Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Научно-популярный проект «#Ошибки_нет» в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг “Есть talk!”» (творческая работа)

Работа №118317

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Популяризация русского языка в публикациях СМИ: история развития и современное состояние 8
1.1 Популяризация русского языка в сми 8
1.2 Сетевые СМИ как площадка для популяризации русского языка 19
Глава 2 «#Ошибки_нет» - научно-популярный проект в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг “Есть talk!” 26
2.1 Концепция проекта «#Ошибки_нет» 26
2.2 Анализ цикла авторских материалов проекта 39
Заключение 47
Список используемой литературы и используемых источников 50

По результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения от 2018 года 58 процентов опрошенных россиян хотели бы повысить свой уровень грамотности [12]. Большинство из них - представители молодежи в возрасте от 17 до 24 лет. Исследование ВЦИОМ от 6 марта 2019 года, посвященное чистоте русского языка, показало, что 68 процентов россиян считают важным оберегать язык и бороться всеми доступными средствами за его чистоту [10]. В этом же году была утверждена федеральная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов РФ». На ее реализацию в период до 2025 году будет направлено 7,4 млрд рублей. Ее целевое назначение заключается в формировании единого электронного образовательного пространства, изучении и совершенствовании «русского языка как родного, как неродного, как иностранного для граждан независимо от места их проживания» [10].
В 2021 году в восемнадцатый раз прошла просветительская акция «Тотальный диктант», направленная на популяризацию русского языка. В акции приняли участие 675 198 человек [50], количество участников в сравнении с 2020 годом увеличилось почти в 2,5 раза, что подтверждает готовность русскоговорящих людей повышать свой уровень грамотности и проверять свои знания русского языка.
Перечисленные причины служат обоснованием актуальности данного исследования и, как следствие, создания научно-популярного проекта «#Ошибки_нет», посвященного популяризации русского языка преимущественно в молодежной среде.
Объект выпускной квалификационной работы - популяризация русского языка в публикациях СМИ.
Предметом работы выступает цикл авторских публикаций, посвященных популяризации русского языка.
Цель выпускной квалификационной работы - подготовка авторских материалов для научно-популярного проекта «#Ошибки нет», посвященного популяризации русского языка, в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг “Есть talk!”».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать теоретический и практический материал по теме популяризации русского языка в СМИ;
2) разработать концепцию авторского проекта «#Ошибки_нет»;
3) подготовить авторские материалы проекта «#Ошибки_нет» для сетевого издания «Молодежный медиахолдинг „Есть talk!“» в соответствии с разработанной концепцией;
4) провести анализ цикла авторских материалов с точки зрения достижения цели и реализации задач, сформулированных в концепции.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды о типологизации интернет-СМИ следующих исследователей интернет- СМИ:А. И. Акопова «Глобальное средство массовой информации» [1], «Типологические признаки сетевых изданий» [2], «Электронные сети как новый вид СМИ» [3], М. М. Лукиной «СМИ в пространстве интернета» [37] и А. А. Калмыкова и Л. А. Кохановой «Интернет-журналистика» [25].
Особенности научно-популярной журналистики изучались по работам следующих экспертов журналистики: Баканова Р. П. «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» [5], «Современная научно-популярная журналистика в России: поиск новых форм взаимодействия с аудиторией» [6], Кириллина К. А. «Формы и методы популяризации науки в российских СМИ» [26] и А. Г. Сергеева «Стратегии научной популяризации в России» [46].
Понятие «инфотейнмент» изучалось по работам исследователей журналистики: Е. Л. Вартановой «Медиаэкономика зарубежных стран» [9], Б. Н. Лозовского «Журналистика и средства массовой информации» [34].
Концепция проекта, направленного на популяризацию русского языка, разрабатывалась с опорой на работу И. М. Дзялошинского «Концепция современного периодического издания» [16].
Были использованы следующие методы: библиографический метод для отбора и анализа научных и учебных источников информации по теме популяризации русского языка в СМИ, метод контент-анализа для анализа успешных сетевых медиапроектов о русском языке и выявления их проблематики, метод проектирования для разработки концепции научно-популярного проекта «#Ошибки_нет», посвященного русскому языку. Структурно-семантический и прагматический виды анализа были использованы, чтобы проанализировать авторские материалы на предмет оценки содержательно-формальных характеристик.
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы строилась на изучении медиапроектов о русском языке сетевых изданий, как имеющих научно-популярную специализацию, так и не имеющих таковой: подкаст «Розенталь и Гильденстерн» [41] общественно-политического издания «Медуза», Раздел «Грамотность на меле» [14] сетевого издания «Мел», мультимедийный проект «Русский язык от от «гой еси» до «лол кек»» [44] просветительского онлайн-проекта Arzamas и темы «Русский язык» [43] и «Филология» [57] научно-популярного сетевого издания «ПостНаука».
Основным критерием отбора эмпирической базы являлось наличие на сайте издания рубрики, раздела или проекта, направленного на популяризацию русского языка и повышение уровня грамотности аудитории.
Хронологические рамки исследования включают период с 15 февраля по 30 апреля 2021 года. Данный временной промежуток является достаточным для анализа материалов вышеперечисленных сетевых изданий, обобщения результатов и выявления общих характеристик научно-популярных материалов о русском языке.
Практическая значимость работы заключается в повышении уровня информированности молодых людей о теме русского языка, посредством подготовки авторских материалов о различных явлениях, происходящих с русским языком, а также в повышении их уровня грамотности.
В соответствии с целью и задачами структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и источников. Во введении описываются актуальность, объект, предмет, цель и задачи, практическая значимость, эмпирическая база и структура работы.
В первой главе «Популяризация русского языка в публикациях СМИ: история развития и современное состояние» систематизируются исторические знания о популяризации русского языка в средствах массовой информации, сетевые СМИ рассматриваются как площадка для распространения знаний о русском языке в современном мире.
Во второй главе «#Ошибки_нет» - научно-популярный проект в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг “Есть talk!”» проводится анализ крупных медиапроектов, направленных на популяризацию русского языка, создаваемых как в научно-популярных, так и неспециализированных СМИ. Также разрабатывается концепция проекта «#Ошибки_нет», проводится анализ авторских материалов проекта на предмет соответствия целям и задачам проекта
В заключение выпускной квалификационной работы делаются выводы по итогам проделанного исследования. В списке использованной литературы представлены 62 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс популяризации русского языка в средствах массовой информации начался в XVIII веке в то же время, когда появились первые печатные массовые издания. В периодике того времени появлялись первые публикации посвящённые темам русского языка, словесности и литературы.
Повышению уровня грамотности аудитории способствовало не только распространение печатного слова самого по себе, но и популяризация русского языка посредством создания специализированных изданий на эту тему, таких как «Собеседник любителей российского слова», «Литературная газета» или «Русское слово». На протяжении двух столетий тема русского языка в публикациях средств массовой информации была неразрывно связана с общественно-политическими и культурными проблемами общества того времени.
Проведение в СССР кампании по ликвидации безграмотности, начавшейся в 1919 году, привело к высокому росту грамотности населения страны - уже к 1939 году грамотность населения составляла более 89 процентов. Это стало возможным благодаря массовому распространению печатной информации, адресованной широкой аудитории и малограмотному читателю.
В ХХ веке с развитием телевидения и радио расширились и возможности распространения знания о русском языке. Появились теле- и радиопередачи о грамотности, адресованные не только взрослой, но и детской аудитории.
В современной России повышение уровня грамотности русскоговорящих людей и распространение знаний о нём по-прежнему остается важной задачей, что подтверждается государственными инициативами о популяризации русского языка. Проекты, направленные на решение этих задач, встречаются во всех видах СМИ: на телевидении, радио, в газетах и в интернете. Практически постоянный доступ россиян к сети Интернет, технологические возможности создания и распространения небанального, интерактивного контента, сочетающего в себе информирование и развлечение, делают интернет отличной площадкой для популяризации русского языка.
В крупных сетевых изданиях, как научно-популярных, так и неспециализированных, встречаются медиапроекты, направленные на популяризацию русского языка. Они отвечают потребностям аудитории в качественном контенте, сочетающем развлечение и информирование, а потому пользуются популярностью среди аудитории.
Большинство студенческих сетевых изданий, судя по проанализированному в работе контенту, не ставят перед собой задачу продвижения знаний о русском языке и повышения грамотности своей аудитории, несмотря на существующий у молодых людей запрос на повышение их грамотности. Это стало причиной создания концепции научно-популярного проекта о русском языке «#Ошибки_нет». Автор проекта обращает внимание аудитории на типичные ошибки, которые часто допускают носители русского языка, объясняет различные языковые явления и феномены, то есть популяризует русский язык среди молодежи.
Целевой аудиторией проекта «#Ошибки_нет» являются молодые люди 16-25 лет, студенты, которые стремятся разобраться в теме русского языка. Поэтому площадкой для реализации проекта стал сайт молодежного медиахолдинга «Есть talk!» ТГУ talk-on.ru, основную аудиторию которого составляют молодые люди старше 16 лет.
В соответствии с концепцией проекта были подготовлены авторские материалы, посвященные различным процессам, происходящим с современным русским языком - влияние интернета на русский язык, нарочитая безграмотность пользователей социальных сетей, речевые штампы, частые ошибки русскоговорящих людей в теме еды и особенности языка рекламы. Подбор тем, хорошо знакомых аудитории проекта, реализует поставленные задачи: привлечение аудитории к проблемам русского языка, использование лёгкой формы подачи материала, установлению контакта с аудиторией и повышению уровня её грамотности.
Всего было подготовлено 23 медиаматериала. Из них пять авторских материалов: «#Ошибки_нет: Вся правда об олбанском языке, или Почему мы пишем с ошибками», «#Ошибки_нет: Интернет-язык», «#Ошибки_нет: Слова, которые мы_ едим», «#Ошибки_нет: Речевые полуфабрикаты» и «#Ошибки_нет: Почему реклама такая въедливая?».
Печатные материалы проекта имеют единую структуру, которая подразумевает последовательное раскрытие темы от момента возникновения проблемы или явления и до её нынешнего состояния. Печатные материалы проекта состоят из следующих смысловых блоков: «Вместо предисловия», «История вопроса», «Время настоящее», «Любопытно, но факт» или «Есть факт», «Слово экспертам», «Вместо выводов» и «Безошибочный список». Телевизионные материалы проекта также строятся по этой структуре - явление описывается в хронологической последовательности, затем следует какой-то неочевидный факт, иллюстрирующий проблему, а затем даётся комментарий эксперта по теме.
Таким образом, цель, сформулированную при разработке концепции проекта, можно считать достигнутой. Поскольку все материалы структурированы единообразно и являются релевантными, это делает возможным привлечение молодежной аудитории к теме русского языка. Что также свидетельствует о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнуты, а её задачи решены.


1. Акопов А. И. Глобальное средство массовой информации // Мир медиа XXI. 1999. № 1. С. 36-41.
2. Акопов А. И. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник РГУ. 2000. № 1. С. 42-44.
3. Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. 1998. № 3. С. 43-51.
4. Антонова С. Г., Соловьев В. И., Ямчук К. Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М. : Изд-во МГУП,1999. 256 с.
5. Баканов Р. П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика». Казань : Казанский ун-т, 2010. 283 с.
6. Баканов Р. П. Современная научно-популярная журналистика в России: поиск новых форм взаимодействия с аудиторией // Мультимедийная журналистика: сб. науч. трудов ; под общ. ред. канд. филол. наук доцента В. П. Воробьева. Минск : БГУ, 2018. С. 129-134.
7. Батманова С. Г. К вопросу определения понятия сетевых СМИ // Научно-культурологический журнал RELGA. 2004. № 10(100). URL: http: //www.relga.ru/Environ/W ebObj ects/tgu- www.woa/wa/Main?textid=261 &level 1 =main&level2=articles. (дата обращения: 20.04.2020).
8. Берков П. Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750­1765. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1936. 324 с.
9. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М. : Аспект Пресс, 2003. 334 с.
10. Великий и могучий: россияне о чистоте русского языка [Электронный ресурс] : Всероссийский центр измерения общественного мнения официальный сайт. URL: https://wciom.ru/analytical- reviews/analiticheskii-obzor/velikij-i-moguchij-rossiyane-o-chistote-russkogo- yazyka- (дата обращения: 05.04.2021).
11. Виноградов В. В. Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка. М. : изд-во Акад. Наук СССР, 1958. 138 с.
12. ВЦИОМ: большинство россиян оценивают свое знание русского языка на «хорошо» и «отлично» [Электронный ресурс] : Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/5262940 (дата обращения 05.04.2021).
13. Горький М. Статьи, речи, приветствия. М. : Гос. изд-во худож. лит., 1929-31. 520 с.
14. Грамотность на «Меле» [Электронный ресурс] : Мел. URL: https://mel.fm/author/gramotnost-na-mele (дата обращения 04.05.2021).
15. Декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. 26 декабря 1919 Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 1. Л. 38-40 [Электронный ресурс] : Федеральное архивное агентство. URL: http://proj ects. rusarchives. ru/statehood/08-41 -dekret-bezgramotnost-1918. shtml/ (дата обращения: 12.03.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ