ВВЕДЕНИЕ 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЩЕСТВА ИИСУСА 7
Исторический контекст возникновения Ордена иезуитов 7
Роль фигуры Игнатио Лойолы в основании Ордена иезуита 10
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ. 13
Особенности организации Ордена иезуитов 13
Роль опыта в миссионерской деятельности иезуитов. Конфуцианский синтез 15
ГОСУДАРСТВОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ 18
Основание «иезуитского государства» 18
Особенности организации «иезуитского государства» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Актуальность. На сегодняшний день Общество Иисуса (лат. Societas Jesu) или Орден иезуитов остается важной частью католического мира, чье влияние сложно недооценить. Именно иезуиты стали лидирующей группой в истории развития Католической церкви после начала Реформации. Миссионеры-иезуиты распространяли учение латинского христианства по всему миру: от Старого Света до Нового, от Азии до Африки. Они же занимали видное место в иерархии Католической церкви и важное место при дворах европейских монархов, они же стали основателями особого полугосударственного образования индейцев в Латинской Америке. Именно к ордену иезуитов принадлежит действующий Папа Римский Франциск I. Все это позволяет говорить о представителях Общества Иисуса как об особой группе католического мира.
В современном мире, переживающем процессы глобализации, становится актуальным изучение подобного опыта предшествующих эпох. Католическая церковь, в таком случае, представляет собой яркий пример института, который с самого момента своего появления не был ограничен границами государств и который является одним из самых древних транснациональных институтов. В таком случае, иезуиты, как представители католической элиты, являются аналогом элиты транснациональной. Именно изучению Общества Иисуса как элитной группы с особым статусом и посвящена данная работа.
Объектом данного исследования является история Общества Иисуса (иезуитов). Предметом данного исследования является особенности Ордена иезуитов.
Целью данного исследования является рассмотрение Общества Иисуса в качестве особого католического монашеского ордена, заложившего основу развития католического мира в Новое время. Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:
1. Проанализировать историю возникновения и раннего развития Общества Иисуса;
2. Проследить особую роль иезуитов в миссионерской деятельности Католической церкви;
3. Изучить историю создания «государства иезуитов» и системы его управления.
Характеристика источников. Основными материалами для данного исследования являются исторические работы различных историков. Кроме того, в рамках данной работы также используется труд И. Лойолы «Духовные упражнения», в которых основатель Ордена иезуитов излагает наставления для новых членов Общества Иисуса .
Степень разработанности темы. Изучение истории Общества Иисуса является основным направлением работы многих историков. Еще в конце XIX в. был опубликован труд профессора Мюнхенского университета Ж. Губера «Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии» . В нем подробно описывалось само Общество Иисуса и его роль в мировой истории.
Данная тема оставалась актуальна и в XX в. Так, можно отметить работу А. Тонди «Иезуиты» , которая, однако, анализирует историю развития Общества Иисуса с позиции критики религиозного мировоззрения. Можно упомянуть также работу А.Р. Андреева «История Ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI – начало XIX вв.» .
Изучение данного ордена продолжилось и в XXI в. Примером тому может служить исследование Г. Бёмера «История Ордена иезуитов» и Дж. У. О`Мэлли «Первые иезуиты» , в которых предлагается более современный анализ исторической роли Общества Иисуса, а также осмысляется их вклад в мировое развитие. Следует отметить, что современные труды по данной тематике все чаще отсылают не ко всей истории Ордена, но к конкретным направлениям деятельности иезуитов. Так, статьи Лютик Е.В. посвящена миссионерской деятельности иезуитов во Вьетнаме , работа Л.А. Дихановой-Внуковской исследует деятельность ордена в Китае в XVI в. , а Л.С. Перевозчикова рассматривает образовательную деятельность Ордена иезуитов . Таким образом, даже краткий обзор литературы указывает на сохраняющуюся актуальность исследования Ордена иезуитов.
Хронологические и территориальные рамки исследования. Данное исследование охватывает деятельность Ордена иезуитов на протяжении XVI-XVII вв. – то есть, раннего этапа существования Общества Иисуса. Это позволит выделить основные черты общества, выделяющего его на фоне иных монашеских католических орденов того времени. Предполагается изучение деятельности Ордена иезуитов в рамках всего католического мира, однако отдельное внимание будет уделено деятельности ордена в Латинской Америки, где было создано «государство иезуитов».
Методологические основания. Методологической основой данного исследования стал подход Джона У. О`Мэлли, предполагающие нейтральную оценку деятельности Ордена иезуитов. Для этого предлагается использовать различные взгляды на деятельность ордена.
Гипотеза. Орден иезуитов, как особый монашеский орден Католической церкви, представляет собой особую элитную группу, являющаяся одной из первых представителей элит Нового времени.
Содержание работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав по два параграфа каждая, заключения и списка литературы.
Таким образом, уже в момент своего основание Общество Иисуса представляло собой монашеский орден нового типа. Иной подход к миссионерской деятельности, стремление к адаптации к инородным культурам, а не к их перестраиванию, понимание ценности и важности образования, а также готовность и желание соответствовать требованиям времени, в совокупности с личной преданностью Папе Римскому делало из Ордена иезуитов грозную силу и ключевого актора в формировании нового католического мира, стремившемуся охватить весь земной шар.
Эпоха Возрождения и наступившая позднее Реформация сильно повлияли на европейское общество. Существовавшие институты должны были приспосабливаться к новой реальности, где мир был значительно больше и начиналось разложение старого феодального общества. Католическая церковь также должна была изменить свое мировоззрение. Воплощением этих изменений и стал Орден иезуитов.
Уже в своей миссионерской деятельности Общество Христа смогло продемонстрировать эффективность новых подходов, в которых освещенность традицией было менее значимо, чем подтверждение опытом и логикой. Гибкость иезуитов, несвойственная традиционным монашеским орденам, позволила им принести христианство не только в примитивные языческие племена, но и страны Дальнего Востока, где существовали собственные культуры и тысячелетиями вырабатываемое богословие.
Опыт строительства «христианской республики» в Парагвае продемонстрировал, что иезуиты умели располагать к себе не только христиан, но и язычников, а созданные ими системы управления продемонстрировали и управленческий талант иезуитов. Кроме того, это продемонстрировало эффективность новых подходов в управлении.
Однако, успехи ордена сопровождались активной критикой их деятельности. В первую очередь со стороны других, более традиционных монашеских орденов, в первую очередь бенедиктинцев и францисканцев, которые были основой католической церкви на протяжении всей эпохи Средних веков.
Скорее всего, именно им было адресовано самого известного девиза Общества Иисуса – «Цель оправдывает средства», что отражало не беспринципность ордена, но его гибкость, готовность адаптироваться к новым реалиям, были ли это условия другой, чуждой культуры стран Азии или народов Латинской Америки, или к новым условиям Нового времени. Именно эта гибкость и позволяет говорить об Ордене иезуитов как об элите нового типа – первой интеллектуальной, управленческой и религиозной элите всепланетарного католического мира Нового времени.
1. Лойола И. Духовные упражнения; Духовный дневник / Св. Игнатио Лойола; пер. с исп. И фр. А. Коваль. – М.: Ин-т философии, теологии и истории Святого Фомы, - 2006. – 375 с.
Литература:
2. Андреев А.Р. История Ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI – начало XIX вв. [Текст] / А.Р. Андреев. – М.: Рус. панорама, - 1998. – 281 с.
3. Бёмер Г. История Ордена иезуитов / Г. Бёмер; пер. с нем. Н. Попова. – М.: Ломоносовъ, - 2012. – 210 с.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. / Московская патриархия - M.: Авангард, - 2001. – 1238 с.
5. Ветлугина А. Игнатий Лойола / А. Ветлугина. – М.: Молодая гвардия, - 2016. – 306 с. – С. 42-45.
6. Галибина-Лебедева Е.С. Орден иезуитов накануне 500 -летия Реформации / Е.С.Галибина-Лебедева // Genesis: исторические исследования, - № 6, - 2017, - С. 138-160.
7. Губер Ж. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии [Текст] / Ж. Губер; пер. В.И. Писарева. – СПб.: Издание Ф. Павленкова, - 1898 г. – 320 с.
8. Диханова-Внуковская Л.А. Миссионерская деятельность иезуитов – культурно-религиозный феномен раннего Нового времени / Л.А. Диханова-Внуковская. – Вестник Белорусского государственного университета. Сер. 3, История, Экономика, Право. – 2016, - №1. – С. 35-39.
9. Диханова-Внуковская Л.А. Миссия иезуитов в Китае в XVI веке: Анализ стратегии социальной интеграции / Л.А. Диханова-Внуковская // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum, - № 1 (12), - 2016, - С. 212-218.
10. Лютик Е.В. Первые шаги миссионеров Ордена иезуитов во Вьетнаме в XVI - начале XVII в. / Е.В. Лютик // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, - № 3, - 2010, - С. 83-89.
11. Паниотова Т.С. Латиноамериканский парадокс: у истоков экспериментальной утопии часть 1 / Т.С. Паниотова // Философия права, - №. 3 (64), - 2014, - С. 32-36.
12. Перевозчикова Л.С., Дорохина Р.В. Образовательная политика Ордена иезуитов / Л.С. Перевозчикова, Р.В. Дорохина. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, - № 4, - 2016, - С. 339-344.
13. Подвойский Д.Г. Предметно-методологическое самоопределение новой науки о человеческом обществе: Огюст Конт и его теория / Д.Г. Подвойский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, - № 1, - 2002, - С. 100-115.
14. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время / Э. Соловьев. – Рига: Авотс, - 1988. – 296 с.
15. Тонди А. Иезуиты [Текст] / А. Тонди; ред. Ф.Н. Олещук. – М.: Издательство иностранной литературы, - 1955. – 332 с.
16. Шафф Ф. История христианской церкви в 8 томах. - Т.6. Средневековое христианство. От Бонифация VIII до протестантской Реформации. 1294 – 1517 г. по Р.Х./ Ф. Шафф, пер. О.А. Рыбакова. - СПб.: Библия для всех, - 2007. – 517 с.
17. O`Malley J.W. The first Jesuits / John W. O`Malley – L.: Harvard University Press. – 1993. – 486 p.
Электронные ресурсы
18. Korean Statistical Information Service // Statistic Korea. Режим доступа:https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1PM1502&conn_path=I2 (дата обращения: 04.02.2023)