Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование социального интеллекта у представителей разных специальностей (Тольяттинский государственный университет)

Работа №118113

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психодиагностика

Объем работы38
Год сдачи2023
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 30 представителей разных профессий.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Феномен социального интеллекта в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 5
1.2. Понятие профессии в целом, их классификации, значимость развития социального интеллекта у представителей различных профессий ………….10
1.3 Значимость развития социального интеллекта у представителей различных профессий 15
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
2.1. Организация исследования (методики, выборка) 16
2.2. Изучение особенностей социального интеллекта у испытуемых………..20 Выводы по второй главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 28

Объектом данного исследования является социальный интеллект личности. Социальный интеллект - чрезвычайно важное практическое качество. Он представляет собой важную способность человека, в большой мере определяющую его социальные возможности, успешную или неуспешную коммуникацию во всех сферах жизни (в семье, на работе, в межличностных отношениях).
Предметом в данной курсовой является исследование социального интеллекта у представителей различных профессий. Цель исследования: изучение особенностей социального интеллекта у представителей различных профессий, выделение общих и различных черт и
закономерностей.
Гипотеза исследования: социальный интеллект у представителей различных профессий развит неравнозначно и напрямую связан со сферой трудовой деятельности – у представителей сфер работы с людьми и сферы материальных интересов показатель уровня СИ выше, чем у представителей таких сфер, как физический труд, технические интересы. Средним уровнем обладают люди, работающие в сфере искусства и умственного труда.
В данном исследовании ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социального интеллекта в целом, рассмотреть понятие «профессии» в целом, и также определить различия в развитии СИ у представителей различных профессий.
2. Провести исследование особенностей социального интеллекта у представителей различных профессий, проанализировать результат, сделать
выводы о значимости и уровне развития СИ в разных профессиях.

Для достижения поставленной цели и задач данной исследовательской работы был использован комплект теоретических и эмпирических методов: анализ психологической литературы, тестирование, статистическую обработку и анализ данных. Для проведения тестирования была выбрана методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в наше время прослеживается низкий уровень эмоционального благополучия в социальной сфере среди самых разных слоев населения. Во многом это связано с недостаточным развитием навыков межличностного общения и невербальной коммуникации, а также способности верно интерпретировать поведение других людей. Эти способности, в свою очередь, напрямую зависят от уровня социального интеллекта. Ситуация неуспеха в социальной сфере может провоцировать снижение общего уровня качества жизни и ухудшение психологического и соматического здоровья в целом. Таким образом, информированность о явлении социального интеллекта, знание закономерностей и особенностей его функционирования может существенным образом повысить качество жизни в целом или удовлетворенность какой-либо из важных сфер жизни человека, таких как профессиональное развитие или интимно-личностное общение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе я рассмотрела, что такое социальный интеллект, каковы основные классификации данного явления, как он измеряется.
Во время изучения данной темы я пришла к выводу, что значение социального интеллекта невозможно переоценить. Чтобы достичь успеха в наше время, уже недостаточно быть просто профессионалом своего дела. Нужно ещё уметь поддерживать связи с людьми и продвигать свои идеи в социуме, а не только их создавать. Например, не бояться выдвигать смелые предложения и уметь простыми словами объяснить сложные вещи. В этом плане социальный интеллект становится важным элементом самореализации. Фактически это означает, что неумение поддерживать социальные контакты может свести на нет даже самый острый ум.
Таким образом, человек с высоким уровнем социального интеллекта — это тот, кто может поддержать разговор с любым собеседником, тактичен и грамотно подбирает слова, умеет слушать, понимает формальные и неформальные роли. Он также хорошо может обнаруживать реальные мотивы других людей и
«подбирать ключи» к разным типам личностей. Такие люди в целом чувствуют себя увереннее, так как социальное взаимодействие, пронизывающее почти все сферы жизни, для них не является предметом переживаний.

В заключение данной работы хочется привести несколько рекомендаций для повышения уровня СИ, ведь, так же, как и общий интеллектуальный уровень (IQ), можно повысить и степень своего социального интеллекта:
1. К одним из самых эффективных методов повышения уровня СИ можно отнести фильмотерапию и анализ видео сюжетов. Анализируя множество жизненных ситуаций и реакций персонажей на них, человек как будто увеличивает свой жизненный опыт, впитывая все эмоции и способы поведения. Таким образом, увеличивается некая «насмотренность», позволяющая быстрее и эффективнее ориентироваться в различных социальных ситуациях.
2. Очень велика важность внимания к деталям, особенно для людей с низким уровнем СИ, ведь им бывает сложно считать даже самые очевидные сигналы собеседника. Многое в коммуникации мы понимаем интуитивно, но порой нужно сознательно обращать внимание на мимику, жесты, позы, тон голоса, скорость речи, ну и конечно же вникать в истинный смысл тех или иных произнесенных слов.
3. Сюжетно-ролевые игры помогают ярко прочувствовать на собственном опыте большую гамму эмоций и чувств. К этому можно добавить упражнения на развитие коммуникации, различные техники, например активное слушание. Данные способы в комплексе помогут усилить восприимчивость к поведению других, что облегчит понимание различных социальных ситуаций.
4. Анализируя собственное тело и разум, можно во-первых наладить контакт с собой (лучше понимая и регулируя свои реакции) а во-вторых, понять смысл некоторых действий окружающих
5. Уровень СИ можно повышать на протяжении всей жизни. Становясь
опытнее и мудрее, мы быстрее понмаем эмоции и поведение других, легче

считываем истинные мотивы и потребности, движущие нашими собеседниками и эффективнее можем выстраивать диалог. Поэтому очень важно не забывать о важности развития СИ, с помощью которого мы создаем свое профессиональное и личное будущее.



• Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопросы Психологии. 1995.
№ 1. С.111-113
• Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности. — М.,1979.
• Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта.- Психология мышления,
1965.- 456 с.
• Иванов А. А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. 2009, № 1.
• Князева Н. Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д. П. Ознобишина. Самара, 2004
• Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Сб. теоретические и прикладные вопросы психологии. 1995. № 1. C. 195
• Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. Сер. "Труды Института психологии РАН" - Институт психологии РАН / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва, 2004.
• Фатихова Л. Ф., Харисова А. А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие, Уфа: М.: Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2010
• Хрящева Н.Ю, Психогимнастика в тренинге, М.: Речь, 2014
• Шилова О. В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: дис. … канд. психол. наук. Нижегород. гос. педагогич. университет, Нижний Новгород, 2009.

• Новый подход к проблеме социального интеллекта [Электронный ресурс] https://studopedia.info/10-32203.html (дата обращения 28.08.2022)
• Филлиповская Т.В., Знание и социальный интеллект: социологический подход к осмыслению взаимосвязи // Известия УрГЭУ, 2012г., С. 1

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ