Педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Организация учебно-исследовательской работы, Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 7
§ 1.1 Ребенок дошкольного возраста как субъект образовательного процесса 7
§ 1.2 Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем в образовательном процессе детского сада 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2 Методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 25
§ 2.1 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 25
§ 2.2 Формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем 34
§ 2.3 Средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 42
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список использованных источников 48
Актуальность темы исследования заключается в том, что неотъемлемая часть системы дошкольного образования сегодня – это воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В ФГОС дошкольного образования имеется образовательная область познавательное развитие. Именно здесь сказано о формировании первичных представлений о своей малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города, села. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту и традиции.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей согласно ФГОС ДО, Стратегии воспитания в РФ до 2025 года является развитие высоконравственной личности, соответственно данные документы требуют от образовательных организаций развитие программы, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В то же время анализ событий общественной жизни показывает, что в поведении молодежи есть варианты отклоняющего поведения, демонстрирующие варианты пренебрежительного отношения к малой родине и отчизне вообще.
Данное противоречие между требованиями нормативных документов, касающихся воспитания подрастающего поколения, и реальными фактами из жизни российского общества подчеркивает необходимость актуализации педагогических ресурсов общества и образовательных организаций
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Одной из составных частей нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является краеведение. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
С раннего возраста ребёнку недостаточно прививается уважение и любовь к Родине. Телевидение, компьютеризация играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Проблема нашего исследования: каковы педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем?
Детям в дошкольном возрасте, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.
В каждом крае есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
В комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой, уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.
Проблеме патриотизма и изучении истории родного края посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божови, Л.А. Венгер Г.М. Гуткина И.В. Дубровина Е.Е. Кравцова А.А. ЛюблинскаяВ.С. Мухин, Н.Н. Поддъяко, К.Н. Поливанов, Е.О. Смирнова и др.).
Актуальность этой проблемы определила тему моей работы «Педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем».
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем
Объект исследования: ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как элемент нравственно-патриотического воспитания обучающихся.
Предмет исследования: педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем целесообразно использовать такие педагогические средства, как
- методы: рассказ, беседа, игра, иллюстрация, демонстрация, пример, метод проектов и др.;
- формы организации образовательного процесса: экскурсии, непосредственна образовательная деятельность (НОД), игра-квест, викторина, праздники и др.
Цель исследования определила ключевые задачи, которые необходимо решить в работе:
1. Изучить теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
2. Выявить и проанализировать методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
3. Проанализировать результаты проведения работы.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Амонашвили Ш., Божович Л. И., Бородина Г. В., Дмитриевская Л. А., Евдокимова Е.С., Кожухова Н.Н., Козлова С.А., Лебедев, Н.Т., Матюхина М. В., Маслоу А. Г., Нейлор К.Т., Пиньятьелло В. А., Ратанова, Т.А., Шляхта Н.Ф. и другие.
Методы исследования:
- метод анализа теоретической, методической, практической литературы по данной проблеме,
- метод статистических данных при оценке результатов проведенных экспериментов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы студентами для подготовки докладов, рефератов, прохождения педагогической практики.
Структура работы включает в себя задание, введение, две главы с подразделами, заключение, список использованных источников.
В процессе выполнения работы была достигнута цель и решены все поставленные задачи. Сформулированы ключевые выводы.
Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет сформировать знания детей о прошлом и настоящем родного края, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному городу. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; объединение их в одну команду с целью создания единого пространства воспитания детей. Совместные усилия позволят воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Развитие представлений об истории и культуре родного края у детей дошкольного возраста проходит эффективно, если:
- организованы тематические беседы, непосредственно образовательная деятельность;
- ознакомление с городом проходит в игровой, продуктивной деятельности; полученные представления о родном городе закрепляются в практической деятельности дошкольников;
- организовано тесное сотрудничество воспитателя и родителей по патриотическому воспитанию.
В результате проделанной работы было создано методическое обеспечение дошкольного учреждения: собрана картотека, включающая в себя рассказы о родном городе, его истории, природе, культуре и архитектуре, разработаны перспективные планы по ознакомлению с родным городом.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2021 и 2022 гг./ Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: Издательство Просвещение. – 2019. – С. 357.
2. Амонашвили Ш. А. Гуманно–личностный подход к детям. Издательство: Институт практической психологии. Москва – 2019. – С. 504.
3. Алисеев В. Г. Возрастная психология: учебное пособие. Иркутск. 2019. – С. 270.
4. Балавушки В. Д. Теория и методология психологического исследования. Москва. 2020. – С. 300.
5. Божови Л. И. Этапы формирования личности. Воронеж. 2021. – С. 164.
6. Бородин Г. В. Еще раз о готовности к школе / Начальная школа: плюс до и после / Бородина Г. В. Москва. 2020. – С. 125.
7. Буре Р.С. Педагог и дети: учебник для студентов вузов / Р.С. Буре Л.Ф. Островская. 2-е изд.– Москва: Ювента 2018. – С. 268.
8. Брехман И.И. Валеология – наука о школе / И.И. Брехман Москва: Школьное воспитание, 2019. – С. 212.
9. Варнакер Л. М. Как дошкольник становится школьником / Варнакер Л. М. Дошкольное воспитание, Санкт–Петербург. 2021. – С. 674.
10. Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе: учебное пособие по дошкольному воспитанию / Волкова Е.Т. Воронеж. 2021. – С. 170.
11. Вайнер Э.Н. Валеология: учеб. пособие для вузов / Э.Н. Вайнер. 3 – е изд. Москва: Флинта, 2017. – с. 416.
12. Виноградов Д.А. Мотивация учения в младшем школьном возрасте / Д.А. Виноградов. – Москва: Просвещение, 2018. – с.118.
13. Войцехович Б.А. Общественное мнение о школьном воспитании / Б.А. Войцехович Краснодар, 2019. – с.360.
14. Гуткина Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению / Гуткина Н.Н. Москва. – 2018. – С. 340.
15. Дмитриевская Л. А. Проверка общей готовности ребенка к школе / Дмитриевская Л.А. Москва. – 2020. – С. 320.
16. Дьяченко О. М. Готовность детей к школе, диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Москва. – 2020. – С. 448.
17. Евдокимова Е.С. проектирование как здоровьесберегающие технологии в ДОУ//управление ДОУ. – 2020.
18. Жулина Г.В. К Проблемы здоровья и здорового образа жизни человека // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях – Г.В. Жулина. Ставрополь: Издательство СГУ, 2020. – с. 4-6.
19. Загвоздкин В. К. Готовность к школе: методическое пособие для родителей. Санкт–Петербург. – 2021. – С. 406.
20. Капалыгина И.И. Формирование мотивации учения / Педагогическая поддержка – 2017 – № 5 – С. 13-18.
21. Кенеман А.В. Теория и методика воспитания мотивации учения детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для вузов / А.В. Кенеман Д.В. Хухлаева – Москва: Просвещение, 2018. – С .271.
22. Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение / А.А Кожин В.Р. Кучма. – Москва: Просвещение, 2020. – С. 235.
23. Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова М.М. Борисова ; под общ. ред. С.А. Козловой. – Москва: Владос, 2018. – С. 271.
24. Козлова С.А. Школьная педагогика: учеб. пособие для студентов / С.А. Козлова ; Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2019. – С. 416.
25. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины, определения мотивации учения / В.В. Колбанов. – Санкт-Петербург: Деан, 2020. – с.256.
26. Лебедева Н.Т. Формирование здорового образа жизни старших дошкольников/ Н.Т. Лебедева – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2017. – с.112.
27. Матюхина М. В. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / М. В. Матюхина. – Москва. – 2018. – С. 310.
28. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу ; перевод с английского языка / Маслоу А. Г. – Москва: Издательство Евразия. – 2019. – С. 123.
29. Морозова Н.Г. Педагогу о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. Москва: Издательство Психология и педагогика. – 2017. – С. 234.
30. Мыльников Д. И. Мотивация и проблемы в обучении / Д. Мыльников Москва. – 2020. – С. 830.
31. Нейлор К.Т., Пиньятьелло В. А. Использование социальных сетей и психическое здоровье молодежи. Москва. – 2020. – С. 434.
32. Назарова Е.Н. Мотивация учения и ее особенности / Е.Н. Назарова Ю.Д. Жилов. – Москва: Просвещение, 2019. – С. 348.
33. Нежина Н.В. Мотивация учения детей школьного возраста // Н.В.Нежина.– Школьное воспитание, 2020. – № 4– С. 69-73.
34. Новиков И.М. Формирование представлений о мотивации учения : пособие для психологов и педагогов / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – С.88.
35. Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. Москва. – 2018. – С. 204.
36. Осипова П. И. Формирование мотивации учения школьников / П. И. Осипова / Лучшие страницы педагогической прессы. Москва. – 2018. – С. 176.
37. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт–Петербург. – 2020. – С. 520.
38. Подласый И. П. Педагогика: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / И. П. Подласый. Москва: Издательство ВЛАДОС. – 2021. – С. 573.
39. Прихожан А.М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления. Москва. – 2018. – С. 201.
40. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва: Издательство Воронеж. – 2019. – С. 705.
41. Психологическая диагностика и коррекция личности школьника. Отв. ред. И.Ф. Мягков. Воронеж. – 2021. – С. 118.
42. Ратанова Т.А., Шляхта, Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Москва: МПСИ: Флинта. – 2018. – С. 334.
43. Райгородская Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ Д. Я. Райгородский. Самара: Издательство БАХРАХ–М. – 2019. – С. 672.
44. Рейковский Р. Я. Экспериментальная психология эмоций. Москва: Издательство Прогресс. – 2019. – С. 208.
45. Рогов Е. И. Работа психолога в школе. Коррекционные приемы и упражнения : учеб. пособие / Е. И. Рогов. – Москва: Издательство ВЛАДОС–ПРЕСС. – 2018. – С. 483.
46. Смирнов В. И. Общая педагогика: учебное пособие/ В. И. Смирнов. Москва: Издательство Логос. – 2020. – С. 304.
47. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Москва. Издательский центр «Академия». – 2019. – С. 440.
48. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Москва. – 2019. – С. 337.
49. Урунтаева Г. А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие. Москва – 2020. – С. 150.
50. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск. – 2020. – С. 222.
51. Фридман Л. М. Психология детей и подростков / Л. М. Фридман. Москва: Издательство института психиатрии. – 2020. – С. 478.
52. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Москва. – 2021. – С. 380.
53. Хасан Б.И. Конфликтная компетентность – атрибутивный эффект развивающего обучения. Педагогика развития: проблема современного детства и задачи школы. Москва. – 2020. – С. 401.
54. Щукина Г.И. Активация сознательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. Москва: Издательство Просвещение. – 2019. – С. 781.
55. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. Москва: Издательство Просвещение. – 2019. – С. 753.
56. Шнейдер О.С. Формирование мотивации учения у детей младшего школьного возраста. Хабаровск, 2019. – с.189.