Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГАУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района (Свердловская область, Верхнесалдинский район, г. Верхняя Салда).
Выборка: 30 подростков, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации и посещающие.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1 Место индивидуальной социально-психологической работы в системе профилактики 6
1.2. Содержание социально-психологической помощи 23
2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 32
2.1 Проведение исследования факторов агрессивного поведения подростков. 32
2.2. Программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения 38
2.3. Методические рекомендации по реализации программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема правонарушений среди несовершеннолетних стоит в нашем государстве очень остро. Рост числа правонарушений среди несовершеннолетних ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. На сегодняшний день, по данным МВД России, количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними в России снизилось за 2022 год почти на 20% (с 27 251 до 20 544) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. За прошедший период государство уделяло внимание проблеме правонарушений среди несовершеннолетних: были созданы службы медиации, система сопровождения семьи и ряд других инструментов.
Все это дает основание полагать, что профилактические меры, принятые государством, помогли снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних.
Особое место в предупреждении правонарушений несовершеннолетних занимает социально-психологическая помощь. Она эффективна больше, если сравнивать с другими уровнями профилактической деятельности. Социально-психологическая помощь направлена на устранение изменений личности подростков, не состоявшихся полностью. Если получать ее вовремя, можно получить положительные результаты и исключить применение других мер, в том числе уголовно-правового характера.
Социальная политика Российской Федерации, Министерства образования и науки, направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних, базируется на основном Федеральном законе от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. В настоящее время в этой области разработано достаточно законов и целевых программ, что подчеркивает важность и значимость научной разработки проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в территориальных специализированных центрах.
Подростки находятся в трудной социально-психологической ситуации. Они утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков. Находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует развитию девиантного поведения. Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Степень изученности темы. Социальные аспекты правонарушений несовершеннолетних, как проблемы социальной работы, рассмотрели в своих исследованиях М. А. Галагузова, П. П. Павленок, С. А. Беличева. Сущность социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, можно увидеть в работе Е. И. Холостовой и Г. И. Климантовой. Основы нормативно-правового регулирования социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, отразил в своих трудах А. А. Беженцев. Анализ данных исследований показал, что, несмотря на изученность этой темы роль социальных учреждений в профилактике правонарушений несовершеннолетних имеет огромное влияние.
Объект исследования – система профилактики безнадзорности и правонарушений.
Предмет исследования – содержание социально-психологической помощи несовершеннолетним в специализированном центре.
Цель исследования – разработка программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- определение места индивидуальной социально-психологической работы в системе профилактики;
- рассмотрение содержания социально-психологической помощи;
- проведение исследования факторов агрессивного поведения подростков;
- разработка методическиех рекомендации по реализации программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения.
База исследования: ГАУ СРЦН «Верхнесалдинского района».
Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, системный подход, формально-логический метод, опрос, систематизация и классификация.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и рекомендации, сделанные по итогам данной работы, могут быть использованы на практике.
Структура выпускной квалификационной работы: включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В результате решения поставленных задач достигнута цель – разработана программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения, даны методические рекомендации
В научной литературе отсутствует единый подход относительно понимания сущности феномена «агрессивное поведение».
Агрессивное поведение – это внешне выраженные действия субъекта относительно объекта агрессии (как живого, так и неодушевленного), которые могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.
Агрессивное поведение может выступать в качестве инструмента достижения значимой цели; способом психологической разрядки и удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
В процессе научного поиска составлена классификация видов агрессивного поведения, среди которых: физическая агрессия; вербальная агрессия; прямая агрессия; косвенная агрессия; аутоагрессия; враждебная агрессия; альтруистическая агрессия, инструментальная агрессия. В качестве компонентов агрессии учеными определены: познавательный, эмоциональный и волевой.
Проведя эмпирическое исследование в ГАУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района, мы можем сказать следующее – у 53,3% подростков, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации низкий уровень агрессивности. Они если и выражают агрессию, то делают это действительно по «поводу», при наличии веской причины. У 46.7% – уровень агрессивности и враждебности средний, они могут выражать негативизм даже по несущественным поводам, в целом же общий уровень агрессивности у них в норме.
Согласно следующей концепции, агрессия — это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же крушения ожиданий и целей, к которым он стремился.
В этом случае пусковым механизмом агрессии будет выступать определенное психологическое состояние субъекта - фрустрация, которое возникает из-за расстройства планов или крушения надежд. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Значит, агрессивное поведение подростков не является «стихийным бедствием», оно управляемо. Для этого необходимо уметь определять причины агрессии и уметь находить адекватные меры воспитания подростков, обучающие саморефлекции, саморегуляции, методам конструктивного бесконфликтного общения и решения проблем.
По итогам наших исследований были разработаны рекомендации для педагогов-психологов психолого-педагогического отделения ГАУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района».
Данная программа согласована и утверждена директором Центр для включения в план работы психолого-педагогического отделения.
В дальнейшем, при полном внедрении программы, при помощи использовании разработанных технологий, можно надеяться на успешное решение проблем в сфере девиации детей «Группы риска».
1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ // КонсультантПлюс
1. Бутова М. В. О современном состоянии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2021. №1 (44). С. 125-129.
2. Вальков А.П., Кочеров Ю.Н., Сотников С.С. Актуальные вопросы организации проведения органами внутренних дел на обслуживаемой территории отработки административного участка. Российский следователь. 2020. № 6. С. 63-66.
3. Верстов В. В. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних / В. В. Верстов, И. К. Харитонов // Общество и право. 2020. № 4 (50). С. 244–248.
4. Винниченко Е. О. Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Е. О. Винниченко // Вестник ЗабГУ. 2019. № 10. С.157–165.
5. Еланцева Ю. П. Особенности предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних / Ю. П. Еланцева. // Молодой ученый. — 2019. № 40 (278). С. 103-106.
6. Ефимов А.А., Евдошенко В.В., Шумакова Е.В. Девиации среди сотрудников полиции как важнейшая причина ухудшения их имиджа. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 233-235.
7. Ефимов А.А., Евдошенко В.В., Шумакова Е.В. Пути совершенствования поликультурного воспитания сотрудников полиции. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С.231-233.
8. Зайко Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Т. М. Зайко // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2021. № 1 (97). С. 51–53.
9. Кочерова Л.А., Шамаев А.М., Нестеренко А.В., Аскаров С.В. Обучение курсантов образовательных учреждений МВД особенностям исследования следов рук, запаховых и ДНК-следов человека на огнестрельном оружии. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 132-134.
10. Немкова И. В. Оптимизация системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними / И. В. Немкова. // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 338-340.
11. Родионова Е. М. Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних / Е. М. Родионова. // Молодой ученый. 2021. № 15 (357). С. 28.
12. Свиницкая Т.А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе. Молодой ученый. 2019. № 11. С. 124-126.
13. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Направленности будущих сотрудников ОВД в процессе обучения в высших учебных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 269- 270.
14. Федоренко А. В. Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации / А. В. Федоренко. // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 257-259.
15. Хафизова И. Р. Правоохранительные органы в системе органов и учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних / Хафизова И. Р. // Аллея науки. 2019. № 11(38). С. 483–485.
16. Шаленова Е. Е. Нормативно-правовое регулирование системы профилактики правонарушений системы несовершеннолетних. / Шаленова Е. Е. //XXXIX международные научные чтения (памяти а. Е. Коварского). Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 80–82.
17. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-октябрь 2022 года. Сайт МВД РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/21933965/ (Дата обращения: 10.01.2023).
18. Агрессия. Большая психологическая энциклопедия. URL: http://vocabulary.ru/termin/agressija.html (дата обращения: 16.02.2023).
19. Агрессия. Оксфордский толковый словарь по психологии. URL: http://vocabulary.ru/termin/agressija.html (дата обращения: 16.02.2023)
20. Агрессия. Толковый словарь русского языка Ушакова. URL: http://vocabulary.ru/termin/agressija.html (дата обращения: 16.02.2023)
21. Александрова, А. В. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 2010. – № 1-2.- С.9-15.
22. Антонян, Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. М.: Издательство Норма, 2010. - 368 с.
23. Басс, А. Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1976. – № 3.- С.3-8.
24. Берковиц ,Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Берковиц Л. - М.: Прайм-Еврознак, 2015. - 512 с.
25. Большой толковый психологический словарь М. Издательство ВЕНЕ АСТ, 2011. – 1124 с.
26. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013.- 457с.
27. Бэрон, Р. Агрессия. / Бэрон Р. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
28. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / Венгер А. Л. - М.: Лира, 2013.- 123с.
29. Герасимов, С. И. Организация криминологической профилактики в г. Москве.- М. 2010. – 350 с.
30. Гоголева, А. В. Беспризорность: соц.-психол. и пед. аспекты / А. В. Гоголева ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2014. – 463 с.
31. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
32. Григорович, Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. М.: Аспект. Пресс, 2007. – 605 с.
33. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Данилова Е. Е. - М.:Дрофа, 2011.- 156с.
34. Зимина, И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика, 2003. - № 5.- с.7-11.
35. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. / Коломинский Я. Л. – Минск: Высшая школа, 2009. – 280 с.
36. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков. – СПб.: Прайм. ЕВРОЗНАК, 2005. – 288 с
37. Криминология: учебное пособие Н. Ф. Кузнецовой и Ю. Н. Аргуновой - М. 2011.- 250 с.
38. Критерии агрессивности у ребенка URL: http://naritsa.ru/ankety-dlya-roditelej/#5 (дата обращения: 16.02.2023).
39. Лоренц, К. Агрессия. / Лоренц. К. – М.: Лира, 2011. – 123с.
40. Мартынова, М. С., Морозова О. В. Беспризорность в России // Социальный проспект, 2004. – 960 с.
41. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
42. Министерство внутренних дел РФ: база данных [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports.
43. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе./ Морено Дж. - М.: Изд-во иностранной литературы. 1958.- 123с.
44. Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития,
45. детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.- 2-е издание, исправленное и дополненное / Мухина B. C. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 - 456 с.
46. Мэй, Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия / Мэй Р. - М.: Смысл, 2011.- 319 с.
47. Невенчанный, С. В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии // Наука и современность. 2011.- №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-agressivnogo-povedeniya-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 16.02.2023).
48. Орлова, Ю. Р., Шиян В. И. Особенности криминологической характеристики корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола // Борьба с преступным насилием. - М., 2008. – 690 с.
49. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.
50. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель - М., 2010. – 700 с.
51. Понятие социометрического статуса. URL: http://www.goodplogic.ru/glogs-733-1.html (дата обращения: 16.02.2023)
52. Попова В.И., Гулин К.А. Возможности совершенствования системы профилактики безнадзорности подростков в регионе // Проблемы развития территории. 2007. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-sovershenstvovaniya-sistemy-profilaktiki-beznadzornosti-nesovershennoletnih-v-regione (дата обращения: 05.05.2023).
53. Психологический словарь / Под ред. И. М. Кондакова. – М.: Лира, 2010.- 234с.
54. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации // М., Юридическая литература, 2010. – 360 с.
55. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь URL http://vocabulary.ru/termin/agressija.html (дата обращения: 05.05.2023).