Введение 3
1. Теоретические основы мотивации в малых организациях 6
1.1. Сущность, направления и методы мотивации персонала 6
1.2. Особенности мотивации участников спортивных команд 10
2. Анализ практикуемых направлений и технологий мотивации в спортивных командах 16
2.1. Изучение практических аспектов мотивации в командном спорте 16
2.2. Роль тренер в развитии мотивации спортивных команд 20
Заключение 27
Список использованной литературы 30
В настоящее время, рассматривая условия рыночной экономики, невозможно не отметить возрастающую роль и значение перестройки системы мотивации и социально-трудовых отношений. Они рассматриваются как один из основных факторов повышения эффективности производства, а также уровень жизни населения. Находясь в таких условиях, можно отметить, что основным аспектом является системный подход к определению сущности социально-экономической мотивации персонала, механизма ее регулирования и оптимизации на уровне взаимодействия интересов предприятия и работника.
Мотивация является процессом создания побудительного мотива какого-либо человека или группы людей к действиям, которые будут нацелены на достижение задач как своего предприятия, так и личных целей. Это внутренняя сила, способная направить человека к определенному действию, которое, в свою очередь, в результате принесет ему пользу.
На данный момент, учитывая современные каноны, проблема мотивации трудовой деятельности в Российской Федерации имеет одно из важных значений. Это вызвано тем, что многие потребности общества имеют решение только при соблюдении условия, которое создает необходимую мотивационную основу, она же в свою очередь должна настроить персонал предприятий к деятельности, которая будет эффективна и принесет определеный результат. Мы говорим о том, что использование конкретных форм и методов мотивирования личности способствует лучшей результативности ее работы.
Как отмечают специалисты, мотивация является самой сложной и мало изученной проблемой психологии спорта. Высокие результаты, успех в спорте напрямую связаны с мотивационной сферой спортсмена. Недооценка роли мотивационных факторов, пренебрежение динамикой изменений мотивов тренерами, самими спортсменами нередко приводит к тому, что спортсмен не может проявить свои возможности в полной мере, не в состоянии реализовать в полном объеме тренировочные нагрузки и соответствующие наставления относительно соревновательной деятельности. Кроме того, недовольство спортивными достижениями нередко становится значительным препятствием в реализации личного потенциала и социализации спортсмена в других сферах жизнедеятельности после окончания спортивной карьеры.
На сегодня крайне мало исследований, раскрывающих особенности формирования мотивации на разных этапах многолетней подготовки спортсмена, и вообще отсутствуют такие исследования относительно этапа начальной подготовки.
Анализ исследований и публикаций. Эта проблема настолько важная, что не могла пройти мимо внимания многих авторов. Так ею интересовались такие теоретики как, Е.В. Аликина, Е.С. Бакулина, А. Бердников, А. Бурмистров, А.Н. Веракса, И.В. Воронов, В. Данюк, Ю.С. Жемчуг, Е.П. Ильин, Л.П. Матвеев, Р.А. Пилоян, Ш. Ричи, В.В. Травин, Р. Эммонс и др.
Объект исследования: система мотивации участников малых организаций.
Предмет исследования: направления и технологии мотивации участников спортивных команд.
Цель работы – разработка рекомендаций по развитию направлений и технологий мотивации в малых спортивных командах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теории и методы мотивации;
- оценить проблематику оптимизации системы мотивации в малых группах;
- исследовать действующие направления и технологии мотивации в спортивных командах и определить роль тренера в данном процессе;
- предложить рекомендации по оптимизации действующих направлений и технологий мотивации в спортивных командах.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Курсовая работа посвящена исследованию системы мотивации в сфере командного спорта. Проведено теоретическое обобщение и апробировано решение проблемы исследования влияния мотивации на результаты в спорте на примеры спортивных клубов по баскетболу в городе Подольск.
Становление спортсмена как личности, что развивает не только важные спортивные качества человека, но и те, которые помогут ему на всем жизненном пути, приобретение спортивного опыта, который конечно же окажет положительное влияние на желание развиваться и добиваться успехов все выше и чаще, развитие мастерства будет возможно только при получении не только положительных, так и отрицательных результатов в спортивной карьере спортсменов командных видов любительского спорта. Отрицательные результаты, конечно, могут и отбить желание у некоторых спортсменов развиваться, но в большинстве случаев, подобные ситуации оказывают положительное влияние на спортсмена, помогают ему развить такие качества личности, как: целеустремленность, трудолюбие, ответственность. В то же время боевые навыки приобретаются в тех случаях, когда команда терпит поражение, или в тех случаях, когда команде необходимо сохранить и развить преимущество.
Сохранить мотивацию команды на положительный резульат сложно. Поражение, которого не ожидали ни спортсмены, ни тренеры, нехорошее настроение игроков, плохое самочувствие – это то, от чего страдает каждая команда и преодолевать эти все трудности приходится, конечно же, тренеру или капитану. В таких ситуациях по большей части тренеру необходимо приложить большие усилия для восстановления мотивации или поддержке игроков, чтобы сохранить пошатанную уверенность в себе, в команде или победе команды.
Мотивация команды быть лучшими в своем деле является одной из самых сложных задач.
Обнаружено, что существует прямо пропорциональная зависимость между такими показателями: направленность на себя и риск, что позволяет сделать вывод о том, что у спортсменов уровень готовности к риску тем выше, чем выше уровень направленности на себя; физическое совершенство и готовность к риску, что позволяет утверждать, что чем больше спортсмен уверен в своем физическом совершенстве, физических способностях, тем легче он идет на риск, так как более уверен и может рассчитывать на свои силы; направленность на общение и готовность к риску, что свидетельствует о том, что чем выше уровень направленности на общение, тем ниже уровень готовности к риску.
Спортсмены, занимающихся командными видами спорта, имеют высокие показатели по шкале ориентация на общение и низкий уровень готовности к риску. У спортсменов, специализирующихся в индивидуальных видах спорта, доминирует низкая направленность на общение и высокий уровень готовности к риску. В то же время, чем больше спортсмен стремится к успеху, хочет достичь высоких результатов, тем меньше у него направленность на себя.
Тренерам, преподавателям, специалистам относительно области спорта во время тренировочного процесса и соревновательной деятельности необходимо еще в детском возрасте спортсменов создавать условия, связанные с педагогикой, для чередования возможных результатов, которых добиваются их подопечные. Спортсмены во время соревнований получают различные награду, не всегда для них успешные. Такое разнообразие результатов позволяет тренерам влиять на мотивацию спортсмена относительно достижения успехов и желания продолжать заниматься выбранным видом спорта, что в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование адекватного уровня притязаний и формированию, и сохранению высокой мотивации спортсменов.
В командных игровых видах спорта для достижения успеха во многом необходимо учитывать общекомандный уровень мотивации и притязаний спортсмена. При наличии большого количества соревнований в спортивной карьере спортсмена и команды, в которой выступает этот спортсмен, происходит расширение границ адекватной зоны уровня притязаний спортсмена, а также формирование определенных притязаний спортсмена как черты личности. Происходит также формирование и сохранение высокой мотивации спортсмена в соревновательной деятельности.
При отсутствии достаточной игровой практики, а не возможности регулярного участия в соревнованиях, тренерам и преподавателям в тренировочном процессе следует использовать соревновательный метод в качестве основного, что в значительной степени компенсирует отсутствие соревновательного опыта.
1. Аликина Е.В. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебное пособие / Е.В. Аликина, Л.М. Ильич. – М.: Алерта, 2020. – 734 с.
2. Бакулина Е.С. Мотивация персонала предприятий: теоретический аспект / Е.С. Бакулина // Весн. нац. университета: сб. наук. пр. – 2016. - № 4 (44), ч. 5. – С. 3-10.
3. Бердников А. Система стимулирования труда / А. Бердников // Кадровик. – 2017. - № 9. – С. 23-25.
4. Бурмистров А. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? / А.Бурмистров // Управление персоналом. – 2014. - №7. – С. 48-49.
5. Веракса А.Н. Социально-психологические аспекты работы спортивно) го психолога и тренера с командой / А.Н. Веракса, С.В. Леонов // Социальная психология и общество. – 2018. – № 2. – С.8.
6. Воронов И.В. Особенности спортивной мотивации / И.В. Воронов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 479 с.
7. Данюк В. Мотивация как фактор активизации трудового поведения / В. Данюк, А. Чернушкина // Аспекты труда. – 2015. - № 4 – С. 32-36.
8. Жемчуг Ю.С. Особенности управления тренировочным процессом любительских команд в соревновательный период / Ю.С. Жемчуг // Теория и практ. Физ. культуры / Материалы всерос. науч. практ. конф. - 18-19 мая 2006 г. / под ред. Р.А. Абзалова. - Казань: Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. – 2019. – №3. – С. 71-73.
9. Жемчуг Ю.С. Секционная работа по мини футболу / Ю.С. Жемчуг // Физическая культура в школе. – 2018. - № 2. – С. 59-60.
10. Жемчуг Ю.С. Управление мотивации спортсменов командных видов массового спорта на основе результатов игр соревновательного периода / Ю.С. Жемчуг // Физическая культура в школе, спорт, здоровье / Материалы всерос. дистанционной науч. практ. конф. / под ред. М.М. Полевщикова. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2016. - С. 16-19.
11. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2020. – 352 с.
12. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и доп. / Л.П. Матвеев. – СПб.: изд-во «Лань», 2015. –384 с.
13. Пилоян Р.А. Структура мотивации достижения спортсмена / Р.А. Пилоян // Мотивация спортивной деятельности. М., 2014. – 193 с.
14. Пилоян Р.А. Подготовка спортсменов с учетом особенностей их мотивации / Р.А. Пилоян, Фураев Г.П. // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 3. – С.5.
15. Ричи Ш. Управление мотивацией: Учеб. пособие / Ш. Ричи. – М.: Юнити, 2014. – 56 с.
16. Травин В.В. Мотивационный менеджмент: модуль III. учеб.-практич. пособ. / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: Дело, 2012. – 96 с.
17. Эммонс Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. – М.: Смысл, 2017. – 416 с.