Объект исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад № 1 «Солнышко» ( г. Макаров, Сахалинская область) .
Есть приложения.
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Общая характеристика проектной деятельности детей дошкольного возраста
1.2. Особенности организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации
1.3. Классификация проектов, используемых в системе дошкольного образования
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1.Изучение опыта организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации
2.2.Содержание и методика организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном этапе развития образования использование проектной деятельности в образовательном процессе получило значительное распространение. Найдя признание в школах, специальных профессиональных образовательных учреждениях, проектирование постепенно распространяется и в дошкольных образовательных организациях. Однако в практике применения воспитателями дошкольных образовательных учреждений можно обнаружить, что происходит подмена проектирования иными видами деятельности, такими как исследовательская, экспериментальная, продуктивная, а то и вовсе учебная.
Проектной деятельностью называют специфический вид деятельности, радикальным образом отличающийся от моделирования, изобразительной деятельности, математической или речевой. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.
Проект определяется как способ организации деятельности, а не ее предмет, из чего следует, что невозможно говорить о занятиях по проектированию.
В дошкольном образовательном процессе проект выступает как метод, способствующий предварительно распланированной и поэтапно осуществляемой практической деятельности с реализацией поставленных целей, помогающий ребенку в освоении окружающей среды организованной педагогами.
В настоящее время для дошкольной образовательной организации проектная деятельность носит характер как инновационная деятельность, имеющая неограниченные возможности, оказывающие развивающее влияние на ребенка, так как активизирует его познавательную деятельность на этапе дошкольного детства.
Тема применения проектной деятельности в воспитательном процессе дошкольного образования становится актуальной, потому что проектная деятельность в значительной степени повышает самостоятельную и познавательную инициативу и активность детей дошкольного возраста, способствует повышению творческого потенциала и совершенствованию логического мышления, формирует умения детей без помощи взрослых. Различными способами отыскивать информацию об интересующем предмете или явлении, применяя полученные знания для построения нового.
Важнее всего, что проектная деятельность превращает образовательную систему дошкольной образовательной организации из обособленной в открытую для активного участия в ней родителей воспитанников, что в очередной раз подчеркивает значимость темы проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации .
Не удивительно, что за последние десятилетия в педагогической науке активно разрабатываются теоритические основы проектной деятельности для конкретных направлений, отдельных образовательных систем, совершенствуются ее технологии, о чем свидетельствуют труды Белкиной. В. Н., Захаровой Т. Н., Голубевой М. В., и др.
Как один из вариантов интегрированного метода обучения дошкольников представляют проектную деятельность ученые: Давыдов Г. Н., Киселева Л. С., Курочкина Н. А., и др.
Объект исследования - проектная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – организация проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – определить содержание и методику организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) Рассмотреть проектную деятельность детей дошкольного возраста как явление и систему;
2) Выявить особенности организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации;
3) Дать классификацию проектов, используемых в системе дошкольного образования;
4) Изучить опыт организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: изучение литературы, изучение педагогического опыта; наблюдение, анализ, обобщение, анкетирование, диагностика.
База исследования – « Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №1»Солнышко» г. Макарова» Сахалинской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Изучение опыта организации проектной деятельности детей, диагностика развития творческих способностей детей, анкетирование, наблюдение; изучение документальных данных; беседа; количественный и качественный анализ полученных данных.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка - дошкольника.
Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В ходе проектной деятельности развиваются и детско родительские отношения.
Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое уже в знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
1.Изучение теоритических основ обеспечило выявление сущности основного понятия данного исследования. Под проектной деятельностью автором исследования понимается сочетание различных, базирующихся на существующих в настоящий момент, возникающих в перспективе интересах ребенка видов независимой деятельности, поведения и опыта.
Проектная деятельность включает, с одной стороны , сотрудничество со взрослыми, а с другой стороны, на регулярно пополняющихся независимых действиях ребенка дошкольного возраста.[41, с. 13].
2.Особенностью проектной деятельности детей дошкольного возраста предъявляется возможность способствовать становлению у детей индивидуальных качеств, развивающихся лишь при обеспечении деятельностного участия, исключая вербализацию усвоения.
Первоочередного утверждения касается коллективных проектов, при наличии ограниченного числа участников коллектива, создающего совместный творческий проект. К вновь образовательным характеристикам относятся способность сотрудничать, чувствуя себя членом команды, принимать и выполнять свои обязанности, неся за них полную ответственность, обсуждать их специфику выполнения, согласовывая результат своей деятельности. С результатом деятельности остальных членов команды, проводить анализ достигнутых результатов, корректировать их при необходимости, согласовывать свои потребности с потребностями других, подчиняя их общему делу [27, с.66].
3.В образовательном процессе современных дошкольных учреждений чаще всего осуществляется следующие типы проектов: исследовательско-творческие, наполненные детским экспериментированием и подачей результатов в виде оформления газет, детского дизайна, постановки драматизации, ролево-игровые , включающие фрагменты творческих игр, позволяющих детям находясь в образе героя сказки, отыскать решение обозначенных проблем;- информационно-практико-ориентированные, включающих поиск и применение детьми необходимой информации, направленной на удовлетворение общественных потребностей, в виде оформления дизайна группы или создания витража и др.;- творческие, в итоге котрорых появляется и осуществляется программа детского праздника, например « Неделя театра».
4.Изучение опыта применения проектной деятельности в образовательном процессе МБДОУ № 1 «Солнышко» позволил утверждать что такая деятельность осуществляется воспитателями по всем направлениям развития ребенка, что дает эффективные положительные результаты, как в достижении детьми необходимого уровня освоения программы, так и в работе с их родителями. Приближая их к роли полноправных участников образовательного процесса. Проектная деятельность реализуется активно в группах различной возрастной категории.
5.Организация проектной деятельности предусматривает высокий уровень педагога в овладении технологий проектирования. Постоянный профессиональный рост и саморазвитие в направлении совершенствования умений продуктивно сотрудничать с творческой командой, увлекать участников проекта, мотивировать их на результативную деятельность, выполнять свою работу на каждом их этапе проекта, соблюдать требуемые указания к применению этого метода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Реализация проектной деятельности детей дошкольного возраста предусматривает совершенствование позиции педагога. Из носителя готовых знаний он трансформируется в сопровождающего познавательной исследовательской деятельности своих воспитанников, что влечет улучшение психологического климата в группе в целом, создает условия для творческого развития каждого ребенка дошкольного возраста.
1. Арнаутова, Е. П. Приобщение детей и взрослых к общекультурным и семейным ценностям посредством вовлечения в проектную деятельность / Е. П. Арнаутова, Е. С. Рычагова, И. Н. Воробьева // Детский сад от А до Я. – 2022. – № 2. – С. 14–22.
2. Бабко, С. Ю. Проект как наиболее эффективная инновационная технология ознакомления старших дошкольников с историей, культурой и традициями России / С. Ю. Бабко // Дошкольная педагогика. – 2021. – № 3. – С. 7–8.
3. Белая, К. Как организовать исследовательскую проектную деятельность детей. Паспорт проекта на тему космоса / К. Белая, Е. Каралашвили, Л. Павлова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2020. – № 3. – С. 44–49.
4. Белая, К. Как организовать творческий проект с детьми. Паспорт проекта / К. Белая, Е. Каралашвили, Л. Павлова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2020. – № 5. – С. 56–61.
5. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 170 с. – (Университеты России).
6. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы : метод. пособие / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – Москва : Цветной мир, 2013. – 144 с. – (Современный детский сад).
7. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : для работы с детьми 5–7 лет : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика–Синтез, 2008. – 112 с.
8. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 208 c.
9. Власов, Д. В. Проект "Проектная деятельность – двигатель качества образования дошкольников" / Д. В. Власов, А. Ю. Виноградова // Детский сад от А до Я. – 2022. – № 3. – С. 37–47.
9. Воронина, Л. В. Роль метода проектов в развитии креативности старших дошкольников / Л. В. Воронина, Ю. С. Толмачева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 141–145.
10. Горшкова, Е. Паспорт проекта с детьми о народной культуре и конспект итогового занятия / Е. Горшкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2023. – № 3. – С. 56–64.
11. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 437 с. – (Образовательный процесс).
12. Евтюгина, А. А. Метод проектов в эстетическом воспитании и художественном образовании / А. А. Евтюгина, Т. В. Худышкина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2017. – № 2. – С. 70–77.
13. Захарова, М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети / М. А. Захарова, Е. В. Костина. – Москва : Школьная Пресса, 2010. – 64 с. – (Мастер-класс педагогов ДОУ).
14. Зебзеева, В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей : обзор программ дошкольного образования / В. А. Зебзеева. – Москва : Сфера, 2009. – 125 с. – (Программы ДОУ).
15. Ильина, Т. Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. / Т. Н. Ильина // Управление ДОУ. – 2008. – № 1. – С. 75–77.
16. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / Под общей ред. А. И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Сфера, 2006. – 491 c.
17. Каченовская, Л. А. Как познакомить дошкольников с элементами исследования в проектной деятельности / Л. А. Каченовская, С. В. Козлова // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. – 2022. – № 1. – С. 67–70.
18. Кечайкина, А. А. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством проектной деятельности / А. А. Кечайкина, С. В. Алмаева // Детский сад от А до Я. – 2022. – № 1. – С. 96–104.
19. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учебник для академического бакалавриата / Е. Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 454 с. - (Авторский учебник).
20. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 285 с. – (Профессионализм педагога).
21. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании : метод. пособие / Н. А. Кочкина. – Москва : Мозаика–Синтез, 2012. – 72 с. – (Б-ка воспитателя).
22. Креативный ребенок : диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева, И. Г. Тулина, В. А. Шекалов В.А [и др.]. – Москва : Огни, 2013. – 416 c.
23. Кустова, Н. Ю. Алгоритм реализации технологии "Метод детского проектирования" / Н. Ю. Кустова // Дошкольная педагогика. – 2022. – № 9. – С. 8–9._
24. Лаврова, Л. Н. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева. – Москва : Русское слово : Русское слово–учебник, 2019. – 112 с. – (ФГОС дошкольного образования. Мозаичный парк).
25. Левин, Л. Новые пути школьной работы : (Метод проектов) / Л. Левин с предисл. П. Блонского. – Москва : Работник просвещения, 1925. – 89 с.
26. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие": учебно-метод. пособие / И. А. Лыкова. – Москва : Цветной мир, 2014. – 144 с.
27. Майер, А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи /А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. – № 3. – С. 8–12.
28. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общей ред. Л. В. Коломийченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 210 с. – (Образовательный процесс).
29. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 412 с. – (Высшее обpазование).
30. Михайлова-Свирская, Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада : пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. – Москва : Просвещение, 2014. – 95 с. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
31. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л. Д. Морозова. – Москва : Сфера, 2010. – 122 с.
32. На путях к методу проектов. В 4–х т. Сборник [1] / Под ред. Б. В. Игнатьева и М. В. Крупениной. – Москва : Работник просвещения, 1930. – 222 с.
33. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников : учеб. пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО по специальности "Дошкольное образование" / С. Н. Николаева. – 9-е изд., стер. – Москва : Академия, 2016. – 271 с. – (Профессиональное образование).
34. Новикова, Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Д. Новикова // Народное образование. – 2000. – №7. – С. 10–44.
35. Орел, Е. В. Межгрупповой проект "Буктрейлер как средство повышения читательского интереса" / Е. В. Орел, В. Н. Осетрова, Н. Н. Батыгина // Детский сад будущего–галерея творческих проектов. – 2022. – № 8. – С. 16–20.
36. Оськина, Ю. О. Развитие эмоционального интеллекта детей в проектной деятельности в условиях разновозрастной группы / Ю. О. Оськина, Д. К. Бурдихина // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. – 2023. – № 2. – С. 76–80
37. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой родиной : метод. пособие / Н. Г. Пантелеева. – Москва : Сфера , 2015. – 128 с. – (Библиотека воспитателя ; № 3).
38. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение дошкольников / Н. Ю. Пахомова. – Москва : ВАКО, 2019. – 96 с. – (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).
39. Пахомова, Н. Ю. Учебный проект: методология поиска / Н. Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 28–30.
40. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 365 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
41. Попова, Н. И. Метод проектов и школа жизни / Н. И.Попова. – Москва : Новая Москва, 1926. – 54 с.
42. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – Москва : АРКТИ, 2012. – 95 с.
43. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3–7 лет / авт.-сост. Е. А. Румянцева. – Волгоград : Учитель, 2015. – 159 с.
44. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : метод. пособие / Е. О. Смирнова (рук. проекта), Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова [и др.]. – 3-е изд. – Москва : Русское слово : Русское слово–учебник, 2020. – 112 с. – (ФГОС дошкольного образования. ПМК "Мозаичный ПАРК").
45. Райхерт-Гаршхаммер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации : учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер ; под ред. Л. В. Свирской. – Москва : Национальное образование, 2016. – 112 с. – (Вдохновение).
46. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб. пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 121 с. – (Высшее образование).
47. Тебенева, Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1. – С. 64–73.
48. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 7–12.
49. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / О. В. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 155 с. – (Высшее образование).
50. Тюрберт, С. А. Метод проектов: теоретические предпосылки и практика / С. Тюрберт. – Москва : Мир, 1925. – 108 с.
51. Факторович, А. А. Педагогические технологии : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Факторович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 128 с. – (Бакалавр. Академический курс).
52. Федулова, Ю. В. Люблю мое отечество : сб. проектов по патриотическому воспитанию дошкольников / Ю. В. Федулова , О. А. Рогожина, О. Ю. Депутатова. – Москва : Сфера, 2019. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя ; № 7).
53. Юрина, Н. Н. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Юрина, Т. Г. Казакова, И. Н. Курочкина ; под ред.: Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 185 с. – (Бакалавр. Академический курс. Модуль).