ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ САМООТНОШЕНИЯ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Теоретическое обоснование проблемы самоотношения 8
1.2. Проблема школьной тревожности в психологии 19
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание результатов, выборки и методов исследования 34
2.2. Результаты исследования самоотношения и школьной тревожности в
младшем школьном возрасте 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи
самоотношения и школьной тревожности в младшем школьном возрасте... 54
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отношение к себе выступает предметом осмысления философии, религии и науки. Поведение личности как социального субъекта зависит от влияния на конкретный поступок ее самоотношения.
Самоотношение в рамках психологической науки выступает непреходящим объектом исследования еще с работ У. Джейма. Учеными собраны теоретические и эмпирические данные, определенным образом осознаны механизмы становления, компоненты структуры самоотношения. Особо пристальное внимание науки отведено изучению взаимосвязи самоотношения и разнообразных характеристик личности.
В науке существует большое разнообразие взглядов на феномен восприятия личностью самого себя. Для описания данной психологической категории используются многочисленные понятия такие как: как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, непосредственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и другие. Содержание этих интегральных понятий формулируется через важнейшие психологические категории: «установка» (Д.Н. Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н. Мясищев), «аттитюд» (M. Rosenberg, R. Wylie, S. Coopersmit), «социальная установка» (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л. Рубинштейн) и другие.
Значения большинства перечисленных понятий далеко не однозначно, что существенно затрудняет понимание феноменологии восприятия индивидом самого себя. Категории самовосприятия исследованы в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Пантилеева, Е.М. Синюковой, И.С. Кона и Н.С. Фонталовой.
Самоотношение личности неизбежно переплетается с тревожностью, и данный контент также является одной из проблем, интересующих исследователей в психологии. Ребенок, имеющий повышенные показатели тревожности впоследствии неизбежно будет иметь проблемы адаптации и социализации, а возможно и физического здоровья. Данные научных исследований позволили различать тревогу как состояние, более или менее кратковременное во времени и тревожность как устойчивое свойство личности. В первом случае это реакция на какую-либо опасность, реальную существующую или мнимую. Подобная эмоциональная реакция характеризуется состоянием размытого безобъектного страха. Личностная тревожность, устоявшаяся индивидуально- психологическая характеристика, заключена в высокой склонности человека ощущать беспокойство в самых разных жизненных событиях.
Интерес к вопросу исследования взаимосвязи отношения к себе и школьной тревожности обусловлено наличием противоречия между необходимостью организации коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками и отсутствием экспериментальных данных об особенностях взаимосвязи этих категорий, влияющих на процесс развития личности школьников. Актуальность исследования определяется необходимостью определения особенностей взаимосвязи отношения к себе и показателей школьной тревожности.
Цель исследования: выявить характер взаимосвязи самоотношения и школьной тревожности.
Объект исследования: самоотношение личности и школьная тревожность младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения и школьной тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: существует определенная взаимосвязь между отношением к себе и школьной тревожностью младших школьников.
Положительному самоотношению соответствует умеренный (средний) уровень школьной тревожности и тогда как низкой степени выраженности самоотношения - высокая тревожность.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы отношения личности к себе и характеристики школьной тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Провести эмпирическое исследование самоотношения личности и школьной тревожности у младших школьников.
3. На основе эмпирических данных выявить особенности взаимосвязи самоотношения и школьной тревожности младших школьников .
4. Сформулировать выводы.
Методы исследования:
1) Изучение и анализ научных источников по проблеме исследования;
2) Психологические методы: тестирование:
• Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
• Методика исследования школьной тревожности Р. Филипса.
3) Методы первичной математической статистики, расчет среднего значения.
База исследования. В исследовании принимали участие 30 детей младшего школьного возраста частной школы «ООЦ» г. Тольятти в возрасте от 10-11 лет.
Практическая значимость исследования состоит во вкладе психологии эмпирических фактов о особенностях взаимосвязи самоотношения и школьной тревожности. Результаты исследования могут быть использованы в организации всех направлений деятельности психологов, в разработке и осуществлении программ профилактики и концепции эмоционально- личностных нарушений у младших школьников.
Процесс становления человека в целом и его «Я» концепции в частности, явление уникально-неповторимое и обусловлен множеством условий, которые также носят неповторимый характер. Наука призвана находить среди этих условий некоторые закономерности, позволяющие регулировать этот процесс и при необходимости корректировать. Данное теоретико-эмпирическое исследование посвящено поиску закономерностей связи самоотношения и школьной тревожности у младших школьников.
Задачи, поставленные в исследовании, полностью выполнены и гипотеза получила свое подтверждение. Данные проведенного эмпирического исследования позволили сделать заключение о том, что в младшем школьном возрасте активно идет процесс развития самосознания и важнейшего его структурного компонента самоотношения. Средние значения показателей по всем шкалам самоотношения служат косвенным доказательством успешного становления «Я» концепции испытуемых.
Показатели измерения школьной тревожности младших школьников указывают на наличие тенденции к оптимально-умеренному уровню. Полное отсутствие тревожности служит неблагоприятным показателем развития ребенка и говорит о его инфантильности и безразличии к учебе и отношениям с одноклассниками. Половина учащихся имеют умеренный показатель школьной тревожности, из этого следует, что они адаптированы к учебно-воспитательному процессу, требованиям школьной жизни. Повышенные показатели школьной тревожности на данной выборке испытуемых обнаружены по шкалам: «общая тревожность в школе», «страх в ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». Поэтому коррекционно-развивающая работа с учащимися должна строиться в направлении снижения психологического напряжения в ситуации оценивания школьников и оптимизации межличностных отношений в классных коллективах.
В процессе исследования обнаружено наличии взаимосвязи между структурными компонентами самоотношения и уровнем школьной тревожности. Дети с высоким уровнем школьной тревожности отличаются от своих сверстников с оптимально-умеренной тревожностью закрытостью в общении, неуверенностью в своих возможностях, склонностью к отказу от деятельности в критической ситуации. Тревожные школьники отличаются слабыми навыками саморегуляции, пессимистичностью в оценке себя со стороны окружающих и склонны к негативному самооцениванию. Окружающий мир видится им угрожающим и враждебным.
Дети с оптимально-умеренной тревожностью в школе естественны и открыты в общении, при этом достаточно самокритичны. Их ориентированность на успех позволяет им быстро концентрироваться в критической ситуации. Источник активности и саморазвития они видят внутри себя, так как обладают достаточной рефлексивностью. Воспринимают себя как людей достойных уважения и признания и подобное отношение к себе считают вполне заслуженным.
Результаты эмпирического исследования показали, что для детей данного возраста не актуальна потребность и готовность к самоизменению, внутренняя неудовлетворенность собственными качествами личности. Чаще всего они либо не осознают, либо отрицают имеющиеся у них проблемы. Целенаправленная работа по развитию самосознания при переходе детей из начальной школы в среднюю может дать положительные результаты при условии формирования у детей способности к рефлексивному самоанализу и навыков организации процесса самовоспитания.
1. Альбуханова - Славская, К. А. Представления личности об отношении к ней значимых других [Текст] / А.А. Альбуханова- Славская, Е.В. Гордиенко // Психологический журнал. - 2001. - №5. - С. 37-45.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2011. - 362 с.
3. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с.
4. Анисимова, О. М. Самооценка в структуре личности студента [Текст] / О.М. Анисимова. - М.: Мысль, 2006. - 184 с.
5. Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкундинова. - М.: Академия, 2007. - 281 с.
6. Аракелов, Г. Г. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» [Текст] / Г.А. Аракелов, Н. Шишкова // Вестник РУДН. - 2008. - № 1. - С. 12¬23.
7. Березин, Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности [Текст] / Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец. - М.: Медицина, 2006. - 277 с.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 2008. - 199 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2010. - 281 с.
10. Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний [Текст] / Л.В. Бороздина. - М.: Сфера, 2011. - 285 с.
11. Бороздина, Л. В. Самооценка в первой зрелости [Текст] / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. - М.: ВМС, 2012. - 181 с.
12. Брель, Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции [Текст] / Е.Ю. Брель. - М.: Мысль, 2011. - 374 с.
13. Вяткин, Б. А. Тревожность, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревновании [Текст] / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - С. 78-92.
14. Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джемс. - М.: Сфера, 2010. - 284 с.
15. Дусавицкий, А. К. О социальной ситуации развития личности при включении ребёнка в учебную деятельность [Текст] / А.К. Дусавицкий. - М.: Просвещение, 2009. - 195 с.
16. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Мысль, 2002. - 301 с.
17. Захаров, А. И. Психология формирования самооценки [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Мысль, 2006. - 346 с.
18. Ивлева, Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий [Текст] / Е.И. Ивлева. - М.: Мысль, 2006. - 311 с.
19. Изард, К. Е. Эмоции человека [Текст] / К.Е. Изард. - М.: Наука, 2010. - 440с.
20. Имедадзе, Н. В. Тревога как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования [Текст] / Н.В. Имедадзе. - Тбилиси, 1996. - С.49 - 57.
21. Каган, В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации [Текст] / В.Е.Каган. - М.: Знание, 2001. - 844 с.
22. Кисловская, В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых [Текст] / В. Р. Кисловская. - Алма-Ата : Образование, 2004. - 360 с.
23. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - Пермь, 2003. - 115с.
24. Коломинский, Я. Л. Психология общения [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 1999. - 185 с.
25. Кон, И. С. Категория Я в психологии [Текст] / И.С. Кон // Психологический журнал. - 2001.- №6.- С. 12-32.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 2017. - 288 с.
27. Липкина, А. Н. Самооценка школьника [Текст] / А.Н. Липкина. - М.: Академия, 2006. - 322 с.
28. Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Сфера, 2007. - 195 с.
29. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст] / Н.Ю. Максимова. - М.: Прогресс, 2005. - 385 с.
30. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. - М.: Академия, 2010. - 265 с.
31. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст] / Н.А. Менчинская. - М.: Сфера, 2009. - 224 с.
32. Морган, У. П. Ситуативная тревога и результативность деятельности [Текст] / У.П. Морган // Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С. 155 - 161.
33. Мухина, В. С. К проблеме социального развития ребенка [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
34. Мэй, Р. Проблема тревожности [Текст] / Р. Мэй. - М.: Эксмо, 2001. -
431с.
35. Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии [Текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности.- СПб.: Питер, 2000. - С. 124¬134.
36. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1998. - 593 с.
37. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов.- СПб.: Питер, 2019. - 98 с.
38. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально- оценочная система [Текст] / С.Р. Пантилеев. - М.: МГУ, 206. - 111 с.
39. Парыгин, Б. Д. Социально- психологический климат коллектива [Текст] / Б.Д. Парыгин. - М.: Наука, 2008. - 192 с.
40. Петровский, В. А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений [Текст] / В.А. Петровский // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - с. 28 - 36.
41. Прихожан, A. M. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2008. - С.11 - 17.
42. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
43. Роджерс, К. Эмпатия [Текст] / К. Роджерс. - М.: Академия, 2015. - 472 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.
Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 688 с.
45. Савонько, Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста [Текст] / Е.И. Савонько // Вопросы психологии.
- 2000. - №1.- С. 106-116.
46. Синюкова, Е. М. Динамика отношения к себе младших школьников [Текст] / Е.М. Синюкова. - М.: Сфера, 2007.- 171 с.
47. Соколова, Е. Т. Зависимость Самооценки подростка от отношения к нему родителей [Текст] / Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова // Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С. 110-115.
48. Спиваковская, Б. К. Профилактика детских неврозов [Текст] / Б.К. Спиваковская. - М.: Академия, 2008. - 185 с.
49. Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы
исследования тревоги [Текст] / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей / Сост. Ю.Л.Ханин. - М.:
Физкультура и спорт, 1993. - С. 12 -24.
50. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: Академия, 2003. - 284 с.
51. Ульенкова, У. В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. - М.: Просвещение, 1999. - 281 с.
52. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 2004. - 192 с.
53. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 2000. - 447с.
54. Фонталова, Н. С. Самоотношение и его психологическая коррекция у подростков из неполных семей [Текст] / Н.С. Фонталова. - М.: Мысль, 2000. - 98 с.
55. Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте [Текст] / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. - 2008. - №6. - С.94-106.
56. Худобина, Е. Ю. Соотношение эмоционального и когнитивного компонента самооценки у младших школьников [Текст] / Е.Ю. Худобина. - М.: Мысль, 2008. - 156 с.
57. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст] /Общая редакция Г.В. Бурменской. - М.: Прогресс - Универс, 2003. - 480с.
58. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. - М.: мысль, 2006.- 535 с.
59. Teylor J.A., Spense K. The relationship of anxiety to the conditional eyelid response. //Journal of Experimental psychology. 1951. - v. 41. - pp. 81-92.