро - Судженск Кемеровской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, семи параграфов, 80 страниц, 50 источников литературы, 1 приложения.
В ежегодных встречах Президента Российской Федерации журналистами и гражданами, часто задаются вопросы о проблемах социальной реабилитации и интеграции инвалидов в социальноэкономическое пространство. По словам Президента Российской Федерации, главными приоритетами государственной политики на сегодняшний день, является создание безбарьерной среды для инвалидов, обеспечение их мерами социальной поддержки и предоставление качественных социальных услуг. Но современные реалии говорят о безответственном отношении к этой категории граждан. По данным мониторинга Всероссийского общества инвалидов на 1 июля 2011года из 60 региональных организаций участвовавших в опросе, лишь в Московской области оснащение действующих социальных и транспортных объектов элементами безбарьерного дизайна осуществляется довольно быстро. Многие организации Всероссийского общества инвалидов отметили, что безбарьерная среда носит едва ли не демонстрационный характер. За пять лет, в нескольких регионах по опросам граждан создание безбарьерной среды улучшилось, но не в значительной степени (Республика Удмуртия, Тамбовская область, Санкт-Петербург, Томская область)
На сегодняшний день проблема инвалидизации общества актуальна не только в Российской Федерации, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается около 450млн человек с физическими и психическими недостатками, из них 200млн детей - инвалидов и этот процесс имеет тенденцию к увеличению.
Детская инвалидность представляет собой острую социально значимую проблему. Инвалидность у детей приводит к их существенному ограничению жизнедеятельности, что способствует социальной дезадаптации. Следствием такой направленности безусловно становятся трудности в самообслуживании, передвижении, общении, обучении, овладению профессиональными навыками в будущем.
Усвоение практической деятельности социального взаимодействия детьми - инвалидами призывает общество изыскивать средства, прилагать специальные меры и усилия для включения их во взаимоотношения с обществом. Поэтому создаётся острая необходимость в разработке методов и приёмов, способствующих интеграции детей в будущем в социально - экономическое пространство.
Степень разработанности проблемы
Зарубежный опыт социальной реабилитации рассматривается в работах: Д.А. Чалдаева, И. Г. Нигматьянова, В.А Бронникова, Е.И. Холостовой, Н.Ф. Деметьевой.
Сущность социальной реабилитации детей и подростков ограниченными возможностями анализируется в трудах: Я.В. Татарской, Н.И. Кулимовой, Ю.А. Колесник, Л.И Акатова, Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю., Черкасова Ю.А, О. Шпека.
Проблемы социальной реабилитации связанные с неготовностью общества принять инвалидов как полноценных членов общества широко освещает Е. Ярская - Смирнова. По её словам необходимо в корне изменить отношения общества к инвалидам как неполноценным членам, убрать все барьеры, которые мешают, включатся в активную жизнь общества.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что анализ результативности деятельности социальной работы с детьми - инвалидами в Муниципальном казенном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» позволяет определить пути совершенствования социальной работы в данном учреждении.
Цель исследования: оценка эффективности социальной реабилитации детей-инвалидов в Муниципальной казенном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возм ожностями ».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность социальной реабилитации детей - инвалидов.
2. Проанализировать государственную политику в области социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
3. Сравнить реабилитационные системы России и Великобритании по следующим критериям: компетентные органы, ресурсы, формы и методы.
4. Выявить специфические особенности социальной реабилитации в Муниципальном казенном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» города Анжеро - Судженска.
5. Изучить формы и методы работы.
6. Дать рекомендации по улучшению качества реабилитационных услуг.
Объект исследования: технологии социальной реабилитации.
Предмет исследования: эффективность технологий применяемых в МКУ «Реабилитационный центр».
Методы исследования:
Анализ документов, метод сравнительного анализа, метод наблюдения, метод анкетирования.
База исследования: Муниципальное казенное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» город Анжеро - Судженск Кемеровской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, семи параграфов, 80 страниц, 50 источников литературы, 1 приложения.
Автор исследования пришел к следующим выводам:
Во первых. Ставя перед собой задачу первой первого параграфа - раскрытие сущности социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, мы пришли к тому, что сущность социальной реабилитации заключается в улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями и создании условий для равных возможностей с другими членами социума. Это способствует их интеграции в общество и создает фундамент для дальнейшей независимой жизни.
Во-втором параграфе, анализ государственной политики, показал, что власти Российской Федерации, начали осуществлять мероприятия по социальной реабилитации сравнительно недавно, несмотря на международное законодательство, которое осуществляется уже с XX века. На данном этапе развития, на безбарьерную среду инвалидов выделяются крупные финансовые ресурсы и главной задачей Российской Федерации в социальной сфере, становится ведения активной политики взамен пассивной.
Сравнительный анализ реабилитационных систем России и Великобритании по выделенным критерия: компетентные органы, ресурсы, формы и методы показал, что власти Великобритании социальной реабилитации инвалидов уделяется большое внимание, в особенности детям- инвалидам. В России же о социальной реабилитации заговорили сравнительно недавно, несмотря на давно существующие международные документы в области интеграции инвалидов в общество. Но при этом необходимо подчеркнуть, что в России по сравнению с Великобританией инвалиды и их семьи имеют преимущества в льготах, когда как в Великобритании усилия местных властей направлены на самостоятельность в целях избегания «социального иждивенчества».
Во торой главе, выявлены специфические особенности Муниципального казённого учреждения Муниципального казённого учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», путём изучения форм и методов работы с детьми по социальной реабилитации, которые доказывают, что осуществляемые мероприятия по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, способствуют интеграции детей в социум. Работа, которую ведут специалисты с семьями имеющего ребёнка с отклонениями, способствую адекватной оценки родителей состояния ребёнка и созданию партнёрских отношений специалиста и семьи.
Полученные данные исследования для достижения поставленной цели, путём методов анкетирования и опроса, показали высокую компетентность специалистов учреждения и удовлетворённость респондентов предоставляемыми услугами. Незначительные замечания, которые высказывали респонденты, связаны с недостаточность финансирования.
В ходе наблюдения были внесены следующие предложения по улучшению качества предоставляемых услуг:
1. Увеличить площадь помещений;
2. Ввести штатные единицы: психолог по работе с кадрами, дефектолог;
3. Организовать бассейн;
4. Ввести технологию «гарденотерапия»;
5. Включить в реабилитационный процесс, круглый стол обсуждения итогов реабилитации;
6. Сконструировать пандус, для подъёма на второй этаж;
7. Создать условия для создания класса домоводства для девочек и мастерских для мальчиков;
8. На интернет - сайте, создать «версия для слабовидящих».
Подводя итоги можно сказать, что в ходе проведенного исследования намеченная цель достигнута.
Во первых. Ставя перед собой задачу первой первого параграфа - раскрытие сущности социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, мы пришли к тому, что сущность социальной реабилитации заключается в улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями и создании условий для равных возможностей с другими членами социума. Это способствует их интеграции в общество и создает фундамент для дальнейшей независимой жизни.
Во-втором параграфе, анализ государственной политики, показал, что власти Российской Федерации, начали осуществлять мероприятия по социальной реабилитации сравнительно недавно, несмотря на международное законодательство, которое осуществляется уже с XX века. На данном этапе развития, на безбарьерную среду инвалидов выделяются крупные финансовые ресурсы и главной задачей Российской Федерации в социальной сфере, становится ведения активной политики взамен пассивной.
Сравнительный анализ реабилитационных систем России и Великобритании по выделенным критерия: компетентные органы, ресурсы, формы и методы показал, что власти Великобритании социальной реабилитации инвалидов уделяется большое внимание, в особенности детям- инвалидам. В России же о социальной реабилитации заговорили сравнительно недавно, несмотря на давно существующие международные документы в области интеграции инвалидов в общество. Но при этом необходимо подчеркнуть, что в России по сравнению с Великобританией инвалиды и их семьи имеют преимущества в льготах, когда как в Великобритании усилия местных властей направлены на самостоятельность в целях избегания «социального иждивенчества».
Во торой главе, выявлены специфические особенности Муниципального казённого учреждения Муниципального казённого учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», путём изучения форм и методов работы с детьми по социальной реабилитации, которые доказывают, что осуществляемые мероприятия по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, способствуют интеграции детей в социум. Работа, которую ведут специалисты с семьями имеющего ребёнка с отклонениями, способствую адекватной оценки родителей состояния ребёнка и созданию партнёрских отношений специалиста и семьи.
Полученные данные исследования для достижения поставленной цели, путём методов анкетирования и опроса, показали высокую компетентность специалистов учреждения и удовлетворённость респондентов предоставляемыми услугами. Незначительные замечания, которые высказывали респонденты, связаны с недостаточность финансирования.
В ходе наблюдения были внесены следующие предложения по улучшению качества предоставляемых услуг:
1. Увеличить площадь помещений;
2. Ввести штатные единицы: психолог по работе с кадрами, дефектолог;
3. Организовать бассейн;
4. Ввести технологию «гарденотерапия»;
5. Включить в реабилитационный процесс, круглый стол обсуждения итогов реабилитации;
6. Сконструировать пандус, для подъёма на второй этаж;
7. Создать условия для создания класса домоводства для девочек и мастерских для мальчиков;
8. На интернет - сайте, создать «версия для слабовидящих».
Подводя итоги можно сказать, что в ходе проведенного исследования намеченная цель достигнута.



