Психологическое консультирование при утрате близкого (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Центр психологической помощи г. Оренбург.
Выборка: 40 испытуемых, переживающих утрату. Возраст испытуемых 22-35 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………………………....3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
1.1 Сущность и содержание психологического консультирования………..….6
1.2 Консультирование при переживании утраты близкого человека……...…15
1.3 Этапы психологического консультирования лиц, переживших утрату близкого человека…32
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
2.1 Констатирующий этап исследования психологического консультирования при утрате близкого……………………………….……….44
2.2 Формирующий этап исследования психологического консультирования при утрате близкого 47
2.3 Описание результатов диагностики на контрольном этапе, выводы…….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...65
База исследования: Центр психологической помощи г. Оренбург.
Выборка: 40 испытуемых, переживающих утрату. Возраст испытуемых 22-35 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………………………....3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
1.1 Сущность и содержание психологического консультирования………..….6
1.2 Консультирование при переживании утраты близкого человека……...…15
1.3 Этапы психологического консультирования лиц, переживших утрату близкого человека…32
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
2.1 Констатирующий этап исследования психологического консультирования при утрате близкого……………………………….……….44
2.2 Формирующий этап исследования психологического консультирования при утрате близкого 47
2.3 Описание результатов диагностики на контрольном этапе, выводы…….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...65
Актуальность темы исследования. Чтобы понять горе, нам нужны знания о диапазоне различных реакций, включенных в него. В то время как ученые довольно подробно документировали явления и проявления после потери близкого человека, поэты могут добавить к нашему пониманию, изображая их ярко, воплощая чувства в жизнь [15,с.94].
Люди, потерявшие близких людей подвержены депрессии, клинически выраженная депрессия сохраняется у горюющих в 20-25% до года.
При этом женщины переживают потери сильнее, чем мужчины. Кроме того, специалисты пришли к выводу, что смерть друга может отразиться на человеке столь же негативно, как и потеря родственника. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность изучения темы.
Работа психолога направлена на работу с людьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для оказания помощи каждый специалист должен уметь помогать людям пережить горе. Одной из самых сложных проблем с которым обращаются к психологу это помощь при утрате близкого. Все вышеизложенное позволяет актуальность изучения данной темы[19,с.4].
При этом утратой - потерей близкого мы понимаем, что это значимого объекта для человека это ожжет быть как человек, домашнее животное, семья. То насколько человек сильно переживает утрату влияют множество факторов, одним из которых является особенности утраты [1, c.207].
Цель исследования: рассмотреть особенности психологического консультирования при утрате близкого.
Объект исследования: психологические проблемы личности при утрате близкого.
Предмет исследования: эффективность психологического консультирования при утрате близкого.
Гипотеза исследования: процесс психологического консультирования, основанный на специально разработанной программе «Потеря близкого» является эффективным при утрате близкого.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть утрату близкого как психологический феномен: понятие и сущность.
2. Изучить психологические особенности клиента, пережившего утрату.
3. Рассмотреть психологическое консультирование клиента, пережившего утрату.
4. Провести экспериментальное исследование воздействия психологического консультирования при утрате близкого.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, организация и проведение экспериментального исследования, тестирование.
Организация исследования. Исследование организовано на базе Центра психологической помощи г. Уфа. В нашем исследовании приняли участие 58 человек. В возрасте от 22 до 68 лет.
Методики исследования. В ходе исследования были использованы следующие методики:
- Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор (адаптация Т. А. Немчина);
- Шкала депрессии В. Зунга (адаптация Т. И. Балашовой);
- Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны практическому психологу при организации психологического консультирования клиентов, переживающих утрату близкого человека.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.
Люди, потерявшие близких людей подвержены депрессии, клинически выраженная депрессия сохраняется у горюющих в 20-25% до года.
При этом женщины переживают потери сильнее, чем мужчины. Кроме того, специалисты пришли к выводу, что смерть друга может отразиться на человеке столь же негативно, как и потеря родственника. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность изучения темы.
Работа психолога направлена на работу с людьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для оказания помощи каждый специалист должен уметь помогать людям пережить горе. Одной из самых сложных проблем с которым обращаются к психологу это помощь при утрате близкого. Все вышеизложенное позволяет актуальность изучения данной темы[19,с.4].
При этом утратой - потерей близкого мы понимаем, что это значимого объекта для человека это ожжет быть как человек, домашнее животное, семья. То насколько человек сильно переживает утрату влияют множество факторов, одним из которых является особенности утраты [1, c.207].
Цель исследования: рассмотреть особенности психологического консультирования при утрате близкого.
Объект исследования: психологические проблемы личности при утрате близкого.
Предмет исследования: эффективность психологического консультирования при утрате близкого.
Гипотеза исследования: процесс психологического консультирования, основанный на специально разработанной программе «Потеря близкого» является эффективным при утрате близкого.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть утрату близкого как психологический феномен: понятие и сущность.
2. Изучить психологические особенности клиента, пережившего утрату.
3. Рассмотреть психологическое консультирование клиента, пережившего утрату.
4. Провести экспериментальное исследование воздействия психологического консультирования при утрате близкого.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, организация и проведение экспериментального исследования, тестирование.
Организация исследования. Исследование организовано на базе Центра психологической помощи г. Уфа. В нашем исследовании приняли участие 58 человек. В возрасте от 22 до 68 лет.
Методики исследования. В ходе исследования были использованы следующие методики:
- Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор (адаптация Т. А. Немчина);
- Шкала депрессии В. Зунга (адаптация Т. И. Балашовой);
- Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны практическому психологу при организации психологического консультирования клиентов, переживающих утрату близкого человека.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.
Таким образом, из проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Переживание утраты близкого человека является примером периода тяжелой утраты, а горе - это реакция на пытки и боль, испытываемые человеком, пережившим тяжелую утрату. Переживание потери оказывает явное влияние на здоровье людей, потому что вы переживаете жизненный кризис. Печаль не только эмоционально тяжела, она может повлиять на организм и физическое состояние человека.
Для того чтобы провести исследование, была проанализирована ситуация тех, кто пережил потерю близкого человека. С момента трагедии прошло от 2 месяцев до 2 лет со дня смерти близкого человека.
В исследовании приняли участие 58 человек. Возраст - от 22 до 68 лет. В выборке основным видом потерь была потеря одного из родителей (51%), за которой следовала смерть супруга (32%), 8% респондентов потеряли своих детей, а 9% имели долю с другими родственниками.
Для оценки общего статуса респондентов на этапе определения и контроля мы использовали «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой, который позволил нам оценить общий уровень жизнестойкости и три его относительно независимых показателя.
Для того чтобы решить выявленные проблемы этой категории людей, мы использовали проект Буцыкиной, Е. Ю. «Ожоги сердца».
Цель этого исследования - помочь людям, потерявшим близких, лучше адаптироваться. В концепцию лучшей адаптации мы вкладываем такие процессы, как комфорт, поддержка в поиске нового смысла жизни и поощрение новых видов деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявляйте людей, нуждающихся в помощи.
2. Эмоциональная поддержка, внимание. Основной метод - это безоценочное слушание.
3. Освободитесь от боли, выразив свои чувства. Если клиент испытывает сильные чувства, мы рекомендуем присоединиться к групповой терапии, где человек встречается и общается с кем-то, кто также испытал печаль от потери любимого человека. 4. Если человек не готов работать в обществе, ему предлагают гештальт-терапию.
5. Задача заключительного этапа - помочь вернуться и воссоздать смысл жизни. Опыт интегрируется и трансформируется в мотивацию и энергию жизненного выбора и принятия решений. Консультанты помогают ставить цели и составлять новые планы. Ожидаемый результат: Повышается адаптивность целевой группы.
Исследуя причину потери, можно сделать вывод, что наиболее травмирующим значением является потеря ребенка любого возраста (не супруга, родителя или другого эмоционально близкого человека).
Скорбящие родители с большей вероятностью формируют общий фон безразличия, в этой подгруппе преобладают депрессия и эмоциональная вялость, в то время как результаты переживания тревоги относительно редки. Другой вывод показывает, что супруги, пережившие смерть своих детей, разводятся в 50% случаев.
Проведенная работа дала хорошие результаты, которые можно отследить с помощью теста "устойчивость". Показатель "устойчивость" увеличился на 6,96%, а показатели "участие" и "контроль" увеличились на 2,65% и 5,55% соответственно.
Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности работы, проведенной с группой. В результате индивидуальных консультационных встреч и групповых занятий люди, пережившие потерю, повысили уровень понимания своих реакций и чувств. Некоторые люди осознали значение потери и обрели новый смысл в жизни. Значительное число людей вышли из состояния тяжелой депрессии, которая заставляет их начинать воспринимать потерю не как конец всей их жизни, а как этап жизни, который необходимо прожить.
Наша гипотеза исследования: процесс психологического консультирования, основанный на специально разработанной программе «Потеря близкого» является эффективным при утрате близкого, подтвердилась.
1. Переживание утраты близкого человека является примером периода тяжелой утраты, а горе - это реакция на пытки и боль, испытываемые человеком, пережившим тяжелую утрату. Переживание потери оказывает явное влияние на здоровье людей, потому что вы переживаете жизненный кризис. Печаль не только эмоционально тяжела, она может повлиять на организм и физическое состояние человека.
Для того чтобы провести исследование, была проанализирована ситуация тех, кто пережил потерю близкого человека. С момента трагедии прошло от 2 месяцев до 2 лет со дня смерти близкого человека.
В исследовании приняли участие 58 человек. Возраст - от 22 до 68 лет. В выборке основным видом потерь была потеря одного из родителей (51%), за которой следовала смерть супруга (32%), 8% респондентов потеряли своих детей, а 9% имели долю с другими родственниками.
Для оценки общего статуса респондентов на этапе определения и контроля мы использовали «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой, который позволил нам оценить общий уровень жизнестойкости и три его относительно независимых показателя.
Для того чтобы решить выявленные проблемы этой категории людей, мы использовали проект Буцыкиной, Е. Ю. «Ожоги сердца».
Цель этого исследования - помочь людям, потерявшим близких, лучше адаптироваться. В концепцию лучшей адаптации мы вкладываем такие процессы, как комфорт, поддержка в поиске нового смысла жизни и поощрение новых видов деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявляйте людей, нуждающихся в помощи.
2. Эмоциональная поддержка, внимание. Основной метод - это безоценочное слушание.
3. Освободитесь от боли, выразив свои чувства. Если клиент испытывает сильные чувства, мы рекомендуем присоединиться к групповой терапии, где человек встречается и общается с кем-то, кто также испытал печаль от потери любимого человека. 4. Если человек не готов работать в обществе, ему предлагают гештальт-терапию.
5. Задача заключительного этапа - помочь вернуться и воссоздать смысл жизни. Опыт интегрируется и трансформируется в мотивацию и энергию жизненного выбора и принятия решений. Консультанты помогают ставить цели и составлять новые планы. Ожидаемый результат: Повышается адаптивность целевой группы.
Исследуя причину потери, можно сделать вывод, что наиболее травмирующим значением является потеря ребенка любого возраста (не супруга, родителя или другого эмоционально близкого человека).
Скорбящие родители с большей вероятностью формируют общий фон безразличия, в этой подгруппе преобладают депрессия и эмоциональная вялость, в то время как результаты переживания тревоги относительно редки. Другой вывод показывает, что супруги, пережившие смерть своих детей, разводятся в 50% случаев.
Проведенная работа дала хорошие результаты, которые можно отследить с помощью теста "устойчивость". Показатель "устойчивость" увеличился на 6,96%, а показатели "участие" и "контроль" увеличились на 2,65% и 5,55% соответственно.
Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности работы, проведенной с группой. В результате индивидуальных консультационных встреч и групповых занятий люди, пережившие потерю, повысили уровень понимания своих реакций и чувств. Некоторые люди осознали значение потери и обрели новый смысл в жизни. Значительное число людей вышли из состояния тяжелой депрессии, которая заставляет их начинать воспринимать потерю не как конец всей их жизни, а как этап жизни, который необходимо прожить.
Наша гипотеза исследования: процесс психологического консультирования, основанный на специально разработанной программе «Потеря близкого» является эффективным при утрате близкого, подтвердилась.
Подобные работы
- СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В
МУСУЛЬМАНСКИХ СЕМЬЯХ В СОВРЕМЕННОМ ТАТАРСТАНЕ
Бакалаврская работа, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



