Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов на примере Муниципального казенного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» города Анжеро-Судженска Кемеровской области
Введение
1. Теоретические аспекты технологий социальной реабилитации с
ограниченными возможностями
1.1. Сущность технологий социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями
1.2. Государственная политика в области социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями
1.3. Сравнительный анализ реабилитационных систем России и
Великобритании
2. Специфические особенности работы МКУ « Реабилитационный
центр детей и подростков с ограниченными возможностями
2.1. Характеристика МКУ «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями»
2.2. Методы и формы работы МКУ «Реабилитационный центр для детей
и подростков с ограниченными возможностями
2.3. Исследование оценки эффективности в МКУ «Реабилитационный
центр»
2.4. Предложения по улучшению качества реабилитационных услуг
Заключение
Список литературы
Переход от плановой экономики к рыночным отношениям повлекло перемены не только в производственной, но и в социальной сфере, поскольку парадигма рынка, направило общество на извлечение прибыли и оставила слабозащищённые слои населения за «порогом ненужности». К сожалению, до сих пор в общественном сознании доминирует рациональное мышление, т.е. отношение к человеку на основании категорий выгодности, полезности и т.д. Поэтому создались условия для экстренного принятия решений для оказания помощи этим категориям граждан, в том числе и инвалидам.
В ежегодных встречах Президента Российской Федерации журналистами и гражданами, часто задаются вопросы о проблемах социальной реабилитации и интеграции инвалидов в социальноэкономическое пространство. По словам Президента Российской Федерации, главными приоритетами государственной политики на сегодняшний день, является создание безбарьерной среды для инвалидов, обеспечение их мерами социальной поддержки и предоставление качественных социальных услуг. Но современные реалии говорят о безответственном отношении к этой категории граждан. По данным мониторинга Всероссийского общества инвалидов на 1 июля 2011года из 60 региональных организаций участвовавших в опросе, лишь в Московской области оснащение действующих социальных и транспортных объектов элементами безбарьерного дизайна осуществляется довольно быстро. Многие организации Всероссийского общества инвалидов отметили, что безбарьерная среда носит едва ли не демонстрационный характер. За пять лет, в нескольких регионах по опросам граждан создание безбарьерной среды улучшилось, но не в значительной степени (Республика Удмуртия, Тамбовская область, Санкт-Петербург, Томская область)
На сегодняшний день проблема инвалидизации общества актуальна не только в Российской Федерации, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается около 450млн человек с физическими и психическими недостатками, из них 200млн детей - инвалидов и этот процесс имеет тенденцию к увеличению.
Детская инвалидность представляет собой острую социально значимую проблему. Инвалидность у детей приводит к их существенному ограничению жизнедеятельности, что способствует социальной дезадаптации. Следствием такой направленности безусловно становятся трудности в самообслуживании, передвижении, общении, обучении, овладению профессиональными навыками в будущем.
Усвоение практической деятельности социального взаимодействия детьми - инвалидами призывает общество изыскивать средства, прилагать специальные меры и усилия для включения их во взаимоотношения с обществом. Поэтому создаётся острая необходимость в разработке методов и приёмов, способствующих интеграции детей в будущем в социально - экономическое пространство.
Степень разработанности проблемы
Зарубежный опыт социальной реабилитации рассматривается в работах: Д.А. Чалдаева, И. Г. Нигматьянова, В.А Бронникова, Е.И. Холостовой, Н.Ф. Деметьевой.
Сущность социальной реабилитации детей и подростков ограниченными возможностями анализируется в трудах: Я.В. Татарской, Н.И. Кулимовой, Ю.А. Колесник, Л.И Акатова, Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю., Черкасова Ю.А, О. Шпека.
Проблемы социальной реабилитации связанные с неготовностью общества принять инвалидов как полноценных членов общества широко освещает Е. Ярская - Смирнова. По её словам необходимо в корне изменить отношения общества к инвалидам как неполноценным членам, убрать все барьеры, которые мешают, включатся в активную жизнь общества.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что анализ результативности деятельности социальной работы с детьми - инвалидами в Муниципальном казенном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» позволяет определить пути совершенствования социальной работы в данном учреждении.
Цель исследования: оценка эффективности социальной реабилитации детей-инвалидов в Муниципальной казенном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возм ожностями ».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность социальной реабилитации детей - инвалидов.
2. Проанализировать государственную политику в области социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
3. Сравнить реабилитационные системы России и Великобритании по следующим критериям: компетентные органы, ресурсы, формы и методы.
4. Выявить специфические особенности социальной реабилитации в Муниципальном казенном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» города Анжеро - Судженска.
5. Изучить формы и методы работы.
6. Дать рекомендации по улучшению качества реабилитационных услуг.
Объект исследования: технологии социальной реабилитации.
Предмет исследования: эффективность технологий применяемых в МКУ «Реабилитационный центр».
Методы исследования:
Анализ документов, метод сравнительного анализа, метод наблюдения, метод анкетирования.
База исследования: Муниципальное казенное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» город Анжеро - Судженск Кемеровской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, семи параграфов, 80 страниц, 50 источников литературы, 1 приложения.
Автор исследования пришел к следующим выводам:
Во первых. Ставя перед собой задачу первой первого параграфа - раскрытие сущности социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, мы пришли к тому, что сущность социальной реабилитации заключается в улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями и создании условий для равных возможностей с другими членами социума. Это способствует их интеграции в общество и создает фундамент для дальнейшей независимой жизни.
Во-втором параграфе, анализ государственной политики, показал, что власти Российской Федерации, начали осуществлять мероприятия по социальной реабилитации сравнительно недавно, несмотря на международное законодательство, которое осуществляется уже с XX века. На данном этапе развития, на безбарьерную среду инвалидов выделяются крупные финансовые ресурсы и главной задачей Российской Федерации в социальной сфере, становится ведения активной политики взамен пассивной.
Сравнительный анализ реабилитационных систем России и Великобритании по выделенным критерия: компетентные органы, ресурсы, формы и методы показал, что власти Великобритании социальной реабилитации инвалидов уделяется большое внимание, в особенности детям- инвалидам. В России же о социальной реабилитации заговорили сравнительно недавно, несмотря на давно существующие международные документы в области интеграции инвалидов в общество. Но при этом необходимо подчеркнуть, что в России по сравнению с Великобританией инвалиды и их семьи имеют преимущества в льготах, когда как в Великобритании усилия местных властей направлены на самостоятельность в целях избегания «социального иждивенчества».
Во торой главе, выявлены специфические особенности Муниципального казённого учреждения Муниципального казённого учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», путём изучения форм и методов работы с детьми по социальной реабилитации, которые доказывают, что осуществляемые мероприятия по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, способствуют интеграции детей в социум. Работа, которую ведут специалисты с семьями имеющего ребёнка с отклонениями, способствую адекватной оценки родителей состояния ребёнка и созданию партнёрских отношений специалиста и семьи.
Полученные данные исследования для достижения поставленной цели, путём методов анкетирования и опроса, показали высокую компетентность специалистов учреждения и удовлетворённость респондентов предоставляемыми услугами. Незначительные замечания, которые высказывали респонденты, связаны с недостаточность финансирования.
В ходе наблюдения были внесены следующие предложения по улучшению качества предоставляемых услуг:
1. Увеличить площадь помещений;
2. Ввести штатные единицы: психолог по работе с кадрами, дефектолог;
3. Организовать бассейн;
4. Ввести технологию «гарденотерапия»;
5. Включить в реабилитационный процесс, круглый стол обсуждения итогов реабилитации;
6. Сконструировать пандус, для подъёма на второй этаж;
7. Создать условия для создания класса домоводства для девочек и мастерских для мальчиков;
8. На интернет - сайте, создать «версия для слабовидящих».
Подводя итоги можно сказать, что в ходе проведенного исследования намеченная цель достигнута.
1. Акатов Л.И Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательство Владос, 2003 -368 с
2. Болонина В.В. Использование информационных технологий в
работе с детьми имеющих ограниченные возможности здоровья
Новокуйбышев, 2009 - 85с
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и
развития детей (принятая Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей) Нью-Йорк, 2000r.URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/decl child90.shtml (дата обращения: 20.04.16г.)
4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948) // Библиотечка Российской газеты. - 1999. №22-23.
5. Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3442 (XXX) Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1975 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/disabled.shtml (дата обращения: 20.04.16г.)
6. Декларация прав ребёнка 1959г. (принята единогласно резолюцией 1386 ^^^Генеральной Ассамблей ООН от 20.11.1959) URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 20.04.16г.)
7. Декларация социального прогресса и развития (принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеей ООН 11декабря 1969г■URL:http://www■un■org/ru/documents/decl conv/declarations/socdev.shtml (дата обращения: 20.04.16г.)
8. Дубровская Т.А., Воронцова., М.В. Кукушкин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие Издательство Российского государственного университета М: 2011.
9. Думбаев А.Е., Попова Т.В. Инвалид, общество и право: Алма - Аты, Верена 2006-180 с
10. Ерохин Ю.С. Технология социальной работы с детьми инвалидами URL:http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s- detmi-invalidami (дата обращения: 01.03.2016г.)
11. Жаворонков Р. Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов. Научно - практическое пособие. Папирус, 2009-352 с.
12. Итоговый сборник материалов проекта «Система
реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации». Папирус, 2009 - 248 с
13. Итоговый сборник материалов проекта «Система
реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации». Папирус, 2009 - 248 с
14. Кантор В.З. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферы. Учебно - методический комплекс. Папирус, 2009 - 340 с
15. Карякина О.И Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учеб пособие Издательство Волгоградского государственного университета, 1999 - 88 с
16. Колесник Ю. А. Социальная реабилитация инвалидов. URL:
http://cyberleninka.m/article/n/sotsialnaya-reabilitatsiya-invalidov (дата
обращения:02.03.2016г.)
17. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. вузов / Зозуля Т. В., Свистунова, Е.,Чешихина В.В. Под ред. Т.В.Зозули. - Академия, 2005 -304 с.
18. Конвенция о правах ребёнка (принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.shtml (дата
обращения: 13.03.2016г.)
19. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. - 1993. -25 декабря
20. Кулимова Н.И Технология социальной реабилитации инвалидов URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialnoy-reabilitatsii (дата обращения: 02.03.2016г.)
21. Лысенко А, Саньял А. Развитие системы реабилитации инвалидов в условиях рыночных отношений: научно-методическое пособие - Папирус, 2009. 87 с.
22. Министерство труда и социальной защиты населения URL: http://www.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 19.05.2016г)
23. Новые реабилитационные технологии социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 2010 г. /Под ред. В. А. Бронникова, А. С. Сунцовой / ГОУ ВПО «УдГУ». Ижевск, 2010 - 238 с.
24. Основы социальной работы: Учеб.пособие для студ. Высш учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова.- Академия, 2004.- 288с
25. Психологическая и социальная реабилитация URL:
http://www.neboleem.net/ stati-o-detj ah/7101 -reabilitacij a-detej -invalidov.php (
дата обращения: 12.03.2016г)
26. Приказ Минтруда России от 17.02.2015 № 1024н «О
классификациях и критериях, используемых при осуществлении медикосоциальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 № 40650) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 192834/ (дата обращения: 05.05.2016г.)
27. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий // Молодой ученый. -
2011. - №5. Т.2. 92 -97 с
28. Реабилитация и социальная интеграция лиц с отклонениями в состоянии здоровья: коллективная монография / под ред. Е.М. Каулиной, филиал СГУТ и КД 2011 - 208 с.
29. Решетников В.А., Хижаева Т.М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей: Монография. - Иркутск: Издательство Иркутского государственного. университета, 2005 - 150 с.
30. Свод правил СП 149.13330.2012 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Правила проектирования» (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 113/ГС) (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/70539898/ (дата обращения:28.05.2016г.)
31. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Феникс, 2000.- 576 с.
32. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. Ред. Д.и.н., Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина.- М.: ИНФРА-М, 2001.427 с.
33. Татарицкая Я.В Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегрированных учреждениях URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno- kulturnye-tehnologii-v-sfere-reabilitatsii-detey-s-ogranichennymi- vozmozhnostvami-v-doshkolnyh-integrativnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 03.03.2016 г.)
34. Технология социальной работы: Учебник под общ ред.проф. Е.И Холостовой.- ИФРА-М, 2001- 400 с.
35. Традиции и инновации в понимании и решении проблем инвалидности: Материалы науч.- практич. конф. Пермь, 2005 -198
36. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалид» URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/70809036/paragraph/1:3 (дата обращения:
15.03.2016г)
37. Федеральный закон от 24.11. 1995 г № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559/ (дата обращения: 14.03.2016г)
38. Федеральный закон от 28.03.2013 года № 442-ФЗ «Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 156558/ (дата
обращения: 10.03.2016г.)
39. Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю., Черкасова Ю.А. Социальная реабилитация семьи с особым ребенком: психолого-педагогический аспект: учебно-методическое пособие Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010 - 208с.
40. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. Дашков и К, 2006 - 240 с.
41. Холостова Е.И., Деметьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие 4-е издание Дашков и К 2006 -340 с
42. Чалдаева Д.А, Нигматьянова И.Г. Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZzarubezhnyy- opyt-sotsialnoy-reabilitatsii-invalidov (дата обращения: 09.03.2016 г.)
43. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. Издательство Питер, 2004 - 316 с.: