Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Понятие логического мышления младшего школьника в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Внеурочная деятельность как средство формирования
логического мышления младших школьников 19
Глава 2 Опытно — экспериментальная работа по формированию логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности 27
2.1 Диагностики уровня сформированности логического мышления
младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по формированию
логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности 38
2.3 Анализ и обобщение результатов 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Занятия по формированию логического мышления младших школьников
В сознании современного социума претерпевают изменения относительно понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи некоторых компетенций от учителя к ученику к новому понимаю функции школы. Важнейшая задача школы на сегодняшний день - дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать универсальные навыки и умения, а также применять их на практике. Приоритетной целью современного школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебный цели, проектировать пути их реализации и контролировать свою деятельность.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимался зарубежный психолог (Ж. Пиаже), а также отечественные педагоги (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина и др.).
Данная проблема раскрывается и в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В стандарте говорится о том, что формирование знаний, умений и навыков уходит в прошлое, ФГОС второго поколения ставит новые цели перед образованием. Речь идет о формировании универсальных учебных действий у младших школьников и о формировании навыков саморазвития и самосовершенствования детей.
В педагогической практике многие исследователи (Н.Б. Истомина, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) доказывали, что формирование логических операций у ребенка младшего школьного возраста возможно только при систематической организации воздействия учителя на учебный процесс школьника.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников не только на уроках, но и на занятиях, предусмотренных внеурочной деятельностью, должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, А.А. Столяр). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин) позволяют сделать вывод о том, что результат формирования логического мышления у ребенка младшего школьного возраста зависит от целенаправленной работы учителя.
Так как в психолого-педагогической литературе внимание условиям формирования логического мышления уделяется мало, актуальность нашего исследования заключается в рассмотрении проблемы формирования логического мышления младших школьников на занятиях внеурочной деятельности. В психолого-педагогической литературе вопрос рассмотрения направлений в процессе формирования логического мышления на занятиях путем создания условий формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста недостаточно разработан.
Возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО к формированию логического мышления младших школьников и недостаточным вниманием учителей начальных классов к данной проблеме.
Проблема: каковы психолого-педагогические условия формирования логического мышления младших школьников?
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс занятий во внеурочной деятельности по формированию логического мышления детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития логического мышления младших школьников.
Предмет исследования: формирование логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование логического мышления младшего школьника будет проходить более эффективно, если:
• использовать в процессе обучения не только отдельные предметы, но и интегрированные занятия в рамках внеурочной деятельности;
• учитывать уровень сформированности логического мышления детей;
• создать благоприятный фон на занятиях внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
• выявить теоретические аспекты формирования логического мышления на основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования;
• обосновывать психолого-педагогические условия формирования логического мышления младших школьников на внеурочной деятельности;
• выявить уровень формирования логического мышления младших школьников;
• разработать комплекс занятий во внеурочной деятельности по формированию логического мышления младших школьников с учетом выявленных условий.
Нами были использованы следующие методы:
3. Теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической, методической и учебной литературы).
4. Эмпирические (тестирование, анкетирование, эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования состоит в разработанном комплексе занятий, который включает задания и упражнения интегрированного характера.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов.
Исследовательская база исследования: МБУ «Гимназия № 9», 2 «Г» и 2 «Д» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 источника) и приложения (1 приложение).
Произведя анализ психолого-педагогической и методической литературы, мы выяснили, что логическое мышление младших школьников представляет собой мышление, протекающее в форме логических рассуждений, оно позволяет школьнику выполнять такие логические операции как нахождение причинно-следственных связей, выделение существенных признаков и способность к обобщению предметов.
Учитывая особенности данного возраста детей, формирование логического мышления во внеурочной деятельности более целесообразно по ряду причин:
— учащиеся приобретают навыки различных видов деятельности, которые не могут быть реализованы на уроках;
— более полноценнее раскрывается творческий потенциал всех обучающихся;
— расширение кругозора и дополнительная форма развития научной картины мира;
— приобретение компетенциями детьми, а именно — узнали, как сделать, сумели сделать и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.
На констатирующем этапе эксперимента, мы отобрали две группы для исследования: экспериментальную и контрольную, определили уровни и показатели формирования логического мышления детей, провели пять диагностических методик. Результаты показали, что в экспериментальной группе 35% учеников имеют высокий уровень сформированности логического мышления, 34% учеников имеют средний уровень логического мышления, 31% учеников имеют низкий уровень.
В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны и проведены внеурочные занятия для формирования логического мышления школьников, которые включали в себя этапы: вводный, основной и итоговый. Вводный этапе представлял собой разработку и проведение 2 занятий, который способствовали плавному введению учащихся в предстоящую деятельность.
Основной этап служил усложнению нахождения способов решения логических задач, решение шифров различных форм, нахождение и составление логических цепочек.
Заключительный этап, итоговый, включал в себя две игры, которые были направлены на обобщение знаний и умений учащихся, полученных в рамках выполнения проделанной работы.
На контрольном этапе была проведена вторичная диагностика, которая показала значительное повышение уровня сформированности логического мышления экспериментальной группы, с которой проводились внеурочные занятия. На контрольном этапе высокий уровень повысился на 14% учащихся, средний понизился на 2%, а низкий понизился на 12%. Сравнительный анализ результатов эксперимента доказал результативность разработанного комплекса занятий.
Таким образом, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
1. Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах: пособие для учителей и студентов факультетов педагогики и методики начального обучения. Самара: СГПУ, 2009. 124 с.
2. Аванесова В. Н., Венгер Л.А. Теория и практика современного воспитания. М.: Просвещение, 1965. 187 с.
3. Бабкина Н. В. Занятия по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителей. М.: АРКТИ, 2002. 78 с.
4. Басова Н. Г. Практическая психология. Ростов-н-Дону: «Феникс», 2000. 416 с.
5. Белошистая А. В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа до и после. 2016. № 9. С. 15-17.
6. Беляева О. А. Педагогические технологии в профессиональной школе: учебно-методическое пособие. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. 60 с.
7. Волошкина М. И. Познавательной деятельности младших школьников на уроке математике. Начальная школа, № 9-10, 1999. 160 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. Изд.5, М.: Издательство «Лабиринт», 1999. 352 с.
9. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Москва-Воронеж // Психология как объективная наука: избранные психологические труды // ред. А.И. Подольской. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. 317 с.
10. Глозман Ж. М., Курдюкова С. В., Сунцова А. В. Развиваем мышление. Игры, упражнения, советы специалиста. Саратов: Вузовское образование, 2015. 78 с.
11. Гонина О. Г., Стенякова Н. Е. Современные образовательные технологии как инструмент формирования основ теоретического мышления обучающихся // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 163-173.
12. Давыдов Д. В. Развитие в младшем школьном возрасте. М.: Педагогика, 2001. 167 с.
13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1996. 240 с.
14. Дубровина И. В. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 464 с.
15.Зак А. В. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, ВЛАДОС. 1996. 320 с.
16. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. М.: ФЛИНТА. 2016. 196 с.
17. Колмогоров А. Н., Драгалин А.Г. Введение в математическую логику. М.: Ком Книга, 2016. 240 с.
18. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. 656 с.
19. Кондратюк И. П., Степанова Н. Е. Интеллектуальная игра как форма представления результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся // На путях к новой школе. Санкт - Петербург : НМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга, 2015. № 2. С. 73¬78.
20. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.
21. Левитес В. В, Белошистая А. В. Задания для развития логического мышления: учеб. пособие для первого класса четырехлетней начальной школы. Мурманск : Полиграфист, 2016. 64 с.
22. Лифинцева Н. И., Люблинская А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. М. : Владос, 2015. 273 с.
23. Лихачев Б. Т. Педагогика: учебное пособие. М.: Владос, 2003. 607 с.
24. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб : Питер, 2016. 583 с.
25. Маслов А. С. Психологические процессы. М.: Просвещение, 1994. 284 с.
26. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2015. 305 с.
27. Немов Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1: учебник для СПО. 2-е изд., пер и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 243 с.
28. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Мир и Образование, Оникс, 2008. 1200 с.
29. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 2015. 135 с.
30. Петровский А. Г., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд. стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 512с .
31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Спб.: СОЮЗ, 1997. 256 с.
32. Платонов К. К. Занимательная психология. СПб: Питер Пресс, 1997. 288 с.
33. Ревина Е. Г. Педагогика. М.: Просвещение, 2004. 142 с.
34. Рогов Е. И. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. 447 с.
35. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая рос. энцикл., 2015. 214 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2015. 705 с.
37. СанПин 2.4.22821-10 для школ с изменениями 2019-2020.
38. Савельева Е. А. Дидактические игровые материалы для начальной школы в контексте оценивания результатов образовательного процесса // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 3(70). С. 131-137.
39. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.
1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
40. Скаткин М. Н. Проблема современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 144 с.
41. Смирнова А. С., Левичкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1783-1785.
42. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2017. 256.
43. Сухомлинский В. А. О воспитании. 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. 270 с.
44. Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 288 с.
45. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Под ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. 528 с.
46. Филатова Е. А. Технология игрового взаимодействия как способ формирования организаторских способностей // Вестник Гуманитарного университета. 2015. № 1. С. 101-105.
47. Цибульникова В. Е., Леванова Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов. М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. 148.
48.Чупров Л. Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей: практическое пособие для психологов. Черногорск: СМОПО, 2016. 62 с.
49. Шмаков С. А. Игры учащихся - Феномен культуры. М.: Новая школа, 2004. 240 с.
50. Штерн А. С. Введение в психологию: учеб. пособие / под ред. Л. В. Сахарного Т. И., Ерофеевой Е. В. Глазоновой. М.: ФЛИНТА, 2018. 311 с.
51.Эльконин Д. Б. Избранные Психологические труды. М.: Педагогика, 1995. 560 с.
52.Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Инновационные виды педагогического сопровождения // Вестник ЧГПУ. 2015. № 8. С. 101-106.