Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендера в отечественной и зарубежной психологии и становление гендерной идентичности в младшем школьном возрасте 8
1.1 Проблема гендера в психологии и его понимание в современных
научных исследованиях 8
1.2 Гендерный пол, гендерные роли, гендерная идентичность как
компоненты личности человека 20
1.3 Особенности гендерной идентичности в младшем школьном возрасте.
Становление гендерной идентичности и формирование гендерных ролей 28
1.4 Возможности формирования гендерного поведения в младшем
школьном возрасте 34
Выводы по первой главе: 39
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей формирования гендерного поведения у детей младшего школьного возраста 43
2.1 Организация исследования и методы исследования 43
2.2 Эмпирическое изучение гендерного пола у испытуемых-детей
младшего школьного возраста 48
2.3 Разработка и апробация программы формирования гендерного
поведения у детей младшего школьного возраста 61
2.4. Анализ эффективности программы формирования гендерного поведения 70
Выводы по второй главе: 80
Заключение 85
Список используемой литературы 92
Приложение А. Экспресс-опросник: _Вариант для девочек 100
Приложение Б. Экспресс-опросник: _Вариант для мальчиков 101
Приложение В. Рабочие материалы для детей 102
Актуальность. Гендерное поведение, в современном научном понимании, это поведение субъекта в различных сферах своей жизни в соответствии со своим гендерным психотипом, или, по-другому говоря, социально-психологическим полом личности. Фемининность, маскулинность, а в последнее время и андрогинность - это выделенные на сегодняшний день типы, которые своим содержанием обязаны культуре и ее стереотипам, сформированным исторически в социуме.
Обычно, гендерный пол проявляется как социо-ролевая характеристика личности, которая, как известно, выражается в специфическом поведении человека, его особенностях и спецификации, отражающих те или иные социальные роли, конкретизируясь каждый раз в гендерной роли.
Гендерные роли, реализуемые личностью, проходят свой путь формирования, и они не обусловлены напрямую половой принадлежностью человека, как биологического вида. Содержательно, любая гендерная роль - это комплекс личностных и поведенческих характеристик человека, желательных, одобряемых или допустимых в рамках существующих социальных и культурных норм для мужчины и женщины, а сформированный гендерный пол личности - это принадлежность личности к тому или иному гендеру, определившая его гендерную идентичность.
В контексте когнитивных и социальных концепций развития гендера человека выделяются два доминирующих источника его формирования. К ним относятся социальные корни и активность самой личности.
Такие социальные компоненты как семья, родители, сверстники и культурно-информационное поле в целом, являются абсолютно значимыми факторами, социальной средой, влияющими на формирование гендерных ролей и гендерного поведения личности. Но, не меньшее значение при формировании гендерных ролей приобретает и активность самой личности, которая в зачастую противоречивых посланиях макро- (общество) и микро- (семья, контактная среда, сверстники) социума, избирательно с раннего возраста ищет, определяет и выстраивает свои представления о гендере и правилах гендерного поведения и реализации.
В младшем школьном возрасте, где личность в психологическом своем развитии проходит очередной, значимый, этап формирования своей идентичности, гендерное становление имеет такое же важное значение, являясь частью личностной идентичности в целом. К этому возрасту у детей уже заложены глубинные представления о маскулинности и фемининности, существующие в культурном поле и транслируемые в конкретных семейных системах. Но, в младшем школьном возрасте дети проходят этап осознания этих культурных стереотипов, апробируют те или иные формы поведения, межполового взаимодействия, конструируют собственные, индивидуальные, модели реализации гендерных ролей. В этом контексте важную роль приобретает личная активность ребенка младшего школьного возраста, его деятельностная позиция по отношению к социальным и гендерным ролям, ведь по мнению Дж. Батлер «гендер всегда является деланием» [4].
Противоречия:
- не смотря на научно установленный факт о закономерном формировании гендерного пола, как комплекса личностных и поведенческих характеристик мужчины и женщины, допустимых и желательных относительно существующих социокультурных норм и социальных корней, все еще остается недостаточно изученной проблема активности личности в становлении собственной гендерной идентичности;
- несмотря на то, что в младшем школьном возрасте личностью уже
должны осознаваться заложенные в рамках семейной системы нормы маскулинности, фемининности, а также культурные стереотипы
полоролевого поведения, у детей спонтанно не наступает осмысленная когнитивная переработка этих стереотипов, что предполагает целенаправленную работу по формированию гендерной идентичности и осмыслению содержания гендерного поведения.
На основании этих противоречий нами была определена цель нашего исследования - изучение возможностей целенаправленного формирования гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Объект - гендерное поведение личности и проблема формирования гендера.
Предмет - формирование гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза - мы предполагаем, что программа, направленная на формирование паттернов гендерного поведения у младших школьников, построенная на основе игровых методов и методов искусства, обеспечит активность и деятельность ребенка по отношению к собственным гендерным ролям и их содержательно-эмоциональным характеристикам.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы гендера и гендерной идентичности личности, а также особенностей становления гендерного типа личности в младшем школьном возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование представлений о мужественности и женственности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать программу формирования гендерного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать динамику представлений о маскулинности и фемининности у детей младшего школьного возраста по результатам реализованной программы.
5. Проанализировать результаты и сделать выводы о возможностях целенаправленного формирования гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Для достижения цели исследования и реализации его задач нами использовались следующие научные методы и методики исследования и анализа данных:
- метод теоретического анализа;
- метод экспресс-опроса и анкетирования - Анкета-опросник «Исследование полоролевой идентичности у детей младшего школьного возраста», предназначенный для выявления общих представлений о полоролевых особенностях человека»
- опросник «Каким должен быть мальчик? Какой должна быть девочка?»;
- метод количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Методологическим основанием нашего исследования явился социально-конструкционисткий подход, представители которого считают гендер продуктом социализации личности, проходящей в определенных культурных, социальных и психологических обстоятельствах и выражающихся в поведенческих различиях индивида, сконструированных личностью на основании внешних предписаний и имеющихся представлений (В. Е. Каган, И. И. Лунина, Т. И. Юферова, Т. В. Бендас, И. С. Кон, И. С. Клецина и др.).
Теоретической значимостью исследования является систематизация научных взглядов и концепций о природе гендерного пола личности и закономерностей его становления и формирования в процессе социализации личности на различных возрастных этапах.
Новизна исследования заключается в выделении ведущей задачи становления гендерного пола личности на этапе младшего школьного возраста, как одном из этапов становления личности ребенка, а также поиска возможностей обеспечения ребенку условий осознанного отношения к смыслу и содержательным характеристикам гендерных ролей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы формирования гендерного поведения у детей младшего школьного возраста, способствующей когнитивному осмыслению содержательных характеристик гендерной принадлежности личности, а также ее эмоционально-чувственному проживанию. Достигнутые результаты апробации, а также содержание программы показывает возможность ее широкого применения в практике работы психолога с детьми младшего школьного возраста в целях формирования их личностной и гендерной идентичности.
Научность и достоверность результатов исследования достигалась посредством использования научных методов теоретического анализа, учета требований к организации и проведению экспериментального исследования в психологии, а также за счет научности методов проведения эксперимента и валидных и надежных методик получения эмпирических данных на констатирующем этапе исследования.
База исследования: экспериментальное исследование было реализовано на базе МБОУ «Школа №94» г. о. Тольятти с учащимися 3-го класса.
Структура диссертации: магистерская диссертация содержит введение, две главы (глава, посвященная теоретическому анализу проблемы исследования и глава, отражающая ход экспериментального исследования в соответствии с целью и гипотезой исследования), выводы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе участия в научно-практических конференциях и отразилась в научных статьях, опубликованных в научных сборниках.
Наше исследование было посвящено изучению возможностей формирования целенаправленного гендерного поведения у детей младшего школьного возраста. Мы предполагали, что специально организованное взаимодействие с детьми в рамках программы, направленной на формирование паттернов гендерного поведения у младших школьников, построенная на основе игровых методов, методов психодрамы, а также методов искусства (арт-терапии), обеспечит активность и деятельность ребенка по отношению к гендерным ролям и их содержательно- эмоциональным характеристикам, что будет способствовать становлению полноценной гендерной идентичности.
В ходе достижения цели исследования мы изучили научные отечественные и зарубежные источники по проблемам гендерной психологии и становления гендерной идентичности личности.
Мы определили, что гендерная психология, являясь учением о социальных ролях личности и ее психологическом поле, изучает различия меду мужчинами и женщинами. Так, на сегодняшний день известно, что гендерный пол не детерминирован биологическим полом человека, а психологические различия между мужчинами и женщинами незначительны. Основные различия были в социальном поведении, выраженные в содержательных и поведенческих характеристиках социальных ролей человека и связанных с этим переживаний, установок и ожиданий личности.
Современная гендерная психология представлена такими теоретическими направлениями, как биолого-эволюционистский подход, структурный функционализм (полоролевой подход), теория социального конструктивизма и постмодернистская теория социального конструкционизма (социального конструирования гендера).
Установлено, что в ходе личностного развития человека формируется его идентичность и одной из значимых составляющих ее является гендерная идентичность. Первично она существует как половая идентичность, формируется рано, так как определяется биологически и социокультурно в виде паттернов мужского и женского поведения. Затем, под влиянием культуры, содержащей систему смыслов и значений, отражающей психологическое содержание характеристик личности, поведения, образа мыслей и прочего, характерного для человека в аспекте его биологического пола, становится гендерной идентичностью человека.
Г ендерная идентичность представлена гендерным полом и гендерными ролями - первое обеспечивает осознание себя человеком конкретного пола («чувство пола»), второе - отражает поведенческие паттерны, присущие определенному полу, проявляющиеся во всех видах деятельности личности.
Не смотря на существующие жесткие радикальные представления о четкой гендерной идентичности по маскулинности и фемининности, как признаке психического здоровья и хорошей адаптации, в современных адаптационных теориях гендера уже утверждается актуальность комбинирования гендерных ролей и типов, которое представлено андрогинной личностью, способствующей лучшей адаптации в нынешних условиях. Это обусловлено, по их мнению, существующими в современности требованиями к личности, где женщинам нужна смелость, организованность, лидерские качества, образованность, а мужчинам - эмпатия, склонность к компромиссу, сдержанность, дипломатичность и пр., что радикально не соответствует ортодоксальной полоролевой модели, но способствует жизненной эффективности и успешной самореализации. Также, в современной науке установлены критерии проблемных гендерных моделей, признаком которых является невыраженность ни мужских, ни женских характеристик, их стертость и непроявленность, которые определяются сегодня как диффузная гендерная идентичность.
Также было изучено, что процесс конструирования личной гендерной идентичности непрерывен и протекает в соответствии с идеей личностного самоопределения, самосознания и самореализации. В ходе возрастного развития личность движется от периодов с биологически и культурно детерминированной гендерной идентичностью к периодам осознанного центра гендера личности, который обогащен личностными выборами и особенностями реализации гендерной роли. Зрелая гендерная идентичность представлена социокультурным ядром и внешними слоями гендера, в совокупности являющие собой зрелую гендерную идентичность автономной личности и индивидуальности.
По мере становления гендерная идентичность обретает целостность и имеет когнитивную, эмоционально-аффективную, поведенческую и знаково-символическую составляющие. Гендерная идентичность в своем развитии претерпевает количественные и качественные изменения. Двигаясь от общекультурных шаблонных моделей и схем, идентичность обретает индивидуальность, элементы ее дифференцированы и осмысленны, определена гендерная направленность и осознанны ее смыслы и идеалы.
В младшем школьном возрасте гендерная идентичность обогащается характеристиками мужественности и женственности, которые становятся менее обобщенными, более структурированными, появляется начальная их систематизация. Условиями и факторами, играющими ведущую роль в оформлении гендерной роли человека с их психологическими и поведенческими компонентами, считаются культурные образцы и условия социализации с учетом конкретных, воздействующих на становление, факторов.
Ребенок в ходе социализации получает посыл полового соответствия культурным образцам и путем вознаграждений (одобрения, поощрения желательного поведения) и наказаний (насмешки, наказания и пр.), закрепляет определенные гендерные стереотипы. Постепенно, благодаря собственной активности, личность применяет дифференциальное подражание, где, определяя для себя выбор гендерной модели, ребенок начинает активно соотносить себя с ней и старается соответствовать гендерной группе. Подражание эталону выбранной гендерной роли усиливает гендерное Я и постепенно определяется как гендерная идентичность.
В младшем школьном возрасте, когда происходит осмысление и усложнение смысла предписанных полоролевых позиций, необходима целенаправленная работа для формирования устойчивой и целостной гендерной идентичности, а также для профилактики диффузной (непроявленной) идентичности и минимизации излишней феминизации мальчиков и маскулинизации девочек, что будет способствовать формированию целостной автономной и эффективной личности.
Для изучения возможностей целенаправленного формирования гендерного поведения у младших школьников при помощи специально организованной программы нами были изучены имеющиеся представления у детей о маскулинности и фемининности.
Так, было выявлено, что для мальчиков характерным оказалась размытость представлений о своем поле, о мужчинах и мужских качествах. Значимые для мужчины признаки у мальчиков выразились в преобладании формальных (прическа, одежда) и социально одобряемых внешних признаков (сила). Психологические характеристики личности мужчины для испытуемых-мальчиков в данном возрасте не актуальны - всего 23,8% выборов было сделано в пользу трудолюбия, доброты, способности к помощи. Также не актуальны для мальчиков ум и образованность. Интересным явилось то, что для испытуемых-мальчиков 9-го года жизни все еще очень актуальными являются признаки игры («игра в машинки») - 57,1% сделанных детьми выборов. В общем, наблюдается преобладание таких характеристик, как сила, агрессивность и сдержанность. Такие качества как рационализм, ум не ярко представлены в сознании, но при этом есть характеристики, не являющиеся качествами маскулинности - богатство, красота.
Качественный анализ представлений девочек позволяет говорить о более четких представлениях о своем поле, о женщинах и женских качествах. Доминирующими характеристиками женственности является внешность, но и она, и формальные (прическа, одежда) признаки уравновешиваются и указанными ими личностными характеристиками женщины. Также как и у мальчиков, у девочек все еще встречаются инфантильные признаки - игра в куклы как признак половой принадлежности указана была 14,6% испытуемых. Также интересным было упоминание девочками традиционно мужских качеств - ум, образованность, ответственность, прилежание (как добросовестное отношение к делу, старательность). Причем «ум, образованность» встречались почти у 40% испытуемых, а добросовестность и ответственность - у примерно 17% испытуемых.
Изучение данных позволило выделить такую тенденцию как наличие некоторой фемининнизации характеристик у мальчиков и маскулинизации у девочек. Вероятно, это отражает современные требования к человеку в плане его социальности, эффективности и пр. Также следует отметить наличие более зрелых взглядов девочек и инфантилизацию взглядов мальчиков. Это вероятно можно объяснить закономерными возрастными особенностями темпов развития личности в аспекте половых различий.
Общим для девочек и мальчиков явилось то, что многие характеристики и качества человека не осмыслены детьми ни с точки зрения смысла на уровне когнитивного значения, ни в смысле эмоционально-поведенческой составляющей. Данный факт позволяет нам считать обоснованным предположение о необходимости целенаправленной работы по формированию гендерной идентичности посредством когнитивного осознания содержания гендерного поведения.
Программа, разработанная нами, построена на основе игровых методов, методов искусства (арт-терапии), содержащая комплекс игр, позволила обеспечить активность и деятельность ребенка по отношению к гендерным ролям и их содержательно-эмоциональным характеристикам. Программа была организована так, чтобы проработать как существующие мужские и женские полоролевые конструкты, так и обеспечить опыт межполового взаимодействия, коммуникации и совместной деятельности мальчиков и девочек, необходимых для личности в современном обществе.
После реализации указанных задач нами был проведен анализ изменений когнитивной и эмоциональной составляющей гендерной идентичности у испытуемых и сделать выводы о возможности целенаправленного формирования гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста.
По итогам работы программы у детей произошли как количественные, так и качественные изменения в характеристиках «идеального мужчины» и «идеальной женщины». У испытуемых-мальчиках по завершению программы представления стали более структурированными и содержательными, уменьшилось количество формальных и атрибутивных характеристик, совершенно исчезли инфантильные характеристики. Помимо этого, повысилось значение психологических характеристик личности мужчины для испытуемых-мальчиков - если в начале всего 23,8% выборов было сделано в пользу трудолюбия, доброты, способности к помощи, то после работы в программе доля этих качеств увеличилась до 80%. Положительным моментом также считаем появление в характеристиках таких качеств, как ум, образованность.
У девочек в результате лучшего когнитивного осмысления таких качеств, как эмоциональность, уступчивость, увеличились показатели этих характеристик. Так, девочки эмоциональность перестали воспринимать в негативном ключе в виде капризности, плаксивости и отметили для себя это как эмоциональные реакции, а не как негативные личностные качества.
Возросли показатели таких традиционных женских характеристик как нежность, уступчивость, сочувствие, сопереживание. Возросли показатели по категории «любовь к детям». Также повысилась представленность таких социально-психологических характеристик личности, как общительность, уступчивость, ответственность, прилежность, ум, образованность. Причем, анализируя качественные характеристики этих выборов, следует отметить, что смысл общительности у девочек тоже изменился - из «болтливости» общительность преобразовалась в умение разговаривать, общаться и пр. Также изменилось и качество уступчивости. Теперь детьми это понимается не как качество, а как социальный навык - «умение уступать» как способ сохранять межличностные контакты, связи и разрешать конфликты. Такие традиционные (патриархальные) женские качества как застенчивость, скромность, подчиняемость, пассивность, остались по-прежнему непопулярны. Вероятно, это обусловлено современными социокультурными нормами, говорящими о необходимости быть энергичным, активным, смелым, о необходимости преодолевать страхи и проявляться в обществе для достижения целей и личностной самореализации. По современным взглядам гендерной психологии это универсальные качества личности, развитие которых во-многом определяет андрогинный гендерный тип личности.
Анализ изменений в представлениях детей контрольной группы показал отсутствие положительной динамики. Качественность характеристик не изменилась, дети по-прежнему акцентировали физические и формальные характеристики, а предложенная им возможность осознать и пересмотреть качества, указанные ими в списках, не была использована испытуемыми контрольной группы.
Таким образом, наличие положительной динамики в содержании маскулинности и фемининности в представлениях у детей экспериментальной группы и отсутствие ее у детей, не участвующих в программе, демонстрирует необходимость целенаправленной работы по формированию гендерной идентичности у детей в целом, и гендерного поведения в частности.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. М.: Изд-во: Инфра-М, 2017. 512 с.
2. Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии. М.: Изд-во: Инфра-М, 2014. 272 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Изд-во: Смысл, 2019. 448 с.
4. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 317¬318, 328.
5. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию [Электронный ресурс] // Соотношение биологического и социального в человеке. М.: Изд-во: Книжная фабрика №1, 1975. - 857 с. - С. 777-790. - Режим доступа:https://elit-knigi.ru/details.php?id=56408
6. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2017. 431 с.
7. Берн Ш. М. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 320 с.
8. Бовуар С. Второй пол / Симона де Бовуар. СПб.: Изд-во: Азбука СПб, 2017. 928 с.
9. Большой психологический словарь. М.: Изд-во: Аст, 2009. 816 с.
10. Бубнова И. С., Терещенко А. Г. Особенности гендерной идентичности
у подростов девиантного поведения [Электронный ресурс] // КПЖ. 2017. №2 (121). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/osobenno sti-
gendernoy-identichnosti-u-podrostov-deviantnogo-povedeniya
11. Бутовская М. Л. Тайны пола. Мужчины и женщины в зеркале эволюции. Фрязино: Изд-во: Век 2, 2004. 368 с.
12. Бэм С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему
неравенства полов. М.: Изд-во: Российская политическая
энциклопедия, 2004. 336 с.
13. Введение в гендерные исследования. Хрестоматия / под ред. С. Жеребкина. СПб.: Изд-во: Алетейя, 2019. 994 с.
14. Введение в гендерные исследования. Часть II. Хрестоматия / под ред. С. Жеребкина. СПб.: Изд-во: Алетейя, 2019. 992 с.
15. Виноградова Г. А., Бобкова Т. С. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития [Электронный ресурс ] // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-2.
URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/svoeobrazie-polovogo-
samosoznaniya-podrostkov-s-raznoy-sotsialnoy-situatsiey-razvitiya(дата обращения: 20.11.2019).
16. Возникновение феминизма на Западе. От Великой французской
революции до Мировой войны. Том 4 // История женщин на Западе. В 5-ти томах Z под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро. СПб.: Изд-во: Алетейя, 2016. 536 с.
17. Воронова А. В. Гендерная психология: некоторые проблемы и
перспективы [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2018. №1. URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/gendernaya-
psihologiya-nekotorye-problemy-i-perspektivy
18. Гареева З. Гендерная социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы теории и практики. Саарбрюкен: Изд-во: Ламберт, 2018. 52 с.
19. Гендерная педагогика и психология. Учебник и практикум [Текст] / под ред. О.И. Ключко. М.: Изд-во: Юрайт, 2017. 404 с.
20. Гендерная психология / Под редакцией И.С. Клециной. М.: Питер, 2009. 496 c.
21. Гиппенрейтер Ю. Б. Психологические игры и занятия с детьми. М.: Изд-во: АСТ, 2014. 128 с.
22. Грошев И. В. Психология половых различий. Монография. Тамбов: Изд-во: «Тамбовский государственный университет», 2001. 683 с.
23. Дворянчиков Н. В. Судебная сексология. М.: Изд-во: БИНОМ, 2014. с. 648.
24. Джерджен К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика / Кеннет Дж. Джерджен; под общ. ред. А.А. Полонникова ; [авт. вступ. ст. А.М. Корбут, А.А. Полонников ] . Минск : БГУ, 2003. 228 с.
25. Дружинин Б. Л., Куминова И. И. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд-во: ГНОМ и Д, 2008. 88 с.
26. Ениколопов С. Н. Бытующие представления о мужской и женской
агрессии [Электронный ресурс ] // Психологическая наука и
образование. 2011. №5. C. 70-80. Режим доступа:
https://psyjournals.ru/psyedu/ 2011/n5/48723.shtml
27. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб.: Тускарора, 2003. 184 с.
28. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М.: МПСИ; Издание 4-е, испр., 2006. 336 c.
29.Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии: Учебное пособие. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 768 с.
30. Ильин Е. П. Пол и гендер. СПб.: Изд-во: Питер, 2010. 688 с.
31. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей [Электронный
ресурс ] . М.: Изд-во: Медицина, 1988. 160 с. Режим доступа:
https: //www.litmir. me/br/?b=274053&p= 1
32. Истратова О. Н. Большая книга подросткового психолога. М.: Ростов н/Д: Феникс, 2008. 640 c.
33. Каменская Е. Н. Педагогическая теория гендерного подхода: основные задачи и методологическая основа [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2007. №4. URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskaya-teoriya-gendernogo-podhoda-osnovnye-zadachi-i-metodologicheskaya-osnova
34. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в отечественной
психологии: итоги и перспективы [Электронный ресурс ] // Педагогика. Психология. Философия. 2017. №3 (07). Режим доступа: URL:
https: ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-gendernyh-issledovaniy-v-otechestvennoy-psihologii-itogi-i-perspektivy
35. Клецина И. С., Иоффе Е. В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография. М.: Изд-во: Проспект, 2019. 144 с.
36. Когнитивная психология. История и современность. Хрестоматия. М.: Изд-во: Ломоносовъ, 2011. 384 с.
37. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Изд-во: Время, 2009. 496 с.
38. Кон И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах [Электронный ресурс] ZZ
Андрология и генитальная хирургия. 2004. № 1-2. С. 31-35. URL:
http: ZZwww.fesmu.ruZelibZArticle.aspx?id=117581
39. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. №2. С. 47-57.
40. Копытин А. И., Берегулина Л. Н. Клиническая и социальная арт- терапия. М.: Изд-во: Городец, 2020. 436 с.
41. Корнеева С. А., Гребнева В. В. Психологическая диагностика детей младшего школьного возраста. Саарбрюкен: Изд-во: Ламберт, 2017. 64 с.
42. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Изд-во: Питер, 2019. 940 с.
43. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум. М.: Изд-во: Юрайт, 2017. 292 с.
44. Лабунская В. А. Социальная психология пола и полового поведения личности [Текст] // Психология личности. М.: Изд-во: Эксмо, 2007. 653 с. С. 492-530.
45. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. М.: Современный
гуманитарный университет, 2009. 293 с.
46. Либин А. В. Дифференциальная психология. На пересечении
европейских, российских и американских традиций. М.: Изд-во: Эксмо, 2006. 544 с.
47. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М.: Изд-во: Эксмо, 2006. 928 с.
48. Матвиенко В. В., Юферова А. А. К вопросу об истории формирования
гендерной психологии [Электронный ресурс ] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-ob-istorii-formirovaniya-gendernoy-psihologii
49. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Изд-во: Смысл, 2019. 158 с.
50. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. СПб.: Изд-во: Б&К, 2001. 384 с.
51. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в
меняющемся мире. М.: Изд-во: Российская политическая
энциклопедия, 2004. 416 с.
52. Мищенко Л. В. Теоретические и методологические проблемы системного исследования пологендерного развития индивидуальности детей младшего школьного возраста. Монография. М.: Изд-во: Директ- Медиа, 2016. 165 с.
53. Мохова В. О. Становление идей гендерной психологии в период
Нового времени [Электронный ресурс] // Приволжский научный вестник. 2014. №11-2 (39). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/stanovlenie-idey-gendemoy-psihologii-v-period-novogo-vremeni(дата обращения: 08.12.2019).
54. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М.: Изд-во: МПСИ, 2006. 432 с.
55. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. М.: Изд-во: Речь, 2002. 72 с.
56. Никитина А. А. Изучение «Мужской идентичности» в российской гендерной психологии [Электронный ресурс ] // СПЖ. 2011. №41. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/izuchenie-muzhskoy-identichnosti-v-rossiyskoy-gendernoy-psihologiih-studencheskoy-molodezhi
57.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во: Мир и образование, 2017. 1376 с.
58. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Изд-во:
Академический проект, 2018. 435 с.
59. Перегудина В. А. Особенности возрастного становления гендерной
идентичности [Электронный ресурс ] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. №2. Режим доступа: URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/osobennosti-vozrastnogo-stanovleniya-gendernoy-identichnosti
60. Перри Д. Г., Бусси К. Теория социального обучения половых различий: имитация жива и здорова // Журнал личности и социальной психологии. 1979. № 37. С. 1699-1712.
61. Пикрен У. Великая психология. От шаманизма до современной неврологии. 250 основных вех в истории психологии. М.: Изд-во: Лаборатория знаний, 2016. 536 с.
62. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. СПб.: Питер, 2003. 479 с.
63. Психодиагностика. Теория и практика. В 2-х частях. М.: Изд-во: Юрайт, 2017. 642 с.
64. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум / под общ. ред. А.С. Обухова. М.: Изд-во: Юрайт, 2014. 583 с.
65. Райгородский Д. Я. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х томах. Самара: Изд-во: Бахрах-М, 2013. 1056 с.
66. Райгородский Д. Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1.
Диагностика детей. Самара: Изд-во: Бахрах-М, 2019. 624 с.
67. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: Изд-во:
Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. 260 с.
68. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о «политической экономии»
пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дм. Буланин», 2000. 303 с. - С. 140 - 166.
69. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / под ред. К.А. Абульханова- Славская. СПб.: Питер, 2017. 288 с.
70. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М.: Изд-во: Информация - XXI век, 2002. 256 с.
71. Сорокоумова Е. А., Талакова Е. А. Гендерная психология. Я-
концепция в становлении личности младшего школьника. Учебное пособие для СПО. М.: Изд-во: Юрайт, 2017. 234 с.
72. Становление культурной идентичности в XX столетии. Том 5 [Текст] // История женщин на Западе. В 5-ти томах / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро. СПб.: Изд-во: Алетейя, 2015. 624 с.
73. Фетискин Н. П. Психология гендерных различий: Учебное пособие
[Электронный ресурс]. М.: Изд-во: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 256 с. Режим доступа:
https://studref.com/603341/psihologiya/proektivnaya diagnostikagendernoy identichnosti polorolevoy identifikatsii pomoschyu testa risunok chelov
74. Фрейд З. Малое собрание сочинений. М.: Изд-во: Азбука-Аттикус, 2014. 608 с.
75. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М.: Издательство Э, 2017. 640 с.
76. Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002. 156 с.
77. Щуркова Н. Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника. М.: Изд-во: Ювента, 2013. 144 с.
78.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд-во: Прогресс, 2006. 352 с.
79. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М.: МАРТИС, 1995. 320 с.
80. Ярская-Смирнова Е. Р. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе: учебное пособие // Введение в гендерные исследования: ч. 1 / под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: Изд-во: ХЦГИ, 2001; СПб.: Изд-во: Алетейя, 2001. 708 с. - С.17-49.
81. Hare-Mustin, R.T., Marecek, J. Asking the right questions:
feministpsychology and sex differences [Задавать правильные вопросы: феминистская психология и половые различия ] / R.T. Hare-Mustin, J. Marecek. - Feminism and Psychology, 1994.- N 4/ - P. 531-537.
82. Holden, G. W. Parents And The Dynamics Of Child Rearing. New York,
Routledge. 2019. 256 p. - Режим доступа:
https://www.goodreads.com/book/show/3544993-parents-and-the-dynamics-of-child-rearing
83. Lott, B. Social Psychology: Humanist Roots and Feminist Future / Bernice Lott. -Psychology of Women Quarterly, v15 n4 p505-19 Dec 1991
84. Maccoby, Eleanor E. Two sexes / Eleanor E. Maccoby. - Cambridge: Harvard University Press. - 1999. - 384 p.
85. Maccoby, Eleanor E., Jacklin, Carol N. The Psychology of Sex Differences / Eleanor E. Maccoby, Carol N. Jacklin. - Palo Alto: Stanford University Press, 1974. - 634 р.
86. Mitchell, Stephen A. Relational Concepts in Psychoanalysis / Stephen A. Mitchell. - N-Y: Gardners Books, 1984. - 514 p.