Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РЕАЛИЗМ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И ПОЭТИКА МИСТЕРИАЛЬНОСТИ 9
1.1 Мистический опыт Ф.М. Достоевского как предпосылка поэтики мистериальности 9
1.2 Проявление мистериального начала в картине мира Ф.М. Достоевского 17
ГЛАВА 2. МИСТЕРИАЛЬНОЕ НАЧАЛО В ПОЭТИКЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 27
2.1 Мистический опыт в структуре образов героев писателя 27
2.2 Мистериальные истоки феномена двойничества в произведениях Ф.М. Достоевского 37
2.3 Христианские истоки поэтики мистериальности в романе «Братья Карамазовы» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Данная работа посвящена исследованию феномена мистического в творчестве Ф.М. Достоевского. В качестве рассматриваемого материала взяты романы «Преступление и наказание» (1866 г.), «Идиот» (1868 г.), «Бесы» (1872 г.), «Подросток» (1875 г.), «Братья Карамазовы» (1880 г.). О реальности мистического у Достоевского пишет Н.Бердяев, ссылаясь на самого писателя: «Сам Достоевский иногда любил себя называть реалистом и считал реализм свой - реализмом действительной жизни». Н. Бердяев считает, что нельзя назвать Достоевского реалистом, если только не мистическим реалистом, каковой и является художественная действительность писателя». В своей книге «Дух и реальность» Н.Бердяев в одной из глав описывает сущность мистики, он говорит о том, что «подлинная мистика и есть реализм, она обращена к первореальностям, к тайне существования. Мистика есть как бы «откровение откровения», раскрытие реальностей за символами. Настоящие мистики были реалистами, различали реальности. Реализм же совсем не тождествен с объективацией» [Бердяев 2001: 171].
Делая различие между духовным и душевным, Н.Бердяев относит мистику к духовному и говорит, что это «пробуждение духовного человека, который видит реальности лучше и острее, чем человек природный, или душевный». Но духовность, таким образом, тесно связана с понятием божественное. В этом смысле важно рассматривать связь человека с Богом, что является одной из граней мистического [Бердяев 2001: 171].
Понятие мистицизм можно трактовать по-разному. Не существует четкого определения мистицизма и четкой его структуры. Однако попытаемся разобраться, что оно в себя включает, и с чем придется работать, исследуя эту тему.
Современный толковый словарь издательства «Большая Советская Энциклопедия» толкует это понятие как «умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина - разновидность интуитивизма и иррационализма» [Современный толковый словарь: электронный ресурс].
Э.А. Евтушенко пишет о том, что «мистика - одно из наиболее сложных явлений духовной сферы человечества, связанное с разными областями его жизни: религией, наукой, искусством. Это широкая, многогранная, но часто трудноуловимая и достаточно опасная тема, потому что она способна незаметно увлечь исследователя на путь спекуляций и околонаучных измышлений». Она рассматривает мистический сюжет в творчестве Ф.М. Достоевского, который становится центральной проблемой ее работы. «Новаторство Ф.М. Достоевского, - пишет Э.М. Евтушенко, - проявилось в построении внутри его романных структур системы внефабульных связей, придающих определённым событиям мистический смысл и характер не разрешимой до конца тайны» [Евтушенко 2001: 236].
Достоевского часто обвиняли в том, что он, будучи писателем реалистом наполняет свои произведения неким фантастическим, мистическим подтекстом. Однако как пишет А.А. Казаков в своей монографии о том, что «мистическое тоже реально, как считает Достоевский, но оно не имеет фактической, предметной, документируемой природы. И в художественном отображении оно остаётся мерцающим, ускользающим, недоказуемым. Показывать его иначе - значит искажать его сущность» [Казаков 2013: 370].
О том же говорит и Н.Бердяев, что у Достоевского реально всё: «реально отношение человека и Бога, человека и дьявола, реальны у него идеи, которыми живет человек». То есть писатель не отграничивает от реального мира мир мистический, а вписывает его в контекст обыденности, как нечто неотъемлемое от действительности. Такой неотъемлемой частью являются сны героев, несущие в себе пророческий смысл. Тема прозрения вообще характерна для Достоевского, которая как раз больше всего проявляется во снах героев [Бердяев 2001: 171].
В.С. Соловьев в своих речах в память Достоевского вспоминает о нем как о христианине и именно то, что он (Достоевский) «воспринял христианскую идею (гармонически) в ее тройственной полноте: он был и мистиком, и гуманистом, и натуралистом вместе». То есть у Достоевского, по мысли Соловьева, была некая внутренняя связь с сверхчеловеческим. В этом он был мистиком. В этом мистическом чувстве Достоевский «находил свободу и силу человека; зная все человеческое зло, он верил во все человеческое добро и был, по общему признанию, истинным гуманистом». Однако, как ранее уже было замечено, Соловьев также отмечал, что «его вера в человека была свободна от всякого одностороннего идеализма или спиритуализма: он брал человека во всей его полноте и действительности; такой человек тесно связан с материальной природой - и Достоевский с глубокой любовью и нежностью обращался к природе, понимал и любил землю и все земное, верил в чистоту, святость и красоту материи» [Соловьев: электронный ресурс].
Так, Д.С. Лихачев, рассуждая о смысловой нагрузке сновидений в произведениях Достоевского, приходит к выводу, что «сны выступают как тайные причины событий», что имеет под собой некую пророческую подоплеку. «Во многих случаях сновидения кажутся «реальнее» остального действия, ибо они являются узлами сюжета и предопределяют судьбу героя», - пишет Д.С. Лихачев. Д.С. Лихачев в этой связи вводит понятие «сюжетный мистицизм», которое также важно для нашего исследования. Об этом говорит и Миресашвили: «Сны у Ф.М. Достоевского, обладая сложной символикой, способствующей познанию, играют действенную роль для постоянно колеблющихся героев, предваряя и подталкивая к принятию окончательного решения, а сновидческое начало проявляется в сходстве реальности и сновидения, которое достигается зыбкостью границ между ними» [Лихачев: электронный ресурс].
Актуальность данной работы обусловлена тем, что, во-первых, мистическое в творчестве русского писателя становится предметом многих исследований, трактующих его больше как религиозный мистицизм, однако, очень мало работ, где бы мистическое рассматривалось со всех сторон, беря во внимание все нюансы мистического и проявление его в творчестве Федора Михайловича.
Во-вторых, мистическое начало является частым предметом дискуссий исследователей творчества Ф.М. Достоевского. В произведениях писателя сочетается все: религиозный мистицизм, мистицизм как таковой, и, реализм. Н. Бердяев называл его реализм - мистическим реализмом.
Чтобы понять связь мистического и реального в творчестве Федора Михайловича, необходимо раскрыть все грани его творчества.
Объект исследования: романы Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».
Предмет исследования: Поэтика мистериальности в творчестве Ф.М. Достоевского.
Цель работы - рассмотреть элементы мистического в общей картине произведений Ф.М. Достоевского.
Задачи:
1. Рассмотреть мистическое в жизни самого писателя.
2. Рассмотреть мистическое как потустороннее: непосредственные столкновения героев с потусторонними сущностями.
3. Рассмотреть мир духов в романах.
4. Рассмотреть мистическое как божественное. Связь человека с Богом.
5. Рассмотреть сновидения как прикосновение к тонкому миру.
6. Рассмотреть прозрения и пророчества в романах.
Методы бакалаврской работы. Описательный метод, предполагает выборку важных для исследования единиц и их первичный анализ. Сопоставительный метод, предполагает сравнение различных объектов исследования для выявления некоторых сходств или различий. Филологический метод, предполагает интерпретацию текста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Важной предпосылкой поэтики мистериальности в творчестве Ф.М. Достоевского является личный мистический опыт писателя.
2. Человек в художественном мире Ф.М. Достоевского изображается как действующее лицо мировой мистерии.
3. Мистериальное начало определяет сюжетосложение произведений писателя.
4. Изображение снов и видений героев Ф.М. Достоевского является одним из воплощений поэтики мистериальности.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что его материалы и результаты исследования могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.
Научная новизна бакалаврской работы состоит в том, что в ней были предприняты попытки рассмотреть мистический опыт писателя, как предпосылку поэтики мистериальности. Также, рассмотреть Сны и видения как актуализация мистериального начала в поэтике Ф.М. Достоевского, выявить христианские истоки поэтики Ф.М. Достоевского, а также, рассмотреть феномен двойничества в произведении Ф.М. Достоевского «Двойник».
Теоретическая значимость бакалаврской работы состоит в глубоком анализе произведений Ф.М. Достоевского и выявлении поэтики мистериальности в его творчестве.
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на внеклассном мероприятии (10 класс) в период прохождения педагогической практики в школе № 56 г. Тольятти (приложение 2).
Структура работы: настоящая бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который насчитывает 60 источников.
В данном исследовании была предпринята попытка рассмотреть мистическое в творчестве Достоевского на материале «великого пятикнижия». В ходе исследования были выделены пять блоков (граней) мистического. Границы условны, и очень часто одно явление можно рассматривать в нескольких аспектах.
К тому же сложность данной работы состояла в невозможности дать точную трактовку того или иного явления, в невозможности определить действительную мотивировку писателя, так как мистическое по Достоевскому - ускользающее, миражное, и мы не находим чётких границ того, где заканчивается болезнь и начинается мистика; где заканчивается сон героя и начинается пророчество.
Говоря о мистериальности, следует различать это понятие с мистикой. Мистика - это некий частный опыт, который ограничен внешним проявлением. Мистериальность - это внутренняя форма, у нее есть «корни», которыми она уходит в коллизии и различные ситуации Священной Истории. Практически во всех произведениях Ф.М. Достоевского можно увидеть поэтику мистериальности, именно эта форма определяет их жанровое и структурное своеобразие. Яркий пример - сцена из «Бедных людей», к которой Макар Девушкин испытывает некий опыт личностной смерти. «Весь человек пропал». Затем, он возрождается уже как самоценная личность. «Этим они меня самому себе возвратили». Это можно назвать аллюзией к библейской истории воскрешения из мертвых Лязаря Христом. Это некий опыт «воскресения из мертвых».
Мистериальность - это не просто пережитое озарение. В это понятие входит и Любовь, причем Любовь высшая, Любовь к Богу и ближнему. Это некое «религиозное искусство», тогда как мистическое - это больше светское понятие. Легенда о воскрешении Лазяря проходит и через роман «Преступление и наказание». Раскольников тоже словно похоронил себя, испытал нравственную смерть в том момент, когда усомнился в истинности законов Божьих и перешел грань, за которую нельзя заходить человеку. Заповедь «не убей» оказалась для него не совсем убедительной. Именно в этот момент герой постиг смерть духовную. Только в этом романе нет явного воскрешения. Ведь Раскольников стал подобен Антихристу, а себя представлял он мессией - освободителем рода человеческого от «несправедливости». Раскольников так и не выходит полностью или окончательно из духовной гибели. Но формообразующее начало хорошо представлено в «Бедных людях», где легенда о воскрешении Лазаря становится основой всего романа.
Внутренняя (мистериальная) форма библейско-евангельской основы романов Ф.М. Достоевского воздействует на форму внешнюю. Ф.М. Достоевский насыщает изображенную в романах действительность мистико-метафизическим началом. Отсюда и возрастает мистеризация жанра произведений Ф.М. Достоевского. Герои Ф.М. Достоевского стоят как бы на грани двойного бытия - реального и ирреального. Например, у Раскольникова об этом говорит даже фамилия. Герой словно «расколот» на две части, отделен от целостности с Богом. Карамазовы - в тюркском языке «кара» значит черный. То есть это тоже говорит о темной стороне, которая присутствует в душах героев. У Раскольникова эта нездоровая двойственность проявляется даже в имени. Родион происходит от корня род, а смысл слова род предполагает единение с чем-то или кем-то, у героя Ф.М. Достоевского мы наблюдаем лишь раскол и разъединение. В. В. Розанов говорил о том, что в преступлении Ф.М. Достоевский видел соприкосновение к «мирам иным», которые неожиданным образом становились ощутимыми. Раскольников, Ставрогин, Смердяков преступали божественные принципы « по совести», и за это преступление их ждал высший суд.
В мистериальном смысле произведений простые бытовые события приобретают мистико-метафизическое освещение. Пример этому, речь Алеши Карамазова мальчикам - ученикам. Этот эпизод имеет сакральный источник. Эту сцену можно сравнить с проповедью Христа своим ученикам. Имеет формообразующую мистеризацию и сам роман Ф.М. Достоевского. Федор Михайлович своими героями предупреждал читателя, что самоопределение нужно искать не в человечестве, а в Боге. По мнению писателя, это насущная потребность человека, которая продиктована духовно - нравственной сущностью человека, именно так сознание может познать себя, а не через холодный разум. Именно деяние и поступок - адекватны этой человеческой потребности. Это некий вызов Создателю, обращение или вступление в спор с ним. Это и можно назвать мистериальным деянием. Это и есть главнообразующая тенденция произведений Ф.М. Достоевского.
Все же, в произведениях Ф.М. Достоевского под формой мистерии подразумеваются не театрализованные представления, какими они были в Средневековой Европе. В романах мастера под мистерией понимается ее изначальный смысл, то есть таинственно - торжественное постижение Бога, личностно - интимный акт, который доступен только посвященным и избранным. Такими, избранными можно считать и Раскольникова и Ивана Карамазова. Да, они переступают через Бога, но своими трагическими судьбами они искупают это «преступление против истины» и постигают Бога. Древнейшей мистерией можно назвать Книгу Иова. В романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский называет пятую книгу «Pro и contra». Именно слова из Книги Иова писатель вложил в речи старца Зосимы из «Братьев Карамазовых». Связь романа Ф.М. Достоевского и Книги Иова зафиксировали С. Н. Булгаков и В. В. Розанов.
В понимании мистериальности важно понять, что это не просто открытие человеку Бога, это отношения человека и Бога, инициация обеих сторон. Именно так открывается драматическое действие. В романе «Братья Карамазовы» характеристика Ивана Карамазова и предопределяет драматическое действие. Также диалогично и общение Иова с Богом. Мистериальный феномен произведения - это некое общее событие, связывающее все векторы произведения в единство, образующее сюжетное действие.
Жанровое (мистериальное начало) в романах Ф.М. Достоевского восходит к древним эсхатологическим коллизиям, таким как противостояние Христа и искушающего дьявола, Бога и сатаны (Люцифера), Каина и Авеля. Еще со времен М. Лермонтова зародилась тенденция «борьбы» человека и неба. Ранее человека испытывал Бог, теперь же, человек стал испытывать Бога. Христос и Антихрист перешли в оппозицию Богочеловека и Человекабога. Ф.М. Достоевский «пробует» выражение этой идеи в Раскольникове. Иван Карамазов верит в «прогресс человека», это становится целью. Это становится трагедией человеческого самопознания. Произведения Ф.М. Достоевского - это «новая» мистерия, мистерия «нового» времени, когда почти весь мир буквально поглощен ницшеанскими концепциями, когда главным творцом мироздания становится человек, а не Бог.
По мнению В. Розанова, тварь не отрицает Творца, она осознает его, но восстает против него. Создавая «Преступление и наказание», «Идиота», «Бесов» Ф.М. Достоевский создает новый сюжетный ход - романтизированную мистерию. Именно целостно - образная христианская основа делает мистерию «книгой народа», так как, изображаемые там коллизии знакомы всем людям, мировому человеческому сознанию. Мистерия - очень противоречивый феномен, в ней присутствует синтез религиозного опыта и народного, житейского сознания, реализм; обобщенные, идеальные образы библейских героев и индивидуализированные персонажи. У Ф.М. Достоевского мистерия выражена эсхатологической и экзистенциальной проблематикой внутренней формы [Розанов: электронный ресурс].
Вопрос о мистицизме в творчестве Ф.М. Достоевского весьма неоднозначен. С одной стороны, очевидно, то, что писатель не обходится одной лишь гранью реализма, для него реальное включает в себя мистическое. Истинный реализм показывает жизнь, как она есть, а это, значит, что факт существования всех мистических совпадений и прозрений имеет место быть в литературе, так как это есть в реальной действительности. С другой стороны, сам писатель - натура противоречивая: он высказывает теорию о спиритизме и чертях, но потом признается в том, что сам до конца не верит в собственную теорию, он называет эпилепсию «священной болезнью», и наделяет своих героев, страдающих этим недугом, пророческим даром, но сам сомневается в пророческом даре как таковом. Реализм Достоевского стремится охватить и ту грань человеческой жизни, которая именуется мистикой.
Как пишет Э. Евтушенко, «реализм той эпохи в самых высоких своих проявлениях был глубоко связан с мистикой. Одна из причин этого - в его романтических корнях, ведь иррационализм, программно вошедший в эстетику романтизма, стал мировоззренческой основой, позволившей 45 изменить принципы изображения мира и человека в искусстве. Другую объективную причину необходимо искать в перестройке российского культурного сознания XIX столетия, старающегося осмыслить процесс отрыва отечественной культуры от своих метафизических корней» [Евтушенко 2002: 236]. В числе перспектив исследования можно считать необходимость изучения эволюции художественной модели мистического от раннего творчества Достоевского к позднему и вопрос о возможном творческом диалоге концепции мистического у Достоевского и других писателей (Пушкин, Гоголь, романтики, Тургенев и др.)
1. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: 2002. - 169 с.
2. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Захаров, 2001. - 171 с.
3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с.
4. Бердяев Н.А. Ставрогин [Электронный ресурс] URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn022. htm (дата обращения 16.06.17)
5. Богданов Н. Н. Священная болезнь князя Мышкина - morbus sacer Федора Достоевского. [Текст] / Н. Н. Богданов //Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения //Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под ред. Т.А. Касаткиной. - Москва, 2001.- 340 с.
6. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. [Текст] / С. Н. Булгаков Париж 1965- 403 с.
7. Бурсов Б. И. Личность Достоевского. [Текст] / Б. И. Бурсов Л.: Советский писатель, 1979 - 680 с.
8. Волгин И.Л. Другие редакции и незаконченные произведения. Фрагменты «Дневника писателя» [Электронный ресурс] URL: http:// dostoevskiy.niv.ru/ dostoevskiy/varianty/fragmenty-dnevnikapisatelya.htm (дата обращения 14.06.17)
9. Гаврикова М.Н. Символы, связанные с образом князя Мышкина в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» [Электронный ресурс] URL: http://www.mineralov.su/gavr1.htm (дата обращения 30.05.17)
10. Голова С.В. Шестоднев от Достоевского [Электронный ресурс] URL: http://www.proza.ru/2014/11/07/211 (дата обращения 6.12.17)
11. Григорьев А. Г. Творчество Ф.М. Достоевского и древнерусской мистико-аскетической традиции. [Текст] / А. Г. Григорьев - Москва, 2009 - 274 с.
12. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. [Электронный ресурс] URL: http://www.e-reading.by/chapter.php/70058/4/Dzhems - Mnogoobrazie Religioznogo Opyta.html (дата обращения 6.12.17)
13. Достоевский Ф.М. «Село Степанчиково и его обитатели» [Текст] / Ф.М. Достоевский СПб., 1859 - 65 - 410 с.
14. Достоевский Ф.М. «Дядюшкин сон» [Текст] / Ф.М. Достоевский СПб., 1859 27- 172 с.
15. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы [Текст] / Ф.М. Достоевский. Л., 1996 - 142 с.
...