Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 6
1.1 Содержание и направленность тренировочного процесса юных футболистов 6
1.2 Методологические аспекты тактической подготовки юных футболистов 9
1.3 Значение технико -тактических действий при подготовке футболистов 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Организация исследования 20
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ 22
3.1 Распределение интенсивности нагрузки упражнений игрового характера в тренировочном процессе юных футболистов 12-13 лет 22
3.2 Результаты физической и технической подготовленности юных футболистов 12-13 лет в процессе педагогического эксперимента 25
3.3 Эффективность технико-тактических действий юных футболистов 12-13 лет 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность исследования. Пристальное внимание к развитию футбола в нашей стране обусловлено проведением Чемпионата мира 2018 по футболу в России. Важнейшей ролью является подготовка резервов по футболу в стране с задачами повышения футбольного мастерства.
Главная цель каждого тренера-преподавателя по футболу найти или создать методику для обучения и воспитания юных футболистов, которые позволили бы им иметь уверенность в своих силах и роста прогресса для достижения наивысших результатов в спорте. Формирование тактических знаний одна из главных задач в современном футболе, так как практически невозможно выигрывать на соревнованиях из -за одного футболиста, ведь футбол является командной игрой. Тактическая подготовка состоит из двух элементов, таких как теоретическая и практическая. Теоретическая часть включает в себя знание правил, базовых систем и их вариаций, усвоение индивидуальных средств тактики. Практическая часть включает в себя обучение и совершенствование командных тактических действий.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования: тактическая подготовка юных футболистов в возрасте 12-13 лет.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что процесс тактической подготовки позволит улучшить результаты в соревновательной деятельности.
Цель исследования: совершенствовать тактическую подготовку в игровых ситуациях у юных футболистов в возрасте 12-13 лет в футбольном клубе «Импульс» г.о. Тольятти.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности тактической подготовки в учебном тренировочном процессе юных футболистов в возрасте 12-13 лет.
2. Совершенствовать методику тактической подготовки юных футболистов в возрасте 12-13 лет.
3. Оценить эффективность методики совершенствования тактической подготовки юных футболистов во время соревновательной деятельности.
Новизна работы: В ходе совершенствования тактической подготовки были внедрены: изолированный метод и метод приближенный к игровым ситуациям на соревнованиях.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что тактическая подготовка у футболистов с юного возраста одна из важнейших частей подготовки, которая способствует улучшению в показателях соревновательной деятельности.
Практическая значимость: используя в учебно -тренировочном процессе методику совершенствования тактической подготовки изолированного метода и метода игровых ситуаций, улучшились результаты в соревновательной деятельности юных футболистов 12-13 лет.
В заключении исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. По мере освоения задачи научиться играть на определенных местах в различных игровых ситуациях юным футболистам следует приступить к разучиванию командных, групповых тактических действий и различных тактических комбинаций. Для овладения конкретными тактическими действиями на занятиях с юными футболистами рекомендуется применять игровые упражнения, при помощи которых можно развить тактические умения, проработать вопросы взаимопонимания и взаимосвязи игроков внутри команды. В ходе учебно -тренировочного процесса необходимо создавать условия, которые будут схожими с игровыми ситуациями на соревнованиях. Подобные методические приемы в процессе подготовки юных футболистов к соревновательной деятельности подготовит любой квалифицированный тренер -преподаватель самостоятельно, но выполнять их следует с учетом физиологических особенностей и функциональных возможностей организма спортсмена, его психологических особенностей. Из - за неправильного построения тренировочных занятий в учебно - тренировочном процессе и дозировки упражнений возможны отрицательные показатели в соревновательной деятельности.
2. В процессе методики совершенствования тактической подготовки юных футболистов программа подготовки включала в себя два занятия в день, утром и вечером. Утренние занятия проводились по традиционной методике, а в вечерние занятия в тренировочном процессе внедрялись специально разработанные игровые упражнения, они использовались в основной части тренировки. С апреля по март было проведено 8 тренировочных микроциклов, в которых вошли 48 занятий с комплексом разработанных игровых упражнений для юных футболистов 12-13 лет, получилось по 6 тренировочных занятий в каждом микроцикле, разработанного комплекса.
3. В соревновательной деятельности футболист выполняет сложные технические действия в условиях отсутствия достаточного времени и больших физических и психологических нагрузок. В большей степени отслеживается негативные, эмоциональные переживания у юных футболистов, которые не имеют достаточного соревновательного опыта. Нередко наблюдается, что футболист, показывающий на тренировках 90-100% результативности точных ударов и игровых моментов, в эпизодах соревновательной борьбы проявляет только 20-50% положительных действий. В учебно-тренировочном процессе следует создавать условия, которые будут похожи на соревновательную борьбу, но полагаться нужно на физиологические особенности и функциональные возможности организма юных футболистов, психологические реакции на специальные упражнения.
4. Использование специальных игровых упражнений, которые направлены на развитие юных футболистов экспериментальной группы в комплексе, способствуют развитию физической подготовленности: общая выносливость (12-ти минутный бег) на 14,7% (р<0,05); специальная выносливость (челночный бег 7x50м) - на 8,6% (р<0,05); стартовая скорость (бег 10 м) на 5,6% (р<0,05); физическая работоспособность (тест PWC170) на 13,3% (р<0,05). Технико-тактические показатели в соревновательной деятельности юных футболистов говорят нам о том, что половина технического брака (52,4%) преобладает в количественно-качественных результатах действий в защите с 18-ой по 29-ую минуту второй половины игры. Количество технико-тактических действий ухудшаются ближе к концу матча (с 64-ой по 73-ую минуты) с 19,8 до 13,4%, что указывает на низкий уровень подготовленности игроков.
1. Ахметов А. М. Теоретический курс по дисциплине «Физическая культура» [Электронный ресурс]: лекции / А. М. Ахметов. - Набережные Челны: РИО НИСПТР, 2013. - 213 с.
2. Белова Ю. В. Теория и технология физического воспитания детей [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Ю. В. Белова. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 111 с.
3. Бойко О. Я. Футбол : метод. пособие для тренеров и специалистов по адапт. физ. культуре. Ч. 1. Воспитание юного футболиста / О. Я. Бойко, Т. Р. Жуков, И. А. Швыков ; [под ред. О. Я. Бойко]. - [Екатеринбург] : ДИСпО- центр, [2015]. - 167 с.
4. Бойко О. Я. Футбол : метод. пособие для тренеров и специалистов по адапт. физ. культуре. Ч. 2. Тренируемся - соревнуемся - побеждаем! / О. Я. Бойко, Т. Р. Жуков, И. А. Швыков; [под ред. О. Я. Бойко]. - [Екатеринбург]: ДИСпО-центр, [2015]. - 159 с
5. Ветков Н. Е. Спортивные и подвижные игры [Электронный ресурс] : учеб. - метод. пособие / Н. Е. Ветков. - Орел: МАБИВ, 2016. - 126 с.
6. Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики [Электронный ресурс]: практикум : учеб. пособие / Г. Ф. Вечорко. - Минск : Тетралит, 2014. - 271 с.
7. Воспитание силы и быстроты [Электронный ресурс] : учеб. -метод. пособие / Л. А. Аренд [и др.] ; под общ. ред. Г. П. Галочкина. - Воронеж: Воронеж. ГАСУ, 2013. - 177 с.
8. Голомазов С. В. Футбол [Электронный ресурс] : основы и организация тренировки точности технических приемов : метод. разработки для слушателей Высшей Школы Тренеров / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - Москва : ТВТ Дивизион, 2013. - 50 с.
9. Голомазов С. В. Футбол [Электронный ресурс] : передачи мяча по навесной траектории : [метод. разработки] / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва, Бен Саид Нуреддин. - Москва: ТВТ Дивизион, 2013. - 43 с.
10. Голомазов С. В. Футбол [Электронный ресурс] : техника, тактика и тренировка вбрасывания мяча из -за боковой линии: [метод. разработки] / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - Москва : ТВТ Дивизион, 2013. - 33 с.
11. Губа В. П. Теория и методика футбола [Электронный ресурс]: учебник / В. П. Губа, А. В. Лексаков ; [под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова]. - 2-е изд., [перераб. и доп.]. - Москва: Спорт , 2018. - 621 с.
12. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов [Электронный ресурс] : учеб. - метод. пособие / В. Губа, А. Стула. - Москва: Спорт: Человек, 2015. - 184 с.
13. Заваров А. Футбол для начинающих : основы и правила / А. Заваров. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 192 с.
14. Круглыхин В. А. Программа дополнительного образования по физической культуре для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций на основе футбола [Электронный ресурс] : [учеб. - метод. пособие] / В. А. Круглыхин, Е. В. Разова. - Москва : Советский спорт, 2015. - 186 с.
15. Кузьменко Г. А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности [Электронный ресурс]: теоретико- методолог. и организац. предпосылки: монография / Г. А. Кузьменко. - Москва: Прометей, 2013. - 531 с.
...