Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение математического моделирования для формирования транспортных потоков

Работа №118482

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы42
Год сдачи2021
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Моделирование транспортных потоков 8
1.1 Актуальность применения математического моделирования 8
1.2 Виды моделей транспортных потоков 11
1.2.1 Гидродинамические модели транспортного потока 11
1.2.2 Модели следования за лидером 11
1.2.3 Клеточные автоматы 14
1.2.4 Менее распространенные виды моделей 16
2 Разработка программного обеспечения 20
2.1 Исходные данные 20
2.2 Непараметрическая оценка 22
2.2.1 Настройка параметров непараметрической модели 27
2.3 Использования метода непараметрического моделирования 28
2.4 Создание программного продукта 29
3 Апробация программы и результат исследования 32
3.1 Апробация программного продукта 32
3.2 Метод расчета новых точек наблюдения 34
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Транспортные системы относятся к числу ресурсов, которые необходимы для экономического и социального благополучия, а также безопасности нации. Эффективность любой транспортной системы заключается в ее способности перемещать людей, товары (и информацию) и оборудование (гражданское и военное) из одного места в другое надежным и экономически эффективным способом; гибкость и эффективность транспортной системы в значительной степени способствуют жизнеспособности и конкурентоспособности экономики страны. В случае бедствий, таких поскольку землетрясения, оползни, приближающиеся ураганы, циклоны и цунами, неадекватные транспортные системы могут иметь катастрофические последствия.
В последние годы транспортные системы по всему миру сталкиваются с беспрецедентными проблемами в каждом из трех видов транспортировки товаров, оборудования и людей по суше, воздуху и морю. Многие проблемы, с которыми сталкиваются морские и воздушные виды транспорта, локализованы в терминалах (т. е. в аэропортах или морских портах), хотя нельзя свести к минимуму проблемы, связанные с природными стихиями. С другой стороны, проблемы заторов в наземном виде транспорта распределены по автомагистралям и местным улицам в городских и пригородных районах страны, и не ограничивается только входами или выходами в сети проезжей части.
Заторы, наряду с сопутствующим снижением безопасности дорожного движения, являются наиболее серьезной проблемой, стоящей перед сетью наземного транспорта; это серьезно затрудняет мобильность транспортных средств на существующих сетях автомобильных дорог. Снижение пропускной способности, снижение безопасности, увеличение выбросов и расхода топлива, а также увеличение времени в пути, приводящее к потере производительности, являются некоторыми из сопутствующих вредных последствий заторов. За последнее десятилетие средняя задержка в поездках и Индекс загруженности дорог только в России увеличился на 20%. Ничто не указывает на то, что последствия заторов в других частях мира могут быть иными. Значительные человеческие жертвы, потери топлива и ущерб окружающей среде являются следствием заторов. Кроме того, экономический ущерб от перегруженности из-за связанных с этим потерь производительности в России оценивается в миллиарды рублей в год и разумно ожидать потерь аналогичной величины в Европе, а также сопоставимых потерь в странах Азии и остальном мире. Заторы ухудшаются качество жизни и является одной из главных проблем в городских районах страны.
Решение проблемы повышения мобильности транспортных средств на существующих перегруженных автострадах имеет международный масштаб, поскольку спрос на поездки растет во всем мире с каждым годом. Только США ежегодно тратят на транспортные услуги 1 триллион долларов - значительную долю своего валового внутреннего продукта. Широко распространено мнение, что достижения в области транспортных технологий позволят транспортной системе соответствовать беспрецедентным стандартам эффективности, надежности, своевременности, безопасности и воздействия на окружающую среду и, следовательно, также принесут значительную пользу экономике за счет улучшения эффективность транспортной системы.
Заторы возникают в результате превышения пропускной способности магистрали. Поэтому разумный подход к решению проблемы заторов предполагает сочетание стратегий, которые влияют на спрос на трафик и эксплуатационные возможности без ущерба для безопасности дорожного движения. Одна из стратегий направлена на сокращение спроса на трафик или его распространение в пространстве и времени. Традиционный метод строительства новых дорог или расширения существующих объектов для увеличения эксплуатационной мощности является не только дорогостоящим предложением, особенно в хорошо развитых городских районах, но и вызывает серьезные экологические, политические и социальные/институциональные проблемы. Другая стратегия предусматривает повышение безопасности и эксплуатационных возможностей автомобильных дорог путем сбора и обработки хранимой и оперативной информации за счет использования последних достижений в области электроники, телекоммуникаций, вычислительной техники и технологий обработки информации.
Целью данной работы является разработка программного обеспечения, позволяющего создать "тепловую" карту центра города, визуально отображающую количество проезжающих автомобилей и рассчитывающую местоположение для наиболее выгодного размещения новых камер видеонаблюдения для сбора статистики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе рассмотрена роль математического моделирования транспортных путей в современном мире в крупных городах и мегаполисах. Приведен обзор трудов ученых различных стран по созданию, изучению и развитию математических моделей. Были выявлены следующие факторы, говорящие об актуальности выбранной темы:
- компенсация увеличения пропускной способности при развитии сети увеличением спроса и перераспределением его в новых условиях;
- непредсказуемость поведения каждого водителя на дороге;
- влияние случайных факторов.
Были описаны цели и задачи математического моделирования, а также методы моделирования транспортных путей с их характерными особенностями.
Методы математического моделирования с точки зрения математического аппарата, делятся на детерминированные, стохастические, модели-аналоги, статические, динамические, гравитационные и энтропийные модели модель конкурирующих возможностей Страуффера и другие модели.
Во второй главе была получена регрессионная модель с использованием оценки Розенблатта-Парзена, которую можно представить в виде формулы (18) и (19) для многомерного случая входного параметра U. Данная модель позволяет вычислить приблизительную плотность потока на заданном транспортном пути.
Для оценки количества проезжающего транспорта в точках, которые не оборудованы видеокамерами, был использован метод непараметрического моделирования, результат которого представлен формулой 22.
На основе полученной математической модели было создано программного обеспечение, позволяющее в реальном времени получать оценку интенсивности движения.
В третьей главе было выяснено, что для более точной настройки параметров предложенного метода непараметрического моделирования требуется выборка большей мощности.
Для апробации предложенного метода расчета новых точек наблюдения необходимо провести эксперимент.
В ходе данной дипломной работы были изучен методы и способы моделирования транспортных потоков и робастного непараметрического оценивания. Так же было разработано ПО для построения оперативной модели дорожной сети Центрального района г. Красноярск. Был предложен метод расчета нахождения критических точек, наблюдения в которых, улучшит моделирование.



1. Бекмагамбетов М. М. Анализ современных программных средств транспортного моделирования / М. М. Бекмагамбетов, д.т.н., проф., А.В. Кочетков, д.т.н., проф. // Журнал Автомобильных Инженеров. - 2012. - №6. - С. 25-34.
2. В. И. Швецов. Математическое моделирование транспортных потоков. / В. И. Швецов, канд. физ.-мат. наук. - М.: Институт системного анализа РАН, 2003. - 52 с.
3. Васильева, Е. В. Нелинейные транспортные задачи на сетях / Е. В. Васильева, Б. Ю. Левит, В. Н. Лившиц. - М: Финансы и статистика, 1981. - 104 с.
4. Вильсон, А. Дж. Энтропийные методы моделирования сложных систем / А. Дж. Вильсон. - М: Наука, 1978. - 248 с.
5. Дубелир, Г. Д. Городские улицы и мостовые / Г. Д. Дубелир. - Киев, 1912. - 407 с.
6. Ермаков, В.В. Математическое моделирование многополосных транспортных потоков /В.В. Ермаков, С.Г. Журавлев // Третья международная научная конференция «Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»: сборник статей Третьей международной конференции. Брест, 17 - 22 сентября 2012 г. - Минск: БГУ, 2012. - С. 133¬145.
7. Математическое моделирование автотранспортных потоков / Н. Н.
Смирнов [и др.]. - Москва: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1999. - 316 с.
8. Математическое моделирование автотранспортных потоков / Н. Н.
Смирнов [и др.]. - Москва: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1999. - 316 с.
9. Медведев, А. В. Теория непараметрических систем. Моделирование / А. В. Медведев // Вестник СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева. - 2010. - №4. - С. 4¬9.
10. Медведев, А. В. Теория непараметрических систем. Процессы / А. В. Медведев // Вестник СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева. - 2010. - №3. - С. 4¬9.
11. Моделирование транспортных потоков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ptv-vision.ru/produkty.
12. Рубан, А. И. Методы анализа данных: Учеб. пособие. 2-е изд., исправл. и доп. / А. И. Рубан. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. - 319 с.
13. Семенов, В. В. Исторический анализ моделирования транспортных процессов и транспортной инфраструктуры /В. В. Семенов, А. В. Ермаков // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. - 2015. - №3. - С. 2-37.
14. Семенов, В. В. Математическое моделирование динамики транспортных потоков мегаполиса // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. - 2004. - №34. - С 1-38.
15. Транспортное моделирование: Методологические основы, программные средства и практические рекомендации / М-во трансп. Российской Федерации, Науч.-исслед. ин-т автомобильного трансп. (ОАО "НИИАТ"); [подгот.: В. В. Донченко и др.]. - М.: Автополис-плюс, 2008. - 111 с.
16. Трофименко, Ю.В. Транспортное планирование: формирование
эффективных транспортных систем крупных городов / Ю. В. Трофименко, М. Р. Якимов - М.: Логос, 2013.
17. Хейт, Ф. Математическая теория транспортных потоков / Ф. Хейт. - М.: Мир, 1966. - 286 с.
18. Хейт, Ф. Математическая теория транспортных потоков / Ф. Хейт. - Москва: Мир, 1966. - 286 с.
19. Швецов, В. И. Математическое моделирование транспортных потоков / В. И. Швецов // Автоматика и телемеханика. - 2003. - №11. - С. 3-46.
20. Шепета А.А. Совершенствование организации дорожного движения на участках УДС Железнодорожного района г. Красноярска (ул Маерчака, ул. Железнодорожников): ВКР: 190700.62 / Сиб. фед. ун-т. К., 2015. 120 с.
21. Якимов, М. Р. Транспортное планирование: практические рекомендации по созданию транспортных моделей городов в программном комплексе PTV Vision VISUM: монография / М.Р. Якимов, Ю.А. Попов. - М.: Логос, 2014. - 200 с.
22. Якимов, М. Р. Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов: монография / М.Р. Якимов. - М.: Логос, 2013. - 188 с.
23. Alberti E., Belli G. Contributions to the Boltzmann-like approach for traffic flow—A model for concentration dependent driving programs // Transpn. Res. 1978. V. 12. P. 33-42.
24. Chechina A. A., Churbanova N. G., Trapeznikova M. A. Cellular automata in application to traffic flow simulation / Keldysh Institute of Applied Mathematics RAS, 4 Miusskaya Square, Moscow, Russia. 2018.
25. Elibrary - Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: Поиск.
- Режим доступа: http://elibrary.ru.
26. Fotheringham, A.S. Modelling hierarchical destination choice // Envir. & Plan. A. 1986. V. 18. P. 401 - 418.
27. Greenshields, B. D. A study of traffic capacity// Highway Res. Board Proc. 1934. Vol. 14.
28. Greenshields, B. D. The photographic method of studying traffic behavior // Highway Res. Board Proc. 1933.
29. Helbing, D. Gas-kinetic derivation of Navier-Stokes-like traffic equations // Phys. Rev. E. 1996. Vol.53. № 3. P.2366 - 2381.
30. Kuhne R. D. Phys. Bl. 1991. P. 201.
31. Kuhne, R. D., Beckschulte, R. In Proceedings of 12th International Symposium on the Theory of Traffic Flow and Transportation / edited by C.F. Daganzo. Amsterdam: Elsevier, 1993. P. 367.
32. Ligthill, M. J., Whitham, F. R. S. On kinetic waves II. A theory of traffic flow on crowded roads // Proc. of the Royal Society Ser. A. 1995. - Vol. 229. - No. 1178. - P. 317-345.
33. Musha, T., Higuchi, H. The 1/f fluctuation of traffic current on an expressway // Journal of Applied Physics. 1978. № 15.
34. Olstam, J. J. Comparison of Car-following models / J. J. Olstam, A. Tapani // Swedish National Road and Transpost Research Institute. - 2004. - 45 с.
35. Payne, H. J. Models of Freeway Traffic and Control // Mathematical Models of Public Systems. La Jolla: Simulation Council. CA. 1971. Vol.1. P. 51.
36. Pipes, L. A An operational analysis of traffic dynamics // J. Appl. Phys. 1953. V. 24. P. 274 - 281.
37. Prigogine, I., Herman R. Kinetic theory of vehicular traffic. - New York: Elsevier, 1971.
38. Rodiger, M. Chaotische Losungennichtlinearer Wellengleichungenmit Anwendungen in der Verkehrsfkub theorie: Master Thesis. University of Munster, 1990.
39. Sheffi, Y. Urban Transportation Networks: User Equilibrium Analisys and Mathematical Algorithms, MTI, 1985.
40. Sick, B. Dynamishe Effekte be in ichtlinearer Wellengleichungenmit Anwendungen in der Verkehrsfkub theorie: Master Thesis. University of Ulm, 1989.
Stouffer, S. A. Intervening opportunities: a theory relating mobility and distance // Amer. Sociolog. Rev. 1940. V. 5. P. 845 - 867.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ