ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ 8
1.1 Уровень функционирования основных систем организма 8
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей 13-15 лет 12
1.3 Понятие о школьных заболеваниях 16
1.4 Фитнес-технологии, как средство оптимизации функционального состояния 19
1.5 Краткая характеристика фитнес-технологий 22
Выводы по главе 26
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 36
Выводы по главе 37
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 13-15 ЛЕТ 38
3.1 Выявление предпочтительных фитнес технологий у учащихся разных половозрастных групп 13-15 лет с помощью анкетирования 38
3.2 Обоснование применения методики фитнес-технологий 43
3.3 Выводы по главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
В настоящее время, оптимизации функционального состояния школьников уделяется большое внимание и интерес со стороны врачей и инструкторов по физической культуре. Это обусловлено тем, что с каждым годом, здоровье школьников неуклонно снижается. Школьные заболевания начинают появляться гораздо раньше, чем у предыдущего поколения.
Причинами данных процессов может быть снижение физической активности у детей, проведение свободного времени за просмотром телевизора, компьютерные игры и проведение времени за смартфоном. Однако, не всегда именно эти причины являются ведущими. Стоит отметить, что нынешнему поколению свойственно быстрое взросление, или акселерация. Так же, причинами роста школьных болезней может стать и развитие медицинской диагностики в нашей стране. В любом случае, дети в нашем обществе являются наиболее ценным и наиболее уязвимым звеном и требуют наибольшего внимания со стороны специалистов.
На подрастающее поколение всегда принято делать акцент. Для государства и общества наиболее ценным является физически, психически и психологически здоровый гражданин. К сожалению, в условиях возрастающей компьютеризации общества, воспитать физически, психически и психологически полноценного человека практически невозможно.
Актуальность исследования
В настоящее время большое внимание уделяется оптимизации функционального состояния школьников. Это обусловлено увеличением школьной нагрузки на организм учащихся. Данная проблема заботит огромное число специалистов, в том числе: педагогов, врачей, инструкторов физической культуры.
Занятиям физической культуры отводится огромная роль. Это связано с тем, что у современного поколения, уроки физической культуры практически единственный способ активного времяпровождения. Но, к сожалению, программа уроков физической культуры абсолютно не способствует посещению занятий по физической культуре. Разработка интересных и способствующих оптимизации функционального состояния занятий представляет большую актуальность среди инструкторов физической культуры. У детей, особенно подростков, должно появиться желание для посещения занятий. Для этого, уроки физической культуры должны включать не только основной материал для общего физического развития, но и быть интересными и современными.
Анализ ситуации со здоровьем подрастающего поколения показывает, что школьникам необходима новая программа с целью оптимизации функционального состояния подростков. Здоровье формирующие и здоровье сберегающие технологии, в настоящий момент, становятся наиболее актуальными отраслями в области физической культуры. Для отражения актуальности данной работы будут приведены причины, которые наиболее точно отражают интерес к данной области.
Первая группа причин - это постоянно нарастающая психическая нагрузка у школьников. Это обусловлено постоянным ростом учебной деятельности, количеством изучаемых дисциплин, количеством уроков и домашних заданий. С каждым годом растет количество изучаемых уроков, часов и работы для самостоятельного изучения. Данный фон становится благоприятным как для общего ухудшения здоровья, так и для срыва адаптационных возможностей. Все это приводит к росту заболеваемости и снижению успеваемости в школе.
Вторая группа причин - это выведение из учебной программы активной внеурочной деятельности. У детей практически отсутствуют кружки секции. Активная внеурочная деятельность обеспечивает оптимальный уровень работоспособности ребенка и профилактику утомления путем смены видов деятельности.
Третья группа причин - компьютеризация населения. Современные школьники очень много времени проводят за компьютером или смартфонами, что приводит к гиподинамии и отсутствию активного отдыха.
Все эти причины приводят к развитию у детей психических и соматических заболеваний.
Таким образом, интенсификация учебного процесса и связанные с этим перегрузки учащихся, с одной стороны, и практическое отсутствие организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня способных нивелировать эти перегрузки, с другой стороны, становятся сегодня отличительной особенностью современной общеобразовательной школы. Как показывает статистика, наиболее подвержены влиянию учебных нагрузок дети в возрасте 13-15 лет. Данная категория школьников характеризуется началом пубертатного периода, в котором наиболее ярко выражен рост физического и психического развития. Однако, в данном возрасте отмечается наибольшее количество соматических и психических заболеваний относительно других категорий школьников.
В условиях глобальной компьютеризации населения и постоянного увеличивающегося информационного потока ожидать снижения количества учебных дисциплин или учебных часов не приходится. Отсюда можно сделать вывод, что рост школьных заболеваний будет увеличиваться, а здоровье подрастающего поколения ухудшаться. Таким образом, становится ясно, что вопрос актуальности оптимизации функционального состояния школьников будет только увеличиваться. На основании выше сказанного, актуальным является оптимизация функционального состояния учащихся разных половозрастных групп 13-15 лет, что и послужило выбором темы магистерской работы.
Объект исследования: фитнес-технологии, как средство оптимизации функционального состояния.
Предмет исследования: внеурочная деятельность учащихся разных половозрастных групп 13-15 лет с применением фитнес-технологий.
Цель исследования: оптимизация функционального состояния у детей разных половозрастных групп 13-15 лет посредством фитнес-технологий.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение фитнес- технологий во внеурочной деятельности будет способствовать оптимизации функционального состояния учащихся разных половозрастных групп 13-15 лет.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить функциональное состояние у разных половозрастных групп 13-15 лет;
2. Разработать методику внеурочных занятий фитнес-технологиями для учащихся разных половозрастных групп 13-15 лет для оптимизации функционального состояния;
3. Провести экспериментальное исследование в основной группе и группе сравнения;
4. Определить эффективность разработанной методики фитнес- технологий для учащихся разных половозрастных групп 13-15 лет, направленную на оптимизацию функционального состояния.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №31.
Научная новизна исследования заключается в:
- организации внеурочной деятельности для оптимизации функционального состояния у детей разных половозрастных групп 13-15 лет посредством фитнес-технологий;
- разработке программы фитнес-технологий для учащихся разных половозрастных групп 13-15 лет.
Личное участие автора состоит в организации и проведении исследования состоит в анализе научно-методической литературы, разработке и апробации методики фитнес-технологий для учащихся разных половозрастных групп 13-15 лет с целью оптимизации функционального состояния учащихся.
Апробация и внедрение результатов работы обсуждались на научно-методических конференциях и в научных статьях.
На защиту выносятся:
1. Разработанная методика фитнес-технологий для разных половозрастных групп 13-15 лет способствует оптимизации функционального состояния.
2. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные результаты позволят учащимся 13-15 лет разных половозрастных групп оптимизировать функциональное состояние.
Теоретической основой исследования стала научная зарубежная и отечественная литература по проблемам оптимизации функционального состояния.
Методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем оптимизации функционального состояния детей 13-15 лет.
Методы исследования были определены в соответствии с целью и задачами работы: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование двигательных способностей; педагогический эксперимент; метод математической обработки результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе литературы по теме исследования с применением фитнес- технологий, способствующих оптимизации функционального состояния.
Научно-практическая значимость исследования состоит из разработанной методики включающей занятия фитнес-технологиями, способствующей оптимизации функционального состояния.
Достоверность рассчитанных результатов доказывается эмпирическими исследованиями с помощью статистических методов анализа, проведенного на учащихся 13-15 лет с применением специально разработанных методик.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав (разделов), заключения, содержит 22 рисунка, 20 таблиц, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 73 страницах.
Глобализация и компьютеризация населения затрагивает все слои населения, в том числе детей и подростков. Здоровье данных категорий граждан является наиболее ценным и наиболее уязвимым в сложившихся экономических условиях.
Данная работа рассматривает наиболее актуальные здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, которые способствуют оптимизации функционального состояния учащихся разных половозрастных групп 13-15 лет.
На основании проделанного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Полученные результаты выявили высокую эффективность практической реализации фитнес-технологий в группе сравнения. В основной группе, которые занимались на обычных уроках физической культуры, результаты оказались существенно ниже, что позволило сделать вывод об эффективности фитнес технологий в целях оптимизации функционального состояния.
2. Выявлена взаимосвязь между пространственно-временными характеристиками и состоянием нервной системы.
Преобладание симпатической нервной системы говорит о нервно-психическом возбуждении испытуемого, результаты тестов пространственно-временных характеристик у таких испытуемых показали наиболее высокую реакцию на движущийся предмет и на звуковые и зрительные раздражители.
Преобладание парасимпатической нервной системы у испытуемого, говорит о том, что в настоящий момент у него преобладают процессы торможения нервной системы. Результаты тестов пространственно-временных характеристик у таких учеников показали низкую реакцию на движущийся предмет и на звуковые и зрительные раздражители.
Следует делать вывод, что тесты пространственно-временных характеристик отлично иллюстрируют состояние нервной системы в настоящий момент у категорий граждан без патологий центральной или периферической нервной системы.
На основании полученных данных делаем вывод, что спортивные тренировки увеличивают способность мозга концентрироваться на конкретной задаче. Также помогают переносить эмоциональные и умственные нагрузки, подавляют негативные эмоции, которые могут возникать в подростковом возрасте. Оценивая результаты наблюдения, мы выяснили, что физические упражнения заставляют серые клетки работать лучше, так как в мозг поступает больше кислорода. Также физическая активность пробуждает фактор роста. Неформальный подход с использованием инновационных форм учебной деятельности к организации занятий тоже очень важен, так как способствует активации творческого потенциала старшеклассников, приобщению их к ЗОЖ, формирование целостного отношения к занятиям физкультурой и спортом, стимулирует процесс нравственного воспитания и максимально развивает ученика [30].
1. Андреев, А. В. Аппаратно-программный комплекс по определению индивидуального режима двигательной активности на основе комплексной оценки вегетативного гомеостаза / А. В. Андреев, Н. Н. Нежкина, Ф. Ю. Фомин. - Текст: непосредственный // Новые задачи современной медицины: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург :Заневская площадь, 2014. - С. 19-22. - URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/153/6841/ (дата обращения: 23.05.2020).
2. Анненко, И.Ю., Фактор, Э.А., Шаламова, О.В. Объективизация оценки функционального состояния спортсмена // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №12 (130). - С.29-33.
3. Антонова, Ю.О, Абрамова, М.А., Афанасенкова, Н.В., Сунгурова, А.В. Оценка динамики функционального состояния и физического развития// Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №7 (173) - С.13-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-dinamiki-funktsionalnogo-sostoyaniya-i- fizicheskogo-razvit (дата обращения: 23.05.2020).
4. Арзикулов, А. Ш. Функциональное состояние вегетативного гомеостаза здоровых школьников / А. Ш. Арзикулов, Д. Н. Холматов, Г. Г. Ахмадалиев, Э. А. Юсупов. -Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 20 (124). - С. 58-63. - URL: https://moluch.ru/archive/124/33631/ (дата обращения: 23.05.2020).
5. Бабичева, И. В. Разработка программы оздоровительной аэробики в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток / И. В. Бабичева. -Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 8 (88). - С. 424-426. - URL: https://moluch.ru/archive/88/17054/ (дата обращения: 23.05.2020).
6. Брук Т.М., Терехов, П.А., Осипова, Н.В. Состояние системы внешнего дыхания и кровообращения на действие физической нагрузки и нетрадиционных средств повышения работоспособности спортсменов // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. №2.- С. 36-41.
7. Ванюшин, Ю.С., Хайруллин, Р.Р., Елистратов, Д.Е. Диагностика функционального состояния спортсменов по показателям кардиореспираторной системы//Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. 2017. №1(93).- С. 23-25.
8. Венгерова, Н.Н. Коррекция показателей функционального состояния девушек средствами стретчинга // Символ науки. 2016. №5-2. - С. 131-134.
9. Гаджибабаева, Д.Р. Психофизиологический подход к анализу функциональных состояний гиперактивных подростков // КПЖ.2016.№4(117) - С. 10-15.
10. Глухова, Ю.А., Фёдоров С.В. Гендерные и соматотипологические особенности функционального состояния организма студентов // Вестник ВолГМУ. 2016. №2 (58).- С. 54-57.
11. Гранкин Н.А., Кузнецова З.М. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов // Педагогико - психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. №3. - С. 37-45.
12. Жиженина, Л. М. Гендерные различия регуляции сердечной деятельности учащихся 14-15 лет г. Арзамаса / Л. М. Жиженина, К. Г. Киселева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 4 (108). - С. 237-240. - URL: https://moluch.ru/archive/108/26083/ (дата обращения: 23.05.2020).
13. Иванов, В.Д., Мамаева, Н.О. Влияние стретчинга на функциональное состояние и здоровье студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018.№1.- С. 23-31 URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-stretchinga-na-funktsionalnoe-sostoyanie- i-zdorovie-studentov (дата обращения: 23.05.2020).
14. Исмагилов, Д. К. Психодиагностика как условие спортивно-организованного физического воспитания студентов / Д. К. Исмагилов, А. А. Кочкаров. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 9 (56). - С. 368-371.- URL: https://moluch.ru/archive/56/7628/ (дата обращения: 23.05.2020).
15. Кизько,А.П. Методология непрерывного педагогического контроля и оценки функционального состояния спортсменов // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №7 (137).- С. 36-44.
...