Особенности финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений образования (на примере организации Бузулукский финансово-экономический колледж)
|
Аннотация 2
Введение 4
1 Организация финансового обеспечения учреждений образования 7
1.1 Особенности финансового обеспечения деятельности учреждений образования в сфере среднего профессионального образования 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений образования 14
1.3 Источники финансирования системы образования 18
2 Анализ финансового обеспечения государственного учреждения образования на примере Бузулукского финансово-экономического колледжа 22
2.1 Организационно - экономическая характеристика Бузулукского финансово-экономического колледжа 22
2.2 Анализ формирования и эффективности использования бюджетных и внебюджетных источников финансирования в учреждении образования 24
3 Проблемы финансирования Бузулукского финансово-экономического колледжа и пути их решения 45
3.1 Основные проблемы финансирования Бузулукского финансово-экономического колледжа 45
3.2 Пути совершенствования финансового обеспечения учреждения образования 47
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложения 60
Введение 4
1 Организация финансового обеспечения учреждений образования 7
1.1 Особенности финансового обеспечения деятельности учреждений образования в сфере среднего профессионального образования 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений образования 14
1.3 Источники финансирования системы образования 18
2 Анализ финансового обеспечения государственного учреждения образования на примере Бузулукского финансово-экономического колледжа 22
2.1 Организационно - экономическая характеристика Бузулукского финансово-экономического колледжа 22
2.2 Анализ формирования и эффективности использования бюджетных и внебюджетных источников финансирования в учреждении образования 24
3 Проблемы финансирования Бузулукского финансово-экономического колледжа и пути их решения 45
3.1 Основные проблемы финансирования Бузулукского финансово-экономического колледжа 45
3.2 Пути совершенствования финансового обеспечения учреждения образования 47
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложения 60
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначается, что «одной из основных задач, отражающих мировые тенденции и внутренние барьеры развития российской экономики в предстоящем долгосрочном периоде, является возрастание роли человеческого капитала как главного фактора экономического развития. На развитие человеческого потенциала влияют приоритеты и основные направления в области демографической политики, а также политики в области здравоохранения, физической культуры и спорта, пенсионного обеспечения, социальной защиты населения, культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.
Основным элементом развития человеческого потенциала для формирования инновационной экономики России является образовательная политика, результативность проведения которой ведет к повышению конкурентоспособности кадрового потенциала и рабочей силы российской экономики, собственно, что достигается в образовательной среде.
На современном этапе экономического развития при острой ограниченности финансовых ресурсов проблема эффективности расходования средств бюджетов на все сферы бюджетной деятельности, в том числе и на образование, вышла на первый план. В связи с этим тема бакалаврской работы является актуальной.
Целью бакалаврской работы является изучение особенностей финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью были необходимо выполнить следующие задачи:
• раскрыть сущность и структуру механизма финансирования системы образования в России;
• изучить источники финансирования образовательных учреждений;
• проанализировать динамику и структуру внебюджетного финансирования в сфере образования;
• рассмотреть механизм финансирования образовательного учреждения;
• выявить проблемы и пути их решения в области финансирования системы образования в России.
Объектом бакалаврской работы является деятельность Бузулукского финансово-экономический колледжа - филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Предметом бакалаврской работы является механизм финансового обеспечения Бузулукского финансово-экономический колледжа - филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
В ходе подготовки работы применялись такие методы научного исследования, как группировка, статистическое наблюдение, сравнительный анализ.
В теоретической части рассмотрены нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений образования и особенности финансового обеспечения деятельности учреждений образования в сфере среднего профессионального образования.
В практической части проведен анализ финансового обеспечения государственного учреждения образования на примере Бузулукского финансово-экономического колледжа.
Теоретическую базу составили труды ведущих исследователей экономической науки, фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам становления и развития источников финансирования системы образования.
Информационной базой исследования послужили нормативно-законодательные акты, данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов России, материалы научно - практических конференций и семинаров, научные публикации по теме, размещенные как в периодической печати, так и на онлайн ресурсах.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы, приложений. В первой главе рассматривается теоретические аспекты организации финансового обеспечения учреждений образования, вторая глава посвящена анализу финансового обеспечения государственного учреждения образования, в третьей главе описаны проблемы финансирования Бузулукского финансово-экономического колледжа и пути их решения.
Основным элементом развития человеческого потенциала для формирования инновационной экономики России является образовательная политика, результативность проведения которой ведет к повышению конкурентоспособности кадрового потенциала и рабочей силы российской экономики, собственно, что достигается в образовательной среде.
На современном этапе экономического развития при острой ограниченности финансовых ресурсов проблема эффективности расходования средств бюджетов на все сферы бюджетной деятельности, в том числе и на образование, вышла на первый план. В связи с этим тема бакалаврской работы является актуальной.
Целью бакалаврской работы является изучение особенностей финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью были необходимо выполнить следующие задачи:
• раскрыть сущность и структуру механизма финансирования системы образования в России;
• изучить источники финансирования образовательных учреждений;
• проанализировать динамику и структуру внебюджетного финансирования в сфере образования;
• рассмотреть механизм финансирования образовательного учреждения;
• выявить проблемы и пути их решения в области финансирования системы образования в России.
Объектом бакалаврской работы является деятельность Бузулукского финансово-экономический колледжа - филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Предметом бакалаврской работы является механизм финансового обеспечения Бузулукского финансово-экономический колледжа - филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
В ходе подготовки работы применялись такие методы научного исследования, как группировка, статистическое наблюдение, сравнительный анализ.
В теоретической части рассмотрены нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений образования и особенности финансового обеспечения деятельности учреждений образования в сфере среднего профессионального образования.
В практической части проведен анализ финансового обеспечения государственного учреждения образования на примере Бузулукского финансово-экономического колледжа.
Теоретическую базу составили труды ведущих исследователей экономической науки, фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам становления и развития источников финансирования системы образования.
Информационной базой исследования послужили нормативно-законодательные акты, данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов России, материалы научно - практических конференций и семинаров, научные публикации по теме, размещенные как в периодической печати, так и на онлайн ресурсах.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы, приложений. В первой главе рассматривается теоретические аспекты организации финансового обеспечения учреждений образования, вторая глава посвящена анализу финансового обеспечения государственного учреждения образования, в третьей главе описаны проблемы финансирования Бузулукского финансово-экономического колледжа и пути их решения.
В условиях нестабильной экономики происходит сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений, на сегодняшний день оно не позволяет покрыть расходы по затратам не только на текущее содержание учреждения, но и капитальные расходы. Следовательно, с целью обеспечения финансовой необходимо пересмотреть нормативы бюджетного финансирования с учетом не только вида и категории учреждения. На основании проведённого исследования в области финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений образования можно сделать следующие выводы:
• государственные (муниципальные) учреждения образования являются учреждениями, созданными органами государственной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления для ведения управленческой, социально - культурной, некоммерческого характера деятельности;
• деятельность государственных (муниципальных) учреждений образования финансируется из соответствующего бюджета;
• большую долю финансирования Бузулукского филиала составляет субсидия на муниципальное е задание;
• наибольшую долю расходов составляет заработная плата и начисления.
• положительная динамика по субсидии на иные цели в 2016-2017 гг., на которую, предположительно, повлияли последствия финансового кризиса в государстве;
• низкая доля прочих расходов, таких как материальные запасы, прочие услуги и работы, включающие в себя обновление материальной базы, осуществление мероприятия по улучшению технического состояния школы.
По произведенным расчетам и удельному весу поступающих источников финансовых средств Бузулукский колледж почти полностью состоит на государственном обеспечении.
К основным недостаткам финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений образования в России можно отнести:
• недостаточность методических рекомендаций по определению критериев изменения типа учреждений для обеспечения реформы учреждений на региональном и муниципальном уровне;
• неэффективное распределение должностных полномочий по вопросам реорганизации, упразднения, изменения типов всех муниципальных учреждений между представительными органами муниципальных образований и местными администрациями;
• отсутствие комплексности нормативно-правового обеспечения создания и функционирования всех типов государственных и муниципальных учреждений;
• отсутствие законодательного регулирования сферы платных услуг.
В целях дальнейшего совершенствования бюджетных правоотношений и механизмов использования бюджетных средств учреждения образования программно-целевым методом целесообразно сосредоточить внимание на следующих основных направлениях:
1) обеспечение сбалансированности и устойчивости муниципального бюджета и бюджетов подведомственных учреждений;
2) повышение эффективности распределения бюджетных средств и качества бюджетного планирования, завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
3) повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг;
4) оптимизация бюджетных расходов;
5) совершенствование системы финансового контроля;
6) автоматизация бюджетного процесса, повышение открытости, прозрачности финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.
Реализация данных направлений на уровне государственных (муниципальных) учреждений образования возможна путем организации комплекса мероприятий в рамках государственных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и управления государственными (муниципальными) финансами.
Важность финансового анализа как одного из основных элементов стратегического управления образовательным учреждением сложно переоценить. Значение его возросло с тех пор, как была расширена экономическая свобода образовательных учреждений и их ре хозяйственная самостоятельность.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами государственных ре образовательных учреждений целиком и полностью ре зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в учреждении идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то никакое бюджетное ре финансирование не позволит образовательному учреждению «держаться на плаву».
• государственные (муниципальные) учреждения образования являются учреждениями, созданными органами государственной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления для ведения управленческой, социально - культурной, некоммерческого характера деятельности;
• деятельность государственных (муниципальных) учреждений образования финансируется из соответствующего бюджета;
• большую долю финансирования Бузулукского филиала составляет субсидия на муниципальное е задание;
• наибольшую долю расходов составляет заработная плата и начисления.
• положительная динамика по субсидии на иные цели в 2016-2017 гг., на которую, предположительно, повлияли последствия финансового кризиса в государстве;
• низкая доля прочих расходов, таких как материальные запасы, прочие услуги и работы, включающие в себя обновление материальной базы, осуществление мероприятия по улучшению технического состояния школы.
По произведенным расчетам и удельному весу поступающих источников финансовых средств Бузулукский колледж почти полностью состоит на государственном обеспечении.
К основным недостаткам финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений образования в России можно отнести:
• недостаточность методических рекомендаций по определению критериев изменения типа учреждений для обеспечения реформы учреждений на региональном и муниципальном уровне;
• неэффективное распределение должностных полномочий по вопросам реорганизации, упразднения, изменения типов всех муниципальных учреждений между представительными органами муниципальных образований и местными администрациями;
• отсутствие комплексности нормативно-правового обеспечения создания и функционирования всех типов государственных и муниципальных учреждений;
• отсутствие законодательного регулирования сферы платных услуг.
В целях дальнейшего совершенствования бюджетных правоотношений и механизмов использования бюджетных средств учреждения образования программно-целевым методом целесообразно сосредоточить внимание на следующих основных направлениях:
1) обеспечение сбалансированности и устойчивости муниципального бюджета и бюджетов подведомственных учреждений;
2) повышение эффективности распределения бюджетных средств и качества бюджетного планирования, завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
3) повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг;
4) оптимизация бюджетных расходов;
5) совершенствование системы финансового контроля;
6) автоматизация бюджетного процесса, повышение открытости, прозрачности финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.
Реализация данных направлений на уровне государственных (муниципальных) учреждений образования возможна путем организации комплекса мероприятий в рамках государственных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и управления государственными (муниципальными) финансами.
Важность финансового анализа как одного из основных элементов стратегического управления образовательным учреждением сложно переоценить. Значение его возросло с тех пор, как была расширена экономическая свобода образовательных учреждений и их ре хозяйственная самостоятельность.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами государственных ре образовательных учреждений целиком и полностью ре зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в учреждении идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то никакое бюджетное ре финансирование не позволит образовательному учреждению «держаться на плаву».





