Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ НА ОРГАНИЗМ ДЕВУШЕК 10-11 КЛАССОВ 6
1.1 Физиологические особенности девушек 10-11 классов 6
1.2 Особенности занятий хатха-йогой на уроках физической культуры 8
1.3 Влияние занятий хатха-йогой на организм занимающихся 15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Методы исследования 20
2.2 Организация исследования 25
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ХАТХА-ЙОГИ ДЛЯ ДЕВУШЕК 10-11 КЛАССОВ 26
3.1 Методика построения занятий по хатха-йоге для девушек 10-11 классов 26
3.2 Антропометрические показатели девушек 10-11 классов 36
3.3 Динамика изменения показателей физической подготовленности девушек 10-11 классов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность. В наше время, ученики старших классов живут в бешеном ритме и постоянном стрессе, вызванными подготовкой к экзаменам, сдачей ЕГЭ и поступлению в университет. Постоянное нахождение в стрессе ведет к быстрой утомляемости молодого организма и накапливанию усталости. Для учеников старших классов будут благоприятны такие мероприятия, которые ведут к физическому и духовному здоровью подрастающего поколения.
С каждым годом занятия физической культурой привлекают все большее количество людей: растет количество занимающихся фитнесом, аэробикой, и другими видами групповых программ, возрастает интерес к здоровому образу жизни. Не остался в стороне и такой вид физической активности, как йога. Йога, как система, возникла на Востоке. Постепенно, йога стала частью современного человека, желающего сохранить здоровье и обрести долголетие. Теперь занятия йогой есть практически в каждых фитнес клубах и физкультурно-оздоровительных центрах.
В настоящее время, йога — это одно из самых популярных направлений в фитнесс клубах. Сейчас существует огромное разнообразие видов йоги: аэройога, фитнесс-йога, йога для малышей, перинатальная йога, мантра - йога и др. Грамотные специалисты по физической культуре и спорту адаптировали занятия йогой для всех возрастных категорий. Сейчас освоить технику йоги может каждый, начиная с малышей, заканчивая людьми преклонного возраста. Йога является практически единственной системой, которая не зависит от степени физической подготовки, возраста и состояния здоровья.
Цель работы: выявить положительное влияние йоги на организм девушек, учащихся 10-11 классов.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что применение хатха-йоги на уроках физической культуры будет способствовать развитию гибкости у девушек 10-11 классов.
Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс девушек 10-11 классов на уроках физической культуры.
Предмет исследования. Методика применения хатха-йоги у девушек 10-11 классов на уроках физической культуры.
Задачи исследования: В соответствии с поставленной целью исследования в работе решались следующие задачи:
1) Изучить особенности физического развития и физической подготовки девушек 10-11 классов.
2) Разработать методику применения хатха-йоги на уроках физической культуры.
3) Внедрить и экспериментально обосновать методику применения хатха-йоги на уроках физической культуры для развития гибкости у девушек 10-11 классов.
Научная новизна. По полученным данным теоретических и экспериментальных исследований выявлена методика, способствующая развитию физической подготовки девушек 10-11 классов на уроках физической культуры средствами хатха-йоги.
Практическая значимость. Результаты исследования дадут возможность развитию физических подготовки у девушек 10-11 классов без высоких энергозатрат, средствами хатха-йоги на уроках физической культуры.
1. Изучив физиологические особенности девушек 10-11 классов, было выявлено, что девушки 10-11 классов имеют удовлетворительный уровень физической подготовки и физического развития, о чем свидетельствуют контрольно-методические тесты.
2. Разработав методику и успешно внедрив ее, было выявлено, что для овладения асанами хатха-йоги подходит целостный метод изучения, а для освоения комплекса Сурья намаскар - расчленено конструктивный метод.
3. В процессе эксперимента были Отмечены положительные тенденции в динамике изменения физических и антропометрических показателей. Целесообразно полагать, что положительная динамика вызвана именно занятиями хатха-йоги на уроках физической культуры. По результатам педагогического тестирования физических показателей определили, что у девушек 10-11 классов экспериментальной группы по сравнению с контрольной существенно улучшились (p<0,05) результаты в наклоне со скамьи, характеризующее проявление гибкости. У испытуемых экспериментальной группы отмечается тенденция к длительному удерживанию планки, характеризующая силу. Длительное же удерживание положение «ласточка» говорит о возросших координационных способностях. Экспериментально доказано, что методика применения хатха-йоги на уроках физической культуры благотворно сказывается на физических и антропометрических показателях девушек 10-11 классов.
1. Алтер М. Дж. Наука о гибкости / Майкл Дж. Алтер; пер. с англ. Г. Гнчаренко; науч. ред. А. Радзиевский. - Киев : Олимп. лит., 2001. - 423 с.
2. Айенгар Б. К. С Древо жизни. Ежедневная практика / Альпина Нон- фикшн, 2017. - 237 с.
3. Айенгар Б.К. Йога. Путь к здоровью /Флинта, 2017. - 336 с.
4. Айенгар Б. К. С Йога сутры. Патанджали. Прояснение / 2017. - 392с.
5. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно- педагогических исследований [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В. П. Губа, В. В. Пресняков. - Москва : Человек, 2015. - 283 с.
6. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки [Электронный ресурс] : методы оценки и прогнозирования: морфобиомеханический подход: науч.- метод. пособие / В. П. Губа. - Москва : Советский спорт, 2012. - 384 с.
7. Зевестер, Э. А. Йога для детей // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. 2008. № 11. С. 31 - 34с.
8. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека [Электронный ресурс] : [с основами динамической и спортивной морфологии] : учеб. для вузов физической культуры / М. Ф. Иваницкий. - 12-е изд. - Москва : Спорт, 2016. - 624 с.
9. Ишмухаметов, М. Г. Теория и методика оздоровительно- рекреационной физической культуры и спорта : йога в физической культуре и спорте [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Г. Ишмухаметов; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь : ПГГПУ, 2013. - 159 с.
10. Ишмухаметов, М. Г. Йога в физической культуре и спорте [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Г. Ишмухаметов. - 2-е изд., испр. и доп. - Пермь : Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т, 2012. - 159 с.
11. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась ; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольск-на-Амуре :АмГПГУ, 2012. - 131с.
12. Кокоулина, О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / О. П. Кокоулина. - Москва : ЕАОИ, 2011. - 144 с.
13. Коултер, Д. Анатомия хатха-йоги. Руководство для студентов, преподавателей, практикующих. Отдельное издание / пер. с англ. Ю.Синявская / Постум, 2015. - 752с.
14. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
15. Миллер, Л. Л. Спортивная медицина [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Л. Миллер. - Москва: Человек, 2015. - 183 с.
...