Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения

Работа №118440

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГАУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района (Свердловская область, Верхнесалдинский район, г. Верхняя Салда).
Выборка: 30 подростков, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации и посещающие.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1 Место индивидуальной социально-психологической работы в системе профилактики 6
1.2. Содержание социально-психологической помощи 23
2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 32
2.1 Проведение исследования факторов агрессивного поведения подростков. 32
2.2. Программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения 38
2.3. Методические рекомендации по реализации программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема правонарушений среди несовершеннолетних стоит в нашем государстве очень остро. Рост числа правонарушений среди несовершеннолетних ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. На сегодняшний день, по данным МВД России, количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними в России снизилось за 2022 год почти на 20% (с 27 251 до 20 544) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. За прошедший период государство уделяло внимание проблеме правонарушений среди несовершеннолетних: были созданы службы медиации, система сопровождения семьи и ряд других инструментов.
Все это дает основание полагать, что профилактические меры, принятые государством, помогли снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних.
Особое место в предупреждении правонарушений несовершеннолетних занимает социально-психологическая помощь. Она эффективна больше, если сравнивать с другими уровнями профилактической деятельности. Социально-психологическая помощь направлена на устранение изменений личности подростков, не состоявшихся полностью. Если получать ее вовремя, можно получить положительные результаты и исключить применение других мер, в том числе уголовно-правового характера.
Социальная политика Российской Федерации, Министерства образования и науки, направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних, базируется на основном Федеральном законе от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. В настоящее время в этой области разработано достаточно законов и целевых программ, что подчеркивает важность и значимость научной разработки проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в территориальных специализированных центрах.
Подростки находятся в трудной социально-психологической ситуации. Они утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков. Находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует развитию девиантного поведения. Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Степень изученности темы. Социальные аспекты правонарушений несовершеннолетних, как проблемы социальной работы, рассмотрели в своих исследованиях М. А. Галагузова, П. П. Павленок, С. А. Беличева. Сущность социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, можно увидеть в работе Е. И. Холостовой и Г. И. Климантовой. Основы нормативно-правового регулирования социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, отразил в своих трудах А. А. Беженцев. Анализ данных исследований показал, что, несмотря на изученность этой темы роль социальных учреждений в профилактике правонарушений несовершеннолетних имеет огромное влияние.
Объект исследования – система профилактики безнадзорности и правонарушений.
Предмет исследования – содержание социально-психологической помощи несовершеннолетним в специализированном центре.
Цель исследования – разработка программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- определение места индивидуальной социально-психологической работы в системе профилактики;
- рассмотрение содержания социально-психологической помощи;
- проведение исследования факторов агрессивного поведения подростков;
- разработка методическиех рекомендации по реализации программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения.
База исследования: ГАУ СРЦН «Верхнесалдинского района».
Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, системный подход, формально-логический метод, опрос, систематизация и классификация.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и рекомендации, сделанные по итогам данной работы, могут быть использованы на практике.
Структура выпускной квалификационной работы: включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате решения поставленных задач достигнута цель – разработана программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения, даны методические рекомендации
В научной литературе отсутствует единый подход относительно понимания сущности феномена «агрессивное поведение».
Агрессивное поведение – это внешне выраженные действия субъекта относительно объекта агрессии (как живого, так и неодушевленного), которые могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.
Агрессивное поведение может выступать в качестве инструмента достижения значимой цели; способом психологической разрядки и удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
В процессе научного поиска составлена классификация видов агрессивного поведения, среди которых: физическая агрессия; вербальная агрессия; прямая агрессия; косвенная агрессия; аутоагрессия; враждебная агрессия; альтруистическая агрессия, инструментальная агрессия. В качестве компонентов агрессии учеными определены: познавательный, эмоциональный и волевой.
Проведя эмпирическое исследование в ГАУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района, мы можем сказать следующее – у 53,3% подростков, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации низкий уровень агрессивности. Они если и выражают агрессию, то делают это действительно по «поводу», при наличии веской причины. У 46.7% – уровень агрессивности и враждебности средний, они могут выражать негативизм даже по несущественным поводам, в целом же общий уровень агрессивности у них в норме.
Согласно следующей концепции, агрессия — это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же крушения ожиданий и целей, к которым он стремился.
В этом случае пусковым механизмом агрессии будет выступать определенное психологическое состояние субъекта - фрустрация, которое возникает из-за расстройства планов или крушения надежд. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Значит, агрессивное поведение подростков не является «стихийным бедствием», оно управляемо. Для этого необходимо уметь определять причины агрессии и уметь находить адекватные меры воспитания подростков, обучающие саморефлекции, саморегуляции, методам конструктивного бесконфликтного общения и решения проблем.
По итогам наших исследований были разработаны рекомендации для педагогов-психологов психолого-педагогического отделения ГАУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района».
Данная программа согласована и утверждена директором Центр для включения в план работы психолого-педагогического отделения.
В дальнейшем, при полном внедрении программы, при помощи использовании разработанных технологий, можно надеяться на успешное решение проблем в сфере девиации детей «Группы риска».



1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ // КонсультантПлюс
1. Бутова М. В. О современном состоянии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2021. №1 (44). С. 125-129.
2. Вальков А.П., Кочеров Ю.Н., Сотников С.С. Актуальные вопросы организации проведения органами внутренних дел на обслуживаемой территории отработки административного участка. Российский следователь. 2020. № 6. С. 63-66.
3. Верстов В. В. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних / В. В. Верстов, И. К. Харитонов // Общество и право. 2020. № 4 (50). С. 244–248.
4. Винниченко Е. О. Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Е. О. Винниченко // Вестник ЗабГУ. 2019. № 10. С.157–165.
5. Еланцева Ю. П. Особенности предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних / Ю. П. Еланцева. // Молодой ученый. — 2019. № 40 (278). С. 103-106.
6. Ефимов А.А., Евдошенко В.В., Шумакова Е.В. Девиации среди сотрудников полиции как важнейшая причина ухудшения их имиджа. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 233-235.
7. Ефимов А.А., Евдошенко В.В., Шумакова Е.В. Пути совершенствования поликультурного воспитания сотрудников полиции. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С.231-233.
8. Зайко Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Т. М. Зайко // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2021. № 1 (97). С. 51–53.
9. Кочерова Л.А., Шамаев А.М., Нестеренко А.В., Аскаров С.В. Обучение курсантов образовательных учреждений МВД особенностям исследования следов рук, запаховых и ДНК-следов человека на огнестрельном оружии. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 132-134.
10. Немкова И. В. Оптимизация системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними / И. В. Немкова. // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 338-340.
11. Родионова Е. М. Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних / Е. М. Родионова. // Молодой ученый. 2021. № 15 (357). С. 28.
12. Свиницкая Т.А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе. Молодой ученый. 2019. № 11. С. 124-126.
13. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Направленности будущих сотрудников ОВД в процессе обучения в высших учебных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 269- 270.
14. Федоренко А. В. Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации / А. В. Федоренко. // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 257-259.
15. Хафизова И. Р. Правоохранительные органы в системе органов и учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних / Хафизова И. Р. // Аллея науки. 2019. № 11(38). С. 483–485.
16. Шаленова Е. Е. Нормативно-правовое регулирование системы профилактики правонарушений системы несовершеннолетних. / Шаленова Е. Е. //XXXIX международные научные чтения (памяти а. Е. Коварского). Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 80–82.
17. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-октябрь 2022 года. Сайт МВД РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/21933965/ (Дата обращения: 10.01.2023).
18. Агрессия. Большая психологическая энциклопедия. URL: http://vocabulary.ru/termin/agressija.html (дата обращения: 16.02.2023).
19. Агрессия. Оксфордский толковый словарь по психологии. URL: http://vocabulary.ru/termin/agressija.html (дата обращения: 16.02.2023)
20. Агрессия. Толковый словарь русского языка Ушакова. URL: http://vocabulary.ru/termin/agressija.html (дата обращения: 16.02.2023)
21. Александрова, А. В. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 2010. – № 1-2.- С.9-15.
22. Антонян, Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. М.: Издательство Норма, 2010. - 368 с.
23. Басс, А. Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1976. – № 3.- С.3-8.
24. Берковиц ,Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Берковиц Л. - М.: Прайм-Еврознак, 2015. - 512 с.
25. Большой толковый психологический словарь М. Издательство ВЕНЕ АСТ, 2011. – 1124 с.
26. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013.- 457с.
27. Бэрон, Р. Агрессия. / Бэрон Р. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
28. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / Венгер А. Л. - М.: Лира, 2013.- 123с.
29. Герасимов, С. И. Организация криминологической профилактики в г. Москве.- М. 2010. – 350 с.
30. Гоголева, А. В. Беспризорность: соц.-психол. и пед. аспекты / А. В. Гоголева ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2014. – 463 с.
31. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
32. Григорович, Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. М.: Аспект. Пресс, 2007. – 605 с.
33. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Данилова Е. Е. - М.:Дрофа, 2011.- 156с.
34. Зимина, И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика, 2003. - № 5.- с.7-11.
35. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. / Коломинский Я. Л. – Минск: Высшая школа, 2009. – 280 с.
36. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков. – СПб.: Прайм. ЕВРОЗНАК, 2005. – 288 с
37. Криминология: учебное пособие Н. Ф. Кузнецовой и Ю. Н. Аргуновой - М. 2011.- 250 с.
38. Критерии агрессивности у ребенка URL: http://naritsa.ru/ankety-dlya-roditelej/#5 (дата обращения: 16.02.2023).
39. Лоренц, К. Агрессия. / Лоренц. К. – М.: Лира, 2011. – 123с.
40. Мартынова, М. С., Морозова О. В. Беспризорность в России // Социальный проспект, 2004. – 960 с.
41. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
42. Министерство внутренних дел РФ: база данных [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports.
43. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе./ Морено Дж. - М.: Изд-во иностранной литературы. 1958.- 123с.
44. Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития,
45. детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.- 2-е издание, исправленное и дополненное / Мухина B. C. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 - 456 с.
46. Мэй, Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия / Мэй Р. - М.: Смысл, 2011.- 319 с.
47. Невенчанный, С. В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии // Наука и современность. 2011.- №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-agressivnogo-povedeniya-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 16.02.2023).
48. Орлова, Ю. Р., Шиян В. И. Особенности криминологической характеристики корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола // Борьба с преступным насилием. - М., 2008. – 690 с.
49. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.
50. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель - М., 2010. – 700 с.
51. Понятие социометрического статуса. URL: http://www.goodplogic.ru/glogs-733-1.html (дата обращения: 16.02.2023)
52. Попова В.И., Гулин К.А. Возможности совершенствования системы профилактики безнадзорности подростков в регионе // Проблемы развития территории. 2007. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-sovershenstvovaniya-sistemy-profilaktiki-beznadzornosti-nesovershennoletnih-v-regione (дата обращения: 05.05.2023).
53. Психологический словарь / Под ред. И. М. Кондакова. – М.: Лира, 2010.- 234с.
54. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации // М., Юридическая литература, 2010. – 360 с.
55. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь URL http://vocabulary.ru/termin/agressija.html (дата обращения: 05.05.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ