УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИСЕНСОРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды 12
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по управлению процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации 12
1.2 Характеристика мультисенсорной образовательной среды по управлению процессом развития эмоциональной сферы
детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации 23
Глава 2 Экспериментальное исследование управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды 42
2.1 Выявление уровня управления процессом развития
эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации 42
2.2 Содержание и этапы управления процессом развития
эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды 59
2.3 Определение эффективности управления процессом
развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации 75
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение А Анкета для родителей на выявление общего
эмоционального состояния ребенка «Опросный лист»
(Н. Артюхина, А.М. Щетинина) 90
Приложение Б Картотека по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» 93
Приложение В Картотека по тесту «Распознавание эмоций» (по Т.В. Чередниковой) 94
Приложение Г Картотека по методике «Эмоциональные лица» 95
Приложение Д Консультация «Эмоциональное развитие старших
дошкольников с помощью средств сенсорной комнаты» 97
Приложение Е Конспект совместной деятельности в сенсорной комнате по развитию эмоциональной сферы детей 102
Приложение Ж Совместная деятельность в сенсорной комнате по развитию эмоциональной сферы детей 5-7 лет совместно с родителями 105
Актуальность исследования определена совершенствованием воспитательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта и повышением эффективности работы с детьми через создание среды, направленной на развитие эмоциональной сферы воспитанников дошкольного учреждения. Дошкольной организации необходима мультисенсорная среда, которая смогла бы обеспечить положительный эмоциональный фон каждого дошкольника и позволит воспитаннику разнообразить свои эмоции.
Новые образовательные цели требуют от руководителей дошкольных образовательных учреждений разработки новых форм организации работы, поиска новых решений для повышения качества дошкольного образования с учетом специфики заказа со стороны общества, родителей. На текущем этапе при реконструкции системы детского сада упор делается на управление организацией детского сада на научно-теоретической, научно-практической основе, то есть на знании педагогических механизмов и закономерностей взаимодействия, направленного на достижение конкретной цели.
Проблема развития эмоциональной сферы - одна из важнейших в дошкольной педагогике. Для развития позитивного эмоционального самочувствия детей в дошкольном образовательном учреждении главным преимуществом является создание условий для создания положительного микроклимата в группе детского сада.
К настоящему времени в педагогике и психологии накоплен богатый опыт управления, воспитания и обучения дошкольников на основе создания мультисенсорной среды в дошкольной образовательной организации, который во многом предопределил подходы к решению проблемы данного исследования:
- управление педагогическим процессом, как единства планирования, организации, регулирования, учета и контроля (Ю.К. Бабанский, А.П. Притыко, Г.А. Победоносцев);
- развитие эмоциональной сферы дошкольников (Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов);
- создание, описание и оборудование мультисенсорной среды (Г.Г. Колос, М.В. Янчук).
Мультисенсорная среда (сенсорная комната) - это специально оборудованное помещение, сгруппирована таким образом, что любой находящийся в ней человек, чувствует себя комфортно, безопасно и в полном комфорте.
Сенсорная комната обладает прекрасной возможностью обогащения чувственного опыта детей, наполнить жизнь новыми впечатлениями, помогает восстановлению психического состояния дошкольника.
В сенсорной комнате создается обстановка для развития эмоциональной сферы, способности к эмоциональному управлению своего поведения, формированию навыков торможения, устранения мышечных зажимов. Умеренная, позитивная обстановка с различными положительными эффектами сенсорной комнаты помогают сформировать у дошкольников чувство защищенности, понимания и свободы, а также способствует развитию психической сферы детей.
Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне обусловлена изменениями в эмоциональной сфере детей, их поведении. Задача современной образовательной организации состоит в том, чтобы создать условия для расширения жизненного опыта детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Образовательная деятельность в сенсорной комнате помогает совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной теоретической разработки в современных исследованиях проблемы к построению образовательного процесса по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды.
Дошкольный возраст - самый главный этап, который закладывает основу эмоциональной сферы ребенка. Этой проблемой занимались такие известные педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), которые утверждали, что яркие эмоции помогают и создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Самое главное в дошкольном возрасте - художественное переживание, возможность насытить разными способами эмоциональную сферу детей и сформировать их ценностные ориентиры. Мультисенсорная среда выступает важным звеном в ознакомлении детей с миром эмоций, переживаний и чувств человека.
Изучение данных исследований (Е.А. Журавлева, Н.Л. Захарова, П.И Лежнев, Е.И. Изотова, Е.И Крайнева, Г.А. Урунтаева, М.Н Русецкая, М.Г. Сорокова, Е.А Янушко), позволяет установить значение управления процессом развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами мультисенсорной образовательной среды.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с тем, что наблюдается отсутствие технологии организации мультисенсорной среды в детском саду, которая будет способствовать наиболее эффективному развитию эмоциональной сферы детей. Поэтому мы для своего исследования выбрали структуру управления процессом развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами мультисенсорной образовательной среды.
Анализ научных исследований по данной проблеме позволил выявить противоречие: между необходимостью создания мультисенсорной образовательной среды для развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет и стихийным характером управления данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Исходя из выделенного противоречия, была сформулирована проблема исследования: как управлять процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды?
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и этапы управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: управление процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды.
Гипотеза исследования: управление процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды может быть эффективно, если:
- разработаны этапы управления (конструктивно-проектировочный, организационно-деятельностный) процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды;
- разработаны и апробированы компоненты мультисенсорной образовательной среды (предметный, деятельностный, социально-личностный) по развитию эмоциональной сферы детей 5-7 лет;
- определены и организованы формы работы с детьми, педагогическим коллективом и семьей по развитию эмоциональной сферы детей 5-7 лет средствами мультисенсорной образовательной среды.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать управление процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации.
2. Выявить уровень управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации.
3. Разработать и апробировать содержание и этапы управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет средствами мультисенсорной образовательной среды.
4. Определить эффективность управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования управления педагогическим процессом (В.Г. Афанасьев, М. Мескон, Ф. Тейлор);
- исследования создания мультисенсорной образовательной среды в дошкольной образовательной организации (М. Монтессори, Н.Ю. Галой);
- теории, раскрывающие сущность и специфику развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет (Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической, философской литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошкольных образовательных учреждений; систематизация имеющихся материалов);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, индивидуальная беседа с детьми и родителями, педагогический эксперимент);
- статистические (статистический анализ и обработка результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ с. Верхние Белозерки СПДС «Солнышко» Ставропольского района Самарской области. В исследовании принимали участие 20 детей 5-7 лет, 20 родителей.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом поисково-аналитическом этапе (сентябрь 2019 гг.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийного аппарата: цели, объекта, предмета, задач, гипотезы, актуальности; планирование экспериментальной работы.
На втором экспериментальном этапе (2019-2020 гг.). Проводились формирующий, контрольный этапы эксперимента. Осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (2020-2021 гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы. Формировались выводы, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания и этапов управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности содержания и этапов управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами разработанного содержания и этапов управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались исходными методическими заключениями, набором теоретических и эмпирических методов исследования, личным участием автора на всех этапах исследования и положительной оценкой педагогических экспертов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в определении содержания и апробации управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации, получили одобрение на научно-практических конференциях: «Студенческие «Дни науки» в ТГУ»; опубликованы в сборнике научных статей «Проблемы образования на современном этапе». По теме диссертационного исследования было опубликовано 4 статьи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управление процессом развития эмоциональной сферы дошкольников - это специально организованная работа, направленная на анализ, организацию, контроль и подведение итогов развития эмоциональной сферы дошкольников с целью обеспечения ее качества путем выполнения функций планирования и контроля качества, разработки и внедрения мероприятий и принятия решений по качеству.
2. Содержание управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды включает предметно-содержательный, научно-методический, организационно-управленческий компоненты.
3. Показатели и уровни развития эмоциональной сферы у детей 5-7 лет характеризуются способностью находить способы для выражения эмоционального состояния; степенью дифференцированности; способностью распознавать разные виды простых и сложных эмоций; наличием и степенью тревожного состояния; степенью адекватной идентификации эмоционального состояния объекта.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 наименований), 7 приложений. Для иллюстрации текста используется 16 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 89 страницах.
В ходе исследования было установлено, что проблема развития эмоциональной сферы у детей 5-7 лет является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического исследования.
В развитии ребенка важным компонентом является эмоциональная сфера, при этом никакие взаимоотношения и действия не будут эффективными, если дети не смогут понять живые эмоции другого человека, а также не смогут контролировать свои собственные эмоции. Важно сохранить положительную динамику развития эмоциональной сферы уже в дошкольном возрасте. Всему этому может способствовать совместная деятельность в мультисенсорной среде.
Оборудование мультисенсорной среды создает положительный эмоциональный фон для развития сенсорных эталонов, подвижность и устойчивость ребенка, его координацию, помогает правильно воспринимать и контролировать агрессию и тревогу, а также состояние других людей, развивает творческие навыки и социальную активность.
Нами были определены этапы, методы и методики исследования. Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный этапы. Экспериментальная работа проводилась в ГБОУ СОШ с. Верхние Белозерки СПДС «Солнышко».
В результате констатирующего этапа исследования было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития эмоциональной сферы в экспериментальной группе.
Также проводились исследования по выявлению уровня управления процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации. Проводился анализ наполняемости мультисенсорной образовательной среды. Были сделаны выводы о том, что сенсорная комната недостаточно оснащена необходимым оборудованием, следует добавить некоторые предметы и дополнить уже существующие позиции. Был проведен анализ календарно-тематических планов, который показал, что методы и формы работы с детьми по развитию эмоциональной сферы недостаточно раскрыты, работа с детьми не запланирована, также использование мультисенсорной образовательной среды не отражено в календарно-тематических планах.
Далее проводилось анкетирование родителей на выявление общего эмоционального состояния ребенка. По результатам данного анкетирования большинство ответов указывали на средний уровень эмоционального благополучия.
После результатов констатирующего эксперимента были разработаны компоненты мультисенсорной образовательной среды по развитию эмоциональной сферы детей 5-7 лет (предметный, деятельностный, социально-личностный).
Были разработаны два этапа управления (конструктивно-проектировочный и организационно-деятельностный) процессом развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации средствами мультисенсорной образовательной среды.
Были определены и организованы формы работы с педагогическим коллективом и семьей по развитию эмоциональной сферы детей 5-7 лет средствами мультисенсорной образовательной среды.
После проведения формирующего эксперимента и повторной диагностики были получены результаты исследования, которые свидетельствуют о положительной динамике у детей экспериментальной группы по развитию эмоциональной сферы.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи исследования успешно решены, а результаты исследования подтверждают эффективность разработанной нами модели управления, что позволяет эффективно развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.
1. Баранова В. Н. Информатизация дошкольной образовательной организации : управленческие и педагогические аспекты. Москва : ТЦ Сфера, cop. 2016. 124 с.
2. Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психология» и специальности «Клиническая психология». Изд. 2-е, стер. Москва : Когито-Центр, 2019. 282 с.
3. Баряева Л. Б. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья. СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2016. 23 с.
4. Бреслав Г. М. Основы психологического исследования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия : Смысл, 2010. 492 с.
5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : для занятий с детьми 3-7 лет. Москва : Мозаика-Синтез, 2016. 76 с.
6. Галецкая О. В. Развиваем эмоциональный интеллект : радость, грусть, удивление, страх, злость, интерес, стыд : для детей 5-6 лет. Москва : Эксмодетство, 2020. 70 с.
7. Галимова М. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в дошкольном образовательном учреждении по средствам сенсорной комнаты // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 5-16 апреля 2021 г. Выпуск X / сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина. Тольятти : НаукоПолис, 2021. 1 оптический диск.
8. Гребенщикова Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации : учебное пособие. Кемерово : КемГУ, 2018.
9. Жевнеров В. С. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья : учебно-методическое пособие. М. : Просвещение, 2017. 234 с.
дошкольной образовательной организации : монография. Москва : ГАОУ ВО МГПУ, 2017. 207 с.
11. Иванова Е. В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. М. : Нац. кн. центр, 2017. 111 с.
12. Изотова Е. И. Социализация и индивидуализация эмоциональной сферы в детстве и отрочестве : монография. М. : МИГУ, 2016. 211 с.
13. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении : практические рекомендации. М. : Издательство АРКТИ, 2018. 80 с.
14. Мельников Т. Н. Нормативно-правовые и организационно-методические основы деятельности современной дошкольной образовательной организации : учебно-методическое пособие для студентов. М. : ИИУ МГОУ, 2020. 96 с.
15. Мельникова Н. В. Эмоциональная сфера старшего дошкольника. Шадринск : Исеть, 2003. 100 с.
16. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей. М. : Просвещение, 2016. 160 с.
17. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому : статьи, советы и рекомендации. М. : Издат. дом «Карапуз», 2015. 272 с.
18. Непрокина И. В., Болотникова О. И., Ошкина А. А. Безопасная образовательная среда : моделирование, проектирование, мониторинг : учеб. пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. 92 с.
19. Панасенко К. Е. Управление методической деятельностью в дошкольной образовательной организации : учебное пособие. БелГУ : Белгород, 2016. 335 с.
20. Пастюк О. В. Менедждмент в дошкольной образовательной организации. М. : ТЦ Сфера, 2019. 107 с.
21. Русецкая М. Н. Сенсорная комната в учреждениях для детей с проблемами в развитии. М. : Наука, 2014. 76 с.
22. Сулеева М. В. Развитие эмоциональной сферы детей 5-7 лет средствами сенсорной комнаты // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сборник научных статей. Выпуск 16 / отв. ред. О.В. Дыбина; под ред. С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой, А.А. Ошкиной. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск.
23. Сулеева М. В. Развитие эмоциональной сферы детей 5-7 лет в
дошкольной образовательной организации комбинированной
направленности // Проблемы образования на современном этапе: электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 13-17 апреля 2020 года Выпуск IX / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. Тольятти : НИЦ «НаукоПолис», 2020.
24. Сулеева М. В. Характеристика организации мультисенсорной образовательной среды // Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики. Тольятти, 2019. С. 638-644.
25. Третьяков П. И. Дошкольная образовательная организация: управление по результатам. М. : ТЦ Сфера, 2018. 120 с.
26. Ульева Е. А. Компас эмоций. Страх : сборник сказок для развития эмоционального интеллекта : для чтения взрослыми детям : 5-7 лет. М. : 2020. 57 с.
27. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ.
учреждений высш. проф. образования М. : Издательский центр «Академия», 2013. 336 с.
28. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
29. Экман П. Психология эмоций. Санкт-Петербург : Питер, 2018. 446 с.
30. Юрьевич С. Ю. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. М. : Юрайт, 2019. 180 с.
31. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М. : Мозаика-Синтез, 2017. 72 с.
32. Ansari A. Multi-grade Kindergarten Classrooms and Children's Academic Achievement, Executive Function, and Socio-Emotional Development. 2017.
33. Beazidou E., Botsoglou K., Eleni A. Classroom behavior management practices in kindergarten classrooms : An observation study, 2008. P. 93.
34. Biktagirovaa G. F., Kasimovaa R. Development of Emotional Sphere of Preschool Children, 2016.
35. Sonneveld Multi sensory design in education, 2008.
36. Teo B. Early Childhood Educational Management : Managing change in curriculum in early childhood education centers in Singapore to allow for play curriculum, 2002.