Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих (Курганский технологический колледж)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 Теоретические основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в Российской Федерации 7
1.1 Вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих 7
1.2 Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 12
военнослужащих и членов их семей в РФ 12
1.3 Порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей в РФ 17
Раздел 2 Анализ особенностей пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в современных социально-экономических условиях 30
2.1 Актуальные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих РФ в социальной сфере 30
2.2 Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих и пути их решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
Раздел 1 Теоретические основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в Российской Федерации 7
1.1 Вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих 7
1.2 Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 12
военнослужащих и членов их семей в РФ 12
1.3 Порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей в РФ 17
Раздел 2 Анализ особенностей пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в современных социально-экономических условиях 30
2.1 Актуальные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих РФ в социальной сфере 30
2.2 Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих и пути их решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность темы исследования. В Российской Федерации, как и в любом другом правовом государстве, военнослужащие получают особый статус, так как на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются определённые социальные гарантии и компенсации (пример - особые виды пенсий). Отдельные права военнослужащих могут быть ограничены, что даёт им право на определённую компенсацию и на особый статус.
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:
а) военнослужащим и членам их семей;
б) гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;
в) гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
За последние 80 лет, Россия участвовала во множестве военных конфликтов, начиная от Великой Отечественной войны и заканчивая событиями на Северном Кавказе. В связи с этим, государство должно обеспечивать жизни ветеранов и их семей, а так же предоставлять особые гарантии (в том числе и пенсионные) действующим военнослужащим и членам их семей, для улучшения качества военной службы. Все эти условия должны быть соблюдены правительством, в его же интересах. В противном случае это может привести к дестабилизации вооружённых сил РФ, что в свою очередь, влечёт за собой угрозу защиты национальных интересов и границ государства.
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Что касается практической реализации статуса военнослужащих, то она прямым образом связана с решением их социально-правовых проблем, в том числе и с вопросами пенсионного обеспечения. Всё это и обуславливает актуальность темы дипломной работы.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих.
Предметом изучения являются понятие и виды пенсий военнослужащих, особенности их назначения, и изучение назначений и предоставлений пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе проведённого исследования предложить ориентиры для решения ряда проблем пенсионного обеспечения военнослужащих, которые долгое время не находили ответа в теории и практике.
Эта цель достигается решением ряда задач, среди которых следует выделить:
1. Определить вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих
2. Изучить виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению военнослужащих и членов их семей в РФ
3. Раскрыть порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей в РФ
4. Рассмотреть актуальные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих РФ в социальной сфере
5. Проанализировать проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих и пути их решения
Теоретической основой явились нормативно-правовые и практические аспекты возникновения и реализации права военнослужащих на пенсионное обеспечение, в том числе за выслугу лет, получили свое освещение в работах П. Брандта, В.О. Гаврилова, А.В. Кульчитцкого, Ю.М. Попова, В.В. Тиванова, А.И. Федотова, В.Ш. Шайхатдинова, О.В. Шикалова и ряда других исследователей.
Методология исследования. При проведении данного исследования использовался стандартный набор общенаучных и частно-научных методов - анализ и синтез, индукция и (в меньшей мере) дедукция, структурный метод, системный метод, функциональный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, метод экономического анализа права и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью рассматриваемых проблем и новизной полученных выводов. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных в ней теоретических положений при совершенствовании законодательства и в правоприменительной деятельности.
Научная новизна исследования. В работе впервые осуществляется анализ предпосылок различий и противоречий современных моделей регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Структура работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных правовых источников и специальной литературы.
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:
а) военнослужащим и членам их семей;
б) гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;
в) гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
За последние 80 лет, Россия участвовала во множестве военных конфликтов, начиная от Великой Отечественной войны и заканчивая событиями на Северном Кавказе. В связи с этим, государство должно обеспечивать жизни ветеранов и их семей, а так же предоставлять особые гарантии (в том числе и пенсионные) действующим военнослужащим и членам их семей, для улучшения качества военной службы. Все эти условия должны быть соблюдены правительством, в его же интересах. В противном случае это может привести к дестабилизации вооружённых сил РФ, что в свою очередь, влечёт за собой угрозу защиты национальных интересов и границ государства.
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Что касается практической реализации статуса военнослужащих, то она прямым образом связана с решением их социально-правовых проблем, в том числе и с вопросами пенсионного обеспечения. Всё это и обуславливает актуальность темы дипломной работы.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих.
Предметом изучения являются понятие и виды пенсий военнослужащих, особенности их назначения, и изучение назначений и предоставлений пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе проведённого исследования предложить ориентиры для решения ряда проблем пенсионного обеспечения военнослужащих, которые долгое время не находили ответа в теории и практике.
Эта цель достигается решением ряда задач, среди которых следует выделить:
1. Определить вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих
2. Изучить виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению военнослужащих и членов их семей в РФ
3. Раскрыть порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей в РФ
4. Рассмотреть актуальные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих РФ в социальной сфере
5. Проанализировать проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих и пути их решения
Теоретической основой явились нормативно-правовые и практические аспекты возникновения и реализации права военнослужащих на пенсионное обеспечение, в том числе за выслугу лет, получили свое освещение в работах П. Брандта, В.О. Гаврилова, А.В. Кульчитцкого, Ю.М. Попова, В.В. Тиванова, А.И. Федотова, В.Ш. Шайхатдинова, О.В. Шикалова и ряда других исследователей.
Методология исследования. При проведении данного исследования использовался стандартный набор общенаучных и частно-научных методов - анализ и синтез, индукция и (в меньшей мере) дедукция, структурный метод, системный метод, функциональный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, метод экономического анализа права и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью рассматриваемых проблем и новизной полученных выводов. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных в ней теоретических положений при совершенствовании законодательства и в правоприменительной деятельности.
Научная новизна исследования. В работе впервые осуществляется анализ предпосылок различий и противоречий современных моделей регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Структура работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных правовых источников и специальной литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие обобщения и выводы.
1. На современном этапе одним из острых неразрешенных вопросов является обеспечение военнослужащих пенсиями. К сожалению, предоставляемое государством пенсионное обеспечение остается довольно низким. В связи с этим военнослужащие лишены достойного уровня жизни, включающего в том числе пенсионное обеспечение. В целом можно говорить, что государство в лице компетентных органов власти должно быть заинтересовано в том, чтобы повсеместно реализовать право военнослужащих на пенсии. Неоспоримым является тот факт, что успешная реализация правовых норм возможна лишь тогда, когда станет возможным их правильное применение.
2. Право на социальное обеспечение, которое бы отвечало критериям достойной жизни и свободного развития человека гарантировано ст. 7 Конституции РФ.
3. Основным правилом исчисления пенсий военнослужащим является то, что они должны исчисляться из денежного довольствования военнослужащих. Однако, к сожалению, следует констатировать, что уровень жизни военнослужащих ежегодно снижается, а в последние пять лет вообще имеют тенденцию только к снижению. Большинство военнослужащих на пенсии уже не работают. Для такой категории граждан пенсия – это единственный источник существования для них и членов их семьи. Военнослужащие, как особая категория граждан России, нуждаются в улучшении своего пенсионного обеспечения. Что касается Российской Федерации, то здесь необходимо обратить особое внимание, что особенности обеспечения и защиты пенсионных прав военнослужащих играют большую роль вместе с реализацией стратегии развития государства. Существующие специальные правила и нормы, устанавливающие порядок обращения военнослужащих за предоставлением пенсии, представляют собой значимую неотъемлемую часть для того, чтобы выстраивать современную систему законодательства в сфере регламентации прав военнослужащих.
4.Проанализировав проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих, можно выявить такую проблему как неравномерное реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Раньше уровень военных пенсий был в два или три раза выше уровня пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется и так называемые гражданские пенсии догоняют по своему уровню пенсии военные. Ещё одной не маловажной проблемой пенсионного обеспечения является то, что военная служба не предсказуема. Военнослужащие, подчиняясь приказам Министерства обороны, меняют место службы. Прослужив в районах Крайнего Севера 15 лет, где исчисление стажа засчитывается в соотношении - календарный год за 1,5 года обычной работы, продолжает служить не в льготном регионе, где соотношение 1 год службы равен 1 году обычной работы. При увольнении в запас (выходе на пенсию) получают пенсию без учета Северных надбавок, что, по моему мнению, является недостатком пенсионного обеспечения военнослужащих. Мы предлагаем пересмотреть данный вопрос и сохранить эту надбавку прослужившим большую часть стажа в районах Крайнего Севера.
1. На современном этапе одним из острых неразрешенных вопросов является обеспечение военнослужащих пенсиями. К сожалению, предоставляемое государством пенсионное обеспечение остается довольно низким. В связи с этим военнослужащие лишены достойного уровня жизни, включающего в том числе пенсионное обеспечение. В целом можно говорить, что государство в лице компетентных органов власти должно быть заинтересовано в том, чтобы повсеместно реализовать право военнослужащих на пенсии. Неоспоримым является тот факт, что успешная реализация правовых норм возможна лишь тогда, когда станет возможным их правильное применение.
2. Право на социальное обеспечение, которое бы отвечало критериям достойной жизни и свободного развития человека гарантировано ст. 7 Конституции РФ.
3. Основным правилом исчисления пенсий военнослужащим является то, что они должны исчисляться из денежного довольствования военнослужащих. Однако, к сожалению, следует констатировать, что уровень жизни военнослужащих ежегодно снижается, а в последние пять лет вообще имеют тенденцию только к снижению. Большинство военнослужащих на пенсии уже не работают. Для такой категории граждан пенсия – это единственный источник существования для них и членов их семьи. Военнослужащие, как особая категория граждан России, нуждаются в улучшении своего пенсионного обеспечения. Что касается Российской Федерации, то здесь необходимо обратить особое внимание, что особенности обеспечения и защиты пенсионных прав военнослужащих играют большую роль вместе с реализацией стратегии развития государства. Существующие специальные правила и нормы, устанавливающие порядок обращения военнослужащих за предоставлением пенсии, представляют собой значимую неотъемлемую часть для того, чтобы выстраивать современную систему законодательства в сфере регламентации прав военнослужащих.
4.Проанализировав проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих, можно выявить такую проблему как неравномерное реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Раньше уровень военных пенсий был в два или три раза выше уровня пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется и так называемые гражданские пенсии догоняют по своему уровню пенсии военные. Ещё одной не маловажной проблемой пенсионного обеспечения является то, что военная служба не предсказуема. Военнослужащие, подчиняясь приказам Министерства обороны, меняют место службы. Прослужив в районах Крайнего Севера 15 лет, где исчисление стажа засчитывается в соотношении - календарный год за 1,5 года обычной работы, продолжает служить не в льготном регионе, где соотношение 1 год службы равен 1 году обычной работы. При увольнении в запас (выходе на пенсию) получают пенсию без учета Северных надбавок, что, по моему мнению, является недостатком пенсионного обеспечения военнослужащих. Мы предлагаем пересмотреть данный вопрос и сохранить эту надбавку прослужившим большую часть стажа в районах Крайнего Севера.
Подобные работы
- Нормативно-правовое регулирование социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и членов их семей (Курганский технологический колледж)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



