Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Работа №118509

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе посредством рабочей тетради 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет
с умственной отсталостью представлений о себе 9
1.2 Характеристика рабочей тетради как средства развития
у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе 15 Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе посредством рабочей тетради 21
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет с умственной
отсталостью представлений о себе 21
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет
с умственной отсталостью представлений о себе посредством рабочей тетради 33
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 6-7 лет
с умственной отсталостью представлений о себе 40
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 54
Приложение Б Стимульный материал по методике «Лесенка»
(Т.Д. Марцинковская) 55
Приложение В Стимульный материал диагностического задания
Н.Л. Белопольской «Детское самосознание» 56
Приложение Г Содержание рабочей тетради 57
Приложение Д Результаты контрольного эксперимента 6


Тема развития у детей дошкольного возраста представлений о себе и собственном «Я» является важной и актуальной в настоящий момент. Она охватывает все стороны образовательного процесса. Окружающий ребёнка мир должен стимулировать, а также повышать его любопытство и интерес в познании себя.
В психологии одна из сложных и главных проблем связанна с самосознанием. На развитие взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, а также на развитие видов детской деятельности огромное влияние имеет сформированные представления ребенка о себе. Исследователи как зарубежные, так и отечественные отмечали в своих исследованиях, что дети с раннего возраста проявляют интерес к своим движениям, своему телу, смотрят на свой внешний вид, и проявляют интерес к себе в целом, им интересен мир, который их окружает и люди.
Большое количество программ и разработок научно-методического характера есть в дошкольной педагогике, которые помогают детям с нормально развитым интеллектом сформировать познавательное отношение к себе, своей жизни в целом (О.Л. Князева, С.А. Козлова, Е.В. Рылеева). В основе содержания данных методических и программ пособий лежат определенные задачи, виды работ, которые помогут у ребенка развить представление о себе, об окружающих людях, также в данных методических работах будут указаны и учтены возрастные особенности ребенка, которые будут характерны его здоровью.
А.А. Катаева, Е.А Стребелева в своих исследованиях отмечали, что у ребенка с умственной отсталостью с раннего возраста присутствуют трудности, они заключаются в том, что ребенок не может установить адекватную форму общения и взаимодействия с окружающими людьми. Данная трудность мешает становлению его личности и личностных качеств, так же у ребенка не формируется определение осознанности окружающего мира. У детей с нарушенным интеллектом при формировании самосознания происходит при выделении своего собственного «Я», оно характеризуется негативными реакциями на любые замечания, неудачи. Данная реакция проявляется после четырех лет. Главные трудности, которые возникают у ребенка, происходит в осмыслении и понимании своего опыта ежедневно, и понимании событий из жизни окружающих их людей. Главная черта, которая присуща данным детям, заключается в недифференцированной эмоциональной реакции, также у них отсутствует сформированность адекватных способов выражений эмоций. Данные черты имеют негативную сторону воздействия на формирования их поведения, становлении его личности (Т.А. Власова, О.П. Гаврилушкина, М.С. Певзнер, Н.Д. Соколова).
Проблема развития представлений о себе у детей с нарушениями интеллекта в отечественной олигофренопсихологии в большинстве случаев происходило изучение лишь отдельными аспектами, в изучении был задействован только школьный возраст. С.Я. Рубинштейн, О.Е. Шаповалова занимались таким вопросом как формирование у детей представлений о себе именно в дошкольном возрасте не были предметом специального исследования. В данное время имеет свои трудности реализация личностно-ориентированного подхода в процессе коррекции, из-за того, что нет необходимых научно-методических разработок для социального воспитания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Недостаточная разработанность практических и теоретических вопросов по развитию первоначальных представлений о себе, а также значимость социального воспитания детей с умственной отсталостью дают основание считать данное исследование в области дошкольной коррекционной педагогики актуальным.
На основе всего выше сказанного, обнаруживается противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе и недостаточным использованием потенциала рабочей тетради в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности рабочей тетради в развитии у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность рабочей тетради в развитии у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе.
Предмет исследования: рабочая тетрадь как средство развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе посредством рабочей тетради возможно, если:
- определены показатели для оценки уровня развития у детей 6-7 лет представлений о себе;
- отобраны и разработаны задания для рабочей тетради, в соответствии с показателями уровня развития представлений о себе;
- включена рабочая тетрадь в совместную деятельность специалистов дошкольной образовательной организации, родителей и детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе.
2. Определить показатели и уровни развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе.
3. Разработать и реализовать рабочую тетрадь по развитию у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе посредством рабочей тетради.
4. Изучить динамику уровня развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о развитии представлений о себе (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А. Валлон, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, У. Джемс, С.Д. Забрамная, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Б.Г. Мещеряков, Дж. Мид, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, Э.Г. Эриксон);
- положения об особенностях детей с умственной отсталостью (Е.А. Екжанова, Ч.В. Кожалиева, Н.Г. Морозова, М.С. Певзнер, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева, О.Е. Шаповалова);
- положения о коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова В.С. Мухина, Е.А. Стребелева).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования
- анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент, включающий
констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» города Тольятти.
В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с умственной отсталостью, 2 педагога, 10 родителей.
Новизна исследования заключается в:
- разработке заданий для рабочей тетради по развитию представлений о себе с учетом особенностей детей 6-7 лет с умственной отсталостью;
- качественной характеристики уровней развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- расширении понятия рабочая тетрадь для детей, которая включает в себя развитие представлений об: имени, фамилии, отчестве ребенка, о его собственном теле, различных эмоциях, которые он испытывает, временном континууме (прошлое, настоящее, будущее), социальных ролях в жизни ребенка.
- уточнении показателей для оценки уровня развития представлений о себе у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами разработанных диагностических материалов для изучения уровня развития представлений о себе, а также его результаты могут быть использованы при построении работы по развитию представлений о себе у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством рабочей тетради в условиях дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименований), 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 19 таблица. Основной текст работы изложен на 53 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу исследования, что позволит сделать следующие выводы.
Теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что проблема развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью является актуальной представлений о себе.
Проблема развития представлений о себе у детей 6-7 лет с умственной отсталостью изучалась многими исследователями (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Б.Г. Ананьев, А. Валлон, Б.Г. Мещеряков, У. Джемс, Дж. Мид, Э.Г. Эриксон, З. Фрейд, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева). Исследования показали, что развитие представлений о себе у детей с умственной отсталостью затрудняется вследствие биологических и социальных факторов. Особое внимание уделяется выбору средств, форм, методов и приемов развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе. В настоящем исследовании таким средством является рабочая тетрадь. Использование рабочей тетради, на наш взгляд, позволит в наглядной форме раскрыть детям с нарушениями в развитии необходимые элементы представлений о себе.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей 6-7 лет с умственной отсталостью недостаточно развито представление о себе. Дети с трудом выполняли диагностические задания, педагогу приходилось постоянно побуждать дошкольников включаться в исследование. Ребятам сложно называть свое отчество, многие из них не понимали, что имя отца и есть их отчество. Некоторые испытуемые проявляли интерес к предложенным диагностическим заданиям, однако выполнить их не смогли, объясняя тем, что «не умеют», «не знают», «никогда это сделать не смогут».
Формирующий эксперимент доказал, что развитие у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе является результативным посредством рабочей тетради. В настоящем исследовании разработанная рабочая тетрадь включает задания на развитие у детей: представлений о своем возрасте, фамилии, имени, отчестве; представлений об особенностях своего тела - физическое Я; представлений об своих эмоциях и эмоциях человека в целом; представлений о времени: о прошлом, настоящем, будущем; представлений о ролях социального плана. При составлении данных заданий учитывали возраст, уровни развития у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе, доступность, направленность заданий на развитие представлений о себе.
Результаты контрольного эксперимента позволили говорить о положительной динамике в развитии у детей 6-7 лет с умственной отсталостью представлений о себе. Дети стали отвечать на поставленные вопросы о себе, своем имении, фамилии и отчестве, описывать свои внешние данные, понимать свою половую принадлежность, рассказывать о своих частях тела, могли охарактеризовать свое эмоциональное состояние.
Подводя итог, можно сказать, что цель достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.


1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1980. 286 с.
2. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. М. : Когито- Центр, 1998. 24 с.
3. Белякова Д. В. Формирование представлений о предметном мире у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством рабочей тетради. Бакалаврская работа. ТГУ. Тольятти. 2020. 59 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер Пресс, 2008. 38 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : МОДЭК, 1997. 243 с.
6. Баряева Л. Б. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью. 2014. С. 20-37. URL: http://school13.spb.ru/of_inf/8vid2.pdf (дата обращения 20.04.2021).
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 422 с.
8. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М. : Просвещение, 1967. 195 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2016. 198 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология. М. : Книга по Требованию, 2012. 384 с.
11. Джеймс У. Психология. М. : Академический проект, 2011. 318 с.
12. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников. М. : Педагогика, 1984. 128 с.
13. Зинченко В. П. Образ и деятельность. М. : МОДЭК, 1997. 608 с.
14. Калмыкова Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью. М. : Просвещение, 2007. 121 с.
15. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная
олигофренопедагогика. М. : ВЛАДОС, 2005. 208 с.
16. Курмакаева Г. С. Психолого-педагогические условия
формирования представлений о себе у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Бакалаврская работа. ТГУ. Тольятти. 2018. 70 с.
17. Люблинская А. А. Детская психология. М. : Просвещение, 1971. 410 с.
18. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : 1995. 144 с.
19. Лисина М. И. Внутренне тело ребенка: формы его проявления и восприятия // Дефектология. 2001. №3. С. 72-74.
20. Лисина М. И. Сквозь призму телесного Я ребенка // Дефектология. 2000. №6. С. 15-22.
21. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 74 с.
22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия, 1999. 456 с.
23. Мухина В. С. Детская психология. М. : Апрель-Пресс, 2014. 352 с.
24. Материалы XXV международной научно-методической конференции // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. С. 204-210. URL: https://etu.ru/assets/files/university/irvc/konferencii/(дата обращения 20.04.2021)
25. Материалы областной заочной научно-практической
конференции педагогов дошкольных образовательных организаций // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС. 2014. С. 95-134. URL: https://mpc-murmansk.ru/img/all/ (дата обращения 20.04.2021)
26. Олешков М. И. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М. : Компания Спутник +, 2006. 191 с.
27. Прохоров А. М. Большая советская энциклопедия // Советская энциклопедия. 1969-1978. С. 352-353. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 20.04.2021)
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 416 с.
29. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М. : Наука, 1977. 144 с.
30. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Владос, 1999. 360 с.
31. Эриксон Э. Трагедия личности. М. : Алгоритм, 2019. 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ