ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПАТОЛОГИЙ 9
1.1. Понятие и классификация организационных патологий 9
1.2. Основные подходы в диагностике организации 18
1.3. Этапы и методика анализа организационных патологий 23
1.4 Этапы жизненного цикла организации и болезни роста 27
1.5 Выводы и итоги по теоретической главе 33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА ПАТОЛОГИЙ В МРДЖВ ОАО «РЖД» 35
2.1 Общая характеристика деятельности МРДЖВ ОАО «РЖД» 35
2.2 Программа прикладного исследования организационных патологий в МРДЖВ ОАО «РЖД» 39
2.3 Результаты прикладного исследования организационных патологий в МРДЖВ ОАО «РЖД» 43
2.4 Выводы и итоги по аналитической главе 55
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МРДЖВ ОАО «РЖД» 56
3.1 Разработка рекомендаций для устранения выявленных организационных патологий в МРДЖВ ОАО «РЖД» 56
3.2 Разработка и внедрение корпоративной культуры для МРДЖВ ОАО «РЖД» 59
3.3 Разработка программы командообразования для МРДЖВ ОАО «РЖД» 62
3.4 Внедрение цифровых технологий в управленческую деятельность МРДЖВ 67
3.5 Выводы и итоги по проектной главе 73
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МРДЖВ ОАО «РЖД» 74
4.1 Затраты на внедряемые рекомендации 74
4.2 Оценка социального эффекта рекомендаций по повышению производительности труда МРДЖВ ОАО «РЖД» 76
4.3 Оценка экономического эффекта рекомендаций по повышению производительности труда МРДЖВ ОАО «РЖД»77
4.4 Выводы и итоги по экономической главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Приложение 1 85
Приложение 2 88
В настоящее время организационная диагностика становится все более актуальной тенденцией. С чем же это связано? Организационная диагностика является прикладным социальным исследованием, которое занимает немалую нишу в сфере управления организацией. А в правильном управлении организацией заключается успех ее функционирования, достижение стратегических целей и баланса.
Известно, что организация является организмом с полным набором его функций, то есть имеет свой жизненный путь, от зарождения и до смерти. Также, как у любого организма и у организации появляются болезни, патологии. Важный момент: нельзя путать организационные патологии и нормальные болезни роста. Главное отличие заключается в том, что болезни роста могут пройти сами, без появления посторонних, а вот организационные патологии необходимо «лечить», так как они ведут к нарушению функционирования организации.
Для выявления организационных патологий, первым шагом является изучение текущего состояния организации посредством организационной диагностики. Организационная диагностика представляет собой целый комплекс методик, способов, этапов и подходов изучения организационных проблем.
Если рассматривать диагностику в целом, с точки зрения любой науки, то она определяется как поиск взаимосвязи между некоторыми состояниями системы, отклонений от нормы функционирования, поиск симптомов и их первопричин и многое другое.
В данной работе рассмотрена необходимость проведения организационной диагностики из-за пагубного влияния на организационную деятельность оргпаталогий, а также причины их появления и средства устранения.
Организационная диагностика является комплексом методов, способов, этапов изучения организационных проблем. В современных постоянно изменяющихся условиях мирового рынка очень важно в узкие временные рамки выполнить диагноз организационных проблем и возможностей. Именно поэтому данная бакалаврская работа актуальна.
Цель ВКР заключается в выявлении организационных патологий в Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
Для достижения поставленной цели стоят следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ диагностики организационных патологий.
2. Изучение основных этапов, подходов и методик в организационной диагностике.
3. Изучение теоретических основ жизненного цикла организации и сопутствующих нормальных и аномальных организационных проблем.
4. Изучение общей характеристики МРДЖВ.
5. Разработка программы прикладного исследования организационных патологий МРДЖВ.
6. Разработка анкеты для сотрудников МРДЖВ для анализа организационных проблем.
7. Интерпретация результатов проведенного анкетирования.
8. Разработка практических рекомендаций по устранению выявленных организационных патологий.
9. Провести оценку экономической эффективности предложенных рекомендаций.
Гипотеза заключается в том, что решение организационных проблем – есть путь развития организации.
Объектом данной ВКР является Московская региональная дирекция железнодорожных вокзалов структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД».
Предметом данной ВКР являются организационные патологии Дирекции, а также разработанная методология их выявления.
Практическая значимость ВКР заключается в том, что предложенные рекомендации смогут повысить производительность труда и улучшить деятельность Дирекции в целом.
Теоретической и методологической базой послужили научные работы многих выдающихся деятелей: Липатова С.А, Некрасова С.А и Некрасовой Н.А., Адизеса И.К., Пригожина А,И, Русакова А. В., а также работы Зениной Н.Н, Труфановой Я.А, учебники, книги, научные статьи, учебно-методические пособия и интернет ресурсы.
Методологической базой исследования послужила разработанная автором анкета, состоящая из закрытых и открытых вопросов, которая представлена в приложении 1.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Рассмотрим более подробно, из чего состоит каждый этап работы.
Во введении описаны актуальность, цели и задачи, объект и предмет, теоретическая и методологическая базы, гипотеза, а также методология исследования.
В первой главе изучены теоретические основы понятия, классификаций организационных патологий, а также раскрыта их сущность. Были изучены основные подходы в диагностике организаций, основные методы и этапы оргдиагностики, а также этапы жизненного цикла, и, сопутствующие им, нормальные и аномальные проблемы. Также подведены итоги и выводы по главе.
Во второй главе приведена общая характеристика деятельности МРДЖВ ОАО «РЖД», разработана программа прикладного исследования, обработаны результаты данного исследования и подведены итоги по главе.
В третьей главе разработаны практические рекомендации по эффективности функционирования Дирекции, разработаны общие рекомендации по устранению оргпатологий, а также проведена разработка и внедрение новой корпоративной культуры и разработка программы командообразования.
1. Были рассмотрены теоретические вопросы диагностики организационных патологий, понятия и классификации организационных патологий, основных подходов в диагностике организации, этапов и методик анализа организационных патологий, а также этапов жизненного цикла организации и сопутствующих нормальных и аномальных болезней роста.
2. Разработана методика выявления организационных патологий в МРДЖВ: методом проведения исследования послужила разработанная анкета для выявления организационных патологий, содержащая открытые и закрытые вопросы. Респондентам предлагалось дать оценку организационным патологиям по двум 10-ти бальным шкалам частоты возникновения и силы влияния оргпатологий .
3. Проведен анализ организационных патологий Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
4. Выявлены четыре наиболее ярко-выраженных патологии:
• демотивирующий стиль управления;
• конфликт;
• бессубъектность;
• дублирование организационного порядка.
5. Разработаны рекомендации по вытеснению из деятельности Дирекции данных патологий. Рекомендации смогут снизить количество конфликтов в Дирекции, а также повысить производительность труда. Для устранения дублирования организационного порядка была рекомендовано расширить область внедрения цифровых технологий в управлении персоналом. Для смягчения демотивирующего стиля управления было предложено пройти повышение квалификации руководителям. Для устранения конфликтов и неуправляемости было рекомендовано пригласить на работу психолога, который специализируется на корпоративных конфликтах, а также провести тимбилдинг-тренинг и психологические тренинги для сплочения коллектива. Для устранения всех выявленных организационных патологий было рекомендовано разработать и внедрить новую корпоративную культуру.