Педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Организация учебно-исследовательской работы, Красноярский Государственный Педагогический Университет)
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 7
§ 1.1 Ребенок дошкольного возраста как субъект образовательного процесса 7
§ 1.2 Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем в образовательном процессе детского сада 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2 Методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 25
§ 2.1 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 25
§ 2.2 Формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем 34
§ 2.3 Средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 42
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список использованных источников 48
Глава 1 Теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 7
§ 1.1 Ребенок дошкольного возраста как субъект образовательного процесса 7
§ 1.2 Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем в образовательном процессе детского сада 13
Выводы по главе 1 23
Глава 2 Методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 25
§ 2.1 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 25
§ 2.2 Формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем 34
§ 2.3 Средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем 42
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список использованных источников 48
Актуальность темы исследования заключается в том, что неотъемлемая часть системы дошкольного образования сегодня – это воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В ФГОС дошкольного образования имеется образовательная область познавательное развитие. Именно здесь сказано о формировании первичных представлений о своей малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города, села. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту и традиции.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей согласно ФГОС ДО, Стратегии воспитания в РФ до 2025 года является развитие высоконравственной личности, соответственно данные документы требуют от образовательных организаций развитие программы, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В то же время анализ событий общественной жизни показывает, что в поведении молодежи есть варианты отклоняющего поведения, демонстрирующие варианты пренебрежительного отношения к малой родине и отчизне вообще.
Данное противоречие между требованиями нормативных документов, касающихся воспитания подрастающего поколения, и реальными фактами из жизни российского общества подчеркивает необходимость актуализации педагогических ресурсов общества и образовательных организаций
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Одной из составных частей нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является краеведение. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
С раннего возраста ребёнку недостаточно прививается уважение и любовь к Родине. Телевидение, компьютеризация играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Проблема нашего исследования: каковы педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем?
Детям в дошкольном возрасте, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.
В каждом крае есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
В комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой, уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.
Проблеме патриотизма и изучении истории родного края посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божови, Л.А. Венгер Г.М. Гуткина И.В. Дубровина Е.Е. Кравцова А.А. ЛюблинскаяВ.С. Мухин, Н.Н. Поддъяко, К.Н. Поливанов, Е.О. Смирнова и др.).
Актуальность этой проблемы определила тему моей работы «Педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем».
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем
Объект исследования: ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как элемент нравственно-патриотического воспитания обучающихся.
Предмет исследования: педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем целесообразно использовать такие педагогические средства, как
- методы: рассказ, беседа, игра, иллюстрация, демонстрация, пример, метод проектов и др.;
- формы организации образовательного процесса: экскурсии, непосредственна образовательная деятельность (НОД), игра-квест, викторина, праздники и др.
Цель исследования определила ключевые задачи, которые необходимо решить в работе:
1. Изучить теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
2. Выявить и проанализировать методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
3. Проанализировать результаты проведения работы.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Амонашвили Ш., Божович Л. И., Бородина Г. В., Дмитриевская Л. А., Евдокимова Е.С., Кожухова Н.Н., Козлова С.А., Лебедев, Н.Т., Матюхина М. В., Маслоу А. Г., Нейлор К.Т., Пиньятьелло В. А., Ратанова, Т.А., Шляхта Н.Ф. и другие.
Методы исследования:
- метод анализа теоретической, методической, практической литературы по данной проблеме,
- метод статистических данных при оценке результатов проведенных экспериментов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы студентами для подготовки докладов, рефератов, прохождения педагогической практики.
Структура работы включает в себя задание, введение, две главы с подразделами, заключение, список использованных источников.
В ФГОС дошкольного образования имеется образовательная область познавательное развитие. Именно здесь сказано о формировании первичных представлений о своей малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города, села. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту и традиции.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей согласно ФГОС ДО, Стратегии воспитания в РФ до 2025 года является развитие высоконравственной личности, соответственно данные документы требуют от образовательных организаций развитие программы, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В то же время анализ событий общественной жизни показывает, что в поведении молодежи есть варианты отклоняющего поведения, демонстрирующие варианты пренебрежительного отношения к малой родине и отчизне вообще.
Данное противоречие между требованиями нормативных документов, касающихся воспитания подрастающего поколения, и реальными фактами из жизни российского общества подчеркивает необходимость актуализации педагогических ресурсов общества и образовательных организаций
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Одной из составных частей нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является краеведение. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
С раннего возраста ребёнку недостаточно прививается уважение и любовь к Родине. Телевидение, компьютеризация играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Проблема нашего исследования: каковы педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем?
Детям в дошкольном возрасте, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.
В каждом крае есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
В комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой, уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.
Проблеме патриотизма и изучении истории родного края посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божови, Л.А. Венгер Г.М. Гуткина И.В. Дубровина Е.Е. Кравцова А.А. ЛюблинскаяВ.С. Мухин, Н.Н. Поддъяко, К.Н. Поливанов, Е.О. Смирнова и др.).
Актуальность этой проблемы определила тему моей работы «Педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем».
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем
Объект исследования: ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как элемент нравственно-патриотического воспитания обучающихся.
Предмет исследования: педагогические средства ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем целесообразно использовать такие педагогические средства, как
- методы: рассказ, беседа, игра, иллюстрация, демонстрация, пример, метод проектов и др.;
- формы организации образовательного процесса: экскурсии, непосредственна образовательная деятельность (НОД), игра-квест, викторина, праздники и др.
Цель исследования определила ключевые задачи, которые необходимо решить в работе:
1. Изучить теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
2. Выявить и проанализировать методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
3. Проанализировать результаты проведения работы.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Амонашвили Ш., Божович Л. И., Бородина Г. В., Дмитриевская Л. А., Евдокимова Е.С., Кожухова Н.Н., Козлова С.А., Лебедев, Н.Т., Матюхина М. В., Маслоу А. Г., Нейлор К.Т., Пиньятьелло В. А., Ратанова, Т.А., Шляхта Н.Ф. и другие.
Методы исследования:
- метод анализа теоретической, методической, практической литературы по данной проблеме,
- метод статистических данных при оценке результатов проведенных экспериментов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы студентами для подготовки докладов, рефератов, прохождения педагогической практики.
Структура работы включает в себя задание, введение, две главы с подразделами, заключение, список использованных источников.
В процессе выполнения работы была достигнута цель и решены все поставленные задачи. Сформулированы ключевые выводы.
Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет сформировать знания детей о прошлом и настоящем родного края, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному городу. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; объединение их в одну команду с целью создания единого пространства воспитания детей. Совместные усилия позволят воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Развитие представлений об истории и культуре родного края у детей дошкольного возраста проходит эффективно, если:
- организованы тематические беседы, непосредственно образовательная деятельность;
- ознакомление с городом проходит в игровой, продуктивной деятельности; полученные представления о родном городе закрепляются в практической деятельности дошкольников;
- организовано тесное сотрудничество воспитателя и родителей по патриотическому воспитанию.
В результате проделанной работы было создано методическое обеспечение дошкольного учреждения: собрана картотека, включающая в себя рассказы о родном городе, его истории, природе, культуре и архитектуре, разработаны перспективные планы по ознакомлению с родным городом.
Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет сформировать знания детей о прошлом и настоящем родного края, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному городу. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; объединение их в одну команду с целью создания единого пространства воспитания детей. Совместные усилия позволят воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Развитие представлений об истории и культуре родного края у детей дошкольного возраста проходит эффективно, если:
- организованы тематические беседы, непосредственно образовательная деятельность;
- ознакомление с городом проходит в игровой, продуктивной деятельности; полученные представления о родном городе закрепляются в практической деятельности дошкольников;
- организовано тесное сотрудничество воспитателя и родителей по патриотическому воспитанию.
В результате проделанной работы было создано методическое обеспечение дошкольного учреждения: собрана картотека, включающая в себя рассказы о родном городе, его истории, природе, культуре и архитектуре, разработаны перспективные планы по ознакомлению с родным городом.



