Введение 3
Глава 1 Правовая природа договора возмездного оказания услуг в сфере образования 9
1.1 Законодательство, регулирующее отношения по возмездному оказанию образовательных услуг 9
1.2 Понятие, виды, признаки и специфика правового регулирования договора возмездного оказания услуг в сфере образования 17
1.3 Элементы договора возмездного оказания услуг в сфере образования 25
Глава 2 Права и обязанности сторон по договору возмездного оказания услуг в сфере образования 31
2.1 Права и обязанности заказчика и обучающегося по договору возмездного оказания услуг в сфере образования 31
2.2 Права и обязанности исполнителя по договору возмездного оказания услуг в сфере образования 41
Глава 3 Ответственность сторон и порядок разрешения споров по договору о возмездном оказании образовательных услуг 51
3.1 Ответственность заказчика и обучающегося 51
3.2 Ответственность исполнителя 58
3.3 Порядок разрешения споров между сторонами договора о возмездном оказании образовательных услуг 65
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 78
Актуальность и научная значимость исследования обусловлена активным вовлечением образовательных учреждений в рыночные отношения в современных социально-экономических условиях и увеличением количества оказываемых образовательных услуг на возмездной основе, при которых отношения между образовательной организацией или организацией, оказывающей образовательные услуги, и гражданином, намеренным получить образовательную услугу, регулируются договором возмездного оказания образовательных услуг. Рост спроса на образование, реализуемое на возмездной основе, наряду с отсутствием нормативного закрепления в гражданском законодательстве конструкции договора возмездного оказания образовательных услуг, приводит к необходимости детальной проработки гражданско-правового блока данных вопросов: анализа правовой природы отношений по возмездному оказанию образовательных услуг, элементов правовой характеристики договора возмездного оказания образовательных услуг.
Степень разработанности темы исследования характеризуется тем, что долгое время в отечественной правовой литературе вопросы образования не рассматривались учеными-цивилистами по причине отсутствия в них гражданско-правового элемента. До появления в Гражданском кодексе РФ главы, в которой разъяснялись правовые аспекты возмездного оказания услуг, исследования цивилистов были направлены на выявление и обоснование объективных различий между обязательствами по выполнению работ и оказанию услуг, а также на разработку и принятие специальных норм, регулирующих данные отношения. В разработку данных вопросов большой вклад внесли Н.А. Баринов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Я.А. Куник, Е.Д. Шешенин и др. [2; 7; 16; 30; 40]. Введение в действие второй части Гражданского кодекса РФ, оформившей в качестве отдельного вида договор возмездного оказания услуг, привело к новым направлениям научных исследований по различным видам договоров об оказании услуг, не урегулированных нормами Гражданского кодекса РФ. Возрождение платного образования в России стимулировало соответствующие научные исследования по проблематике правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг. Свой вклад в изучение различных аспектов возмездного оказания образовательных услуг вносят ученые-правоведы В.И. Шкатулла, С.В. Куров, К.М. Арсланов, Т.В. Жукова, М.Г. Зарубина, И.С. Кокорин, О.В. Очередько, В.Э. Минаев, С.А. Поликарпов и др. [4; 21; 25; 30; 31; 33; 34; 41; 52; 73]. Не снижая научно-практической значимости ранее выполненных исследований, следует отметить, что в современной гражданско-правовой науке не все аспекты проблемы договора возмездного оказания услуг в сфере образования достаточно исследованы.
Объект исследования - общественные отношения по оказанию образовательных услуг на возмездной основе в сфере образования
Предмет исследования - договор возмездного оказания услуг в сфере образования как современная правовая форма, а также элементы обусловленных им обязательств сторон договора в сфере образования.
Цель исследования - исследование особенностей договора возмездного оказания образовательных услуг и его правового регулирования действующим законодательством.
Задачи исследования:
• изучить законодательство, регулирующее отношения по возмездному оказанию образовательных услуг;
• рассмотреть понятие, виды, признаки и специфика правового регулирования договора возмездного оказания услуг в сфере образования;
• охарактеризовать элементы договора возмездного оказания услуг в сфере образования;
• проанализировать права и обязанности сторон по договору возмездного оказания услуг в сфере образования;
• охарактеризовать специфику защиты прав потребителей по договору возмездного оказания услуг в сфере образования;
• рассмотреть процессуальные особенности и судебную практику защиты прав потребителей по договору возмездного оказания услуг в сфере образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды по общей теории права, конституционному, гражданскому, административному, образовательному праву. В работе использовались труды представителей различных отраслей юридической науки: М.М. Агаркова, А.П. Анисимова, В.А. Белова, О.В. Воробьевой, М.Ю. Козловой, А.Я. Рыженкова, С.А. Чаркина, Т.В. Жуковой, М.Г. Зарубиной, И.А. Зенина, Е.В. Ивановой, М.Ф. Казанцева, И.С. Кокорина, О.В. Очередько, В.Ю. Косицына, О.Ю. Малкина, И.В. Маштакова, В.Э. Минаева, Н.В. Новиковой, А.И. Рожкова, В.Ю. Матвеева, С.А. Поликарпова, Л.В. Саенко, Л.Г. Щербаковой, С.Ю. Стародумовой, Н.С. Цинцадзе, В.И. Шкатуллы и др.
В работе также используются положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, иных нормативных актов гражданского законодательства, Федеральные законы «Об образовании» и «О защите прав потребителей», положения иных нормативных актов законодательства об образовании, материалы опубликованной судебной практики.
Методы исследования - совокупность общенаучных и специальных частноправовых методов исследования. В процессе исследования используются общенаучные теоретические методы исследования: анализ; синтез; индукция; дедукция; аналогия; абстрагирование; обобщение; метод контент-анализа публикаций по проблематике исследования, а также формально-юридический метод, методы историко-правового и сравнительно-юридического анализа.
Положения, выносимые на защиту:
• существует необходимость четкой дифференциации взаимосвязанных понятий, используемых в договорах возмездного оказания услуг в сфере образования: «образовательная услуга», «обучение» и «образование», при которой под образовательной услугой можно понимать деятельность образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, или индивидуального предпринимателя по реализации образовательной программы или ее отдельных компонентов с целью удовлетворения образовательных потребностей потребителя; под обучением можно понимать целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, предусмотренными определенной образовательной программой как планируемыми и полученными результатами ее освоения; под образованием можно понимать общественно значимый, целенаправленный и взаимосвязанный процесс воспитания и обучения в целях когнитивного, личностного и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
• нормы, регулирующие по договору отношения между образовательной организацией или организацией, оказывающей образовательные услуги на возмездной основе, и гражданином - получателем образовательной услуги, входят в структуру субинститута гражданского права и содержатся в различных нормативно-правовых актах в сфере образовательного законодательства;
• под качеством образования и соответственно качеством образовательных услуг, которые являются предметом договора возмездного оказания услуг в сфере образования, можно понимать совокупность характеристик образовательного процесса и результатов образования, обеспечивающих их соответствие требованиям закона и иных правовых актов, освоение определенной образовательной программы обучающимися, удовлетворение их образовательных потребностей и интересов;
• споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении договора о платных образовательных услугах могут разрешаться путем переговоров между сторонами, в претензионном и судебном порядке. «Закон о защите прав потребителей» распространяется в том числе на отношения, вытекающие из договора об оказании платных образовательных услуг, поэтому должен применяться для корректного разрешения споров, в частности для определения объема прав и обязанностей сторон и правильного распределения обязанности доказывания.
Научная новизна исследования заключается в новых подходах в рассмотрении правовой природы договора возмездного оказания услуг в сфере образования; определении содержания дефиниции «образовательная услуга»; дифференциации категорий «обучение» и «образование».
Теоретическая значимость исследования обусловлена определенным вкладом в разработку вопросов о правовой природе договора возмездного оказания услуг в сфере образования как современной правовой форме, а также элементов обусловленных им обязательств сторон договора в сфере образования с теоретической точки зрения. Данный вклад заключается в комплексном выявлении особенностей гражданско-правового регулирования отношений между образовательной организацией или организацией, оказывающей образовательные услуги, и гражданином, намеренным получить образовательную услугу, обобщении различных положений и понятий предмета исследования, рассмотренных в различных отраслях современного права, в том числе разработке теоретических положений на основании изученного материала, предрасположенных к совершенствованию правового регулирования отношений субъектов образовательной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данного исследования могут быть полезны в части разъяснения особенностей, связанных с правовым положением, способами защиты прав потребителей по договору возмездного оказания услуг в сфере образования, и могут быть использованы в практической деятельности правоприменительных органов, судов, в методических рекомендациях вузов для ознакомления студентов, при преподавании учебных курсов, рассматривающих данную тему исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием научных методов познания, позволившим достичь содержательного соответствия результатов исследования отдельным положениям, опубликованным в монографических и иных работах, выполненных в науке гражданского права, а также образовательного права по вопросам правовой природы договора возмездного оказания услуг в сфере образования; согласованностью авторской позиции относительно различных аспектов защиты прав потребителей по договору возмездного оказания услуг в сфере образования основам российского законодательства.
Личный вклад автора заключается в непосредственном участии в определении цели работы и постановке задач исследования, активном участии в обсуждении результатов диссертации, написании статей и тезисов докладов. Результаты, приведенные в данной диссертационной работе, неоднократно докладывались автором на научно-практических конференциях.
Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством представления сформулированных в исследовании выводов на научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образовательной практики», Тверь, 31 января 2021 г.; II Всероссийская научно -практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образовательной практики», Тверь, 31 января 2022 г.
Структура магистерской диссертации состоит из титульного листа, содержания, введения, трёх глав, раскрываемых двумя-тремя параграфами в каждой главе, заключения и списка литературы. Общее количество страниц работы составляет 87 страниц.
Подводя итоги проведенного исследования в магистерской диссертации договора возмездного оказания услуг в сфере образования, можно сделать ряд выводов.
Относительно вопроса о законодательстве, регулирующем отношения по возмездному оказанию образовательных услуг, мы можем сделать вывод о том, что рассмотрение вопроса о правовом регулировании получения платного образования должно осуществляться на основе принципа комплексности. Под комплексностью в данном контексте мы понимаем учет гражданско-правовых норм о возмездном оказании услуг, а также норм, содержащихся в законодательстве об образовании. Нормативное регулирование отношений в ходе предоставления платных образовательных услуг осуществляется также локальными актами субъектов образовательной деятельности, которые являются исполнителями в исследуемом договоре. Данные локальные акты разрабатываются на основании положений Закона об образовании, нормативно-правовых актов соответствующих Министерств и ряда других ведомств.
Исследуемые договоры относятся к двусторонним взаимным договорам, поскольку каждая и исполнитель и заказчик в данных договорах обладают правами и должны выполнять соответствующие этим правам обязанности. Так, право заказчика вызывает обязанность исполнителя оказать образовательные услуги, а право исполнителя на оплату оказываемых по договору платных образовательных услуг, вызывает обязанность обучающегося или его представителя оплачивать оказываемые образовательные услуги. Данные договоры являются договорами, заключающимися по воле сторон, т.е. они относятся к свободно заключаемым договорам. Данный договор по способу заключения является договором присоединения, поскольку субъект, имеющий потребность получить образование, заключает данный договор на заранее разработанных исполнителем условиях, указанных в содержании договора. Анализ специфики договора позволяет сделать вывод о том, что он является самостоятельным видом договора возмездного оказания услуг. Исследуемый договор относится к возмездным, консенсуальным, свободно заключаемым договорам, отличительными признаками которого являются его потребительский и фидуциарный характер, специфичный субъектный состав и объект воздействия (когнитивная и личностная сфера человека).
Сторонами договора являются заказчик и исполнитель. Исполнитель (образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, индивидуальный предприниматель) может заключить договор: с обучающимся-потребителем образовательных услуг (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего липа), физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить образовательную услугу. Под образовательной услугой можно понимать деятельность образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, или индивидуального предпринимателя по реализации образовательной программы или ее отдельных компонентов с целью удовлетворения образовательных потребностей потребителя. Форма и содержание договора разрабатывается исполнителем на основе действующего гражданского законодательства, Закона об образовании и Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ.
Права заказчиков (юридических и физических лиц) по договору определены в наиболее общем виде федеральном законодательством и включают право на получение полной информации об оказываемых образовательных услугах (о результативности образовательного процесса, о всех документах и нормативных актах, регламентирующих образовательную деятельность и т.п.); право расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии компенсации исполнителю понесенных им расходов. Что касается прав обучающихся, то в договор, как правило, включаются все академические права, предусмотренные федеральным законодательством (право на получение полной многоаспектной информации об образовательной деятельности, о результативности своей учебной деятельности и критериях ее оценивания, право на пользование информационными и материально-техническими ресурсами исполнителя, необходимыми для освоения образовательной программы) в объеме, определенном в договоре и т.п.), право расторгнуть договор при условии возмещения понесенных расходов исполнителя и др. Заказчик и/или обучающийся обязаны своевременно и в полном объеме оплачивать оказываемые исполнителем образовательные услуги, соблюдать правила внутреннего распорядка и иные нормативные акты исполнителя, регламентирующие образовательную деятельность, а также условия договора.
Права исполнителя по договору по действующему законодательству включают право самостоятельно реализовывать образовательную деятельность, выбирать и применять методы и технологии обучения, учебные программы и планы, порядок аттестации обучающихся и пр., применять меры поощрения и взыскания к обучающемуся в зависимости от результативности его учебной деятельности, право расторгнуть договор в предусмотренных законом и договором случаях. Исполнитель обязан предоставить заказчику и/или обучающемуся полную и всестороннюю информацию об оказываемых образовательных услугах, принимать оплату за образовательные услуги в соответствии с договором, организовать и обеспечить надлежащее исполнение образовательных услуг по договору, обеспечить обучающемуся условия для освоения выбранной образовательной программы, уважение его человеческого достоинства, защиту от любых форм физического и психологического насилия, оскорбления и пр. При этом под надлежащем исполнении образовательных услуг можно понимать обеспечение качества образования, которое определяется как совокупность характеристик образовательного процесса и результатов образования, обеспечивающих их соответствие требованиям закона и иных правовых актов, освоение определенной образовательной программы обучающимися, удовлетворение их образовательных потребностей и интересов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств заказчик образовательных услуг может нести ответственность в виде выплаты неустойки (штрафа, пени), убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами. Для требования неустойки (штрафа, пени) достаточно факта неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства. Одновременное применение неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами за одно и то же нарушение обязательства возможно только в том случае установления по закону или договору штрафной неустойки. Мерами ответственностью обучающегося за нарушение Устава исполнителя, невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и пр. могут быть выговор, строгий выговор, отчисление из образовательной организации.
Ответственность исполнителя по договору о платных образовательных услугах представлена преимущественно мерами гражданско -правовой ответственности, выполняющими компенсационную и стимулирующую функции, носящими в основном имущественный характер, и заключающимися в возмещении убытков заказчику, либо во взыскании в его пользу денежных сумм (неустойки (штрафа, пени)) или имущества, либо в денежной компенсации морального вреда, который может быть причинен нарушением прав другой стороне исследуемого договора. Требования о взыскании убытков подлежат удовлетворению только в том случае, если: доказан факт нарушения обязательства; подтверждено наличие и размер убытков; имеется причинно-следственная связь между фактом нарушения обязательства и причиненными убытками.
Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении договора о платных образовательных услугах могут разрешаться путем переговоров между сторонами. Стороны могут принимать меры к их разрешению в претензионном порядке, под которым понимается примирительная процедура между спорящими сторонами, осуществляемая посредством предъявления претензии и ответа на нее. Если в договоре предусматривается досудебное урегулирование, необходимо установить форму письменного обращения между сторонами, сроки урегулирования спора и ответа. В случае невозможности разрешения разногласий в претензионном порядке разногласия передаются на рассмотрение суда в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Закон о защите прав потребителей распространяется в том числе на отношения, вытекающие из договора об оказании платных образовательных услуг, поэтому должен применяться судом для правильного разрешения споров: для определения объема прав и обязанностей сторон и правильного распределения обязанности доказывания.
1. Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования [Электронный ресурс]: URL: https://www.mnogobook.rU/nauka_obrazovanie/ yurisprudentsiya/176701/fulltext.htm (дата обращения: 01.04.2022).
2. Анисимов А.П. Гражданское право России. Общая часть: учебник для вузов / А.П. Анисимов, М.Ю. Козлова, А.Я. Рыженков; под общей редакцией А.Я. Рыженкова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 435 с.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
4. Арсланов К.М. Договор возмездного оказания услуг в системе гражданско-правовых договоров // ВЭПС. 2007. № 1. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dogovor-vozmezdnogo-okazaniya-uslug-v-sisteme-grazhdansko-pravovyh-dogovorov-1 (дата обращения: 16.10.2020).
5. Арсланов К.М. К вопросу о правовой природе договора возмездного оказания услуг // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. № 4. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovoy-prirode-dogovora-vozmezdnogo-okazaniya-uslug (дата обращения: 16.10.2020).
6. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А. Методология исследования эффективности смешанных образовательных технологий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (165). С. 26-31.
7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. [Электронный ресурс]: URL: http://library.nlu.edu.ua/POLN_TEXT/KNIGI/DOGOVOR_KN_1.htm (дата обращения: 05.03.2022).
8. Буренина В.И., Минакова А.И. Правовое регулирование деятельности по оказанию платных образовательных услуг образовательных учреждений высшего профессионального образования // ЮП. 2014. № 3 (64). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-po-okazaniyu-platnyh-obrazovatelnyh-uslug- obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-vysshego-professionalnogo (дата обращения: 16.10.2020).
9. Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2003. № 4. С. 12 - 24.
10. Войтович К.В. Оказание образовательных услуг как вид предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2012. № 3. С. 32-36.
11. Волкова М.А. Эффективность формирования системы права в современных условиях // История государства и права. 2013. № 16. С. 30-32.
12. Волчанская Л.М. Исполнение договора об оказании платных образовательных услуг // Право и образование. 2014. № 1. С. 17-23.
13. Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 179 с.
14. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения: 04.03.2022).
15. Гражданский кодекс РФ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
...