Проведено тестирование проходило среди 2,3 и 4 курсов медицинского колледжа РУТ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО ФЕЛЬДШЕРА 8
1.1Понятие и сущность профессиональной культуры и коммуникативных навыков 8
1.2 Структура профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера 24
1.3 Условия формирования профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера 29
ГЛАВА 2. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО ФЕЛЬДШЕРА 32
2.1 Изучение проблемы формирования профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера на примере Медицинского колледжа РУТ (МИИТ) 32
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 38
2.3 Программа формирования профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность исследования. Средний медицинский персонал, в частности фельдшеры, являются значимой частью кадрового ресурса здравоохранения и выполняют важную роль в сохранении и укреплении здоровья населения России. В современных условиях реформирования системы здравоохранения особое внимание уделяется системе подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных и грамотных специалистов медицинского профиля. От профессиональных компетенций и качества подготовки, рациональной организации лечебного учреждения и эффективного использования среднего медицинского персонала зависит развитие системы здравоохранения и обеспечение населения качественной медицинской помощью [8].
Коммуникация – это основной вид деятельности фельдшера, который выражается в передаче исторического опыта, накопленного человечеством в области медицины [1, 3, 12]. Неподготовленность специалиста к общению с пациентами и с коллегами, может привести к возникновению затруднений во фельдшерской деятельности. Проблема общения, коммуникации является проблемой не только в области коммуникативной составляющей различных профессий, а также является фундаментальной проблемой психологии, и само понятие общения, коммуникации является одной из базовых категорий психологической науки [12].
Исследование коммуникативной компетентности медицинских работников, вопросы психологии общения фельдшера и пациента, вопросы воспитания профессиональной культуры общения у студентов медицинских учебных заведений описаны в работах таких авторов, как Сайно О.В., 2019; Хусаинова Д.И., 2020; Спринц А.М., 2021 и других.
Заболевания человека имеют как психологические, так и физические аспекты. Болезни приходят не к врачам, а к пациентам, а процессы, с помощью которых пациенты обнаруживают, описывают и обдумывают свои симптомы, носят исключительно психологический характер. Этот теоретический момент имеет практическое значение [2, 10].
Любое заболевание способно повлиять на психическое состояние человека, поэтому необходимо учитывать индивидуальные психические и психологические особенности пациентов, на которые оказывает влияние сама болезнь, факторы ей предшествующие и ее сопровождающие. При этом, типичность реакции на заболевание зависит от параметров болезни в той же мере, как и от индивидуально-психологических особенностей человека [19, 26].
С позиций психосоматического подхода современной медицины, любое соматическое расстройство или хроническое заболевание является защитной, компенсаторной, патологической реакцией организма, как целостной системы, в которой тесным образом взаимодействуют психическая и соматическая подсистемы.
Физические и психологические симптомы заболевания могут быть связаны следующими способами: (1) физические симптомы выявляются в результате сложных психологических процессов; (2) психологическое расстройство может проявляться в физических симптомах; (3) физические заболевания обычно вызывают вторичную психологическую реакцию; (4) одна категория физических заболеваний, влияющих на мозг, может более или менее напрямую вызывать психологические проявления [6].
Отношение, убеждения и ожидания пациентов в отношении различных аспектов их тяжелого положения, их собственных возможностей преодоления трудностей и системы здравоохранения влияют на сообщения о боли, активности, инвалидности и реакции на лечение.
Комплаентность – термин, произошедший от англ. “patient compliance”, дословно означающий «приверженность лечению», определяемый в медицине как степень взаимодействия и соответствия поведения пациента и медицинского работника [5, 15]. Вопросы психологического настроя и комплаентности пациентов представлены в работах таких авторов, как Груздева А.А., 2020; Корвякова О.П., 2020 и других.
Человек, принявший решение оказывать медицинскую помощь, должен обладать определенными качествами характера и личности, позволяющими ему обучиться и достичь профессионализма в этой специальности. В представлении многих исследователей фельдшер – это не столько профессия, сколько – призвание. История медицины и биологии знает немало профессиональных подвигов. Безусловно, люди, обладающие жертвенностью, ответственностью, исполненные особым моральным и интеллектуальным обликом, достойны работать в этой профессии [8].
Процесс оказания медицинской помощи не ограничивается ответственностью медицинского работника. Пациент также должен осознавать свою ответственность в лечении. Заставить пациента принимать таблетки и ходить в поликлинику на уколы невозможно. Ответственность пациента за регулярные профилактические осмотры, выполнение указаний и рекомендаций фельдшера, сроки и дозировки приема лекарств, соблюдение предписанного режима находится только в поле личных обязанностей пациента и не может быть закреплена юридически [16, 25].
В связи с этим помощь пациентам должна иметь как комплексный медико-психологический характер, так и личностно-ориентированную направленность. Для этого необходимо учитывать психологические факторы реагирования на ситуации заболевания, в том числе должна проводиться оценка внутренней картины болезни (ВКБ), стресс-преодолевающего поведения и уровня когнитивного функционирования пациента [6]. В этой связи формирование профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера имеет огромное значение.
Цель работы: проанализировать проблемы формирования профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера на примере Медицинского колледжа РУТ (МИИТ) и предложить программу формирования профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера.
Задачи исследования:
1. Описать понятие, сущность и структуру профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера на основе изучения современных литературных источников;
2. Проанализировать условия формирования профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера;
3. Провести исследовательскую работу в соответствии с гипотезой исследования;
4. Разработать и реализовать программу формирования профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера.
Объект работы: профессиональная культура и коммуникативные навыки будущего фельдшера.
Предмет работы: процесс формирования профессиональной культуры и коммуникативных навыков будущего фельдшера.
Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, сравнение результатов тестирования, аналитический (анализ и обобщение результатов исследования).
Гипотеза работы: предполагается, что внедрение предложенной программы в процесс обучения будущих фельдшеров позволит повысить успешность формирования у них профессиональной культуры и коммуникативных навыков.
В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ теоретических основ исследования. Изучены психологические профили терапевтических пациентов, их отношение к своему заболеванию в зависимости от психологического типа, рассмотрены вопросы психологического настроя пациентов на лечение и причин ее снижения в последние годы. Проанализирована тактика фельдшера при беседах с пациентами при различных заболеваниях и состояниях.
Первичную доврачебную медицинскую помощь населению России в настоящее время оказывают около 70 000 средних медицинских работников. На сегодняшний день имеются новейшие технологии диагностики, лечения и профилактики неотложных состояний и заболеваний внутренних органов, которые необходимо изучать и применять для улучшения качества оказания первичной доврачебной медицинской помощи населению специалистами-фельдшерами.
Концепция развития здравоохранения РФ до 2030 года обозначено, что наличие достаточного количества подготовленных кадров среднего медицинского звена, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением, является одним из основных факторов эффективного функционирования системы медицинской помощи населению. Повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду является одной из важных задач развития здравоохранения.
В работе показано, что студенты будущие фельдшеры не до конца осознают важность грамотного психологического подхода к беседам с пациентами, необходимости углублять свои знания в области психологических типов пациентов. Отмечено, что будущий фельдшерский состав в своем большинстве хорошо мотивированы, обладают средним уровнем или уровнем выше среднего коммуникативных способностей, проявляют значительный уровень толерантности к различным группам пациентов. Показано, что будущие фельдшеры нуждаются в углублении знаний и профессиональной коммуникативной компетенции для совершенствования процесса оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению.
Учитывая необходимость в квалифицированных фельдшерах, необходимо развитие коммуникативной компетенции, профессиональной культуры будущих фельдшеров, формирование четкой позиции у медицинских работников в отношении пациентов и их разных типах отношения к заболеванию.
Фельдшеру важно помнить, что любая болезнь вводит человека в состояние психологического бедствия. Закономерно, что от тяжести заболевания зависит сложность реагирования на происходящее. Патологии, которые не несут непосредственную опасность для жизни, зачастую становятся причинами эгоцентризма и паранойяльной реакции. Понимание реакции пациента поможет укрепить взаимоотношения заболевшего и фельдшера.
Тип отношения к болезни относится к динамическим проявлениям, которые со временем могут сменять друг друга и наслаиваться. В реальности у человека сразу несколько отношений к болезни и в разное время на первый план выходит то один тип отношения к болезни, то другой. Может быть различное отношение в зависимости от социального контекста и обстоятельств.
Любой симптом или информация о состоянии здоровья формируют у пациента определенный тип отношения к болезни. Это значит, что человеку нужно сообщать о наличии болезни также по-разному, учитывая его предположительный тип реагирования. Это справедливо как для психических заболеваний, так и психосоматических и соматических. Понимание типов отношения пациентов к заболеванию может сформировать у фельдшера правильное отношение к пациенту с определенным типом отношения к болезни, применить верные подходы к пациентам, учесть их индивидуальные особенности.
Учитывая знания об отношении пациента к своему заболеванию, фельдшер может грамотно и правильно выстроить линию терапевтического ведения пациента и достичь эффективности в лечении. Гипотеза доказана.
1. Аргентова, Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности / Т.Е. Аргентова // Психологический журнал – 2018. – №6. – С. 130–133.
2. Будник, Я.И. Сравнительный анализ приверженности к лечению пациентов с артериальной гипертензией после профилактического консультирования, проводимого врачами-терапевтами участковыми и помощниками врача / Я.И. Будник // Проблемы здоровья и экологии. – 2017. – №4 (54). – С. 65-68.
3. Бузина, Т.С. Врач и пациент: межличностные коммуникации / Т.С. Бузина, В.Н. Бузин, И.Л. Ланской // Медицинская психология в России. – 2020. – №4. С. 4-8.
4. Грот, А.В. Обращаемость за медицинской помощью в государственный и частный секторы здравоохранения (по данным социологических исследований) /А.В. Грот, С.В. Сажина, С.В. Шишкин // Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – С.1.
5. Груздева, А.А. Комплаентность, социально-психологический профиль и удовлетворенность пациентов пожилого и старческого возраста оказанием кардиологической помощи в условиях стационара /А.А. Груздева, М.В. Ильин // Человек и его здоровье. – 2020. – №1. – С. 4-12.
6. Заришняк, Н.В. Внутренняя картина болезни в практике медицинской сестры терапевтического профиля/ Заришняк Н.В., Сергеев И.Н., Попова Л.В. [и др.] //Образовательный вестник «Сознание». – 2019. – Т. 21. – С.82-83.
7. Захарова, Ю. В. Особенности коммуникации в системе «врач-пациент» в контексте оказания скорой медицинской помощи / Ю.В. Захарова, В.Б. Кузьмин. // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики: материалы 7-й Междунар. науч. практ. и образоват. конф. (11 апреля 2019 года) / Твер. гос. мед. ун-т ; под общ. ред. Е. В. Виноградовой. – Тверь : Ред. изд. центр ТГМУ, 2019. – С. 75-78.
8. Заяц, И.А. Коммуникативная компетентность и навыки слушания как фактор позитивного взаимодействия врача и пациента / И.А. Заяц, А.А. Попов //В сборнике: Психология здоровья в образовательном процессе. материалы региональной научно-практической конференции. – Курск, 2020. – С. 55-60.
9. Каспрук, Л.И. Роль фельдшеров в профилактической работе и формировании здорового образа жизни у населения / Л.И. Каспрук, Р.Р. Жданов // Оренбургский медицинский вестник. – 2018. – №3 (23). – С. 46-49.
10. Кораблина, Е.П. Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа / Е.П. Кораблина, Е.Ю.Стоянова, Р.С. Минвалеев // Гигиена и санитария. – 2019. – №5. – С. 515-519.
11. Корвякова, О.П. Динамика приверженности у пациентов с артериальной гипертонией I-II степени на фоне комплексного санаторно-курортного лечения с применением обучающих технологий в рамках школы здоровья "Артериальная гипертония" / О.П. Корвякова, Т.В. Кулишова, Е.Н. Стародубцева// Вестник физиотерапии и курортологии. – 2020. – №3. – С. 59-62.
12. Крутиков Е. С., Карпова И. Д., Сугробова Ю. Ю. Профессиональная культура врача. Учебное пособие. Симферополь, 2020. – 175 с
13. Лаптиева, Л.Н. Особенности симуляционного обучения учащихся медицинских колледжей / Л.Н. Лаптиева, Е.И. Рублевская // Проблемы здоровья и экологии. – 2021. – №3. – С. 124-133.
14. Липатова, Е.Г. Формирование профессиональной коммуникативной культуры будущего врача в рамках компетентностного подхода / Е.Г. Липатова // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2020. – №32. – С.47-58.
15. Ломакина, М.И. Коммуникативная компетентность медицинского работника, 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://multiurok.ru/files/statia-kommunikativnaia-kompetentnost-meditsinskog.html
16. Манакина, Е.С. Основные формы применения и перспективы развития государственно - частного партнерства на региональном уровне / Е.С. Манакина, О.В. Медведева, И.И. Манакин // Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – С.1.
17. Михайлова, О.Н. Исследование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников скорой медицинской помощи/ О.Н. Михайлова, Л.И. Спирина // Вестник науки. – 2019. – №6 (15). – С. 284-290.
18. Морщинина, Г.М. Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе / Г.М. Моршинина, А.Р. Моршинин. // Педагогика высшей школы. – 2018. – № 2 (12). – С. 26-29.
19. Мосейчук, А.Р. Исследовательская компетентность будущих фельдшеров: структурный аспект // Высшее образование сегодня. – 2019. – №5. – С. 25.
20. Москвичева, М.Г. Анализ состояния первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на региональном уровне / М.Г. Москвичева, М.М. Полинов // УРМЖ. – 2021. – №1. – С. 50-57.
21. Новокрещенова, И.Г. Амбулаторно-поликлиническая помощь лицам пожилого и старческого возраста / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, И.К. Сенченко // Клиническая геронтология. – 2017. – №3-4. – С. 13-18.
22. Рогова, Е.Е. Переживание одиночества сотрудниками скорой медицинской помощи/Е.Е. Рогова // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – №10 (188). – С. 506-509.
23. Сайно, О.В. Психология общения врача и пациента / В. Сайно, О. Е. Морунов // Лечебное дело. – 2019. – №3. – С. 54-59
24. Спринц, А.М. Медицинская психология с элементами общей психологии / А.М. Спринц, В.К. Шамрей, Е.П. Шатова, Е.С. Курасов// Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Санкт-Петербург, 2021.
25. Фомина, М.В. Коммуникативный компонент содержания образования в аспекте корпоративной культуры медицинского вуза / М.В. Фомина, Е.А. Михайлова, Л.М. Азнабаева и др. // Вестник ОГУ. – 2018. – №6 (218). – С. 91-96.
26. Халак, М.Е. Особенности клинического мышления студентов / М.Е. Халак // В сборнике: Ментальное здоровье - интеграция подходов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Нижний Новгород, 2022. – С. 65-68.
27. Хусаинова, Д.И. Правила общения медицинского работника в лечебном учреждении / Д.И. Хусаинова // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2020.
28. Шевелёва, Е. Исследование коммуникативной компетентности медицинских работников /Е. Шевелева// Скиф. – 2018. – №11 (27). – С. 48-52.
29. Школяренко, А.В. Реализация приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» / А.В. Школяренко, Е.А. Коробейникова, К.В. Шипачев // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. – 2019. – №3 (17). – С. 24-31
30. Якурнов, А.В. Исследование психологических особенностей больных с невротическими расстройствами с демонстративным типом личности / А.В. Якурнов, Е.И. Киликаева // Скиф. – 2019. – №1 (29). – С. 35-39.