Введение
Глава 1. Теоретический анализ особенностей речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией
1.1. Общая характеристика понятия «ринолалия»
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с ринолалией
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с детьми младшего дошкольного возраста с ринолалией
2.1. Методы диагностики речи у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией
2.2. Программа коррекционной работы речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией
Выводы по главе 2
Заключение
Список используемой литературы
Статистические исследования показывают, что в среднем на 1000 детей рождается один с врожденной расщелиной неба и губы. (Г.В. Гончаков, 2009) Однако в целом по России цифры значительно выше. Так, по состоянию на 2021 год число нарушений на 1000 родившихся детей в России было зафиксировано в среднем 11 случаев появления детей с данным видом внутриутробного развития.
В настоящее время в трудах отечественных и зарубежных ученых распространено объективное мнение, что ринолалия - это наиболее сложная клиническая форма речевой патологии. И это неудивительно, так как ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленная некоторыми анатомическими и физологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии возникает назализованный тембр голоса, а артикуляция и фонация значительно отличаются от нормальных значений. Теоретическими аспектами возникновения ринолалии занимались такие видные ученые как А.Г. Ипполитова, З.Г. Нелюбова, Л.И. Вансовская, Г.Н. Соломатина, Е.А.Соболева, Т.В. Пятница и другие.
При коррекционной работе необходимо обладать специфическими знаниями при логопедическом воздействии на ребенка. Так, А.Г. Ипполитова предложила начинать занятия при открытой форме ринолалии еще до операционного периода.
Неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей с данным видом патологии сохраняется.
По ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. № 1155 развитие речи у детей с ринолалией должно проводиться с учетом индивидуальных потребностей детей с ОВЗ, связанных с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Создаются специальные образовательные программы, применяются различные методы обучения, воспитания, приобретаются учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, организован комплексный подход, создается доступная среда.
Коррекционная работа с детьми с нарушением речи должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития.
Нормативно-правовую базу данной курсовой работы составляют:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
• Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Объект исследования: особенности речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией.
Предмет исследования: педагогическая методика воздействия, направленная на устранение недостатков речи с врожденными анатомо-функциональными нарушениями, вызванными ринолалией.
Цель исследования: изучение эффективных методик преодоления нарушения речи при ринолалии.
Задачи исследования:
а) рассмотрение общей характеристики детей с ринолалией
б) анализ психолого-педагогической характеристики детей младшего дошкольного возраста с ринолалией.
в) изучение методик обследования речи у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией.
г) изучение коррекционно-педагогических программ по коррекции ринолалии.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Изучив литературу по выбранной нами теме, мы убедились в актуальности нашей работы. В первой части работы, проведя теоретический анализ литературы мы рассмотрели особенности речевого развития, а также причины, влияющие на задержку речи у детей-ринолаликов. Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывает у ребенка тяжелые переживания, что еще более усугубляет нарушения речи.
У детей, имеющих патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата, присутствуют многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи. В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Речь таких детей в целом бывает малопонятной, лишенной интонационной выразительности, немодулированной. Обусловленность задержки развития речи у детей-ринолаликов различна: сужение социальных и речевых контактов из-за грубого нарушения артикуляции звуков, позднее ее начало, осложненность дефекта проявлениями дизартрии или алалии, снижение слуха и т. д.
Речь, как средство общения у детей появляется после того как предметно-действенные средства общения уже достаточно сложны и развиты. Контакты ребенка с ровесниками имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Отсутствие ограничений и запретов старших способствует повышенной раскованности детей и их свободному самовыявлению. У детей-ринолаликов речь мало понятна окружающим, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей, что мешает таким детям социализироваться в обществе.
Дети с ринолалией нуждается в комплексном воздействии логопеда, медиков и психологов. Работа по коррекции ринолалии направлена на исправление нарушений звукопроизношения и тембра голоса.
Логопедическая работа при ринолалии делится на дооперационную и послеоперационную. На дооперационном этапе проводится подготовка активности мягкого нёба, нормализация положения языка, усилении мышечной деятельности губ. Послеоперационная коррекция ринолалии включает постановку правильного звуко- и голосообразования путем активизации артикуляционной моторики, голосовой терапии, стимуляции небно-глоточных мышц, массажа рубцов нёба, развития фонационного дыхания.
1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М: Айрис-пресс, 2005. - 151 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.:АСТ: Астрель, 2007. - 222 с.
3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь: СГПИ, 2009. - 224 с.
4. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 128 с.
5. Дикман К.Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К.Д. Дикман // Логопедия сегодня. - 2008. - №2. - 46-52 с.
6. Егорова О.А. Проблемы речевого развития дошкольников / О.А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. - 2004 -. №8. -. 25-29 с.
7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. - М. Просвещение, 1996. - 143 с.
8. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л.А. Зайцева и др. - Мн.: БГПУ, 2006. - 74 с.
9. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А.Г. Ипполитова // Логопедия. - 2003. - 32-35 с.
10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2004. - 704 с.
12. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 120 с.
13. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб. -метод. пособие / О.С. Орлова. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с.
14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - М.: Феникс, 2003. - 448 с.
16. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб. пособие. / Ред. В.И. Селиверстов. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.
17. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авт.-сост. Г.В. Чиркина М.: Просвещение, 2008. - 33 с.
18. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. - Минск: Аверсэв, 2009. - 173 с.
19. Ринолалия: Учебное пособие / авт.-сост. Е.Е. Васильева. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 63 с.
20. Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е.А. Соболева. - М: Высшая школа, 2006. - 128 с.
21. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. - М.: Сфера, 2005. - 160 c.
22. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.: Изд-во АСТ, 2002. - 258 с.
23. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2008. - 240 с