Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методология и методика социологических исследований особенностей потребления информации среди студентов в условиях перманентного кризиса (Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет))

Работа №118137

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено анкетирование.
База исследования: студенты МГИМО.
Выборка: 30 человек, из которых 14 мужского и 16 женского пола (возраст 18-24 года).
Есть приложения.

Введение 3
Глава I. Методология социологического исследования особенностей потребления информации среди студентов МГИМО в условиях перманентного кризиса 6
§ 1. Выявление подходов к исследованию особенностей потребления информации сквозь призму выделения сложившихся подходов и интерпретации ключевых понятий. 6
§2. Методологические подходы к постановке научной проблемы, выдвижению гипотез и разработке эмпирических показателей потребления информации. 20
Глава II. Методика и практика социологического исследования особенностей потребления информации среди студентов МГИМО в условиях перманентного кризиса 29
§1. Разработка и методическое сопровождение анкеты, проведение пилотажа 29
§2. Раскрытие и обобщение ответов на вопросы анкеты 34
Заключение 38
Список использованной литературы: 39
Приложение 1. Кодировочная матрица с результатами контент-анализа статей. 42
Приложение 2. Методологическая схема исследования. 42
Приложение 3. Итоговый вариант анкеты 43
Приложение 4. Отчет о пилотаже анкеты 48
Приложение 5. Частотные распределения ответов на вопрос I.3 54
Приложение 6. Частотные распределения ответов на вопрос I.9 56
Приложение 7. Частотные распределения ответов на вопрос I.4 57
Приложение 8. Корреляционная матрица переменных в вопросе I.3 57
Приложение 9. Корреляционная матрица переменных вопроса II.9 59
Приложение 10. Распределение ответов на открытый вопрос 61
Приложение 11. Протокол наблюдения на открытой лекции. 61

Современное российское общество находится в условиях перманентного кризиса и претерпевает постоянные изменения условий жизнедеятельности, связанные с пандемией COVID-19 и политэкономической ситуацией в мире. Формирование этой новой реальности обострило проблему массового информационного потребления и кардинально изменило процесс получения и оценки информации. В связи с этим направление изучения особенностей потребления информации представляется одним из наиболее актуальных в современной социологии в России. Важность таких исследований является особенно очевидной сегодня, когда в условиях массовой цифровизации и изменений цифрового ландшафта формируются новые модели потребления информации, новые принципы выбора источников и доверия им. Нашим непосредственным научно-исследовательским интересом служит выявление особенностей потребления информации среди студентов МГИМО в современных условиях перманентного кризиса.
Цель данной работы – на основе систематизированных теоретических знаний по методологии и методике исследования информационного потребления, а также раскрытия его особенностей в период перманентного кризиса, выявить структуру и модели потребления информации среди студентов МГИМО.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) На основе теоретического анализа подобранной литературы выявить сложившиеся в социологии методологические подходы к исследованию потребления информации, уточнить ключевое понятие и определить проблему исследования.
2) Разработать методологическую схему исследования потребления информации среди студентов МГИМО в период перманентного кризиса.
3) На основе контент-анализа публикаций предложить собственные гипотезы, разработать вариант анкеты для их проверки и методически обосновать его.
4) Провести пилотаж с учетом необходимых для анализа социально-демографических характеристик участников.
5) Провести анализ результатов пилотажа, уточнить конструкции вопросов и переменных, выявить наиболее эффективные из них.
6) На основе предыдущих пунктов сделать обобщение и дать методологические и методические рекомендации по достижению поставленной цели.
Теоретический объект – потребление информации, эмпирический – студенты МГИМО. Предметное поле исследования составляют модели и мотивационная структура потребления информации среди студентов МГИМО в условиях перманентного кризиса.
Были сформулированы следующие исследовательские вопросы:
1. Какова структура информационного потребления среди студентов МГИМО в условиях перманентного кризиса?
2. Каковы ведущие мотивы потребления информации среди студентов МГИМО?
3. Какие факторы влияют на выбор источника информации потребителем и степень доверия к нему?
4. Чем руководствуются студенты МГИМО, определяя достоверность потребляемой информации в условиях перманентного кризиса?
В учебном исследовании так же была предложена исходная гипотеза: преобладающими моделями потребления информации среди студентов МГИМО в условиях перманентного кризиса могут стать 1) модель, для которой характерно комбинирование разных источников информации, активное включение в информационное поле; 2) модель, для которой характерно ограничение источников информации по определенному принципу и целенаправленный отбор информации. Ведущими мотивами потребления информации будут являться информационный и мотив самоидентификации.
Курсовая работа состоит из двух глав, по два параграфа в каждой. В первой проводится теоретический анализ отобранной научной литературы, описываются сложившиеся в социологии теоретико-методологические подходы к исследованию особенностей потребления информации. Результатом главы становится формулировка авторского видения изучаемой проблемы применительно к рассматриваемому объекту в современных условиях, а также методологическая схема учебного исследования. Вторая глава включает методическую, полевую (проведение пилотажа анкеты) и аналитическую части. Завершается работа подведением итогов пилотажа и выявлением эффективных конструкций вопросов и переменных анкеты.
В качестве источников информации используются работы зарубежных социологов, положивших начало исследования в отрасли социологии массовых коммуникаций. А также научные публикации действующих отечественных ученых, которые разрабатывают свои подходы к постановке проблемы и определению потребления информации. Список использованной литературы включает качественные, количественные и методологические работы, авторы которых изучают особенности информационного потребления и влияние различных факторов на его структуру и модели, характерные для российского общества.
Эмпирическая база для пилотажа – данные первичного исследования, целевая выборка в 30 человек включала студентов МГИМО, различающихся по полу и факультету обучения.
Перейдем непосредственно к основной части работы и рассмотрим теоретические основы изучения особенностей потребления информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Белик И.Ю., Пивоварова И.А., ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ // Молодой исследователь Дона. 2021. №5
2) Володенков С.В., Белоконев С.Ю., Суслова А.А, Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2021. №1. С.31–46.
3) Дунас Д.В., Салихова Е.А., Толоконникова А.В., Филаткина Г.С., МОТИВЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА В МОСКВЕ, НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, РОСТОВЕ-НА-ДОНУ // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2020. №67.
4) Зверева Е. А., Хворова В. А. Поколения Y и Z: особенности медиапотребления // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 131–140.
5) ИВАНОВ В.Н., НАЗАРОВ М.М. Информационное потребление и политические ориентации Социологические исследования. 2000. №7. с. 83-90.
6) Иванова Светлана Вячеславовна ИНФОДЕМИЯ В ЗЕРКАЛЕ ЖУРНАЛИСТИКИ // Наука и школа. 2021. №2.
7) Коломиец В. П. Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960–1980 гг.) // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 100.
8) Костина С. Н., Кузьмин А. И., Банных Г. А., Заборова Е. Н. Массовые коммуникации и особенности потребления информации населением Свердловской области // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 83-90.
9) Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ»: 2004. – 511 с.
10) Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А. и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 1.
11) Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие: Пер. с англ. // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М: АВАНТИ ПЛЮС, 2004.
12) Лизунова И.В. Медиакультура как диалог культур современного общества // Библиосфера. 2017. №4. с. 30-34
13) Липпман У. Общественное мнение; Пер. с англ. Т.В. Барчуновой ; Фонд "Обществ. мнение". - М.: Ин-т Фонда "Обществ. мнение", 2004 (ППП Тип. Наука). - 382 с.
14) Назаров М. М., Ковалев П.А. Пандемия и долгосрочная динамика медиапотребления // Общественные науки и современность. 2021. № 4. С. 49–63.
15) Назаров, М. М. (2003). Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. Аванти-плюс.
16) Назаров, М. М., Иванов, В. Н., и Кублицкая, Е. А. (2020). Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и Интернет. Вестник Российского Университета Дружбы Народов, 20(3), 560–571.
17) Романова Н.Г. — Потребление информации СМИ и профессиональная компетентность студента // Филология: научные исследования. – 2020. – № 9. – С. 18 – 28.
18) Салихова Е.А. Специфика потребления российской молодежью геймифицированного контента // Медиаскоп. 2020.
19) Шилова В.А., Яковлева А.А. Потребление информации как форма проявления идентичности (Часть 2). Коммуникации. Медиа. Дизайн, 2021, 6(3), 130-149.
20) Шушпанова И. С. «Постправда» в социальной реальности: риски и угрозы // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 94–104.
21) Bjur J., Schrøder K.C., Hasebrink U., Courtois C. et al. "Cross-media Use. Unfolding Complexities in Contemporary Audiencehood. (eds.) New York: Routledge, (2013) pp. 15–29.
22) Katz E. and Lazarsfeld P. Personal Influence. Glencoe, IL: Free Press, 1995.
23) Savolainen, R. (2010). Everyday Life Information Seeking. Encyclopedia of Library and Information Science. CRC Press
24) Slater, M. Reinforcing Spirals: The Mutual Influence of Media Selectivity and Media Effects and Their Impact on Individual Behavior and Social Identity. (2007). Communication Theory, 17(3), 281–303.
25) Wilson, T. D. Information behavior: An interdisciplinary perspective. Information Processing & Management, (1977). 33(4), 551–572



1) Белик И.Ю., Пивоварова И.А., ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ // Молодой исследователь Дона. 2021. №5
2) Володенков С.В., Белоконев С.Ю., Суслова А.А, Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2021. №1. С.31–46.
3) Дунас Д.В., Салихова Е.А., Толоконникова А.В., Филаткина Г.С., МОТИВЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА В МОСКВЕ, НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, РОСТОВЕ-НА-ДОНУ // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2020. №67.
4) Зверева Е. А., Хворова В. А. Поколения Y и Z: особенности медиапотребления // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 131–140.
5) ИВАНОВ В.Н., НАЗАРОВ М.М. Информационное потребление и политические ориентации Социологические исследования. 2000. №7. с. 83-90.
6) Иванова Светлана Вячеславовна ИНФОДЕМИЯ В ЗЕРКАЛЕ ЖУРНАЛИСТИКИ // Наука и школа. 2021. №2.
7) Коломиец В. П. Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960–1980 гг.) // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 100.
8) Костина С. Н., Кузьмин А. И., Банных Г. А., Заборова Е. Н. Массовые коммуникации и особенности потребления информации населением Свердловской области // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 83-90.
9) Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ»: 2004. – 511 с.
10) Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А. и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 1.
11) Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие: Пер. с англ. // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М: АВАНТИ ПЛЮС, 2004.
12) Лизунова И.В. Медиакультура как диалог культур современного общества // Библиосфера. 2017. №4. с. 30-34
13) Липпман У. Общественное мнение; Пер. с англ. Т.В. Барчуновой ; Фонд "Обществ. мнение". - М.: Ин-т Фонда "Обществ. мнение", 2004 (ППП Тип. Наука). - 382 с.
14) Назаров М. М., Ковалев П.А. Пандемия и долгосрочная динамика медиапотребления // Общественные науки и современность. 2021. № 4. С. 49–63.
15) Назаров, М. М. (2003). Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. Аванти-плюс.
16) Назаров, М. М., Иванов, В. Н., и Кублицкая, Е. А. (2020). Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и Интернет. Вестник Российского Университета Дружбы Народов, 20(3), 560–571.
17) Романова Н.Г. — Потребление информации СМИ и профессиональная компетентность студента // Филология: научные исследования. – 2020. – № 9. – С. 18 – 28.
18) Салихова Е.А. Специфика потребления российской молодежью геймифицированного контента // Медиаскоп. 2020.
19) Шилова В.А., Яковлева А.А. Потребление информации как форма проявления идентичности (Часть 2). Коммуникации. Медиа. Дизайн, 2021, 6(3), 130-149.
20) Шушпанова И. С. «Постправда» в социальной реальности: риски и угрозы // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 94–104.
21) Bjur J., Schrøder K.C., Hasebrink U., Courtois C. et al. "Cross-media Use. Unfolding Complexities in Contemporary Audiencehood. (eds.) New York: Routledge, (2013) pp. 15–29.
22) Katz E. and Lazarsfeld P. Personal Influence. Glencoe, IL: Free Press, 1995.
23) Savolainen, R. (2010). Everyday Life Information Seeking. Encyclopedia of Library and Information Science. CRC Press
24) Slater, M. Reinforcing Spirals: The Mutual Influence of Media Selectivity and Media Effects and Their Impact on Individual Behavior and Social Identity. (2007). Communication Theory, 17(3), 281–303.
25) Wilson, T. D. Information behavior: An interdisciplinary perspective. Information Processing & Management, (1977). 33(4), 551–572

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ