Взаимосвязь самоотношения и школьной тревожности у младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ САМООТНОШЕНИЯ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Теоретическое обоснование проблемы самоотношения 8
1.2. Проблема школьной тревожности в психологии 19
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание результатов, выборки и методов исследования 34
2.2. Результаты исследования самоотношения и школьной тревожности в
младшем школьном возрасте 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи
самоотношения и школьной тревожности в младшем школьном возрасте... 54
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ САМООТНОШЕНИЯ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Теоретическое обоснование проблемы самоотношения 8
1.2. Проблема школьной тревожности в психологии 19
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание результатов, выборки и методов исследования 34
2.2. Результаты исследования самоотношения и школьной тревожности в
младшем школьном возрасте 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи
самоотношения и школьной тревожности в младшем школьном возрасте... 54
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отношение к себе выступает предметом осмысления философии, религии и науки. Поведение личности как социального субъекта зависит от влияния на конкретный поступок ее самоотношения.
Самоотношение в рамках психологической науки выступает непреходящим объектом исследования еще с работ У. Джейма. Учеными собраны теоретические и эмпирические данные, определенным образом осознаны механизмы становления, компоненты структуры самоотношения. Особо пристальное внимание науки отведено изучению взаимосвязи самоотношения и разнообразных характеристик личности.
В науке существует большое разнообразие взглядов на феномен восприятия личностью самого себя. Для описания данной психологической категории используются многочисленные понятия такие как: как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, непосредственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и другие. Содержание этих интегральных понятий формулируется через важнейшие психологические категории: «установка» (Д.Н. Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н. Мясищев), «аттитюд» (M. Rosenberg, R. Wylie, S. Coopersmit), «социальная установка» (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л. Рубинштейн) и другие.
Значения большинства перечисленных понятий далеко не однозначно, что существенно затрудняет понимание феноменологии восприятия индивидом самого себя. Категории самовосприятия исследованы в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Пантилеева, Е.М. Синюковой, И.С. Кона и Н.С. Фонталовой.
Самоотношение личности неизбежно переплетается с тревожностью, и данный контент также является одной из проблем, интересующих исследователей в психологии. Ребенок, имеющий повышенные показатели тревожности впоследствии неизбежно будет иметь проблемы адаптации и социализации, а возможно и физического здоровья. Данные научных исследований позволили различать тревогу как состояние, более или менее кратковременное во времени и тревожность как устойчивое свойство личности. В первом случае это реакция на какую-либо опасность, реальную существующую или мнимую. Подобная эмоциональная реакция характеризуется состоянием размытого безобъектного страха. Личностная тревожность, устоявшаяся индивидуально- психологическая характеристика, заключена в высокой склонности человека ощущать беспокойство в самых разных жизненных событиях.
Интерес к вопросу исследования взаимосвязи отношения к себе и школьной тревожности обусловлено наличием противоречия между необходимостью организации коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками и отсутствием экспериментальных данных об особенностях взаимосвязи этих категорий, влияющих на процесс развития личности школьников. Актуальность исследования определяется необходимостью определения особенностей взаимосвязи отношения к себе и показателей школьной тревожности.
Цель исследования: выявить характер взаимосвязи самоотношения и школьной тревожности.
Объект исследования: самоотношение личности и школьная тревожность младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения и школьной тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: существует определенная взаимосвязь между отношением к себе и школьной тревожностью младших школьников.
Положительному самоотношению соответствует умеренный (средний) уровень школьной тревожности и тогда как низкой степени выраженности самоотношения - высокая тревожность.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы отношения личности к себе и характеристики школьной тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Провести эмпирическое исследование самоотношения личности и школьной тревожности у младших школьников.
3. На основе эмпирических данных выявить особенности взаимосвязи самоотношения и школьной тревожности младших школьников .
4. Сформулировать выводы.
Методы исследования:
1) Изучение и анализ научных источников по проблеме исследования;
2) Психологические методы: тестирование:
• Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
• Методика исследования школьной тревожности Р. Филипса.
3) Методы первичной математической статистики, расчет среднего значения.
База исследования. В исследовании принимали участие 30 детей младшего школьного возраста частной школы «ООЦ» г. Тольятти в возрасте от 10-11 лет.
Практическая значимость исследования состоит во вкладе психологии эмпирических фактов о особенностях взаимосвязи самоотношения и школьной тревожности. Результаты исследования могут быть использованы в организации всех направлений деятельности психологов, в разработке и осуществлении программ профилактики и концепции эмоционально- личностных нарушений у младших школьников.
Самоотношение в рамках психологической науки выступает непреходящим объектом исследования еще с работ У. Джейма. Учеными собраны теоретические и эмпирические данные, определенным образом осознаны механизмы становления, компоненты структуры самоотношения. Особо пристальное внимание науки отведено изучению взаимосвязи самоотношения и разнообразных характеристик личности.
В науке существует большое разнообразие взглядов на феномен восприятия личностью самого себя. Для описания данной психологической категории используются многочисленные понятия такие как: как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, непосредственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и другие. Содержание этих интегральных понятий формулируется через важнейшие психологические категории: «установка» (Д.Н. Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н. Мясищев), «аттитюд» (M. Rosenberg, R. Wylie, S. Coopersmit), «социальная установка» (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л. Рубинштейн) и другие.
Значения большинства перечисленных понятий далеко не однозначно, что существенно затрудняет понимание феноменологии восприятия индивидом самого себя. Категории самовосприятия исследованы в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Пантилеева, Е.М. Синюковой, И.С. Кона и Н.С. Фонталовой.
Самоотношение личности неизбежно переплетается с тревожностью, и данный контент также является одной из проблем, интересующих исследователей в психологии. Ребенок, имеющий повышенные показатели тревожности впоследствии неизбежно будет иметь проблемы адаптации и социализации, а возможно и физического здоровья. Данные научных исследований позволили различать тревогу как состояние, более или менее кратковременное во времени и тревожность как устойчивое свойство личности. В первом случае это реакция на какую-либо опасность, реальную существующую или мнимую. Подобная эмоциональная реакция характеризуется состоянием размытого безобъектного страха. Личностная тревожность, устоявшаяся индивидуально- психологическая характеристика, заключена в высокой склонности человека ощущать беспокойство в самых разных жизненных событиях.
Интерес к вопросу исследования взаимосвязи отношения к себе и школьной тревожности обусловлено наличием противоречия между необходимостью организации коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками и отсутствием экспериментальных данных об особенностях взаимосвязи этих категорий, влияющих на процесс развития личности школьников. Актуальность исследования определяется необходимостью определения особенностей взаимосвязи отношения к себе и показателей школьной тревожности.
Цель исследования: выявить характер взаимосвязи самоотношения и школьной тревожности.
Объект исследования: самоотношение личности и школьная тревожность младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения и школьной тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: существует определенная взаимосвязь между отношением к себе и школьной тревожностью младших школьников.
Положительному самоотношению соответствует умеренный (средний) уровень школьной тревожности и тогда как низкой степени выраженности самоотношения - высокая тревожность.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы отношения личности к себе и характеристики школьной тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Провести эмпирическое исследование самоотношения личности и школьной тревожности у младших школьников.
3. На основе эмпирических данных выявить особенности взаимосвязи самоотношения и школьной тревожности младших школьников .
4. Сформулировать выводы.
Методы исследования:
1) Изучение и анализ научных источников по проблеме исследования;
2) Психологические методы: тестирование:
• Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
• Методика исследования школьной тревожности Р. Филипса.
3) Методы первичной математической статистики, расчет среднего значения.
База исследования. В исследовании принимали участие 30 детей младшего школьного возраста частной школы «ООЦ» г. Тольятти в возрасте от 10-11 лет.
Практическая значимость исследования состоит во вкладе психологии эмпирических фактов о особенностях взаимосвязи самоотношения и школьной тревожности. Результаты исследования могут быть использованы в организации всех направлений деятельности психологов, в разработке и осуществлении программ профилактики и концепции эмоционально- личностных нарушений у младших школьников.
Процесс становления человека в целом и его «Я» концепции в частности, явление уникально-неповторимое и обусловлен множеством условий, которые также носят неповторимый характер. Наука призвана находить среди этих условий некоторые закономерности, позволяющие регулировать этот процесс и при необходимости корректировать. Данное теоретико-эмпирическое исследование посвящено поиску закономерностей связи самоотношения и школьной тревожности у младших школьников.
Задачи, поставленные в исследовании, полностью выполнены и гипотеза получила свое подтверждение. Данные проведенного эмпирического исследования позволили сделать заключение о том, что в младшем школьном возрасте активно идет процесс развития самосознания и важнейшего его структурного компонента самоотношения. Средние значения показателей по всем шкалам самоотношения служат косвенным доказательством успешного становления «Я» концепции испытуемых.
Показатели измерения школьной тревожности младших школьников указывают на наличие тенденции к оптимально-умеренному уровню. Полное отсутствие тревожности служит неблагоприятным показателем развития ребенка и говорит о его инфантильности и безразличии к учебе и отношениям с одноклассниками. Половина учащихся имеют умеренный показатель школьной тревожности, из этого следует, что они адаптированы к учебно-воспитательному процессу, требованиям школьной жизни. Повышенные показатели школьной тревожности на данной выборке испытуемых обнаружены по шкалам: «общая тревожность в школе», «страх в ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». Поэтому коррекционно-развивающая работа с учащимися должна строиться в направлении снижения психологического напряжения в ситуации оценивания школьников и оптимизации межличностных отношений в классных коллективах.
В процессе исследования обнаружено наличии взаимосвязи между структурными компонентами самоотношения и уровнем школьной тревожности. Дети с высоким уровнем школьной тревожности отличаются от своих сверстников с оптимально-умеренной тревожностью закрытостью в общении, неуверенностью в своих возможностях, склонностью к отказу от деятельности в критической ситуации. Тревожные школьники отличаются слабыми навыками саморегуляции, пессимистичностью в оценке себя со стороны окружающих и склонны к негативному самооцениванию. Окружающий мир видится им угрожающим и враждебным.
Дети с оптимально-умеренной тревожностью в школе естественны и открыты в общении, при этом достаточно самокритичны. Их ориентированность на успех позволяет им быстро концентрироваться в критической ситуации. Источник активности и саморазвития они видят внутри себя, так как обладают достаточной рефлексивностью. Воспринимают себя как людей достойных уважения и признания и подобное отношение к себе считают вполне заслуженным.
Результаты эмпирического исследования показали, что для детей данного возраста не актуальна потребность и готовность к самоизменению, внутренняя неудовлетворенность собственными качествами личности. Чаще всего они либо не осознают, либо отрицают имеющиеся у них проблемы. Целенаправленная работа по развитию самосознания при переходе детей из начальной школы в среднюю может дать положительные результаты при условии формирования у детей способности к рефлексивному самоанализу и навыков организации процесса самовоспитания.
Задачи, поставленные в исследовании, полностью выполнены и гипотеза получила свое подтверждение. Данные проведенного эмпирического исследования позволили сделать заключение о том, что в младшем школьном возрасте активно идет процесс развития самосознания и важнейшего его структурного компонента самоотношения. Средние значения показателей по всем шкалам самоотношения служат косвенным доказательством успешного становления «Я» концепции испытуемых.
Показатели измерения школьной тревожности младших школьников указывают на наличие тенденции к оптимально-умеренному уровню. Полное отсутствие тревожности служит неблагоприятным показателем развития ребенка и говорит о его инфантильности и безразличии к учебе и отношениям с одноклассниками. Половина учащихся имеют умеренный показатель школьной тревожности, из этого следует, что они адаптированы к учебно-воспитательному процессу, требованиям школьной жизни. Повышенные показатели школьной тревожности на данной выборке испытуемых обнаружены по шкалам: «общая тревожность в школе», «страх в ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». Поэтому коррекционно-развивающая работа с учащимися должна строиться в направлении снижения психологического напряжения в ситуации оценивания школьников и оптимизации межличностных отношений в классных коллективах.
В процессе исследования обнаружено наличии взаимосвязи между структурными компонентами самоотношения и уровнем школьной тревожности. Дети с высоким уровнем школьной тревожности отличаются от своих сверстников с оптимально-умеренной тревожностью закрытостью в общении, неуверенностью в своих возможностях, склонностью к отказу от деятельности в критической ситуации. Тревожные школьники отличаются слабыми навыками саморегуляции, пессимистичностью в оценке себя со стороны окружающих и склонны к негативному самооцениванию. Окружающий мир видится им угрожающим и враждебным.
Дети с оптимально-умеренной тревожностью в школе естественны и открыты в общении, при этом достаточно самокритичны. Их ориентированность на успех позволяет им быстро концентрироваться в критической ситуации. Источник активности и саморазвития они видят внутри себя, так как обладают достаточной рефлексивностью. Воспринимают себя как людей достойных уважения и признания и подобное отношение к себе считают вполне заслуженным.
Результаты эмпирического исследования показали, что для детей данного возраста не актуальна потребность и готовность к самоизменению, внутренняя неудовлетворенность собственными качествами личности. Чаще всего они либо не осознают, либо отрицают имеющиеся у них проблемы. Целенаправленная работа по развитию самосознания при переходе детей из начальной школы в среднюю может дать положительные результаты при условии формирования у детей способности к рефлексивному самоанализу и навыков организации процесса самовоспитания.
Подобные работы
- УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности самооценки младшего школьника
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



