Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: подготовительная группа детского сада ГБДОУ «Детский сад №7 «Солнечная башня» (г. Назрань)
Выборка: 10 детей в возрасте 6 – 7 лет (5 мальчиков и 5 девочек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие, виды и причины и диагностика страхов
1.2 Природа страха у детей дошкольного возраста
1.3 Пути и способы коррекции детских страхов
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования. Результаты констатирующего этапа
2.2 Описание программы формирующего этапа
2.3 Результаты психокоррекции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Страх существует как неотъемлемая часть жизни, – как человека, так и человечества с незапамятных времен. Тема страха, многообразно варьируясь, во все времена была предметом интереса научных исканий. Но именно в наше время изучение феномена страха стало наиболее значимым, поскольку в настоящее время переживание страха у людей чрезвычайно усилилось.
Страх в дошкольном возрасте не является устойчивой чертой характера, и относительно обратим при адекватном к подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной психокоррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечает, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу [по: 2, с.26].
Все это придает серьезную значимость и актуальность изучению коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Степень изученности. К осмыслению феномена страха обращались многие западные и отечественные ученые. К числу наиболее значительных работ в этой области относятся исследования З. Фрейда, К. Изарда, Е.П. Ильина, Ю.В. Щербатых и др. Опубликованы объемные работы по проблеме страхов у детей (Л.С. Акопян, А.И. Захаров, А.М. Прихожан), а также многочисленные научные статьи (Ю.В. Михеева, Н.Н. Калацкая, Н.Д. Субботина). Вопросы коррекции детских страхов освещают Я.Л. Коломинский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И.Е. Кулинцева, О.В. Хухлаева и др.
Объект исследования: страхи в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: коррекция страхов у старших дошкольников.
Целью исследования является изучение коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи:
1) исследовать понятие, виды и причины страха;
2) осветить природу страха у детей дошкольного возраста;
3) изучить пути и способы коррекции детских страхов;
4) провести экспериментальное исследование эффективности коррекции страхов у старших дошкольников;
5) проанализировать и обобщить результаты исследования.
Нами выдвигается гипотеза исследования о том, что коррекция страхов у старших дошкольников будет наиболее эффективна при условии целенаправленной коррекционной работы, включающей различные методы психокоррекции.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, теоретическое сравнение и обобщение, эмпирические (педагогическое наблюдение), эксперимент, индивидуальное тестирование, проектный (составление программы), качественная и количественная обработка данных.
Базой экспериментального исследования стала подготовительная группа детского сада ГБДОУ «Детский сад №7 «Солнечная башня» г. Назрань.
Выборку исследования составили 10 детей в возрасте 6 – 7 лет (5 мальчиков и 5 девочек).
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее материалов в практике работы педагогов и психологов в детском саду, при составлении коррекционных программ детских страхов у дошкольников.
Структура работы представлена введением, двумя главами и шестью параграфами, заключением, списком использованной литературы (31 источник) и приложениями. Объем работы составляет 48 листов.
Проведенное исследования позволяет сделать следующие выводы.
Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности. Причины страха можно в основном разделить на естественные и социальные.
Страхи коренятся в самом раннем возрасте. Дети раннего и младшего дошкольного возраста боятся всего нового и неизвестного, одушевляют предметы и сказочных персонажей, их страхи носят реальный характер. В среднем дошкольном возрасте интенсивность и взаимосвязь страхов у детей наибольшая. Наиболее чувствительны к страхам старшие дошкольники, поскольку их страхи имеют не только эмоциональную, но и рациональную основу, а естественные страхи дополняются страхами социальными.
Явными и установленными причинами детских страхов являются напряженные и конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, личностные проблемы родителей, а также недостаточная игровая активность детей.
Психокоррекция страхов должна проводиться в соответствии с определенными принципами (единства диагностики и коррекции, деятельностный, опора на «зону ближайшего развитии» и др.). Эффективными методами психокоррекции детских страхов в настоящее время признаются: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др.
С целью проверки эффективности психокоррекционной работы на систематической основе и с применением различных методов психокоррекции нами было проведено экспериментальное исследование. Оно включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Базой экспериментального исследования стала подготовительная группа детского сада ГБДОУ «Детский сад №7 «Солнечная башня» г. Назрань.
Констатирующий этап показал, что у детей выборки количество страхов выше нормы, повышенный уровень тревожности.
Для формирующего этапа нами была составлена программа психокоррекционного воздействия, в которой нашли применение такие методы психокоррекционной работы, как:
- арт-терапия (сказкотерапия, изо-терапия, музыкотерапия);
- игротерапия (подвижные и ролевые игры);
- психотехнические игры и упражнения.
По диагностическим методикам на контрольном этапе нами было выявлено:
1. Стало меньше детей с высоким уровнем тревожности, у одного ребенка диагностирован низкий уровень тревожности. Уменьшилось количество детей, для которых самыми травматическими являются ситуации выговора, агрессивного нападения, изоляции.
2. Среди детей количество страхов больше нормы – только у 3 детей (тогда как на констатирующем этапе это наблюдалось у 7 детей). В среднем по группе детей количество испытываемых страхов – 15, что является верхней границей нормы.
Контрольный этап исследования подтверждает эффективность проведенной психокоррекционной работы и правильность выдвинутой нами гипотезы.
Цель достигнута, задачи решены, но тема, в силу ее большой практической значимости, нуждается в дальнейшей разработке.
1. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): Автореф. ... канд. псих. наук. – Самара, 2011. – 52 с.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений обще¬ния младших школьников в игровой группе // Семья в пси¬хологической консультации. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – С. 52-67.
3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2010. – 144 с.
4. Ветрова О.Е. Проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста в условиях детского сада // Вестник Челябинского педагогического университета. – 2011. – № 12. – С. 40-49.
5. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. – М.: Феникс, 2010. – 108 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2010. – 224 с.
7. Гайденко П.П. Страх // Новая философская энциклопедия: В 4 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 2010. – С. 645.
8. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. – М.: Гелеос, 2011. – 256 с.
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Гардарики, 2010. – 238 с.
10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010. – 320 с.
11. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Проспект, 2011. – 308 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Михайлов А.М. Развивающая сказкотерапия. – СПб.: Речь, 2011. – 176 с.
13. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2008. – 464 с.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 752 с.
15. Калацкая Н.Н., Шигабиева Ф.К. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста // Вестник НЦ БЖД. – 2010. – № 6. – С. 44-47.
16. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2009. – 67 с.
17. Келер Х. Загадка страха. На чем основан страх и как с ним быть. – Электр. ресурс. – Режим доступа: www.koob.ru/keller_h/zagadka_straha, свободный.
18. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. – Электр. ресурс. – Режим доступа: www.booksmed.com/…, свободный.
19. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Начальная школа До и После. – 2009. – № 5. – С. 34-35.
20. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб.: Речь, 2010. – 167 с.
21. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Пер. с англ. – М.: Прайм-Еврознак, 2010. – 272 с.
22. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2009. – 192 с.
23. Михеева Ю.В., Смирнова Л.М. Теоретическая и практическая работа со страхами // Социосфера. – 2012. – № 1. – С. 24-29.
24. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М.: Эксмо-Пресс, 2010. – 432 с.
25. Семиотика страха: Сб. статей. – М.: Русский институт, 2008. – 456 с.
26. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. – 490 с.
27. Субботина Н.Д. Естественные и социальные основы страха // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. – 2012. – № 3. – С. 138-151.
28. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен): Учеб.-метод. пособие. - СПб.: Речь, 2001. - 16 с.
29. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Азбука, 2009. – 416 с.
30. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М: Академия, 2011. – 208 с.
31. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2011. – 384 с.