Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Введение 3
Глава 1. Семья как предмет психологических исследований . 5
1.1 Основные подходы изучения семьи в психологии. Функциональные характеристики семьи 5
1.2. Проблема детско-родительских отношений 21
1. Психологическая характеристика семей с детьми с ОВЗ 32
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ 42
2.1. Изучение характера межличностных отношений взрослых членов семей 42
2.2. Изучение характерологических и поведенческих особенностей детей 58
2.2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 58
2.2.2. Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ 59
2.2.3. Дети с нарушением слуха 60
2.2.4. Дети с нарушением зрения 61
2.2.5. Дети с тяжелыми нарушениями речи 61
2.2.6. Дети с соматическими заболеваниями 62
2.2.7. Дети с умственной отсталостью 62
2.2.8. Дети с задержкой психического развитии (ЗПР) 63
2.2.10. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата 64
2.2.11. Дети с расстройствами раннего детского аутизма 65
Заключение 68
Список литературы 70
Глава 1. Семья как предмет психологических исследований . 5
1.1 Основные подходы изучения семьи в психологии. Функциональные характеристики семьи 5
1.2. Проблема детско-родительских отношений 21
1. Психологическая характеристика семей с детьми с ОВЗ 32
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ 42
2.1. Изучение характера межличностных отношений взрослых членов семей 42
2.2. Изучение характерологических и поведенческих особенностей детей 58
2.2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 58
2.2.2. Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ 59
2.2.3. Дети с нарушением слуха 60
2.2.4. Дети с нарушением зрения 61
2.2.5. Дети с тяжелыми нарушениями речи 61
2.2.6. Дети с соматическими заболеваниями 62
2.2.7. Дети с умственной отсталостью 62
2.2.8. Дети с задержкой психического развитии (ЗПР) 63
2.2.10. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата 64
2.2.11. Дети с расстройствами раннего детского аутизма 65
Заключение 68
Список литературы 70
Проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в настоящее время является одной из приоритетных и вызывает интерес специалистов в различных областях (психологов, педагогов, социологов, демографов и др.).
Именно вопрос семьи и родственных отношений занимает важное место, поскольку развитие ребенка зависит от ситуации в семье. Отношения между родителем и ребенком всегда были тесно связаны с характером родительских отношений, семейным образом жизни и благополучием. Развитию "особенного" ребенка способствует дружеская атмосфера - система семейных отношений, которая дает ему чувство безопасности, стимулирует и направляет его развитие.
По мнению исследователей, значительная помощь со стороны семей детям с отклонениями в развитии значительно дополняет комплекс медицинских и психолого-педагогических мер. Родители, руководствуясь чувством любви к своим детям, могут персонализировать и развивать методы обучения, предоставляемые профессионалами, проявлять творческий подход к воспитанию и образованности своих детей, а также выполнять огромные ежедневные задачи, направленные на развитие своих детей.
Вопрос данного исследования таков: каковы особенности семейно-родственных отношений между людьми с ограниченными возможностями, какова роль семьи в формировании личности ребенка, каковы последствия дисгармонии большого количества семей, развития разводов, появления детей от брака.
Объект исследования. Представления детей о семейно-родственных отношениях.
Предмет исследования. Условия формирования представлений о семье у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования. Изучить особенности семейно-родственных отношений у лиц с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
• Изучить основные подходы изучения семьи в психологии. Функциональные характеристики семьи
• Определить проблему детско-родительских отношений
• Дать психологическую характеристику семей с детьми с ОВЗ
• Изучить характера межличностных отношений взрослых членов семей
• Изучить характерологических и поведенческих особенностей детей
Методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психолого-педагогической литературы, подбор методик.
Именно вопрос семьи и родственных отношений занимает важное место, поскольку развитие ребенка зависит от ситуации в семье. Отношения между родителем и ребенком всегда были тесно связаны с характером родительских отношений, семейным образом жизни и благополучием. Развитию "особенного" ребенка способствует дружеская атмосфера - система семейных отношений, которая дает ему чувство безопасности, стимулирует и направляет его развитие.
По мнению исследователей, значительная помощь со стороны семей детям с отклонениями в развитии значительно дополняет комплекс медицинских и психолого-педагогических мер. Родители, руководствуясь чувством любви к своим детям, могут персонализировать и развивать методы обучения, предоставляемые профессионалами, проявлять творческий подход к воспитанию и образованности своих детей, а также выполнять огромные ежедневные задачи, направленные на развитие своих детей.
Вопрос данного исследования таков: каковы особенности семейно-родственных отношений между людьми с ограниченными возможностями, какова роль семьи в формировании личности ребенка, каковы последствия дисгармонии большого количества семей, развития разводов, появления детей от брака.
Объект исследования. Представления детей о семейно-родственных отношениях.
Предмет исследования. Условия формирования представлений о семье у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования. Изучить особенности семейно-родственных отношений у лиц с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
• Изучить основные подходы изучения семьи в психологии. Функциональные характеристики семьи
• Определить проблему детско-родительских отношений
• Дать психологическую характеристику семей с детьми с ОВЗ
• Изучить характера межличностных отношений взрослых членов семей
• Изучить характерологических и поведенческих особенностей детей
Методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психолого-педагогической литературы, подбор методик.
Образование имеет большое значение в условиях современной жизни, привлекая внимание исследователей в области знаний педагогики, психологии, социологии конфликтов и других смежных областях в связи с увеличением числа детей, рожденных из дисгармоничных семей, разводов, браков и воспитываемых в неполных семьях. Из анализа литературы ясно, что неадекватные и дисгармоничные отношения всей семьи, особенно отношения между родителями и детьми, приводят к психическим расстройствам и нарушениям в социальной сфере ребенка, родительская неуверенность, т.е. неправильная модель воспитания, оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Но если в семье будет единая система ценностей, общая цель, максимизация и реализация собственного потенциала, помощь близким и всем членам семьи в уважении друг друга, семья станет благоприятной средой развития для детей с отклонениями в развитии. Многие родители отказываются признавать диагноз, поставленный ребенку, боятся плохо оценить собственное состояние ребенка или испортить будущее, например, "клеймом" умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями. Большинство родителей, узнав об отклонениях в развитии детей, в основном беспокоятся о том, сможет ли ребенок учиться в общеобразовательной школе, и, как правило, всячески сопротивляются и негативно относятся к рекомендациям специалистов по развитию и воспитанию детей с ограниченными возможностями. Но по мере того, как дети взрослеют, некоторые родители начинают принимать, понимать преимущества и, самое главное, признавать необходимость специального (коррекционного) образования.
В результате изучения и анализа взглядов на проблему семейно-родственных отношений в психолого-педагогической литературе можно сделать вывод, что в современном обществе актуальность проблем, связанных с изучением, нормализацией и оптимизацией детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, не снижается. В воспитании ребенка отношение и чувства родителей к ребенку играют большую роль.Это важнее, чем их теоретическое образование, выбор методов и средств воспитания, но, тем не менее, не так важно, как сам ребенок воспринимает эти методы и отношение к нему родителей. Это влияет на формирование мыслей ребенка об отношениях между ребенком и родителем.
Таким образом, мы обнаружили, что на правильность, количество, характер и содержание мыслей ребенка о семье и родственных связях в основном влияет близкое окружение ребенка со стороны семьи. Школа, со своей стороны, занимается систематизацией доступных детям идей, основанных на их жизненном опыте, которые являются частью программы по обогащению и подготовке учащихся к будущей самостоятельной жизни. Чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, учащиеся специальных школ должны знать особенности семейных и родственных отношений и уметь судить о них. Существующее представление о ребенке поверхностно, неполно, фрагментарно и характеризуется неточностями в понимании домашней роли, функционирования каждого члена семьи, важности семьи в жизни человека.
В результате изучения и анализа взглядов на проблему семейно-родственных отношений в психолого-педагогической литературе можно сделать вывод, что в современном обществе актуальность проблем, связанных с изучением, нормализацией и оптимизацией детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, не снижается. В воспитании ребенка отношение и чувства родителей к ребенку играют большую роль.Это важнее, чем их теоретическое образование, выбор методов и средств воспитания, но, тем не менее, не так важно, как сам ребенок воспринимает эти методы и отношение к нему родителей. Это влияет на формирование мыслей ребенка об отношениях между ребенком и родителем.
Таким образом, мы обнаружили, что на правильность, количество, характер и содержание мыслей ребенка о семье и родственных связях в основном влияет близкое окружение ребенка со стороны семьи. Школа, со своей стороны, занимается систематизацией доступных детям идей, основанных на их жизненном опыте, которые являются частью программы по обогащению и подготовке учащихся к будущей самостоятельной жизни. Чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, учащиеся специальных школ должны знать особенности семейных и родственных отношений и уметь судить о них. Существующее представление о ребенке поверхностно, неполно, фрагментарно и характеризуется неточностями в понимании домашней роли, функционирования каждого члена семьи, важности семьи в жизни человека.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая помощь семьям,воспитывающим ребенка с ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическая
деятельность с семьями,
воспитывающими ребенка с
ограниченными возможностями
здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ НАЛИЧИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В СЕМЬЕ НА ХАРАКТЕР БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2019



