Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: спортивный комплексе ГАУ РСШОР «Батыр» (г. Казань).
Выборка: 20 спортсменов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Психологическая характеристика спортивной деятельности борцов 6
1.2. Психологическая адаптация в предсоревновательный период 9
1.3. Волевая подготовка борцов вольного стиля 13
1.4. Воспитание морально-волевых качеств борцов средствами занятий вольной борьбой18
Заключение по 1 главе 24
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 15
2.2. Организация исследования 20
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
3.1. Результаты исходного состояния объекта 38
3.2. Экспериментальный комплекс психологической подготовки борцов вольного стиля 48
3.3 Результаты конечного состояния объекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность. В настоящий момент в деятельности специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва по вольной борьбе сложилась ситуация, когда программный материал, методика и средства обучения переносятся с взрослого контингента в тренировочный процесс детей и юношей.
В таких условиях ранняя специализация обнажила ряд недостатков технико-тактических и психологической подготовки детей и юношей, связанных с недооценкой анатомо-физиологических и психологических особенностей юных спортсменов [4].
Вольный стиль спортивной борьбы отличается от других видов борьбы своей зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества спортсменов. Соревновательная деятельность борцов характеризуется действиями, выполняемыми на фоне сильного психического напряжения. Борцу во время поединка необходимо воспринимать большой объем информации о намерениях и действиях противника, поэтому борцы высокой квалификации обладают исключительно тонким восприятием ситуацией боевой обстановки, точным расчетом времени и дистанции, умением находить нужный момент для проведения технических действий, оптимальным распределением мышечных усилий, оперативным тактическим мышлением [10].
Спортивные специалисты указывают на существенную зависимость физических возможностей человека от свойств типов высшей нервной деятельности (темперамента), следовательно, спортсмены, относящиеся к различным типам темперамента должны идти к высоким спортивным результатам разными путями. Практическое значение также приобретает проблема индивидуализации тренировочного процесса с учетом индивидуально-своеобразных свойств, психики.
Психологические качества подростка находятся в прямой зависимости от свойств нервной системы, силы (слабости) возбудительного и тормозного процессов, деятельности особенностей коры головного мозга. Форма психолого-педагогической готовности к занятиям борьбой зависит от индивидуальных особенностей подростка от темпов и характера физического, интеллектуального и социального развития [8].
Такие условия, как психологическая подготовка, включает психолого-педагогическую готовность, которая формируется под влиянием разных видов подготовки в процессе занятия борьбой. Они могут дать подростку очень много – это гармонизация физического развития, совершенствование двигательных навыков и физических качеств, повышение резервов органзима, работоспособности, сопротивляемости многим заболеваниям.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса психологической подготовки борцов вольного стиля.
Объект исследования: процесс психологического развития и воспитания волевых качеств борцов, занимающихся вольной борьбой.
Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических условий, определяющих эффективность процесса развития волевых качеств борцов, занимающихся вольной борьбой.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение экспериментальных комплексов упражнений улучшат психологическую подготовку борцов, занимающихся вольной борьбой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме психологической подготовки борцов вольного стиля;
2. Разработать и теоретически обосновать комплекс психологической подготовки борцов вольного стиля;
3. Экспериментально проверить эффективность комплекса психологической подготовки борцов вольного стиля;
Методы исследования: анализ-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, математическая статистика.
Практическая значимость заключается в том, что применение комплекса психологической подготовки борцов вольного стиля позволит улучшить соревновательный результат.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, 30 источников литературы и 4 приложений. Работа изложена на 46 страницах, работа содержит 5 таблиц.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:
1. Анализ научно-методической и специальной литературы по проблеме психологической подготовки борцов вольного стиля, позволил выявить, что в основе моделирования психологической подготовки борцов вольного стиля является учет особенностей психофизиологического статуса по группе стабильных и гибких параметров. Результаты исследований свидетельствуют, что гибкие параметры могут быть в определенной степени улучшены в ходе тренировочного процесса, то есть их можно отнести к тренируемым показателям.
2. Нами была разработана программа развития волевых качеств борцов вольного стиля, после учитывания результатов первичной диагностики. Целью нашей программы было развитие волевых качеств борцов вольного стиля.
3. Разработанный нами комплекс психологической подготовки борцов вольного стиля был экспериментально проверен. Работа проводилась в течение шести недель, 3 раза в неделю. Наша программа реализовывалась в форме бесед, лекций и тренировочных занятий, где мы использовали физические упражнения, которые были направлены на развитие физических и волевых качеств, а также были использованы: лекции, беседы, мотивационные ролики и т.д.
В проццессе нашей экспериментальной методики использовался метод – кратковременных напряжений, которые выполнялись повторно сериями, где возрастало число повторений и интервалы между сериями в пределах 5-7 минут. Когда занимающиеся отдыхали, мы использовали упражнения на расслабление. Также использовались упражнения на силу (бег по воде, перетягивание каната и др.), эти упражнения выполнялись в ествестенных условиях.
Психодиагностическую батарею составили следующие методики: опросник «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов), «Опросник для оценки своей настойчивости» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко), методика на выявление уровня социальной смелости (фактор Н из ^PF-опросника Р. Кэттела), «Опросник для самооценки терпеливости» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко), «Опросник для оценки своего упорства» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко).
Итоговые показатели в контрольной и экспериментальной группах изменились. При сравнении данных показателей, мы можем сказать о том, что в экспериментальной группе показатели значительно улучшились, чем в контрольной группе.
Борцы вольного стиля экспериментальной группы, имели более высокие результаты во всех контрольных упражнениях по сравнению с борцами вольного стиля контрольной группы. В конце эксперимента борцы вольного стиля экспериментальной группы превосходят борцов вольного стиля контрольной группы во всех пяти тестах.
Таким образом, реализация разработанной в психолого-педагогическом эксперименте программы развития у занимающихся вольной борьбой волевых качеств, построенной в соответствии с гипотезой о психолого-педагогических условиях их эффективного развития, оказала позитивное влияние на уровень развития силы воли, настойчивости, смелости, терпеливости, упорства.
1. Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М. Гордон. – М.: Физическая культура, 2008. – 256 с. – Текст: непосредственный.
2. Акопян, А.О. / Информационно-аналитическая система научно- методического сопровождения подготовки спортсменов в видах единоборств /; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. – М. : [б.и.], 2002. – 38 с. – Текст: непосредственный.
3. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин – М.: Физкультура и спорт, 2010 – 104 с – Текст: непосредственный.
4. Физическая культура студента:/Под редакцией Ильинича В.И./ - М., 2002, 448 с. – Текст: непосредственный.
5. Железняк, Ю.Д. Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М.: Академия, 2002 – Текст: непосредственный.
6. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002, 480 с – Текст: непосредственный.
7. Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания под ред. Г.Д. Харабуги, – М.: Физкультура и спорт, 2006, – 57 с. – Текст: непосредственный.
8. Давлетшин, В.Т, Ахмадиев, М.Г. Национальная спортивная борьба «Көрәш». Методическое пособие. – Казань, 2003. – 109 с. – Текст: непосредственный.
9. Крайг, Г. Психология развития. – СПБ, изд. Питер. – 2000, 992 с.
10. Дворкин, Л.С. Тренировка как многолетний процесс подготовки к высоким спортивным достижениям: курс лекций для студ. магистр. фак. КГАФК / Л.С. Дворкин, С.В. Новаковский. – Краснодар: [б.и.], 2002. – 328 с. – Текст: непосредственный.
11. Матвеев, П.П. Теория и методика физического воспитания. – М.: Логос, 2002. – 370с – Текст: непосредственный.
12. Лукацкий, М.А. Психология: учеб. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остенкова. – М. :Эксмо, 2007. – С. 247-267. – Текст: непосредственный.
13. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания. – Спб.: Питер, 2004. – 328 с. – Текст: непосредственный.
14. Филин, В.П. Тренировка юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – С. 67-70. – Текст: непосредственный.
15. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека /П. Озеров. – М.: Дубна, 2002. – 402 с. – Текст: непосредственный.
16. Филин,В.П. Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 33 с. – Текст: непосредственный.
17. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд “Мир”, 2004. – 576 с. («Gaudeamus»). – Текст: непосредственный.
18. Теория и методика физического воспитания: Учебник: /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина – 2- е изд., испр. и доп. – М., 2004. – Текст: непосредственный.
19. Сыч, В.Л. Современная система спортивной подготовки / под ред., В.Л. Сыча, Ф.Л. Суслова, Б.Н. Шустина, – М,: Физкультура и спорт, 2009, – 76 с. – Текст: непосредственный.
20. Новаковский, С.В. Теория и методология силовой подготовки детей и подростков / С.В. Новаковский, Л.С. Дворкин. – Ростов-н/Д. : Ростов-н/Д., 2002. – 326 с. – Текст: непосредственный.
21. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский – 3-е изд., – М.: Основы теории и методики воспитания, 2009 – 66 с. – Текст: непосредственный.
22. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю. Д. Железняк. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с. – Текст: непосредственный.
23. Ахмадиев, М.Г, Кадиров, М.К. Татаро-башкирская спортивная борьба «Көрәш». Правила соревнований. – Казань, 2005. –121 с. – Текст: непосредственный.
24. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: теория, методика. В 4-х книгах. Книга 1-я. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 188 с. – Текст: непосредственный.
25. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. / Г.М. Андреева. – Минск: Аспект Пресс, 2001. – Текст: непосредственный.
26. Вайнек, Ю.И. Спортивная анатомия: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Ю.И. Вайнек - М.: Академия, 2008. - 304 с. – Текст: непосредственный.
27. Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учебник для средних и высших учебных заведений по физ. Культуре / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 462с. – Текст: непосредственный.
28. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры: курс лекции. – Екатеринбург, 2004. – 192 с. – Текст: непосредственный.
29. Волков, В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 234 с. – Текст: непосредственный.
30. Еганов, А.В. Теория и методика спортивной тренировки дзюдоистов: монография / А.В. Еганов. – М.: Теория и практика физической культуры, 2014. – 212 с. – Текст: непосредственный.