Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа №118107

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Семья как предмет психологических исследований . 5
1.1 Основные подходы изучения семьи в психологии. Функциональные характеристики семьи 5
1.2. Проблема детско-родительских отношений 21
1. Психологическая характеристика семей с детьми с ОВЗ 32
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ 42
2.1. Изучение характера межличностных отношений взрослых членов семей 42
2.2. Изучение характерологических и поведенческих особенностей детей 58
2.2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 58
2.2.2. Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ 59
2.2.3. Дети с нарушением слуха 60
2.2.4. Дети с нарушением зрения 61
2.2.5. Дети с тяжелыми нарушениями речи 61
2.2.6. Дети с соматическими заболеваниями 62
2.2.7. Дети с умственной отсталостью 62
2.2.8. Дети с задержкой психического развитии (ЗПР) 63
2.2.10. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата 64
2.2.11. Дети с расстройствами раннего детского аутизма 65
Заключение 68
Список литературы 70

Проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в настоящее время является одной из приоритетных и вызывает интерес специалистов в различных областях (психологов, педагогов, социологов, демографов и др.).
Именно вопрос семьи и родственных отношений занимает важное место, поскольку развитие ребенка зависит от ситуации в семье. Отношения между родителем и ребенком всегда были тесно связаны с характером родительских отношений, семейным образом жизни и благополучием. Развитию "особенного" ребенка способствует дружеская атмосфера - система семейных отношений, которая дает ему чувство безопасности, стимулирует и направляет его развитие.
По мнению исследователей, значительная помощь со стороны семей детям с отклонениями в развитии значительно дополняет комплекс медицинских и психолого-педагогических мер. Родители, руководствуясь чувством любви к своим детям, могут персонализировать и развивать методы обучения, предоставляемые профессионалами, проявлять творческий подход к воспитанию и образованности своих детей, а также выполнять огромные ежедневные задачи, направленные на развитие своих детей.
Вопрос данного исследования таков: каковы особенности семейно-родственных отношений между людьми с ограниченными возможностями, какова роль семьи в формировании личности ребенка, каковы последствия дисгармонии большого количества семей, развития разводов, появления детей от брака.
Объект исследования. Представления детей о семейно-родственных отношениях.
Предмет исследования. Условия формирования представлений о семье у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования. Изучить особенности семейно-родственных отношений у лиц с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
• Изучить основные подходы изучения семьи в психологии. Функциональные характеристики семьи
• Определить проблему детско-родительских отношений
• Дать психологическую характеристику семей с детьми с ОВЗ
• Изучить характера межличностных отношений взрослых членов семей
• Изучить характерологических и поведенческих особенностей детей
Методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психолого-педагогической литературы, подбор методик.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образование имеет большое значение в условиях современной жизни, привлекая внимание исследователей в области знаний педагогики, психологии, социологии конфликтов и других смежных областях в связи с увеличением числа детей, рожденных из дисгармоничных семей, разводов, браков и воспитываемых в неполных семьях. Из анализа литературы ясно, что неадекватные и дисгармоничные отношения всей семьи, особенно отношения между родителями и детьми, приводят к психическим расстройствам и нарушениям в социальной сфере ребенка, родительская неуверенность, т.е. неправильная модель воспитания, оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Но если в семье будет единая система ценностей, общая цель, максимизация и реализация собственного потенциала, помощь близким и всем членам семьи в уважении друг друга, семья станет благоприятной средой развития для детей с отклонениями в развитии. Многие родители отказываются признавать диагноз, поставленный ребенку, боятся плохо оценить собственное состояние ребенка или испортить будущее, например, "клеймом" умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с ограниченными интеллектуальными возможностями. Большинство родителей, узнав об отклонениях в развитии детей, в основном беспокоятся о том, сможет ли ребенок учиться в общеобразовательной школе, и, как правило, всячески сопротивляются и негативно относятся к рекомендациям специалистов по развитию и воспитанию детей с ограниченными возможностями. Но по мере того, как дети взрослеют, некоторые родители начинают принимать, понимать преимущества и, самое главное, признавать необходимость специального (коррекционного) образования.
В результате изучения и анализа взглядов на проблему семейно-родственных отношений в психолого-педагогической литературе можно сделать вывод, что в современном обществе актуальность проблем, связанных с изучением, нормализацией и оптимизацией детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, не снижается. В воспитании ребенка отношение и чувства родителей к ребенку играют большую роль.Это важнее, чем их теоретическое образование, выбор методов и средств воспитания, но, тем не менее, не так важно, как сам ребенок воспринимает эти методы и отношение к нему родителей. Это влияет на формирование мыслей ребенка об отношениях между ребенком и родителем.
Таким образом, мы обнаружили, что на правильность, количество, характер и содержание мыслей ребенка о семье и родственных связях в основном влияет близкое окружение ребенка со стороны семьи. Школа, со своей стороны, занимается систематизацией доступных детям идей, основанных на их жизненном опыте, которые являются частью программы по обогащению и подготовке учащихся к будущей самостоятельной жизни. Чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, учащиеся специальных школ должны знать особенности семейных и родственных отношений и уметь судить о них. Существующее представление о ребенке поверхностно, неполно, фрагментарно и характеризуется неточностями в понимании домашней роли, функционирования каждого члена семьи, важности семьи в жизни человека.



1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. СПб: Питер, 2012. 400 с.
2. Ананьева, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей особого ребенка// Воспитание и обучение детей с нарушением развития.-2007.-№1-с. 64.
3. Антонов, А. И. Семья — какая она и куда движется / А. И. Антонов // Семья в России. — 2009. — № 2. — с.30-53.
4. Антонов, А.И., Медков В.М. Социология семьи. — Москва: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»),1996. — 304с.
5. Багдасарьян, И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. / Автореферат на соискание ученой степени канд. психол. наук: Нижний Новгород, 2000. — 19 с.
6. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 512 с.
7. Боговарова, В.А. Социально — педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития общества : Дис. канд. пед. наук.- Казань,1993. — 193с. 7. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. — Москва: Знание, 1984. -80с
8. Бойко Ю.В. Детско-родительские отношения как одно из условий развития у подростков позитивных установок на будущую семью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3–2. С. 241–244.
9. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — Санкт-Петербург: Речь,2001. — 144 с
10. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения. — Москва: Издательство «Медицина», 2003.- 206 c
11. Варга, А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения./Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. — Москва: Просвещение, 1985. — 180 с
12. Василькова, Т.А Социальная поддержка детей с ОВ / Т. А. Василькова. — Москва: Наука, 2000. — 98с.
13. Вдовина, М. В., Максимова А. А. Рекомендации по психолого- педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. — 2015. — №21.- с.345-356.
14. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — Москва: Просвещение, 1972.-230 с.
15. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционпого дошкольного учреждения.//Дефектология. 1999. — №4. — С.66-72.
16. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч. в 6 т. — Москва: Союз,1982.- Том 1, 43 с.
17. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
18. Геворкян Т.В. Подростки и родители о семье как ценности // Гуманизация образования. 2012. № 1. С. 39–44.
19. Геворкян Т.В. Подростки и родители о семье как ценности // Гуманизация образования. 2012. № 1. С. 39–44.
20. Гимадиев А.М. О проблемах взаимоотношений родителей и повзрослевших детей // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 2 (4). С. 64–66.
21. Гордиенко, Е.А., Юсупова Т.С. Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. — Ташкент: Медицина,1985. — 55 с.
22. Гурко Т.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2011. № 10. С. 99–107.
23. Гурко Т.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2011. № 10. С. 99–107.
24. Данилюк В.Б., Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики (По данным социол. исслед.) // Социал-полит, журн. 1994. — №9-10.-С. 43-53.
25. Денисова, О.А., Кобрина Л.М, Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика. — Москва: Владос, 2009.- 358 с.
26. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. –176 с.
27. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинина. — Москва: КСП, 1996. — 123 с 22. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — Москва: Педагогика,1990. — 55 с.
28. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Питер,2002. — 319 с.
29. Евтушенко Е.А. Содержание эмоционально-оценочного компонента самосознания личности подростков в семьях с разными детско- родительскими отношениями // Наука. Образование. Личность. 2015. № 3. С. 95 – 101.
30. Зароченцев, К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб.- Москва: Проспект, 2005.- 208 с.
31. Зеньковский, В.В. Психология детства. — Екатеринбург: Академия,1995. — 346 с.
32. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
33. Исаев, Д.Н., Т.А. Колосова. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. — Москва: КАРО, 2012. — 176 с.
34. Ишембитова З.Г., Гиниятуллина А.Ш. Некоторые теоретические подходы к формированию детско-родительских отношений в семье // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 44–52.
35. Ишембитова З.Г., Гиниятуллина А.Ш. Некоторые теоретические подходы к формированию детско-родительских отношений в семье // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 44–52.
36. Коган, П.П. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии //Развитие в обучении. — Москва: КлассиксСтиль,1993.- 254 с.
37. Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 1–13.
38. Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 1–13.
39. Коллектив авторов Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие. — Москва: Владос, 2009. — 408 с..
40. Константинова А.Д. Родители как субъекты безопасной социализации подростка // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 45. С. 165–170.
41. Коняева, Н.П., Никандрова Т.С. Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития. — Москва: Владос,2010. — 200 с.
42. Красовская, Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся //Дефектология.-1986., с. 32.
43. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Академия, 2000
44. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 318 с.
45. Лукьянченко Н.В. Синдром «несчастливого родителя» в родительском отношении к подростку // Социально-психологическое сопровождение лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы и перспективы: сборник материалов научно-практической интернет- конференции. 2013. С. 59–64.
46. Майерс, Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. / Д. Майерс. — Санкт-Петербург: Питер, 2003.- 688 с.
47. Макаренко, А.С. Из лекции о воспитании детей. Семейное воспитание, Педагогические сочинения: В 8 т. — Москва: Учпедгиз, 1984. — 809 с.
48. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия: справочник практического психолога. М.: ЭКСМО, 2015. 990 с.
49. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. / Книга для родителей. — Москва: Педагогика-Пресс, 1996. — 78 с
50. Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
51. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. – М.: Наука, 1989. – 114 с.
52. Мельникова, Г.С., Усынина A.M. Если в семье «особый» ребенок: (Дефектологи советуют родителям) / Ассоц. логопатологов Санкт-Петербурга. — Санкт-Петербург: Фолиум, 1992. — 36 с.
53. Нифонтова А.А., Гаршина Е.И. Проблемы взаимоотношения подростков с родителями // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 38–41.
54. Носкова, Л.П. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. — Москва: Педагогика, 1989. — 176 с.
55. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Лыбидь, 1990. –196 с.
56. Рay, Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Воспитание аномального ребенка в семье.//Основы обучения и воспитания аномальных детей. / Под ред. A.M. Дьячкова. Москва: Просвещение, 1965. -159 с.
57. Раку, А.И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в семье //Дефектология.-1977.-№4.-С. 55-58.
58. Раку, А.И. Функции родителей в воспитании учащегося вспомогательной школы //Дефектология, -1981. №3. -с. 83-86.
59. Семаго, М.М. Психологические и когнитивные детерминанты семьи в процессе медико-генетического консультирования. // Дефектология. 1991. -№2. — С.52-57.
60. Смирнова, А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. — Москва: Просвещение, 1982. — 62 с.
61. Смолякова, О. А. Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — 128 с.
62. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 90 с.
63. Соколовский М.Л. Поведение родителей и отношение подростков к ним в семьях с разным психологическим климатом в семье // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4). С. 34–44.
64. Соколовский М.Л. Поведение родителей и отношение подростков к ним в семьях с разным психологическим климатом в семье // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4). С. 34–44.
65. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — Москва: Аркти, 2007. — 80 с.
66. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. — Москва: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.
67. Стребелева, Е.А., Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — Москва: КАРО, 2013
68. Стребелева, Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Дефектология. — 2005. — № 1. с. 3-10.
69. Стребелева, Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. — Москва: Парадигма, 2010. — 72 с.
70. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 280 с.
71. Ткачева, В. В. К вопросу о создании системы психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии./Дефектология. 1999. № 3. — С.17.
72. Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -1998. № 4. — с. 13-21.
73. Ткачёва, В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии// журнал Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии.- 2004.-№2. -с.10.
74. Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — Москва: Просвещение, 2008. — 239 с.
75. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование./ Под научной редакцией И.Ю. Левченко. — Москва: Издательство «Книголюб», 2008. -144 с.
76. Фомина, Л. К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. — 2014. — №3. — с. 815-816.
77. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
78. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособие. — Москва: Дашков и К. — 2006. — 212 с.
79. Цикото, Г.В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка раннего возраста: По материалам кн. А. и Ф. Бронер «О воспитании отсталого ребенка: Советы семьям». //Дефектология.-1970.-№1.-с. 78-83.
80. Шипцина, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2002. — 496 с.
81. Шмелев, А.Т. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). — Москва: Знание, 1986. — 96 с.
82. Шнайдер, Л.Б Семейная психология .-Москва: Академический проект, 2011. — 736 с.
83. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
84. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — Санкт-Петербург: Фолиум, 1996. -45 с.
85. Эйдемиллер, Э.Г., И.В. Добряков, И.М. Никольская Семейный диагноз и семейная психотерапия — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 352с.
86. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 4-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 672 с.
87. Эльконин, Д. Б Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989. — 560 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ