Исследование социального интеллекта у представителей разных специальностей (Тольяттинский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 30 представителей разных профессий.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Феномен социального интеллекта в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 5
1.2. Понятие профессии в целом, их классификации, значимость развития социального интеллекта у представителей различных профессий ………….10
1.3 Значимость развития социального интеллекта у представителей различных профессий 15
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
2.1. Организация исследования (методики, выборка) 16
2.2. Изучение особенностей социального интеллекта у испытуемых………..20 Выводы по второй главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
В исследовании приняли участие 30 представителей разных профессий.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Феномен социального интеллекта в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 5
1.2. Понятие профессии в целом, их классификации, значимость развития социального интеллекта у представителей различных профессий ………….10
1.3 Значимость развития социального интеллекта у представителей различных профессий 15
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
2.1. Организация исследования (методики, выборка) 16
2.2. Изучение особенностей социального интеллекта у испытуемых………..20 Выводы по второй главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Объектом данного исследования является социальный интеллект личности. Социальный интеллект - чрезвычайно важное практическое качество. Он представляет собой важную способность человека, в большой мере определяющую его социальные возможности, успешную или неуспешную коммуникацию во всех сферах жизни (в семье, на работе, в межличностных отношениях).
Предметом в данной курсовой является исследование социального интеллекта у представителей различных профессий. Цель исследования: изучение особенностей социального интеллекта у представителей различных профессий, выделение общих и различных черт и
закономерностей.
Гипотеза исследования: социальный интеллект у представителей различных профессий развит неравнозначно и напрямую связан со сферой трудовой деятельности – у представителей сфер работы с людьми и сферы материальных интересов показатель уровня СИ выше, чем у представителей таких сфер, как физический труд, технические интересы. Средним уровнем обладают люди, работающие в сфере искусства и умственного труда.
В данном исследовании ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социального интеллекта в целом, рассмотреть понятие «профессии» в целом, и также определить различия в развитии СИ у представителей различных профессий.
2. Провести исследование особенностей социального интеллекта у представителей различных профессий, проанализировать результат, сделать
выводы о значимости и уровне развития СИ в разных профессиях.
Для достижения поставленной цели и задач данной исследовательской работы был использован комплект теоретических и эмпирических методов: анализ психологической литературы, тестирование, статистическую обработку и анализ данных. Для проведения тестирования была выбрана методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в наше время прослеживается низкий уровень эмоционального благополучия в социальной сфере среди самых разных слоев населения. Во многом это связано с недостаточным развитием навыков межличностного общения и невербальной коммуникации, а также способности верно интерпретировать поведение других людей. Эти способности, в свою очередь, напрямую зависят от уровня социального интеллекта. Ситуация неуспеха в социальной сфере может провоцировать снижение общего уровня качества жизни и ухудшение психологического и соматического здоровья в целом. Таким образом, информированность о явлении социального интеллекта, знание закономерностей и особенностей его функционирования может существенным образом повысить качество жизни в целом или удовлетворенность какой-либо из важных сфер жизни человека, таких как профессиональное развитие или интимно-личностное общение.
Предметом в данной курсовой является исследование социального интеллекта у представителей различных профессий. Цель исследования: изучение особенностей социального интеллекта у представителей различных профессий, выделение общих и различных черт и
закономерностей.
Гипотеза исследования: социальный интеллект у представителей различных профессий развит неравнозначно и напрямую связан со сферой трудовой деятельности – у представителей сфер работы с людьми и сферы материальных интересов показатель уровня СИ выше, чем у представителей таких сфер, как физический труд, технические интересы. Средним уровнем обладают люди, работающие в сфере искусства и умственного труда.
В данном исследовании ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социального интеллекта в целом, рассмотреть понятие «профессии» в целом, и также определить различия в развитии СИ у представителей различных профессий.
2. Провести исследование особенностей социального интеллекта у представителей различных профессий, проанализировать результат, сделать
выводы о значимости и уровне развития СИ в разных профессиях.
Для достижения поставленной цели и задач данной исследовательской работы был использован комплект теоретических и эмпирических методов: анализ психологической литературы, тестирование, статистическую обработку и анализ данных. Для проведения тестирования была выбрана методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в наше время прослеживается низкий уровень эмоционального благополучия в социальной сфере среди самых разных слоев населения. Во многом это связано с недостаточным развитием навыков межличностного общения и невербальной коммуникации, а также способности верно интерпретировать поведение других людей. Эти способности, в свою очередь, напрямую зависят от уровня социального интеллекта. Ситуация неуспеха в социальной сфере может провоцировать снижение общего уровня качества жизни и ухудшение психологического и соматического здоровья в целом. Таким образом, информированность о явлении социального интеллекта, знание закономерностей и особенностей его функционирования может существенным образом повысить качество жизни в целом или удовлетворенность какой-либо из важных сфер жизни человека, таких как профессиональное развитие или интимно-личностное общение.
В данной работе я рассмотрела, что такое социальный интеллект, каковы основные классификации данного явления, как он измеряется.
Во время изучения данной темы я пришла к выводу, что значение социального интеллекта невозможно переоценить. Чтобы достичь успеха в наше время, уже недостаточно быть просто профессионалом своего дела. Нужно ещё уметь поддерживать связи с людьми и продвигать свои идеи в социуме, а не только их создавать. Например, не бояться выдвигать смелые предложения и уметь простыми словами объяснить сложные вещи. В этом плане социальный интеллект становится важным элементом самореализации. Фактически это означает, что неумение поддерживать социальные контакты может свести на нет даже самый острый ум.
Таким образом, человек с высоким уровнем социального интеллекта — это тот, кто может поддержать разговор с любым собеседником, тактичен и грамотно подбирает слова, умеет слушать, понимает формальные и неформальные роли. Он также хорошо может обнаруживать реальные мотивы других людей и
«подбирать ключи» к разным типам личностей. Такие люди в целом чувствуют себя увереннее, так как социальное взаимодействие, пронизывающее почти все сферы жизни, для них не является предметом переживаний.
В заключение данной работы хочется привести несколько рекомендаций для повышения уровня СИ, ведь, так же, как и общий интеллектуальный уровень (IQ), можно повысить и степень своего социального интеллекта:
1. К одним из самых эффективных методов повышения уровня СИ можно отнести фильмотерапию и анализ видео сюжетов. Анализируя множество жизненных ситуаций и реакций персонажей на них, человек как будто увеличивает свой жизненный опыт, впитывая все эмоции и способы поведения. Таким образом, увеличивается некая «насмотренность», позволяющая быстрее и эффективнее ориентироваться в различных социальных ситуациях.
2. Очень велика важность внимания к деталям, особенно для людей с низким уровнем СИ, ведь им бывает сложно считать даже самые очевидные сигналы собеседника. Многое в коммуникации мы понимаем интуитивно, но порой нужно сознательно обращать внимание на мимику, жесты, позы, тон голоса, скорость речи, ну и конечно же вникать в истинный смысл тех или иных произнесенных слов.
3. Сюжетно-ролевые игры помогают ярко прочувствовать на собственном опыте большую гамму эмоций и чувств. К этому можно добавить упражнения на развитие коммуникации, различные техники, например активное слушание. Данные способы в комплексе помогут усилить восприимчивость к поведению других, что облегчит понимание различных социальных ситуаций.
4. Анализируя собственное тело и разум, можно во-первых наладить контакт с собой (лучше понимая и регулируя свои реакции) а во-вторых, понять смысл некоторых действий окружающих
5. Уровень СИ можно повышать на протяжении всей жизни. Становясь
опытнее и мудрее, мы быстрее понмаем эмоции и поведение других, легче
считываем истинные мотивы и потребности, движущие нашими собеседниками и эффективнее можем выстраивать диалог. Поэтому очень важно не забывать о важности развития СИ, с помощью которого мы создаем свое профессиональное и личное будущее.
Во время изучения данной темы я пришла к выводу, что значение социального интеллекта невозможно переоценить. Чтобы достичь успеха в наше время, уже недостаточно быть просто профессионалом своего дела. Нужно ещё уметь поддерживать связи с людьми и продвигать свои идеи в социуме, а не только их создавать. Например, не бояться выдвигать смелые предложения и уметь простыми словами объяснить сложные вещи. В этом плане социальный интеллект становится важным элементом самореализации. Фактически это означает, что неумение поддерживать социальные контакты может свести на нет даже самый острый ум.
Таким образом, человек с высоким уровнем социального интеллекта — это тот, кто может поддержать разговор с любым собеседником, тактичен и грамотно подбирает слова, умеет слушать, понимает формальные и неформальные роли. Он также хорошо может обнаруживать реальные мотивы других людей и
«подбирать ключи» к разным типам личностей. Такие люди в целом чувствуют себя увереннее, так как социальное взаимодействие, пронизывающее почти все сферы жизни, для них не является предметом переживаний.
В заключение данной работы хочется привести несколько рекомендаций для повышения уровня СИ, ведь, так же, как и общий интеллектуальный уровень (IQ), можно повысить и степень своего социального интеллекта:
1. К одним из самых эффективных методов повышения уровня СИ можно отнести фильмотерапию и анализ видео сюжетов. Анализируя множество жизненных ситуаций и реакций персонажей на них, человек как будто увеличивает свой жизненный опыт, впитывая все эмоции и способы поведения. Таким образом, увеличивается некая «насмотренность», позволяющая быстрее и эффективнее ориентироваться в различных социальных ситуациях.
2. Очень велика важность внимания к деталям, особенно для людей с низким уровнем СИ, ведь им бывает сложно считать даже самые очевидные сигналы собеседника. Многое в коммуникации мы понимаем интуитивно, но порой нужно сознательно обращать внимание на мимику, жесты, позы, тон голоса, скорость речи, ну и конечно же вникать в истинный смысл тех или иных произнесенных слов.
3. Сюжетно-ролевые игры помогают ярко прочувствовать на собственном опыте большую гамму эмоций и чувств. К этому можно добавить упражнения на развитие коммуникации, различные техники, например активное слушание. Данные способы в комплексе помогут усилить восприимчивость к поведению других, что облегчит понимание различных социальных ситуаций.
4. Анализируя собственное тело и разум, можно во-первых наладить контакт с собой (лучше понимая и регулируя свои реакции) а во-вторых, понять смысл некоторых действий окружающих
5. Уровень СИ можно повышать на протяжении всей жизни. Становясь
опытнее и мудрее, мы быстрее понмаем эмоции и поведение других, легче
считываем истинные мотивы и потребности, движущие нашими собеседниками и эффективнее можем выстраивать диалог. Поэтому очень важно не забывать о важности развития СИ, с помощью которого мы создаем свое профессиональное и личное будущее.
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В КОНТЕКСТЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЕДИЦИНСКИХ
РАБОТНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Социальная перцепция и эмоциональный интеллект студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Специфика адаптации новых сотрудников организации с разным уровнем тревожности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-деятельностные подходы к формированию социальной активности подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Методические возможности изучения темы «Герметизм в Эпоху Возрождения» во внеурочной работе с учащимися по истории в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности и эффективность применения
проектной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Нарушения временной перспективы как фактор высокой личностной тревожности студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



