Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет бережного отношения к природе в процессе проектной деятельности 8
1.1 Формирование у детей дошкольного возраста бережного
отношения к природе как педагогическая проблема исследования .. 8
1.2 Возможности проектной деятельности в формировании у детей
6-7 лет бережного отношения к природе 22
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей 6-7 лет бережного отношения к природе в процессе проектной деятельности 28
2.1 Выявление уровня сформированности бережного отношения к
природе у детей 6-7 лет 28
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
6-7 лет бережного отношения к природе в процессе проектной деятельности 42
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности бережного
отношения к природе у детей 6-7 лет 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей 61
Приложение Б Результаты уровня сформированности бережного отношения к природе у детей 6-7 лет на констатирующем этапе 62
Приложение В Проект по экологии для детей дошкольного возраста на тему «Сохраним природу родного края» 66
Приложение Г Результаты уровня сформированности бережного отношения к природе у детей 6-7 лет на контрольном этапе 72
Экологическое воспитание - важная составляющая воспитательной работы и всестороннего развития человека. В современных условиях, когда образовательные возможности и потребности общества увеличиваются, эта проблема становится особенно острой.
Дошкольное детство - это этап, имеющий фундаментальное значение в развитии экологической культуры человека. В этот период ребенок восприимчив к развитию личности, включая позитивное отношение к природе и окружающему миру. В этом возрасте у ребенка формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, составляющее основу нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой.
Детский сад - первое звено в системе непрерывного образования об окружающей среде, поэтому неслучайно перед педагогами стоит задача формирования основ культуры рационального природопользования у дошкольников.
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольное образование обеспечивает воспитание у детей чувства любви к Родине, гуманного отношения к окружающему миру и целостного восприятия мира. Дети должны чувствовать красоту родной природы и понимать, что каждый является ответственным участником ее сохранения.
Экологические знания являются основой экологического образования. Важно донести до людей необходимость разумного потребления природных ресурсов. Через правильно организованное образовательное пространство у ребенка формируется определенная система ценностей, понимание человека как части природы, зависимости его жизни и здоровья от состояния природы.
Проблемы взаимодействия человека с природой исследовали такие ученые, как Т.А. Маркова (систематизировала изыскания в области экологического образования, рассматривала проблему воспитания гуманного отношения к природе детей дошкольного возраста); М.К. Ибрагимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий (экологическое образование, как бережное, заботливое отношение дошкольников к природе); О.М. Газина, В.Г Фокина (влияние знаний об окружающей среде на воспитание положительного отношения к ней). Бережное отношение к природе детей старшего дошкольного возраста исследователи определяют через ценностные нормы, отношения, правила взаимодействия ребенка с окружающей природой и чувства, которые переживаются одновременно.
Использование метода проектов в формировании у дошкольников бережного отношения к природе представлены в работах таких ученых, как: В.С. Безрукова, Н.Е. Веракса, А.М. Гаврилин, Е.А. Гилева, Ю.В. Громыко, Е.Н. Землянская, И.С. Сергеев, М.В. Хохлова. Они считают, что метод проектов - это дидактический инструмент для укрепления познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирования его личностных качеств. Проект даёт возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки.
В ходе исследования было выявлено противоречие между важностью формирования у детей 6-7 лет бережного отношения к природе и недостаточным использованием в данном процессе проектной деятельности.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности проектной деятельности в формировании у детей 6-7 лет бережного отношения к природе?
Актуальность данной проблемы, её социальная значимость, а также её недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему нашего исследования «Формирование у детей 6-7 лет бережного отношения к природе в процессе проектной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет бережного отношения к природе.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет бережного отношения к природе в процессе проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможность формирования у детей 6-7 лет бережного отношения к природе в процессе проектной деятельности.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование у детей 6-7 лет бережного отношения к природе возможно, если:
- осуществляется в процессе проектной деятельности, организованной поэтапно;
- определена тематика проектной деятельности в соответствии с календарно-тематическим планом образовательной деятельности;
- включены родители в проектную деятельность, как координаторы работы детей над проектом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у детей бережного отношения к природе в процессе проектной деятельности.
2. Определить показатели и выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет бережного отношения к природе.
3. Разработать и поэтапно реализовать мероприятия проекта «Формирование у детей 6-7 лет бережного отношения к природе» в соответствии с календарно-тематическим планом.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет бережного отношения к природе.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения психолого-педагогических концепций, раскрывающие роль природы в формировании личности ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Дж. Локк, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);
- научные исследования в области экологического воспитания (П.А. Водопьянов, С.Н. Глазачев, А.А. Горелов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Л.В. Моисеева, Н.Ф. Реймерс);
- дидактические подходы к организации проектной деятельности дошкольников (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.В. Деркунская, А.И. Иванова, Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, Л.С. Киселева, А.А. Сагадеева).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы по выбранной теме, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Лесная сказка», Московская область, Ленинский городской округ, город Видное.
Новизна исследования: конкретизированы показатели сформированности бережного отношения к природе детей 6-7 лет; разработан и реализован экологический проект по формированию у детей 6-7 лет бережного отношения к природе.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении определения понятия «бережное отношение к природе детей 6-7 лет» на основе выделенных показателей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения воспитателями дошкольных образовательных организаций апробированного экологического проекта в формирование у детей 6-7 лет бережного отношения к природе.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (одна теоретическая и одна практическая), заключение, список используемой литературы (28 источников), 4 приложения.
Проблема экологического воспитания дошкольников относится к проблемам теории воспитания и имеет решающее значение для воспитательной работы. Основными аспектами работы педагогов с детьми являются разносторонняя деятельность, комплексный подход к обучению, что способствует формированию не только экологически грамотных, но и экологически образованных детей.
Проектный метод работы с дошкольниками сегодня - лучший, инновационный и перспективный способ формирования бережного отношения к природе. Возможности проектной деятельности по формированию знаний о природе у дошкольников заключаются в том, что эта деятельность стимулирует интерес детей к экологическим проблемам, воспитывает ценностные отношения к природе и показывает практическое применение знаний окружающей среды. Специфика использования проектного метода в практике детского сада состоит в том, что педагоги и родители должны вести эту деятельность, помогать ребенку раскрыть проблему, проявлять к ней интерес и «вовлекать» детей в совместный проект.
На констатирующем этапе исследования мы выявили, что результаты детей экспериментальной и контрольной группы значительно не отличаются. Преобладающее число детей имеет средний уровень сформированности бережного отношения к природе (52,5 % и 50 % соответственно). Результаты анкетирования родителей позволили выявить, что все родители считают, что окружающая среда влияет на состояние здоровья ребёнка. Также многие родители знают, что включает понятие «здоровый образ жизни». Однако не все родители привлекают детей к уходу за животными и растениями у себя дома. Низкий процент родителей читает своим детям рассказы о природе.
Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет бережного отношения к природе возможно, если осуществить поэтапно процесс проектной деятельности, определить тематику проектной деятельности в соответствии с календарно-тематическим планом образовательной деятельности и включить родителей в проектную деятельность, как координаторов работы детей над проектом. С этой целью был осуществлен формирующий эксперимент.
Для определения результативности проделанной работы, нами был организован контрольный эксперимент по тем же показателям и методикам, что и констатирующий этап эксперимента. Результаты, полученные на контрольном этапе, показали, что детей с низким уровнем стало на 22 % меньше, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента (на констатирующем было 30 % таких детей, а на контрольном осталось около 8 %.). Детей со средним уровнем также стало меньше на 10 % (было почти 52 %, а на контрольном осталось 42 %). Детей с высоким уровнем увеличилось на 32 % (было 18 % детей, а стало 50 %).
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта сформированный уровень бережного отношения к природе у детей стал выше.
Таким образом, формирование у детей 6-7 лет бережного отношения к природе в процессе проектной деятельности возможно. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, цель - достигнута.
1. Безрукова В.С. Проективная педагогика. М.: Владос, 2009. 344 с.
2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры. М.: Просвещение, 2010. 312 с.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкол. учр.. М.: Мозаика Синтез, 2013. 112 с.
4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. № 3. С. 23-27.
5. Выготский Л. С. Общие вопросы дефектологии // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики. Москва : Педагогика, 1983. С. 5-84.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика. 1991. 480 с.
7. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы. Москва : ВАКО, 2005. 240 с.
8. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии. № 2. 2005. С. 66-69.
9. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М. : Народное образование, 2000. 238 с.
10. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов- н/Д.: Феникс, 2011. 245 с.
11. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования // Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 50-52.
12. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. Москва: Изд-во АРКТИ. 2005. 246 с.
13. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы»: Азбука экологии. СПб., 1996 (1997). 104 с.
14. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников
// Начальная школа. № 1. 2006. С. 17.
15. Кравец Т. Н. Младшие школьники проводят исследование // Начальное образование. № 2. 2005.
16. Лазаренко Е. Н. Формирование у дошкольников и старших дошкольников ценностного отношения к природе: учеб. метод. пособие для воспитателей. Саратов, 2016. 52 с.
17. Леонтьева О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. № 1. С. 16-18.
18. Лучич М. В. Детям о природе: книга для воспитателей ДОУ. Москва : Просвещение, 2009. 143 с.
19. Матяш Н. В. Проектная деятельность старших дошкольников. М. : Вентана, Граф. 2004. 112 с.
20. Николаева С. Н. «Юный эколог» программа экологического воспитания в детском саду: пособие для ДОУ. Москва : Мозаика-Синтез, 2010. 112 с.
21. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2002. 336 с.
22. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005. 112 с.
23. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. : АРКТИ, 2005. 96 с.
24. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 94-96.
25. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность воспитанников: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М. : АРКТИ, 2003. 80 с.
26. Тихомирова Л. Ф. Развитие учебно-познавательных компетенций старших дошкольников в проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. № 2. 2011. С. 104-108.
27. Уваров, А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие. М. : МИРОС, 2001. 224 с.
28. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. 96 с.