Объект исследования - ООО «Максима групп» (г. Саратов) . Это торговая организация, которая реализует одежду, аксессуары, обувь, книги, товары для дома, в том числе постельное белье, посуду, интерьерные объекты.
Проведен анализ финансового состояния за 2020-2022 годы.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы мерчендайзинга 6
1.1 Понятие и экономическая сущность мерчендайзинга 6
1.2 Характеристика форм мерчандайзинга 13
1.3 Особенности российского и зарубежного мерчандайзинга 17
Глава II. Особенности системы (процесса) мерчандайзинга в компании ООО «Максима групп»23
2.1 Характеристика компании ООО «Максима групп» 23
2.2. Анализ внешней и внутренней среды компании 26
2.2 Анализ состояния системы и форм мерчандайзинга в компании ООО «Максима групп» 39
Глава III. Совершенствование форм мерчендайзинга продукции в компании «ООО «Максима групп»» 49
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию форм мерчандайзинга компании «ООО «Максима групп»» 49
3.2.Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию форм мерчендайзинга торгового ассортимента компании 57
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения…………………………………………………………….………..71
В настоящее время большинство компаний работают в условиях высокой конкуренции и постоянно меняющегося рынка. Новые услуги и дополнительные потребительские свойства услуг быстро заимствуются конкурентами. Поэтому руководители компаний постоянно ищут наиболее эффективные методы управления продажами, конструктивного общения с клиентами, перехода на более высокий уровень услуг, анализа коммерческих и финансовых компонентов для получения новых конкурентных преимуществ. Для решения этой проблемы, специалистами, были разработаны специальные методы повышения эффективности продаж в сфере услуг, которые помогут повысить как заинтересованность работников в развитии своих фирм, так и привлекать новых потенциальных покупателей.
Мерчендайзинг стал популярен с 2000-х годов в России, а в последние годы произошло стремительное развитие и в онлайн-торговле. Это реализовалась в силу того, что на сегодняшний день рынок насыщен производителями, предприятиями, которые реализуют марки однотипных товаров, так и офлайн, вследствие чего обострилась конкуренция. Теперь задачи мерчандайзинга в офлайн магазинах усиливают влияние в формировании атмосферы в торговом зале, чтоб покупатель захотел купить и вернуться в магазин вновь.
Мерчандайзинг направлен на результат, то есть стимулирование желания потребителей купить предлагаемый товар, вследствие этого он является одним из методов увеличения объема продаж в розничной торговле.
Поэтому актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день конкурентные преимущества имеют не только компании, которые долго существуют на рынке и реализуют качественный товар, по соотношению цена-качество, но и обращают внимание на расположение и оформление товаров на торговой площади, то есть это и есть технология применения мерчандайзинга в розничной торговле.
Поэтому основной целью исследования является изучение совершенствования технологий мерчандайзинга для объекта исследования и разработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
Следовательно, основными задачами являются:
1. Изучить теоретические основы мерчандайзинга, как метода стимулирования продаж в торговом предприятии;
2. Проанализировать деятельность розничного торгового предприятия ООО «Максима групп» и технологии мерчандайзинга, используемые в нем;
3. Разработать мероприятия по повышению эффективности мерчандайзинга в торговом зале магазина, как метода по стимулированию продаж.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Максима групп» (торговая сеть «Фамилия).
Предметом исследования является мерчандайзинг в данной розничной торговой сети.
Мерчандайзинг – перспективное направление, «безмолвный продавец», направляющий покупателя по маршруту торгового зала, подсказывающий и одновременно стимулирующий продажи товаров. Все же, существуют определенные проблемы, которые не дают возможности ему реализоваться в полном объеме – отсутствие системы по управлению ассортимента, отсутствие единого подхода к технологиям по выкладке товара, не соблюдение пропорций при размещении товара, отсутствие должного освещения.
Вместе с тем существует большое количество авторов, которые исследуют данную проблему, в том числе, Н. Мончев, А.Тычинский, И. Перлами, В. Д. Хартмак, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс, С. М. Крымов, Б. М. Лямов, Л. М. Назаренко, М. С. Мотышина, Т. А. Бороноева, Г. Л. Багиев.
Таким образом, можно сказать, что существует определенная исследовательская проблема, которая заключается в том, что розничные предприятия мало внимания уделяют расстановке продукции на полках магазинов, не соблюдается товарное соседство, отсутствует понимание клиента, где расположен товар, поэтому именно применение мерчандайзинга может исправить эту ситуацию.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области торговой деятельности предприятий.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: абстрактно-логический, системный, статистический анализ, расчетно-конструктивный и метод сравнительного анализа.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Мы проанализировали мерчандайзинг, было выявлено, что он реализуется на предприятии в виде, распродаж, презентаций, стимулирования покупателей. Его основными принципами являются - выкладка товара, воздействие на покупателя, презентация цены и удобство.
Основными инструментами мерчандайзинга являются эффективная доступная цена, удачная планировка, правильная цветовая гамма и другие. Мы рассмотрели основные формы и виды мерчандайзинга – смешанный, стационарный, визитный и др.
Исследование особенностей мерчандайзинга в зарубежных странах показало, что западный метод направлен на то, что в розничных сетях существует обслуживающий маркетинг, менеджер при этом является полностью ответственным за товар, его расположение, рекламу, мерчандайзер только формирует выкладку согласно планограмме.
В третьей части исследования мы проанализировали деятельность предприятия ООО «Максима групп», которая направлена на реализацию одежды, игрушек, техники для дома.
Проанализировали организационную структуру, который является линейно-функциональная, то есть в ней присутствуют директор, товаровед, вспомогательный персонал, торгово-операционный персонал. На предприятии существует корпоративная культура.
В целом можно сказать, что в данной розничной сети существует система мерчендайзинга, несмотря на то, что отсутствует штатная единица, выкладкой товара занимаются самостоятельно продавцы. В магазине товары расположены по группам, происходит передвижение товаров, который пользуется наибольшим спросом, а также «мелкий» товар – не расположены в области» глаз».
Мы провели опрос потенциальных покупателей, которые отмечают, что в магазине приятная обстановка, но при этом, мало места, отсутствуют менеджеры и акции на товары.
Все же мы бы рекомендовали внедрить штатную единицу мерчандайзера на данное предприятие, проведение обучения сотрудников, а также изменения зонирования.
1. Абаев, А.Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник для бакалавров [Текст] / Под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – М.: Дашков и К°, 2019. – 433 с.
2. Агафонов, А. Сетевой маркетинг. Система рекрутирования в Интернете [Текст] / А. Агафонов. – М.: Омега-Л, 2019. – 128 c.
3. Анализ спроса на курсы ландшафтного дизайна/ Дюдякова С.В., Булганина С.В., Булганина А.Е., Сульдина В.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 107-111.
4. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
5. Галун Д. М, Визуальный мерчандайзинг на раз-два-три-четыре-пять / Дмитрий Галун. - М.: Питер, 2019. - 917 c.
6. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 474 с.
7. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 363 с.
8. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
9. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации : учебник / Е. С. Григорян. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
10. Диденко, Н. И. Международный маркетинг. Практика : учебник для вузов / Н. И. Диденко, Д. Ф. Скрипнюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 406 с.
11. Егоров ЕЕ. Некоторые тенденции развития современного менеджмента // В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 14-17.
12. Егоров ЕЕ., Павлов С.А. Управление инновациями в кадровом менеджменте компании // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 224-226.
13. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга : учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
14. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом : учебник / Ю.Н. Егоров. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 238 с.
15. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации : учебник для вузов / А. П. Егоршин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. — 302 с.
16. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации : учебник для вузов / А. П. Егоршин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. — 302 с.
17. Загребельная Н.С. Мерчандайзинг; МГИМО-Университет - М., 2019. - 118 c.
18. Инновационный маркетинг : учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 474 с.
19. Информационные технологии в маркетинге : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
20. Информационные технологии в маркетинге : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
21. Исследование спроса на образовательные услуги/ Булганина С.В., Ромашова И.А., Деулина С.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 68-72.
22. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга : учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова ; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
23. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга : учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова ; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
24. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
25. Кира, Канаян Рубен Мерчандайзинг; РИП-Холдинг - М., 2018. - 236 c.
26. Клочкова М. С., Логинова Е. Ю., Якорева А. С. Мерчандайзинг; Дашков и Ко - М., 2019. - 268 c.
27. Клочкова М. С., Логинова Е. Ю., Якорева А. С. Мерчандайзинг; Дашков и Ко - М., 2019. - 268 c.
28. Красюк И. А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 32-38.
29. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мерчандайзинга торгового предприятия// Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (23S-1). С. 76-S3.
30. Лямин Б.М., Истомин Г.Ю., Михайлова Ю.М. Особенности распределения продукции на рынках товаров повседневного спроса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №4 (22). С. 126-131.
31. Маркетинговое исследование выбора женской одежды потребителями/ Голубева О.В., Булганина С.В., Булганина А.Е., Терехина А.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 88-92.
32. Маркетинговое исследование спроса на клининговые услуги/ Прохорова М.П., Булганина С.В., Булганина А.Е., Сульдина В.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 135-139.
33. Маркетинговое исследование спроса на услуги фотостудий/ Булганина С.В., Бул-ганина А.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 119-123.
34. Маркетинговое исследование спроса на услуги фотостудий/ Булганина С.В., Булганина А.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 119-123.
35. Методики оценки ресурсного потенциала сервисных предприятий/ Григорьева А.А., Пирогова О.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 101-108.
36. Ньютон, Р. Управление проектами от А до Я / Р. Ньютон. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 180 c.
37. Основы управления проектами / А. В. Аверин, В. В. Жидиков, И. В. Корнева [и др.] ; Под ред. С.А. Полевого. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – 258 с.
38. Островская, В.Н. Управление проектами: Учебник / В.Н. Островская, Г.В. Воронцова и др. - СПб.: Лань, 2019. - 400 c.
39. Парамонова Т.Н. Мерчандайзинг. Учебное пособие; КноРус - М., 2019. - 277 c
40. Парамонова Т.Н. Мерчандайзинг. Учебное пособие; КноРус - М., 2019. - 277 c.
41. Перевощиков, Ю.С. Управление проектами в машиностроении: Учебное пособие / Ю.С. Перевощиков. - М.: Инфра-М, 2018. - 272 c.
42. Попов, В.Л. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / В.Л. Попов, Д.А. Марков, Н.Д. Кремлев, В.С. Ковшов. - М.: Инфра- М, 2017. - 320 c.
43. Поташева, Г.А. Управление проектами.: Учебное пособие / Г.А. Поташева. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
44. Применение логистической регрессии для оценки финансового состояния предприятий/ Пирогова О.Е., Шишова М.О.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 114-122.
45. Ромат Е.В. Мерчандайзинг: сборник статей по теории и практике мерчандайзинга; Студцентр - М., 2018. - 833 c.
46. Сайт магазина Фамилия, режим доступа: https://www.famil.ru/photogallery/?ysclid=leoeh76ypb211360716 (дата обращения: 20.02.2023)
47. Семин О. А., Сайдашева В. А., Панюкова В. В. Сервис в торговле. В 3 книгах. Книга 2. Искусство торговать или Секреты мерчандайзинга; Дело и сервис - М., 2019. - 112 c.
48. Система показателей устойчивого развития предприятий сервиса/ Санджиева Я.А., Пирогова О.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 310-317.
49. Статья : Розничная торговля, режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8), (дата обращения: 25.03.2022)
50. Таборова А.Г. Умный мерчандайзинг. Практическое пособие; Дашков и К° - М., 2018. - 957 c.
51. Федорова, М. С. Разработка маркетинговой стратегии предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №5. Т.1. — С. 232-234.
52. Федосеев, А. Атака на результат. Продажи B2B / А. Федосеев, Б. Карабанов. - М.: Питер, 2019. - 352 c.
53. Филатова, С. Э., Тетерин, Ю. А. Проблемы планирования на предприятии // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 1490-1492.
54. Хохлова Н.М., Семахин Е.А., Немова О. А. Эффективность применения логистики для внутренней и внешней интеграции предприятия // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 11.
55. Чумакова, М. В. Современное состояние процессов планирования на предприятии // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 451-457.
56. Шеманаева М.А., Костомарова К.Д., Вдовина О.А., Семахин Е.А. Принципы успешного начала предпринимательской деятельности // В сборнике: Промышленное развитие России: проблемы, перспективы сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 98-101
57. Audit-it.ru. Отчетность предприятия: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7703295463_ooo-maksima-grupp (дата обращения: 28.03.2023)
58. ПРОЦЕСС МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В ЗАПАДНЫХ СЕТЯХ. Или кто управляет продажами в Российских торговых сетях:https://www.retail.ru/articles/protsess-merchendayzinga-v-zapadnykh-setyakh-ili-kto-upravlyaet-prodazhami-v-rossiyskikh-torgovykh-setyakh/ (дата обращения: 20.04.2023)