Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта (на примере Октябрьского муниципального района Пермского края)
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические и законодательные основы деятельности органов местного самоуправления в сфере развития культуры и спорта 7
1.1. Законодательные основы управления физической культурой и спортом в муниципальных образованиях 7
1.2. Программно-целевой метод управления развитием физической культуры и спорта 13
Глава 2. Исследование деятельности органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района Пермского края по созданию условий для развития физической культуры и спорта 20
2.1. Характеристика органа муниципального управления физической культурой и массовым спортом 20
2.2. Анализ деятельности и выявление проблем в управлении физической культурой и спортом Октябрьского района 23
Глава 3. Пути оптимизации деятельности органов местного самоуправления Октябрьского района по созданию условий для развития физической культуры и спорта 40
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию управления физической культурой и спортом 40
3.2. Оценка социальной эффективности предлагаемых мероприятий 48
Заключение 53
Список используемых источников 58
Приложения 64
Актуальность исследования. В Российской Федерации в настоящее время стратегически важное место отведено процессу совершенствования муниципальной системе управления сферой физической культуры и спорта. Условия функционирования системы на местном уровне, значительно отличаются своим разнообразием в управленческих подходах, использованием различных систем менеджмента, что определено продолжающимся реформированием системы управления отраслью, продолжением разработки нормативно-правовой базы, недостаточностью финансирования, развития инфраструктуры, кадрового обеспечения.
Современные условия часто не позволяют рассчитывать на значительные финансовые вложения в развитие отрасли «Физическая культура и спорт» на муниципальном уровне. Поэтому актуальной задачей является эффективное использование имеющихся ресурсов через совершенствование управления сферой физической культуры и спорта на муниципальном уровне.
К сфере полномочий органов муниципального управления отнесены вопросы, которые связаны с развитием массового спорта и физической культуры на местном уровне. Муниципальные органы решают проблемные вопросы, которые мешают обеспечению территории условиями для развития массового спорта и физической культуры. Согласно федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления включают полномочия в сфере физической культуры и спорта.
В муниципальных образованиях вопросы, связанные с развитием спорта и физической культуры отнесены к полномочиям специально созданных структурных подразделений администрации, которыми могут выступать Управления, Комитеты, отделы.
Во многих субъектах РФ приняты законы о физической культуре и спорте, в которых установлена компетенция органов муниципального управления в данной сфере.
Степень разработанности темы исследования. Вопросам управления физической культурой и спорта в своих трудах уделяли внимание следующие авторы: Соломченко М., Зотов В.В., Кузьменко Г.А., Бызов А.П., Печин Ю.В. и др., кроме того, при подготовке работы использованы многочисленные публикации в СМИ по теме исследования авторов Маслова А.В., Краснова А.В., Бадрутдиновой Д.Х., Братановской М.С., Близневского А.Ю. и других.
Предметом исследования в работе является - деятельность органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта.
Объект исследования - деятельность Управления культуры, спорта и молодежной политики Октябрьского муниципального района Пермского края.
Цель работы - разработать мероприятия по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта Октябрьского муниципального района Пермского края.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательные основы управления физической культурой и спортом в муниципальных образованиях
2. Изучить программно-целевой метод управления развитием физической культуры и спорта.
3. Охарактеризовать орган управления физической культурой и массовым спортом в Октябрьском муниципальном районе Пермского края.
4. Изучить деятельность и выявить проблемы по управлению физической культурой и массовым спортом в Октябрьском муниципальном районе Пермского края.
5. Предложить мероприятия по совершенствованию управления физической культурой и массовым спортом.
6. Оценить социальную эффективность предлагаемых мероприятий.
При подготовке работы использованы следующие методы исследования: общенаучные, аналитические методы, метод дедукции и индукции, экспертных оценок, системный подход, метод социологических исследований, графический и расчетный методы и д.р.
Практическая значимость исследования состоит в разработке мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта, применительно к решению проблем, сложившимся в сфере физической культуры и спорта в Октябрьском муниципальном районе Пермского края. Разработанные мероприятия по совершенствованию создания условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и спорта, могут быть использованы в других муниципальных образованиях для решения похожих проблем.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Основополагающая задача государственной политики - создание условий, способствующих благосостоянию населения Российской Федерации, обеспечения долгосрочной социальной стабильности и национального самосознания. Создание базы, способствующей сохранению и улучшению физического и духовного здоровья граждан в большой степени способствует в решении указанной задачи. Одновременно важным фактором, определяющим качество здоровья населения, становится поддержание постоянной физической активности в течение всей жизни любого гражданина.
В настоящее время, очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации не может обойтись без комплексного и системного подхода. В этой связи разработанная Программа может стать наиболее оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, который предусматривает смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход к программно-целевым методам планирования бюджетов.
Применение программно - целевого метода в управлении физической культурой и спортом муниципального образования основывается на выборе приоритетных направлений поддержки сферы, что ведет к значительному повышению эффективности управления и к созданию благоприятных условий для привлечения населения муниципального образования к занятиям физической культурой и спортом.
Основная цель — ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта.
Программно-целевой подход к управлению является одним из методов организации текущей и перспективной деятельности. Суть программно-целевого метода состоит в необходимости формирования программы, которая программными методами решает проблемы развития с привлечениям финансовых и административных ресурсов.
Разработка программы говорит о наличии проблем в сфере развития спорта, которые должны быть решены при помощи неординарного решения и привлечения финансовых и прочих ресурсов. Кроме того, реализация целевых программ требует объединения разных хозяйствующих субъектов, которые смогут разрешить сложившуюся проблему.
Во второй главе проведен анализ деятельности по созданию условий для развития физической культурой и спортом на территории Октябрьском районе, результате которого можно сделать выводы.
Управление в сфере физической культуры и спорта осуществляет Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Октябрьском районе.
Анализ показал, что за последние годы имеются положительные сдвиги в развитии сферы физической культуры и спорта - увеличение количества спортивных объектов, увеличение численности жителей Октябрьском районе, занимающихся спортом на 6,4% за период с 2016 по 2018 г.
В целях создания условий для развития инфраструктуры спорта, его популяризации, приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом на территории Октябрьского района реализуется муниципальная программа «Развитие физической культуры и массового спорта в Октябрьском муниципальном районе Пермского края» на 2018—2021 годы».
Для получения обратной связи. Проведен опрос 123 жителей п. Октябрьский в возрасте от 25 до 45 лет. В результате опроса получены следующие данные: главной причиной отказа от регулярных занятий спортом является отсутствие специализированных клубов, секций, где взрослые могли бы регулярно заниматься спортом. Также распространенной причиной отказа от спорта является высокая стоимость регулярных посещений залов, тренажеров. 44% опрошенных считают, что в Октябрьском районе недостаточно спортивных сооружения для занятий спортом. Кроме того, населению района недостаточно информации как о проводимых спортивных мероприятиях, так и о спортивных победах земляков. Оценивая работу органов местного самоуправления по управлению развитием физической культурой и спортом, только 28% согласились, что эти усилия оптимальны.
В создании условий для развития спорта Октябрьского района выявлены проблемы, среди которых:
1) недостаточное привлечение взрослого населения, детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
2) недостаточная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
3) дефицит квалифицированного тренерско-преподавательского состава;
4) недостаточное материально-техническое обеспечение.
Проведенный опрос населения подтвердил не достаточную эффективность работы по развитию физической культуры и спорта в Октябрьском районе.
Отрицательным факторов в работе органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта является отсутствие специализированных секций и клубов для людей с ограничением двигательной возможности.
Кроме того, в районе нет специализированных спортивных секции для людей пожилого возраста.
В работе предложены мероприятий, направленные на совершенствование в создании условий по развитию физической культуры и спорта в Октябрьского района.
Предложено использовать программно-целевой метод и разработать программу «Домашний стадион».
Основной задачей разработки целевой программы является создание условий для развития на территории Октябрьского района физической культуры и массового спорта и приобщение различных слоев населения, к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Предлагается реализация программы в следующих направлениях: развитие массового спорта по месту жительства; создание спортивных клубов по месту жительства; активное привлечение к развитию массового спорта средних школ; отведение и обустройство спортивных площадок в местах отдыха; повышение активности во взаимодействии с организациями физкультурно-спортивного профиля различных форм собственности к организации во дворах жилых домов, на спортивных площадках, в спортивных клубах спортивных соревнований; пропаганда среди населения разных видов массового спорта в учреждениях, на предприятиях, в организациях.
Финансирования программы может осуществляться из различных источников, из местного бюджета на программные цели, либо из привлеченных средств и спонсорской помощи.
Для популяризации физической культуры и спорта, для широкого информирования населения о спортивных мероприятиях, видах спорта и возможностях занятий ими в Октябрьского района, предложено открытие спортивного портала. В работе предложена структура и наполняемость портала.
Проведенная экспертным методом оценка социально - экономической эффективности показала, что предлагаемые рекомендации в наибольшей степени будут способствовать улучшению деятельности администрации Октябрьского района по организации спортивной работы с населением.
1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, № 50, ст. 6242
2. Федеральный Закон № 131 от 6 октября 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 06.02.2019.) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003,№ 40, ст. 3822
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21января 2015 г «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 г» ( ред. от 07.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 02.02.2015, № 5, ст. 810
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101 р// Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110
5. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»// Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110
6. Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1324-п «Об утверждении государственной программы «Развитие физической культуры и спорта»// Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», приложение к № 40, 14.10.2013
7. Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района от 30.09.2010 №830 О структуре администрации Октябрьского муниципального района Пермского края (ред.23.12.2014) // Информационный портал Пермского края http ://perm.regne ws .org/docs/vq/mb .htm
8. Решением Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 29.08.2013 № 254 «Положение об управлении культуры, спорта и молодежной политики Администрации октябрьского муниципального района Пермского края» // Сайт администрации Октябрьского района http://oktyabrskiy.permarea.ru
9. Постановление Администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от 19 декабря 2016 г. № 410-01-04 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие сферы культуры, молодежной политики, спорта и физической культуры в Октябрьском муниципальном районе Пермского края»
10. Постановление администрации Октябрьского муниципального района №595 -266-01-05 от 04.12.2017 Об утверждении муниципальной программы «Развитие сферы культуры, молодежной политики, спорта и физической культуры в Октябрьском муниципальном районе Пермского края»//ЬР:р://ок1уаЬг8к1у.регшагеа.ги/Огцапу-у1а811/Се1еуу1е-ргодгашту/ге1е81гce1evyh programm municipalnyh i_ хпуезйехоппуЬ _projektov/
11. Аронов Г.З. Проблемы и перспективы управления сферой физической культуры в муниципальных образованиях./ Г.З. Аронов// Проблемы устойчивого развития муниципальных образований. №3. 2014. С.73
12. Бабун Р.В. Организация муниципального управления. Спб: Питер, 2014. 440 с.
13. Бабаков А.И.; Лубышев Е.А. Об организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства/ А.И. Бабаков, Е.А. Лубышев// Теория и практика физической культуры, № 4, 2015. С53-57.
14. Бабичев И.В. Очерки правовой истории становления и развития местного самоуправления в современной России/ И.В. Бабичев // Местное право. 2015. № 2. С. 93-98.
15. Бишаева А.А., Малков В.В. Физическая культура./ А.А. Бишаева// М:Кнорус, 2015. 231 с.
...