Для большинства нефтеперерабатывающих заводов России базовым процессом производства высокооктановых компонентов автомобильных бензинов является процесс каталитического риформинга. В среднем по России мощности по риформированию составляют около 11% от мощности первичной переработки нефти, а на некоторых НПЗ это значение достигает 17-24%.
В связи с необходимостью производства неэтилированного высокооктанового автобензина значение процессов каталитического риформинга в нефтепереработке растет с каждым годом. В настоящий момент каталитический риформинг является наиболее дешевым и традиционным способом облагораживания прямогонной бензиновой фракции 85-180°С.
Цель работы - поиск путей модернизации установки каталитического риформинга с получением высокооктанового бензина.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических аспектов процесса риформинга прямогонных бензинов.
2. Анализ литературных источников и патентной информации по модернизации процесса каталитического риформинга.
3. Выбор направления по модернизации установки риформинга прямогонного бензина АО «Сызранский НПЗ».
4. Расчет материального и теплового баланса на увеличенный выход риформата.
5. Технологический расчет основного оборудования.
Обоснована актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Рассмотрены физико-химические основы и другие теоретические аспекты процесса риформинга.
Проведен анализ литературных источников и патентной информации по модернизации процесса каталитического риформинга.
Дальнейшая модернизация установки риформинга прямогонного бензина с непрерывной регенерацией АО «Сызранский НПЗ» возможна за счет ужесточения технологических условий и применения более эффективного катализатора.
Предложен более высокий температурный режим: на первой ступени от 500°C до 540°C, а на второй температура выше, чем 540°C. При этом на внутренние металлические поверхности реактора необходимо нанести покрытие из незакоксовывающегося материала. Ведение процесса при повышенных температурах делает возможным увеличение производительности или скорости подачи сырья и приведет к получению большего количества ароматических продуктов при меньших затратах.
Предлагается замена платиново-рениевого катализатора на платино- оловянный шариковый катализатор, что позволит получать продукт с высоким количеством ароматических соединений, т.е. с более высоким ОЧ продукта.
Проведен расчет материального и теплового баланса на увеличенный выход риформата.