ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендера в отечественной и зарубежной психологии и становление гендерной идентичности в младшем школьном возрасте 8
1.1 Проблема гендера в психологии и его понимание в современных
научных исследованиях 8
1.2 Гендерный пол, гендерные роли, гендерная идентичность как
компоненты личности человека 20
1.3 Особенности гендерной идентичности в младшем школьном возрасте.
Становление гендерной идентичности и формирование гендерных ролей 28
1.4 Возможности формирования гендерного поведения в младшем
школьном возрасте 34
Выводы по первой главе: 39
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей формирования гендерного поведения у детей младшего школьного возраста 43
2.1 Организация исследования и методы исследования 43
2.2 Эмпирическое изучение гендерного пола у испытуемых-детей
младшего школьного возраста 48
2.3 Разработка и апробация программы формирования гендерного
поведения у детей младшего школьного возраста 61
2.4. Анализ эффективности программы формирования гендерного поведения 70
Выводы по второй главе: 80
Заключение 85
Список используемой литературы 92
Приложение А. Экспресс-опросник: _Вариант для девочек 100
Приложение Б. Экспресс-опросник: _Вариант для мальчиков 101
Приложение В. Рабочие материалы для детей 102
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендера в отечественной и зарубежной психологии и становление гендерной идентичности в младшем школьном возрасте 8
1.1 Проблема гендера в психологии и его понимание в современных
научных исследованиях 8
1.2 Гендерный пол, гендерные роли, гендерная идентичность как
компоненты личности человека 20
1.3 Особенности гендерной идентичности в младшем школьном возрасте.
Становление гендерной идентичности и формирование гендерных ролей 28
1.4 Возможности формирования гендерного поведения в младшем
школьном возрасте 34
Выводы по первой главе: 39
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей формирования гендерного поведения у детей младшего школьного возраста 43
2.1 Организация исследования и методы исследования 43
2.2 Эмпирическое изучение гендерного пола у испытуемых-детей
младшего школьного возраста 48
2.3 Разработка и апробация программы формирования гендерного
поведения у детей младшего школьного возраста 61
2.4. Анализ эффективности программы формирования гендерного поведения 70
Выводы по второй главе: 80
Заключение 85
Список используемой литературы 92
Приложение А. Экспресс-опросник: _Вариант для девочек 100
Приложение Б. Экспресс-опросник: _Вариант для мальчиков 101
Приложение В. Рабочие материалы для детей 102
Актуальность. Гендерное поведение, в современном научном понимании, это поведение субъекта в различных сферах своей жизни в соответствии со своим гендерным психотипом, или, по-другому говоря, социально-психологическим полом личности. Фемининность, маскулинность, а в последнее время и андрогинность - это выделенные на сегодняшний день типы, которые своим содержанием обязаны культуре и ее стереотипам, сформированным исторически в социуме.
Обычно, гендерный пол проявляется как социо-ролевая характеристика личности, которая, как известно, выражается в специфическом поведении человека, его особенностях и спецификации, отражающих те или иные социальные роли, конкретизируясь каждый раз в гендерной роли.
Гендерные роли, реализуемые личностью, проходят свой путь формирования, и они не обусловлены напрямую половой принадлежностью человека, как биологического вида. Содержательно, любая гендерная роль - это комплекс личностных и поведенческих характеристик человека, желательных, одобряемых или допустимых в рамках существующих социальных и культурных норм для мужчины и женщины, а сформированный гендерный пол личности - это принадлежность личности к тому или иному гендеру, определившая его гендерную идентичность.
В контексте когнитивных и социальных концепций развития гендера человека выделяются два доминирующих источника его формирования. К ним относятся социальные корни и активность самой личности.
Такие социальные компоненты как семья, родители, сверстники и культурно-информационное поле в целом, являются абсолютно значимыми факторами, социальной средой, влияющими на формирование гендерных ролей и гендерного поведения личности. Но, не меньшее значение при формировании гендерных ролей приобретает и активность самой личности, которая в зачастую противоречивых посланиях макро- (общество) и микро- (семья, контактная среда, сверстники) социума, избирательно с раннего возраста ищет, определяет и выстраивает свои представления о гендере и правилах гендерного поведения и реализации.
В младшем школьном возрасте, где личность в психологическом своем развитии проходит очередной, значимый, этап формирования своей идентичности, гендерное становление имеет такое же важное значение, являясь частью личностной идентичности в целом. К этому возрасту у детей уже заложены глубинные представления о маскулинности и фемининности, существующие в культурном поле и транслируемые в конкретных семейных системах. Но, в младшем школьном возрасте дети проходят этап осознания этих культурных стереотипов, апробируют те или иные формы поведения, межполового взаимодействия, конструируют собственные, индивидуальные, модели реализации гендерных ролей. В этом контексте важную роль приобретает личная активность ребенка младшего школьного возраста, его деятельностная позиция по отношению к социальным и гендерным ролям, ведь по мнению Дж. Батлер «гендер всегда является деланием» [4].
Противоречия:
- не смотря на научно установленный факт о закономерном формировании гендерного пола, как комплекса личностных и поведенческих характеристик мужчины и женщины, допустимых и желательных относительно существующих социокультурных норм и социальных корней, все еще остается недостаточно изученной проблема активности личности в становлении собственной гендерной идентичности;
- несмотря на то, что в младшем школьном возрасте личностью уже
должны осознаваться заложенные в рамках семейной системы нормы маскулинности, фемининности, а также культурные стереотипы
полоролевого поведения, у детей спонтанно не наступает осмысленная когнитивная переработка этих стереотипов, что предполагает целенаправленную работу по формированию гендерной идентичности и осмыслению содержания гендерного поведения.
На основании этих противоречий нами была определена цель нашего исследования - изучение возможностей целенаправленного формирования гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Объект - гендерное поведение личности и проблема формирования гендера.
Предмет - формирование гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза - мы предполагаем, что программа, направленная на формирование паттернов гендерного поведения у младших школьников, построенная на основе игровых методов и методов искусства, обеспечит активность и деятельность ребенка по отношению к собственным гендерным ролям и их содержательно-эмоциональным характеристикам.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы гендера и гендерной идентичности личности, а также особенностей становления гендерного типа личности в младшем школьном возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование представлений о мужественности и женственности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать программу формирования гендерного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать динамику представлений о маскулинности и фемининности у детей младшего школьного возраста по результатам реализованной программы.
5. Проанализировать результаты и сделать выводы о возможностях целенаправленного формирования гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Для достижения цели исследования и реализации его задач нами использовались следующие научные методы и методики исследования и анализа данных:
- метод теоретического анализа;
- метод экспресс-опроса и анкетирования - Анкета-опросник «Исследование полоролевой идентичности у детей младшего школьного возраста», предназначенный для выявления общих представлений о полоролевых особенностях человека»
- опросник «Каким должен быть мальчик? Какой должна быть девочка?»;
- метод количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Методологическим основанием нашего исследования явился социально-конструкционисткий подход, представители которого считают гендер продуктом социализации личности, проходящей в определенных культурных, социальных и психологических обстоятельствах и выражающихся в поведенческих различиях индивида, сконструированных личностью на основании внешних предписаний и имеющихся представлений (В. Е. Каган, И. И. Лунина, Т. И. Юферова, Т. В. Бендас, И. С. Кон, И. С. Клецина и др.).
Теоретической значимостью исследования является систематизация научных взглядов и концепций о природе гендерного пола личности и закономерностей его становления и формирования в процессе социализации личности на различных возрастных этапах.
Новизна исследования заключается в выделении ведущей задачи становления гендерного пола личности на этапе младшего школьного возраста, как одном из этапов становления личности ребенка, а также поиска возможностей обеспечения ребенку условий осознанного отношения к смыслу и содержательным характеристикам гендерных ролей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы формирования гендерного поведения у детей младшего школьного возраста, способствующей когнитивному осмыслению содержательных характеристик гендерной принадлежности личности, а также ее эмоционально-чувственному проживанию. Достигнутые результаты апробации, а также содержание программы показывает возможность ее широкого применения в практике работы психолога с детьми младшего школьного возраста в целях формирования их личностной и гендерной идентичности.
Научность и достоверность результатов исследования достигалась посредством использования научных методов теоретического анализа, учета требований к организации и проведению экспериментального исследования в психологии, а также за счет научности методов проведения эксперимента и валидных и надежных методик получения эмпирических данных на констатирующем этапе исследования.
База исследования: экспериментальное исследование было реализовано на базе МБОУ «Школа №94» г. о. Тольятти с учащимися 3-го класса.
Структура диссертации: магистерская диссертация содержит введение, две главы (глава, посвященная теоретическому анализу проблемы исследования и глава, отражающая ход экспериментального исследования в соответствии с целью и гипотезой исследования), выводы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе участия в научно-практических конференциях и отразилась в научных статьях, опубликованных в научных сборниках.
Обычно, гендерный пол проявляется как социо-ролевая характеристика личности, которая, как известно, выражается в специфическом поведении человека, его особенностях и спецификации, отражающих те или иные социальные роли, конкретизируясь каждый раз в гендерной роли.
Гендерные роли, реализуемые личностью, проходят свой путь формирования, и они не обусловлены напрямую половой принадлежностью человека, как биологического вида. Содержательно, любая гендерная роль - это комплекс личностных и поведенческих характеристик человека, желательных, одобряемых или допустимых в рамках существующих социальных и культурных норм для мужчины и женщины, а сформированный гендерный пол личности - это принадлежность личности к тому или иному гендеру, определившая его гендерную идентичность.
В контексте когнитивных и социальных концепций развития гендера человека выделяются два доминирующих источника его формирования. К ним относятся социальные корни и активность самой личности.
Такие социальные компоненты как семья, родители, сверстники и культурно-информационное поле в целом, являются абсолютно значимыми факторами, социальной средой, влияющими на формирование гендерных ролей и гендерного поведения личности. Но, не меньшее значение при формировании гендерных ролей приобретает и активность самой личности, которая в зачастую противоречивых посланиях макро- (общество) и микро- (семья, контактная среда, сверстники) социума, избирательно с раннего возраста ищет, определяет и выстраивает свои представления о гендере и правилах гендерного поведения и реализации.
В младшем школьном возрасте, где личность в психологическом своем развитии проходит очередной, значимый, этап формирования своей идентичности, гендерное становление имеет такое же важное значение, являясь частью личностной идентичности в целом. К этому возрасту у детей уже заложены глубинные представления о маскулинности и фемининности, существующие в культурном поле и транслируемые в конкретных семейных системах. Но, в младшем школьном возрасте дети проходят этап осознания этих культурных стереотипов, апробируют те или иные формы поведения, межполового взаимодействия, конструируют собственные, индивидуальные, модели реализации гендерных ролей. В этом контексте важную роль приобретает личная активность ребенка младшего школьного возраста, его деятельностная позиция по отношению к социальным и гендерным ролям, ведь по мнению Дж. Батлер «гендер всегда является деланием» [4].
Противоречия:
- не смотря на научно установленный факт о закономерном формировании гендерного пола, как комплекса личностных и поведенческих характеристик мужчины и женщины, допустимых и желательных относительно существующих социокультурных норм и социальных корней, все еще остается недостаточно изученной проблема активности личности в становлении собственной гендерной идентичности;
- несмотря на то, что в младшем школьном возрасте личностью уже
должны осознаваться заложенные в рамках семейной системы нормы маскулинности, фемининности, а также культурные стереотипы
полоролевого поведения, у детей спонтанно не наступает осмысленная когнитивная переработка этих стереотипов, что предполагает целенаправленную работу по формированию гендерной идентичности и осмыслению содержания гендерного поведения.
На основании этих противоречий нами была определена цель нашего исследования - изучение возможностей целенаправленного формирования гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Объект - гендерное поведение личности и проблема формирования гендера.
Предмет - формирование гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза - мы предполагаем, что программа, направленная на формирование паттернов гендерного поведения у младших школьников, построенная на основе игровых методов и методов искусства, обеспечит активность и деятельность ребенка по отношению к собственным гендерным ролям и их содержательно-эмоциональным характеристикам.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы гендера и гендерной идентичности личности, а также особенностей становления гендерного типа личности в младшем школьном возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование представлений о мужественности и женственности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать программу формирования гендерного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать динамику представлений о маскулинности и фемининности у детей младшего школьного возраста по результатам реализованной программы.
5. Проанализировать результаты и сделать выводы о возможностях целенаправленного формирования гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Для достижения цели исследования и реализации его задач нами использовались следующие научные методы и методики исследования и анализа данных:
- метод теоретического анализа;
- метод экспресс-опроса и анкетирования - Анкета-опросник «Исследование полоролевой идентичности у детей младшего школьного возраста», предназначенный для выявления общих представлений о полоролевых особенностях человека»
- опросник «Каким должен быть мальчик? Какой должна быть девочка?»;
- метод количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Методологическим основанием нашего исследования явился социально-конструкционисткий подход, представители которого считают гендер продуктом социализации личности, проходящей в определенных культурных, социальных и психологических обстоятельствах и выражающихся в поведенческих различиях индивида, сконструированных личностью на основании внешних предписаний и имеющихся представлений (В. Е. Каган, И. И. Лунина, Т. И. Юферова, Т. В. Бендас, И. С. Кон, И. С. Клецина и др.).
Теоретической значимостью исследования является систематизация научных взглядов и концепций о природе гендерного пола личности и закономерностей его становления и формирования в процессе социализации личности на различных возрастных этапах.
Новизна исследования заключается в выделении ведущей задачи становления гендерного пола личности на этапе младшего школьного возраста, как одном из этапов становления личности ребенка, а также поиска возможностей обеспечения ребенку условий осознанного отношения к смыслу и содержательным характеристикам гендерных ролей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы формирования гендерного поведения у детей младшего школьного возраста, способствующей когнитивному осмыслению содержательных характеристик гендерной принадлежности личности, а также ее эмоционально-чувственному проживанию. Достигнутые результаты апробации, а также содержание программы показывает возможность ее широкого применения в практике работы психолога с детьми младшего школьного возраста в целях формирования их личностной и гендерной идентичности.
Научность и достоверность результатов исследования достигалась посредством использования научных методов теоретического анализа, учета требований к организации и проведению экспериментального исследования в психологии, а также за счет научности методов проведения эксперимента и валидных и надежных методик получения эмпирических данных на констатирующем этапе исследования.
База исследования: экспериментальное исследование было реализовано на базе МБОУ «Школа №94» г. о. Тольятти с учащимися 3-го класса.
Структура диссертации: магистерская диссертация содержит введение, две главы (глава, посвященная теоретическому анализу проблемы исследования и глава, отражающая ход экспериментального исследования в соответствии с целью и гипотезой исследования), выводы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе участия в научно-практических конференциях и отразилась в научных статьях, опубликованных в научных сборниках.
Наше исследование было посвящено изучению возможностей формирования целенаправленного гендерного поведения у детей младшего школьного возраста. Мы предполагали, что специально организованное взаимодействие с детьми в рамках программы, направленной на формирование паттернов гендерного поведения у младших школьников, построенная на основе игровых методов, методов психодрамы, а также методов искусства (арт-терапии), обеспечит активность и деятельность ребенка по отношению к гендерным ролям и их содержательно- эмоциональным характеристикам, что будет способствовать становлению полноценной гендерной идентичности.
В ходе достижения цели исследования мы изучили научные отечественные и зарубежные источники по проблемам гендерной психологии и становления гендерной идентичности личности.
Мы определили, что гендерная психология, являясь учением о социальных ролях личности и ее психологическом поле, изучает различия меду мужчинами и женщинами. Так, на сегодняшний день известно, что гендерный пол не детерминирован биологическим полом человека, а психологические различия между мужчинами и женщинами незначительны. Основные различия были в социальном поведении, выраженные в содержательных и поведенческих характеристиках социальных ролей человека и связанных с этим переживаний, установок и ожиданий личности.
Современная гендерная психология представлена такими теоретическими направлениями, как биолого-эволюционистский подход, структурный функционализм (полоролевой подход), теория социального конструктивизма и постмодернистская теория социального конструкционизма (социального конструирования гендера).
Установлено, что в ходе личностного развития человека формируется его идентичность и одной из значимых составляющих ее является гендерная идентичность. Первично она существует как половая идентичность, формируется рано, так как определяется биологически и социокультурно в виде паттернов мужского и женского поведения. Затем, под влиянием культуры, содержащей систему смыслов и значений, отражающей психологическое содержание характеристик личности, поведения, образа мыслей и прочего, характерного для человека в аспекте его биологического пола, становится гендерной идентичностью человека.
Г ендерная идентичность представлена гендерным полом и гендерными ролями - первое обеспечивает осознание себя человеком конкретного пола («чувство пола»), второе - отражает поведенческие паттерны, присущие определенному полу, проявляющиеся во всех видах деятельности личности.
Не смотря на существующие жесткие радикальные представления о четкой гендерной идентичности по маскулинности и фемининности, как признаке психического здоровья и хорошей адаптации, в современных адаптационных теориях гендера уже утверждается актуальность комбинирования гендерных ролей и типов, которое представлено андрогинной личностью, способствующей лучшей адаптации в нынешних условиях. Это обусловлено, по их мнению, существующими в современности требованиями к личности, где женщинам нужна смелость, организованность, лидерские качества, образованность, а мужчинам - эмпатия, склонность к компромиссу, сдержанность, дипломатичность и пр., что радикально не соответствует ортодоксальной полоролевой модели, но способствует жизненной эффективности и успешной самореализации. Также, в современной науке установлены критерии проблемных гендерных моделей, признаком которых является невыраженность ни мужских, ни женских характеристик, их стертость и непроявленность, которые определяются сегодня как диффузная гендерная идентичность.
Также было изучено, что процесс конструирования личной гендерной идентичности непрерывен и протекает в соответствии с идеей личностного самоопределения, самосознания и самореализации. В ходе возрастного развития личность движется от периодов с биологически и культурно детерминированной гендерной идентичностью к периодам осознанного центра гендера личности, который обогащен личностными выборами и особенностями реализации гендерной роли. Зрелая гендерная идентичность представлена социокультурным ядром и внешними слоями гендера, в совокупности являющие собой зрелую гендерную идентичность автономной личности и индивидуальности.
По мере становления гендерная идентичность обретает целостность и имеет когнитивную, эмоционально-аффективную, поведенческую и знаково-символическую составляющие. Гендерная идентичность в своем развитии претерпевает количественные и качественные изменения. Двигаясь от общекультурных шаблонных моделей и схем, идентичность обретает индивидуальность, элементы ее дифференцированы и осмысленны, определена гендерная направленность и осознанны ее смыслы и идеалы.
В младшем школьном возрасте гендерная идентичность обогащается характеристиками мужественности и женственности, которые становятся менее обобщенными, более структурированными, появляется начальная их систематизация. Условиями и факторами, играющими ведущую роль в оформлении гендерной роли человека с их психологическими и поведенческими компонентами, считаются культурные образцы и условия социализации с учетом конкретных, воздействующих на становление, факторов.
Ребенок в ходе социализации получает посыл полового соответствия культурным образцам и путем вознаграждений (одобрения, поощрения желательного поведения) и наказаний (насмешки, наказания и пр.), закрепляет определенные гендерные стереотипы. Постепенно, благодаря собственной активности, личность применяет дифференциальное подражание, где, определяя для себя выбор гендерной модели, ребенок начинает активно соотносить себя с ней и старается соответствовать гендерной группе. Подражание эталону выбранной гендерной роли усиливает гендерное Я и постепенно определяется как гендерная идентичность.
В младшем школьном возрасте, когда происходит осмысление и усложнение смысла предписанных полоролевых позиций, необходима целенаправленная работа для формирования устойчивой и целостной гендерной идентичности, а также для профилактики диффузной (непроявленной) идентичности и минимизации излишней феминизации мальчиков и маскулинизации девочек, что будет способствовать формированию целостной автономной и эффективной личности.
Для изучения возможностей целенаправленного формирования гендерного поведения у младших школьников при помощи специально организованной программы нами были изучены имеющиеся представления у детей о маскулинности и фемининности.
Так, было выявлено, что для мальчиков характерным оказалась размытость представлений о своем поле, о мужчинах и мужских качествах. Значимые для мужчины признаки у мальчиков выразились в преобладании формальных (прическа, одежда) и социально одобряемых внешних признаков (сила). Психологические характеристики личности мужчины для испытуемых-мальчиков в данном возрасте не актуальны - всего 23,8% выборов было сделано в пользу трудолюбия, доброты, способности к помощи. Также не актуальны для мальчиков ум и образованность. Интересным явилось то, что для испытуемых-мальчиков 9-го года жизни все еще очень актуальными являются признаки игры («игра в машинки») - 57,1% сделанных детьми выборов. В общем, наблюдается преобладание таких характеристик, как сила, агрессивность и сдержанность. Такие качества как рационализм, ум не ярко представлены в сознании, но при этом есть характеристики, не являющиеся качествами маскулинности - богатство, красота.
Качественный анализ представлений девочек позволяет говорить о более четких представлениях о своем поле, о женщинах и женских качествах. Доминирующими характеристиками женственности является внешность, но и она, и формальные (прическа, одежда) признаки уравновешиваются и указанными ими личностными характеристиками женщины. Также как и у мальчиков, у девочек все еще встречаются инфантильные признаки - игра в куклы как признак половой принадлежности указана была 14,6% испытуемых. Также интересным было упоминание девочками традиционно мужских качеств - ум, образованность, ответственность, прилежание (как добросовестное отношение к делу, старательность). Причем «ум, образованность» встречались почти у 40% испытуемых, а добросовестность и ответственность - у примерно 17% испытуемых.
Изучение данных позволило выделить такую тенденцию как наличие некоторой фемининнизации характеристик у мальчиков и маскулинизации у девочек. Вероятно, это отражает современные требования к человеку в плане его социальности, эффективности и пр. Также следует отметить наличие более зрелых взглядов девочек и инфантилизацию взглядов мальчиков. Это вероятно можно объяснить закономерными возрастными особенностями темпов развития личности в аспекте половых различий.
Общим для девочек и мальчиков явилось то, что многие характеристики и качества человека не осмыслены детьми ни с точки зрения смысла на уровне когнитивного значения, ни в смысле эмоционально-поведенческой составляющей. Данный факт позволяет нам считать обоснованным предположение о необходимости целенаправленной работы по формированию гендерной идентичности посредством когнитивного осознания содержания гендерного поведения.
Программа, разработанная нами, построена на основе игровых методов, методов искусства (арт-терапии), содержащая комплекс игр, позволила обеспечить активность и деятельность ребенка по отношению к гендерным ролям и их содержательно-эмоциональным характеристикам. Программа была организована так, чтобы проработать как существующие мужские и женские полоролевые конструкты, так и обеспечить опыт межполового взаимодействия, коммуникации и совместной деятельности мальчиков и девочек, необходимых для личности в современном обществе.
После реализации указанных задач нами был проведен анализ изменений когнитивной и эмоциональной составляющей гендерной идентичности у испытуемых и сделать выводы о возможности целенаправленного формирования гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста.
По итогам работы программы у детей произошли как количественные, так и качественные изменения в характеристиках «идеального мужчины» и «идеальной женщины». У испытуемых-мальчиках по завершению программы представления стали более структурированными и содержательными, уменьшилось количество формальных и атрибутивных характеристик, совершенно исчезли инфантильные характеристики. Помимо этого, повысилось значение психологических характеристик личности мужчины для испытуемых-мальчиков - если в начале всего 23,8% выборов было сделано в пользу трудолюбия, доброты, способности к помощи, то после работы в программе доля этих качеств увеличилась до 80%. Положительным моментом также считаем появление в характеристиках таких качеств, как ум, образованность.
У девочек в результате лучшего когнитивного осмысления таких качеств, как эмоциональность, уступчивость, увеличились показатели этих характеристик. Так, девочки эмоциональность перестали воспринимать в негативном ключе в виде капризности, плаксивости и отметили для себя это как эмоциональные реакции, а не как негативные личностные качества.
Возросли показатели таких традиционных женских характеристик как нежность, уступчивость, сочувствие, сопереживание. Возросли показатели по категории «любовь к детям». Также повысилась представленность таких социально-психологических характеристик личности, как общительность, уступчивость, ответственность, прилежность, ум, образованность. Причем, анализируя качественные характеристики этих выборов, следует отметить, что смысл общительности у девочек тоже изменился - из «болтливости» общительность преобразовалась в умение разговаривать, общаться и пр. Также изменилось и качество уступчивости. Теперь детьми это понимается не как качество, а как социальный навык - «умение уступать» как способ сохранять межличностные контакты, связи и разрешать конфликты. Такие традиционные (патриархальные) женские качества как застенчивость, скромность, подчиняемость, пассивность, остались по-прежнему непопулярны. Вероятно, это обусловлено современными социокультурными нормами, говорящими о необходимости быть энергичным, активным, смелым, о необходимости преодолевать страхи и проявляться в обществе для достижения целей и личностной самореализации. По современным взглядам гендерной психологии это универсальные качества личности, развитие которых во-многом определяет андрогинный гендерный тип личности.
Анализ изменений в представлениях детей контрольной группы показал отсутствие положительной динамики. Качественность характеристик не изменилась, дети по-прежнему акцентировали физические и формальные характеристики, а предложенная им возможность осознать и пересмотреть качества, указанные ими в списках, не была использована испытуемыми контрольной группы.
Таким образом, наличие положительной динамики в содержании маскулинности и фемининности в представлениях у детей экспериментальной группы и отсутствие ее у детей, не участвующих в программе, демонстрирует необходимость целенаправленной работы по формированию гендерной идентичности у детей в целом, и гендерного поведения в частности.
В ходе достижения цели исследования мы изучили научные отечественные и зарубежные источники по проблемам гендерной психологии и становления гендерной идентичности личности.
Мы определили, что гендерная психология, являясь учением о социальных ролях личности и ее психологическом поле, изучает различия меду мужчинами и женщинами. Так, на сегодняшний день известно, что гендерный пол не детерминирован биологическим полом человека, а психологические различия между мужчинами и женщинами незначительны. Основные различия были в социальном поведении, выраженные в содержательных и поведенческих характеристиках социальных ролей человека и связанных с этим переживаний, установок и ожиданий личности.
Современная гендерная психология представлена такими теоретическими направлениями, как биолого-эволюционистский подход, структурный функционализм (полоролевой подход), теория социального конструктивизма и постмодернистская теория социального конструкционизма (социального конструирования гендера).
Установлено, что в ходе личностного развития человека формируется его идентичность и одной из значимых составляющих ее является гендерная идентичность. Первично она существует как половая идентичность, формируется рано, так как определяется биологически и социокультурно в виде паттернов мужского и женского поведения. Затем, под влиянием культуры, содержащей систему смыслов и значений, отражающей психологическое содержание характеристик личности, поведения, образа мыслей и прочего, характерного для человека в аспекте его биологического пола, становится гендерной идентичностью человека.
Г ендерная идентичность представлена гендерным полом и гендерными ролями - первое обеспечивает осознание себя человеком конкретного пола («чувство пола»), второе - отражает поведенческие паттерны, присущие определенному полу, проявляющиеся во всех видах деятельности личности.
Не смотря на существующие жесткие радикальные представления о четкой гендерной идентичности по маскулинности и фемининности, как признаке психического здоровья и хорошей адаптации, в современных адаптационных теориях гендера уже утверждается актуальность комбинирования гендерных ролей и типов, которое представлено андрогинной личностью, способствующей лучшей адаптации в нынешних условиях. Это обусловлено, по их мнению, существующими в современности требованиями к личности, где женщинам нужна смелость, организованность, лидерские качества, образованность, а мужчинам - эмпатия, склонность к компромиссу, сдержанность, дипломатичность и пр., что радикально не соответствует ортодоксальной полоролевой модели, но способствует жизненной эффективности и успешной самореализации. Также, в современной науке установлены критерии проблемных гендерных моделей, признаком которых является невыраженность ни мужских, ни женских характеристик, их стертость и непроявленность, которые определяются сегодня как диффузная гендерная идентичность.
Также было изучено, что процесс конструирования личной гендерной идентичности непрерывен и протекает в соответствии с идеей личностного самоопределения, самосознания и самореализации. В ходе возрастного развития личность движется от периодов с биологически и культурно детерминированной гендерной идентичностью к периодам осознанного центра гендера личности, который обогащен личностными выборами и особенностями реализации гендерной роли. Зрелая гендерная идентичность представлена социокультурным ядром и внешними слоями гендера, в совокупности являющие собой зрелую гендерную идентичность автономной личности и индивидуальности.
По мере становления гендерная идентичность обретает целостность и имеет когнитивную, эмоционально-аффективную, поведенческую и знаково-символическую составляющие. Гендерная идентичность в своем развитии претерпевает количественные и качественные изменения. Двигаясь от общекультурных шаблонных моделей и схем, идентичность обретает индивидуальность, элементы ее дифференцированы и осмысленны, определена гендерная направленность и осознанны ее смыслы и идеалы.
В младшем школьном возрасте гендерная идентичность обогащается характеристиками мужественности и женственности, которые становятся менее обобщенными, более структурированными, появляется начальная их систематизация. Условиями и факторами, играющими ведущую роль в оформлении гендерной роли человека с их психологическими и поведенческими компонентами, считаются культурные образцы и условия социализации с учетом конкретных, воздействующих на становление, факторов.
Ребенок в ходе социализации получает посыл полового соответствия культурным образцам и путем вознаграждений (одобрения, поощрения желательного поведения) и наказаний (насмешки, наказания и пр.), закрепляет определенные гендерные стереотипы. Постепенно, благодаря собственной активности, личность применяет дифференциальное подражание, где, определяя для себя выбор гендерной модели, ребенок начинает активно соотносить себя с ней и старается соответствовать гендерной группе. Подражание эталону выбранной гендерной роли усиливает гендерное Я и постепенно определяется как гендерная идентичность.
В младшем школьном возрасте, когда происходит осмысление и усложнение смысла предписанных полоролевых позиций, необходима целенаправленная работа для формирования устойчивой и целостной гендерной идентичности, а также для профилактики диффузной (непроявленной) идентичности и минимизации излишней феминизации мальчиков и маскулинизации девочек, что будет способствовать формированию целостной автономной и эффективной личности.
Для изучения возможностей целенаправленного формирования гендерного поведения у младших школьников при помощи специально организованной программы нами были изучены имеющиеся представления у детей о маскулинности и фемининности.
Так, было выявлено, что для мальчиков характерным оказалась размытость представлений о своем поле, о мужчинах и мужских качествах. Значимые для мужчины признаки у мальчиков выразились в преобладании формальных (прическа, одежда) и социально одобряемых внешних признаков (сила). Психологические характеристики личности мужчины для испытуемых-мальчиков в данном возрасте не актуальны - всего 23,8% выборов было сделано в пользу трудолюбия, доброты, способности к помощи. Также не актуальны для мальчиков ум и образованность. Интересным явилось то, что для испытуемых-мальчиков 9-го года жизни все еще очень актуальными являются признаки игры («игра в машинки») - 57,1% сделанных детьми выборов. В общем, наблюдается преобладание таких характеристик, как сила, агрессивность и сдержанность. Такие качества как рационализм, ум не ярко представлены в сознании, но при этом есть характеристики, не являющиеся качествами маскулинности - богатство, красота.
Качественный анализ представлений девочек позволяет говорить о более четких представлениях о своем поле, о женщинах и женских качествах. Доминирующими характеристиками женственности является внешность, но и она, и формальные (прическа, одежда) признаки уравновешиваются и указанными ими личностными характеристиками женщины. Также как и у мальчиков, у девочек все еще встречаются инфантильные признаки - игра в куклы как признак половой принадлежности указана была 14,6% испытуемых. Также интересным было упоминание девочками традиционно мужских качеств - ум, образованность, ответственность, прилежание (как добросовестное отношение к делу, старательность). Причем «ум, образованность» встречались почти у 40% испытуемых, а добросовестность и ответственность - у примерно 17% испытуемых.
Изучение данных позволило выделить такую тенденцию как наличие некоторой фемининнизации характеристик у мальчиков и маскулинизации у девочек. Вероятно, это отражает современные требования к человеку в плане его социальности, эффективности и пр. Также следует отметить наличие более зрелых взглядов девочек и инфантилизацию взглядов мальчиков. Это вероятно можно объяснить закономерными возрастными особенностями темпов развития личности в аспекте половых различий.
Общим для девочек и мальчиков явилось то, что многие характеристики и качества человека не осмыслены детьми ни с точки зрения смысла на уровне когнитивного значения, ни в смысле эмоционально-поведенческой составляющей. Данный факт позволяет нам считать обоснованным предположение о необходимости целенаправленной работы по формированию гендерной идентичности посредством когнитивного осознания содержания гендерного поведения.
Программа, разработанная нами, построена на основе игровых методов, методов искусства (арт-терапии), содержащая комплекс игр, позволила обеспечить активность и деятельность ребенка по отношению к гендерным ролям и их содержательно-эмоциональным характеристикам. Программа была организована так, чтобы проработать как существующие мужские и женские полоролевые конструкты, так и обеспечить опыт межполового взаимодействия, коммуникации и совместной деятельности мальчиков и девочек, необходимых для личности в современном обществе.
После реализации указанных задач нами был проведен анализ изменений когнитивной и эмоциональной составляющей гендерной идентичности у испытуемых и сделать выводы о возможности целенаправленного формирования гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста.
По итогам работы программы у детей произошли как количественные, так и качественные изменения в характеристиках «идеального мужчины» и «идеальной женщины». У испытуемых-мальчиках по завершению программы представления стали более структурированными и содержательными, уменьшилось количество формальных и атрибутивных характеристик, совершенно исчезли инфантильные характеристики. Помимо этого, повысилось значение психологических характеристик личности мужчины для испытуемых-мальчиков - если в начале всего 23,8% выборов было сделано в пользу трудолюбия, доброты, способности к помощи, то после работы в программе доля этих качеств увеличилась до 80%. Положительным моментом также считаем появление в характеристиках таких качеств, как ум, образованность.
У девочек в результате лучшего когнитивного осмысления таких качеств, как эмоциональность, уступчивость, увеличились показатели этих характеристик. Так, девочки эмоциональность перестали воспринимать в негативном ключе в виде капризности, плаксивости и отметили для себя это как эмоциональные реакции, а не как негативные личностные качества.
Возросли показатели таких традиционных женских характеристик как нежность, уступчивость, сочувствие, сопереживание. Возросли показатели по категории «любовь к детям». Также повысилась представленность таких социально-психологических характеристик личности, как общительность, уступчивость, ответственность, прилежность, ум, образованность. Причем, анализируя качественные характеристики этих выборов, следует отметить, что смысл общительности у девочек тоже изменился - из «болтливости» общительность преобразовалась в умение разговаривать, общаться и пр. Также изменилось и качество уступчивости. Теперь детьми это понимается не как качество, а как социальный навык - «умение уступать» как способ сохранять межличностные контакты, связи и разрешать конфликты. Такие традиционные (патриархальные) женские качества как застенчивость, скромность, подчиняемость, пассивность, остались по-прежнему непопулярны. Вероятно, это обусловлено современными социокультурными нормами, говорящими о необходимости быть энергичным, активным, смелым, о необходимости преодолевать страхи и проявляться в обществе для достижения целей и личностной самореализации. По современным взглядам гендерной психологии это универсальные качества личности, развитие которых во-многом определяет андрогинный гендерный тип личности.
Анализ изменений в представлениях детей контрольной группы показал отсутствие положительной динамики. Качественность характеристик не изменилась, дети по-прежнему акцентировали физические и формальные характеристики, а предложенная им возможность осознать и пересмотреть качества, указанные ими в списках, не была использована испытуемыми контрольной группы.
Таким образом, наличие положительной динамики в содержании маскулинности и фемининности в представлениях у детей экспериментальной группы и отсутствие ее у детей, не участвующих в программе, демонстрирует необходимость целенаправленной работы по формированию гендерной идентичности у детей в целом, и гендерного поведения в частности.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Формирование позитивных межличностных отношений в коллективе младших школьников. Игры и упражнения - средства их формирования (Педагогика и психология начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Учет гендерных особенностей в процессе формирования здорового образа жизни младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО ЖИВОПИСИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Гендерные особенности агрессивного поведения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019



