Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение аудированию учащихся старшего школьного возраста

Работа №118441

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию учащихся старшего школьного возраста 9
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 9
1.2. Технология формирования и развития навыков аудирования 19
1.3. Совершенствование навыков аудирования и речи на старшей ступени обучения 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию умения аудирования учащихся старшего школьного возраста 37
2.1. Диагностика уровня сформированности умений аудирования текста учащихся 37
2.2. Обучение учащихся старших классов аудированию репортажей 45
2.3. Оценка эффективности проведенной работы по развитию умения аудирования учащихся старшего школьного возраста 51
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 63

Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть, говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка. Кроме того, большинство жителей России в настоящее время имеют возможность путешествовать по всему миру, и в ситуациях «объявления в аэропортах, вокзалах» аудирование приобретает ещё большее значение, чем говорение.
Однако, аудирование - сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Активный характер аудирования объясняется тем, что в его основе лежат процессы частичного моделирования речи. Аудирование опосредуется говорением другого человека, смысловое восприятие не планируется, в ходе слушания разворачиваются аналитические и синтетические операции, продуктом которого является умозаключение.
Опыт преподавания показал, что одной из актуальных проблем обучения иностранному языку в школе является недостаточная мотивация к аудированию, т.к. учащиеся воспринимают аудирование как изолированный вид речевой деятельности, не видя его тесной взаимосвязи с говорением, чтением и письмом. Наблюдения за учащимися вовремя аудирования показали, что типичным для многих из них является запоздалое включение в процесс слушания, а также отвлечение внимания в ходе этого процесса.
Базовой основой обучения в общеобразовательных школах являются учебники. И хотя они составлены в соответствии с нормами и требованиями действующей программы по иностранному языку, не всегда их насыщенность упражнениями определенного вида является достаточным для эффективного развития коммуникативных компетенций, а именно аудирования. Именно поэтому возникает необходимость в разработке системы дополнительных упражнений и заданий к текстам, которые подаются в современных учебниках.
Аудирование и его контроль исследовались отечественными и зарубежными психологами, педагогами с точки зрения психологических, физиологических особенностей процесса, а также как один из методов обучения иностранному языку. Современные языковеды рассматривают аудирование как одно из средств развития иноязычной коммуникативной компетенции, которое имеет свои трудности и упражнения.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме обучения аудированию учащихся старшего школьного возраста исследователями уделяется недостаточно внимания повышения эффективности обучения аудированию учащихся.
Цель - повысить эффективность обучения аудированию учащихся старших классов при прослушивании репортажей.
Объект исследования - аудирование как средство создания языковой среды.
Предмет исследования - технология обучения аудированию репортажей в старших классах.
В процессе исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие аудирования как вида речевой деятельности и рассмотреть метод развития навыков аудирования на старшей ступени обучения;
2. Разработать систему упражнений, направленных на совершенствование навыков ;
3. Организовать и провести опытно-поисковую работу по развитию умения аудирования учащихся старшего школьного возраста;
Методы исследования - педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ.
Теоретико-методологическая основа исследования - обучение аудированию иноязычной речи уже долгое время привлекает внимание отечественных и зарубежных ученых. В нашей стране над темой обучения аудированию работали такие ученые, как М. Л. Вайсбурд, И. И. Халеева, Н. В. Елухина, Я. М. Колкер, И.А Зимняя, Н.И. Гиз, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов.
Практическая значимость состоит в возможности использования разработанной системы упражнений на уроках учащихся старшего школьного возраста.
Структура работы - работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По сравнению с другими видами речевой деятельности аудирование является одним из самых сложных для овладения вне языковой среды. И, несмотря на то, что в основном по техническим причинам в задачах данному виду речевой деятельности внимания не уделяется и обычно старшеклассники больше предпочитают чтение, письмо и грамматику, учитель все равно должен осознавать важность аудирования. Ведь без понимания, услышанного не может осуществляться никакое устное общение, что и является основной целью обучения иностранным языкам на сегодняшний день. Опыт преподавания свидетельствует о том, что одной из актуальных проблем обучения иностранному языку в школе является недостаточная мотивация к аудированию, т.к. учащиеся воспринимают аудирование как изолированный вид речевой деятельности, не видя его тесной взаимосвязи с говорением, чтением и письмом.
В рамках данной работы мы разработали технологию обучения учащихся старших классов аудированию репортажей . Обучение аудированию репортажей старшеклассников в условиях профильного обучения может выступать одним из средств оптимизации процесса обучения и одним из путей формирования у старшеклассников коммуникативно-профессиональной компетентности в целом.
Работа по данной технологии была организована следующим образом: сначала ученики знакомились с особенностями репортажей, их структурой и структурными компонентами, социокультурной информацией. После того, как ученики получили и усвоили вышеописанные знания, мы перешли к формированию навыков аудирования репортажей, которые составляли основу подготовительного этапа. На каждом уроке ученики выполняли задания, направленные на формирование у них фонетических, лексических и грамматических навыков аудирования репортажей.
Повторно проведенная диагностика показала положительные сдвиги в уровне обученности старшеклассников. Диагностика показала, что обучение аудированию старшеклассников на основе разработанного комплекса упражнений способствует лучшему развитию умений старшеклассников в аудировании на глобальном, детальном и критическом уровне, что свидетельствует в эффективности разработанных нами упражнений и возможности их использования в дальнейшем при обучении аудированию.


1. Hutchinson T. English for Specific Purposes: A learning-centered approach / T. Hutchinson, A. Waters. - Glasgow: CUP, 1987. - 183 p.
2. Littlejohn A. The analysis of language teaching materials: inside the Trojan horse / A. Littlejohn // Materials Development in Language Teaching. - Cambridge: CUP, 1998. - 190-216 p.
3. Антропова А.И. Педагогические технологии при обучении английскому языку / А.И. Антропова. - 2016, 128 с
4. Антропова А.И. Сто вопросов к себе и ученику / А.И. Антропова. - М.: Дом педагогики, 2011. - 192 с.
5. Аристова Н.А. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук — Киев, 2008. — 20 с.
6. Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. Материалы курса ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект): лекции 1-8 М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 92 с.
7. Беспалько В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний / В. П. бес- Палько // Советская педагогика. - 1968. - № 4. - С. 52-69.
8. Бех П. А. Концепция преподавания иностранных языков / П. А. Бех, Л. В. Биркун // Иностранные языки. - 2012. - № 2. - Киев - C. 3-8.
9. Биркун Л. В. Коммуникативные методы и материалы для преподавания английского языка / Л. В. Биркун; [Пер. и Адапт.]. - Oxford: Oxford University Press, 2014. - 49 с.
10. Биркун Л. В. Социальный контекст и проектирования цели школьных языковых программ / Л.В. Биркун // Социально политические и правовые проблемы формирования личности и государства: [сб. научных трудов по материалам научно - практической конференции]. -Хмельницкого, 23-24 октября 2011. - С. 161-164. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ua.
11. Богин Г. И. Индивидуация по вещевому жанру в системе действий языковой личности / Г. И. Богин // Языковая личность: жанровая речевая деятельность. - Волгоград: Перемена, 2014. - С. 16-18.
12. Волков А.А. (ред.) Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования. Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 170 с.
13. Гальперин И. Р.Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: Наука, 2011. - 136 с.
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Арти-Глосса, 2010. -186 с.
15. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов - М.: Высшая школа, 2012. - 123 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ