Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы мотивационно - ценностных аспектов личности в период взрослости
1.1 Психологическая характеристика мотивационно - ценностной сферы
личности в работах отечественных и зарубежных исследователей 7
1.2 Психологические особенности личности в период взрослости 14
1.3 Мотивационно-ценностные характеристики личности в период
взрослости 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Сравнительный анализ мотивационно - ценностных аспектов личности на разных этапах периода взрослости
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы на разных этапах периода взрослости 29
Выводы по второй главе 48
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Актуальность исследования. На сегодняшний день в современном обществе сложилась достаточно противоречивая ситуация. Социальные перемены, кризисы, потрясения, сложные условия жизни, все это требует от личности выбора конкретных жизненных ценностей, которые способствовали бы сохранению внутреннего мира человека, его целостности, а также способствовали бы достижению самореализации в будущем. В современной психологии во многих психологических исследованиях все чаще возникает «жизненная» проблематика. То есть, исследователи анализируют развитие личности и ее аспекты, на протяжении всей жизни и обозначают это как «психология жизненного пути». В свете этого, феномен мотивационно - ценностных особенностей занимает особое место при изучении психологии жизненного пути.
Период взрослости является наиболее продолжительным возрастным этапом, в течение которого происходят существенные изменения в потребностях и интересах - появляется интерес к чему-то новому, непознанному, в то же время угасает интерес к вещам, которые были еще недавно значимыми. Так, например, в период ранней взрослости перед молодыми людьми встает задача соединения прошлых мечтаний с современной реальностью. Другими словами, задача по осуществлению этих мечтаний. Данный период характеризуется окончательным
самоопределением, вступает в силу мотив самоутверждения, личность пытается доказать другим истину, возникает необходимость в победе в спорах, также характерно навязывание другим людям своих взглядов, вкусов, решение проблем. С приближением пенсионного возраста происходит корректировка целей, мотивов и потребностей во всех сферах жизнедеятельности.
В научной литературе достаточно широко представлены теоретические и практические разработки проблемы мотивационно - ценностных аспектов в подростковом и юношеском возрастах, тогда как период взрослости в возрастной психологии остается наименее изученным, в том числе и в обозначенной проблематике. Взрослость представляет собой пограничный и интересный период в рамках его изучения. Данный возраст находится как бы на границе между такими возрастами как юность и старость, но в тоже время характеризуется особенностями этих двух возрастов.
Взрослость - это период расцвета, когда личностью переживается кризис середины жизни и в итоге можно говорить о становлении зрелой личности. Психология, характеризуя личность, особо выделяет одно из важных качеств - развитие личности. Так как, личность не останавливается даже когда реализует себя в личном, профессиональном, общественном плане. Таким образом, исследование мотивационно - ценностных аспектов личности необходимо продолжать дальше и не останавливаться на этапе юношества.
В своей работе мы провели эмпирическое исследование, поставив перед собой цель, изучить и провести сравнительный анализ мотивационно - ценностных аспектов личности на разных этапах периода взрослости.
Объект исследования: мотивационно - ценностная сфера личности.
Предмет исследования: мотивационно - ценностные аспекты личности на разных этапах периода взрослости.
Гипотеза исследования: в связи с тем, что период взрослости имеет большой временной диапазон, существует динамика развития мотивационно - ценностной сферы личности при переходе из одного его этапа в другой, а именно снижается значимость профессиональной деятельности и повышается семейным отношениям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности мотивационно - ценностных аспектов личности на каждом этапе периода взрослости.
3. Провести сравнительный анализ мотивационно - ценностных аспектов личности на разных этапах периода взрослости, сформулировать выводы о проделанной работе.
Методы исследования:
1. Теоретический метод: сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностические методы: В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина «Морфологический тест жизненных ценностей»; А.В. Лазукина «Диагностика самоактуализации личности»; В. Э. Мильман «Опросник мотивационной структуры личности».
3. Математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ.
Практическая значимость. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в сфере психологического консультирования и психологического сопровождения изменений ценностной - смысловой сферы в течение всего периода взрослости.
Эмпирической базой исследования. В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте от 25-60 лет. Согласно выдвинутой гипотезе, выборка была разделена на четыре подгруппы: ранний период (25-30 лет), средний период (30-45 лет), поздняя взрослость (45-55 лет), предпенсионный возраст (55-60 лет).
Период взрослости является наиболее продолжительных возрастным этапом, в течение которого происходят существенные изменения в потребностях и интересах - начинает проявляться интерес к совершенно новым для них вещам и в то же время они утрачивают интерес к тому, что занимало их раньше. В этот период происходит окончательное самоопределение, набирает силу мотив самоутверждения, стремление доказать истину другим, стать победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, решение проблем. С приближением пенсионного возраста происходит корректировка целей, мотивов и потребностей во всех сферах жизнедеятельности.
В исследование, направленном на изучении мотивационно - ценностной сферы личности на разных этапах периода взрослости приняли участие 60 человек в возрасте от 25-60 лет. Согласно выдвинутой гипотезе, выборка была разделена на четыре подгруппы: ранний период (25-30 лет), средний период (30-45 лет), поздняя взрослость (45-55 лет), предпенсионный возраст (55-60 лет). Использовались методика «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), «Диагностика самоактуализации личности» (А.В. Лазукина); «Опросник мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман).
В ходе теоретического и эмпирического исследования нам удалось установить:
1. Периоду взрослости свойственны также позитивные изменения личности, продвигающейся с возрастом к более высоким уровням компетентности, более высоким стадиям морального развития. К негативным аспектам можно отнести нарушения процессов целеполагания, представления о невозможности управлять своей жизнью, эмоциональное состояние неудовлетворенности, тревога, одиночество, сопровождающееся позицией на неприятие нового, необходимость изменений самого себя в критический период жизненного пути. В этом возрасте активно продолжается и социальное развитие. Взрослые переформулируют свои цели на более реалистичные, они приобретают мудрость.
2. Мотивационно-ценностная сфера в период ранней взрослости характеризуется выраженностью ценностей материального положения, саморазвития, креативности, активности в социальных контактах, сохранении собственной индивидуальности. Наиболее значимой является сфера профессиональной деятельности, а также хобби, физическая активность. Самоактуализация молодых людей характеризуется выраженностью практических всех её показателей - они разделяют ценности самоактуализирующейся личности, доброжелательно относятся к людям, у них высока потребность в познании и творческом подходе к решению различных вопросов жизнедеятельности.
3. В период средней взрослости (30-45 лет) большое значение имеет такие ценности, материальное положение, активные социальные контакты и сохранение собственной индивидуальности. Резко возрастает значимость семейной жизни, также не теряют своей актуальности общественная и профессиональная, это период активного вовлечения в общественно-политическую жизнь и профессиональную деятельность. Самоактуализация в этом возрасте также характеризуется высокими значениями многих её показателей - они способны жить настоящим, не зацикливаться на прошлом или будущем, высока потребность в познании, в коммуникации.
4. Период 45-55 лет характеризуется значимостью таких ценностей как «духовная удовлетворенность», «сохранение собственной индивидуальности». Значимость семейной и общественной жизни сохраняется, тогда как профессиональная отходит на второй план. На этапе поздней взрослости, высокие значения сохраняются только по некоторым характеристикам самоактуализирующей личности. В данном возрасте высоко развита чувствительность, сензитивность к своим потребностям и желаниям.
5. В предпенсионный возраст высокая значимость сохраняется лишь у ценности «духовная удовлетворенность» и сфера семейных отношений. Значимыми остаются такие характеристики самоактуализации, как положительный взгляд на природу человека, стремление к искренним и гармоничным межличностным отношениям, честности, непредвзятости и доброжелательности, а также хорошо развито самопонимание.
6. Анализ динамики изменений жизненных ценностей при переходе из одной возрастной категории в другую, отметим, что с возрастом снижается актуальность собственного развития, креативности, стремления к всеобщему одобрению, достижениям, а повышается значимость духовного удовлетворения, а также характерно вообще численное снижение значимых жизненных сфер. Также, с возрастом уменьшается актуальность таких сфер как «профессиональная», «обучение и образование», «физическая активность», увеличивается значимость семьи и семейных взаимоотношений.
1. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / Психология личности и образ жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. Под ред. Шороховой Е.В. - М., 1987. - 259 с.
2. Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования [Текст] / В.Г. Алексеев. - М.: Просвещение, 2009. - 235 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.
Ананьев. - СПб.: Питер, 2012. - 272 с.
4. Артюхова, Ю. В. Ценности и воспитание [Текст] / Ю.В.
Артюхова // Педагогика. - 1999. - №4.- С. 117-121.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды [Текст] / Л.И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 2006. - 274 с.
6. Борисова, Е. М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности / Психология формирования и развития личности [Текст] Е.М. Борисова / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1980. - С. 159-177.
7. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие [Текст] / М.В. Гамезо и др. - М.: Ноосфера, 1999. - 272 с.
8. Головаха, Е. И., Кроник, А. А. Психологическое время личности. - [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Коник. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с.
9. Добрынин, Н. Ф. Введение в психологию [Текст] / Н.Ф. Добрынин.- М.: Наука, 1995.- 382 с.
10. Додонов, Б. И. Направленность, характер и типичные переживания человека [Текст] / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 28-38.
11. Дробницкий, О. Г. Моральная философия: избранные труды [Текст] / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 2008. - 281 с.
12. Ермолаева, М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: уч. пособие [Текст] / М.В. Ермолаева. - М.: Ось - 89, 2003. - 414 с.
13. Ермолаева, М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие [Текст] / М.В. Ермолаева. - М.; Воронеж: НПО "Модэк", 2004. - 279 с.
14. Залесский, Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения [Текст] / Г.Е. Залесский // Вестник МГУ. - Психология. - 1998. - №2. - С. 58-67.
15. Здравомыслов, А. Г. Потребность. Интересы. Ценности [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М.: Просвещение, 2010. - 282 с.
16. Кирилова, Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников [Текст] / Н.А. Кирилова // Вопросы психологии. - 2009. - №6. - С. 29- 32.
17. Клюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Клюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 127 с.
18. Кроник, А. А., Головаха, Е. И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / А.А. Кроник, Е.И. Головаха. - СПб.: Питер, 2000. - 16-31 с.
19. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - 281 с.
20. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни: развитие личности между детством и старостью [Текст] / Б. Ливехуд. - Калуга, 1994. - 245 с.
21. Маслоу, А. Мотивация личности [Текст] / А. Маслоу. - М.: Аспект- пресс, 2001. - 352 с.
22. Мясищев, В. Н. Психические особенности человека. Характер, способности [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Сфера, 2005.- 173 с.
23. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов.- М.: Просвещение, 2000.- 488 с.
24. Ольшанский, Б. Г. Мы приходим с востока [Текст] / Б.Г. Ольшанский. - М.: Сфера, 2000. - 360 с.
25. Парыгин, Б. Д. Изучение ценностных ориентаций личности . [Текст] / Б.Д. Парыгин. - М.: Просвещение, 2009. - 283 с.
26. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
27. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. -181 с.
28. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития. [Текст] / Под ред. А.А. Реана. 3-е изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма- Пресс, 2005. - 411 с.
29. Растигеев, А. П. Социальная адаптация и ответственность личности [Текст] / А.П. Растигеев. - Томск, 1985. - 196 с.
30. Рогов, Е. И. Психологические проблемы формирования индивидуальности личности профессионала // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюз. конф. [Текст] /Е.И. Рогов. - Пермь, 1991. - 84-85 с.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Академия, 2010. - 563 с.
32. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды [Текст] / В.П. Тугаринов. - М.: Академия, 1998. - 453 с.
33. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Флинта, 2004. - 670 с.
34. Фонарев, А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации [Текст] / А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 88-93.
35. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Академия, 1990. - 400 с.
36. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей [Текст] / Ин-т психологии РАН; отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. - М.: РАН, 2008. - 343 с.
37. Шаров, А. С. Формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности [Текст] / А.С. Шаров. - М: Академия,2001. - 433 с.
38. Шафранский, К. Д., Суханова, Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности [Текст] / К.Д. Шафранский, Т.Г. Суханова. - Л., 1982. - С. 108-115.
39. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, Н.Ф. Шахматова [Текст] / Э. Шпрангер - М.: Академия, 2002. - 390 с.
40. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии [Текст] / В.А Ядов. - М.: Академия, 1995. - 299 с.
41. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological
Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. -
1987. - Vol.58. - № 5. - P.550-562.
42. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological
Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. -
1987. - Vol.58. - № 5. - P.550-562.