Программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГАУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района (Свердловская область, Верхнесалдинский район, г. Верхняя Салда).
Выборка: 30 подростков, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации и посещающие.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1 Место индивидуальной социально-психологической работы в системе профилактики 6
1.2. Содержание социально-психологической помощи 23
2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 32
2.1 Проведение исследования факторов агрессивного поведения подростков. 32
2.2. Программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения 38
2.3. Методические рекомендации по реализации программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
База исследования: ГАУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района (Свердловская область, Верхнесалдинский район, г. Верхняя Салда).
Выборка: 30 подростков, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации и посещающие.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1 Место индивидуальной социально-психологической работы в системе профилактики 6
1.2. Содержание социально-психологической помощи 23
2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 32
2.1 Проведение исследования факторов агрессивного поведения подростков. 32
2.2. Программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения 38
2.3. Методические рекомендации по реализации программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема правонарушений среди несовершеннолетних стоит в нашем государстве очень остро. Рост числа правонарушений среди несовершеннолетних ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. На сегодняшний день, по данным МВД России, количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними в России снизилось за 2022 год почти на 20% (с 27 251 до 20 544) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. За прошедший период государство уделяло внимание проблеме правонарушений среди несовершеннолетних: были созданы службы медиации, система сопровождения семьи и ряд других инструментов.
Все это дает основание полагать, что профилактические меры, принятые государством, помогли снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних.
Особое место в предупреждении правонарушений несовершеннолетних занимает социально-психологическая помощь. Она эффективна больше, если сравнивать с другими уровнями профилактической деятельности. Социально-психологическая помощь направлена на устранение изменений личности подростков, не состоявшихся полностью. Если получать ее вовремя, можно получить положительные результаты и исключить применение других мер, в том числе уголовно-правового характера.
Социальная политика Российской Федерации, Министерства образования и науки, направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних, базируется на основном Федеральном законе от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. В настоящее время в этой области разработано достаточно законов и целевых программ, что подчеркивает важность и значимость научной разработки проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в территориальных специализированных центрах.
Подростки находятся в трудной социально-психологической ситуации. Они утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков. Находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует развитию девиантного поведения. Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Степень изученности темы. Социальные аспекты правонарушений несовершеннолетних, как проблемы социальной работы, рассмотрели в своих исследованиях М. А. Галагузова, П. П. Павленок, С. А. Беличева. Сущность социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, можно увидеть в работе Е. И. Холостовой и Г. И. Климантовой. Основы нормативно-правового регулирования социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, отразил в своих трудах А. А. Беженцев. Анализ данных исследований показал, что, несмотря на изученность этой темы роль социальных учреждений в профилактике правонарушений несовершеннолетних имеет огромное влияние.
Объект исследования – система профилактики безнадзорности и правонарушений.
Предмет исследования – содержание социально-психологической помощи несовершеннолетним в специализированном центре.
Цель исследования – разработка программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- определение места индивидуальной социально-психологической работы в системе профилактики;
- рассмотрение содержания социально-психологической помощи;
- проведение исследования факторов агрессивного поведения подростков;
- разработка методическиех рекомендации по реализации программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения.
База исследования: ГАУ СРЦН «Верхнесалдинского района».
Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, системный подход, формально-логический метод, опрос, систематизация и классификация.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и рекомендации, сделанные по итогам данной работы, могут быть использованы на практике.
Структура выпускной квалификационной работы: включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Все это дает основание полагать, что профилактические меры, принятые государством, помогли снизить уровень правонарушений среди несовершеннолетних.
Особое место в предупреждении правонарушений несовершеннолетних занимает социально-психологическая помощь. Она эффективна больше, если сравнивать с другими уровнями профилактической деятельности. Социально-психологическая помощь направлена на устранение изменений личности подростков, не состоявшихся полностью. Если получать ее вовремя, можно получить положительные результаты и исключить применение других мер, в том числе уголовно-правового характера.
Социальная политика Российской Федерации, Министерства образования и науки, направлена на профилактику правонарушений несовершеннолетних, базируется на основном Федеральном законе от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. В настоящее время в этой области разработано достаточно законов и целевых программ, что подчеркивает важность и значимость научной разработки проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в территориальных специализированных центрах.
Подростки находятся в трудной социально-психологической ситуации. Они утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков. Находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует развитию девиантного поведения. Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Степень изученности темы. Социальные аспекты правонарушений несовершеннолетних, как проблемы социальной работы, рассмотрели в своих исследованиях М. А. Галагузова, П. П. Павленок, С. А. Беличева. Сущность социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, можно увидеть в работе Е. И. Холостовой и Г. И. Климантовой. Основы нормативно-правового регулирования социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, отразил в своих трудах А. А. Беженцев. Анализ данных исследований показал, что, несмотря на изученность этой темы роль социальных учреждений в профилактике правонарушений несовершеннолетних имеет огромное влияние.
Объект исследования – система профилактики безнадзорности и правонарушений.
Предмет исследования – содержание социально-психологической помощи несовершеннолетним в специализированном центре.
Цель исследования – разработка программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- определение места индивидуальной социально-психологической работы в системе профилактики;
- рассмотрение содержания социально-психологической помощи;
- проведение исследования факторов агрессивного поведения подростков;
- разработка методическиех рекомендации по реализации программы социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения.
База исследования: ГАУ СРЦН «Верхнесалдинского района».
Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, системный подход, формально-логический метод, опрос, систематизация и классификация.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и рекомендации, сделанные по итогам данной работы, могут быть использованы на практике.
Структура выпускной квалификационной работы: включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В результате решения поставленных задач достигнута цель – разработана программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения, даны методические рекомендации
В научной литературе отсутствует единый подход относительно понимания сущности феномена «агрессивное поведение».
Агрессивное поведение – это внешне выраженные действия субъекта относительно объекта агрессии (как живого, так и неодушевленного), которые могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.
Агрессивное поведение может выступать в качестве инструмента достижения значимой цели; способом психологической разрядки и удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
В процессе научного поиска составлена классификация видов агрессивного поведения, среди которых: физическая агрессия; вербальная агрессия; прямая агрессия; косвенная агрессия; аутоагрессия; враждебная агрессия; альтруистическая агрессия, инструментальная агрессия. В качестве компонентов агрессии учеными определены: познавательный, эмоциональный и волевой.
Проведя эмпирическое исследование в ГАУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района, мы можем сказать следующее – у 53,3% подростков, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации низкий уровень агрессивности. Они если и выражают агрессию, то делают это действительно по «поводу», при наличии веской причины. У 46.7% – уровень агрессивности и враждебности средний, они могут выражать негативизм даже по несущественным поводам, в целом же общий уровень агрессивности у них в норме.
Согласно следующей концепции, агрессия — это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же крушения ожиданий и целей, к которым он стремился.
В этом случае пусковым механизмом агрессии будет выступать определенное психологическое состояние субъекта - фрустрация, которое возникает из-за расстройства планов или крушения надежд. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Значит, агрессивное поведение подростков не является «стихийным бедствием», оно управляемо. Для этого необходимо уметь определять причины агрессии и уметь находить адекватные меры воспитания подростков, обучающие саморефлекции, саморегуляции, методам конструктивного бесконфликтного общения и решения проблем.
По итогам наших исследований были разработаны рекомендации для педагогов-психологов психолого-педагогического отделения ГАУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района».
Данная программа согласована и утверждена директором Центр для включения в план работы психолого-педагогического отделения.
В дальнейшем, при полном внедрении программы, при помощи использовании разработанных технологий, можно надеяться на успешное решение проблем в сфере девиации детей «Группы риска».
В научной литературе отсутствует единый подход относительно понимания сущности феномена «агрессивное поведение».
Агрессивное поведение – это внешне выраженные действия субъекта относительно объекта агрессии (как живого, так и неодушевленного), которые могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.
Агрессивное поведение может выступать в качестве инструмента достижения значимой цели; способом психологической разрядки и удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
В процессе научного поиска составлена классификация видов агрессивного поведения, среди которых: физическая агрессия; вербальная агрессия; прямая агрессия; косвенная агрессия; аутоагрессия; враждебная агрессия; альтруистическая агрессия, инструментальная агрессия. В качестве компонентов агрессии учеными определены: познавательный, эмоциональный и волевой.
Проведя эмпирическое исследование в ГАУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района, мы можем сказать следующее – у 53,3% подростков, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации низкий уровень агрессивности. Они если и выражают агрессию, то делают это действительно по «поводу», при наличии веской причины. У 46.7% – уровень агрессивности и враждебности средний, они могут выражать негативизм даже по несущественным поводам, в целом же общий уровень агрессивности у них в норме.
Согласно следующей концепции, агрессия — это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же крушения ожиданий и целей, к которым он стремился.
В этом случае пусковым механизмом агрессии будет выступать определенное психологическое состояние субъекта - фрустрация, которое возникает из-за расстройства планов или крушения надежд. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Значит, агрессивное поведение подростков не является «стихийным бедствием», оно управляемо. Для этого необходимо уметь определять причины агрессии и уметь находить адекватные меры воспитания подростков, обучающие саморефлекции, саморегуляции, методам конструктивного бесконфликтного общения и решения проблем.
По итогам наших исследований были разработаны рекомендации для педагогов-психологов психолого-педагогического отделения ГАУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхнесалдинского района».
Данная программа согласована и утверждена директором Центр для включения в план работы психолого-педагогического отделения.
В дальнейшем, при полном внедрении программы, при помощи использовании разработанных технологий, можно надеяться на успешное решение проблем в сфере девиации детей «Группы риска».
Подобные работы
- Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ,СКЛОННЫМ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2015 - Социально-педагогическое сопровождение подростков склонных к агрессивному поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших
школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Программа социально-психологической адаптации бывших заключенных к условиям пребывания на свободе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МОЛОДЕЖНОМ ЦЕНТРЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
«ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015



