Введение 5
1 Теоретические аспекты совершенствования ценовой политики
предприятия 7
1.1 Сущность и принципы разработки ценовой политики организации 7
1.2 Стратегии и факторы ценообразования 12
2 Анализ эффективности ценовой политики АО «Тольяттимолоко» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Оценка эффективности ценовой политики предприятия 23
3 Мероприятия по совершенствованию ценовой политики
АО «Тольяттимолоко» 34
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию ценовой политики
предприятия 34
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 37
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Организационная структура управления АО «Тольяттимолоко» 46
Цена - один из базовых элементов рынка, умело используя который можно манипулировать спросом и обеспечивать конкурентоспособность предприятия. Особенно справедливо данное утверждение в условиях ценовой конкуренции, поскольку качество товаров и цена уже достаточно давно не являются взаимосвязанными параметрами, а соответственно конкурентным преимуществом будет обладать тот хозяйствующий субъект, уровень цены которого наиболее привлекателен и, что не менее важно, обоснован с точки зрения потребителей.
Следует отметить, что формирование и корректировка цен на предприятии должно быть не разовым мероприятием, а представлять собой целенаправленную деятельность, осуществляемую на принципах системности и непрерывности, то есть ценовую политику. Грамотно разработанная и реализуемая, учитывающая изменение и влияние факторов конъюнктуры рынка, она напрямую влияет на финансовые результаты функционирования субъектов предпринимательской активности. Это сопряжено с тем, что уровень цены и эффективность ценового стимулирования потребителей, то есть конкурентоспособность предприятия по экономическим параметрам, обусловливают величину первичного показателя его доходности от основной деятельности - объем реализации в натуральном и соответственно стоимостном выражении. В силу этого цена и ценовая политика как один из базовых элементов комплекса маркетинга составляют важный объект исследования и регулирования при осуществлении предприятиями и организациями финансово-хозяйственной деятельности.
Следовательно, тема бакалаврской работы является актуальной, а ее цель заключается в разработке мероприятий по совершенствованию ценовой политики предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты совершенствования ценовой политики предприятия;
- проанализировать эффективность ценовой политики АО «Тольяттимолоко»;
- разработать и экономически обосновать мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятия.
Объектом исследования данной бакалаврской работы является акционерное общество «Тольяттимолоко».
Предметом исследования выступает ценовая политика предприятия.
Методы исследования - системный, сравнительный, формально-логический, программно-целевой анализ, обобщение, индукция, дедукция.
Границы исследования - 2017-2019 гг.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы подразделов 2.2, 3.1, 3.2 могут служить основой для их применения специалистами АО «Тольяттимолоко» и аналогичных по сфере деятельности предприятий.
Структура и объём работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы, приложения. Общий объём работы составляет 45 страниц машинописного текста.
Ценовая политика представляет собой комплексную рыночно ориентированную процедуру установления цены на товар для обеспечения его конкурентоспособности на рынке сбыта. На сегодняшний день существуют различные подходы к ценообразованию, позволяющие сформировать для предприятия наиболее эффективную ценовую политику на основе принципов определения цен и их зависимости от стадии жизненного цикла товара.
В качестве объекта исследования в бакалаврской работе выступает АО «Тольяттимолоко». На основе исследования деятельности предприятия можно говорить о том, что на сегодняшний день оно функционирует недостаточно эффективно. Это обосновывается низким уровнем рентабельности и чистой прибыли.
Особое внимание в бакалаврской работе уделено вопросам анализа эффективности ценообразования на предприятии. Было выделено, что основой ценообразования для исследуемого предприятия является уровень себестоимости и динамика цен конкурентов. Такое ценообразование сегодня характерно для многих российских производственных предприятий, занимающихся сбытом своей продукции через косвенные каналы сбыта.
Анализ ценовой политики предприятия позволил выделить следующие проблемы, характерные для АО «Тольяттимолоко» в этой сфере:
- высокая доля себестоимости в цене реализуемой продукции, в частности, затрат, связанных с приобретением сырого молока;
- превышение среднегодовых цен предприятия на отдельные группы продуктов относительно основных конкурентов на рынке.
С целью повышения эффективности ценообразования на предприятии были разработаны мероприятия, направленные на снижение доли себестоимости производимой продукции и повышение ценового стимулирования клиентов, а именно: смена поставщика сырого молока и предоставление скидки в размере 5 % на менее конкурентоспособные группы продукции при сумме поставки от 300 т. р.
Проведенные расчеты показателей экономической эффективности внедрения разработанных мероприятий в деятельность предприятия показала наличие потенциального положительного эффекта, который оценивается на уровне 40768,02 т. р. в совокупности от двух мероприятий.
Таким образом, предложенные мероприятия позволяют решить выявленные в процессе анализа проблемы в ценообразовании на АО «Тольяттимолоко», а проведенные расчеты доказывают их эффективность.
Следовательно, поставленные в бакалаврской работе задачи решены, а цель - достигнута.
1. Агафонова М. Н. Экономический анализ в оптовой и розничной торговле и документооборот/М. Н. Агафонова. М. : ГроссМедиа, 2018. 704 с.
2. Бакальская Е. В. Особенности ценообразования на российские товары и услуги // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 16. С. 442-444.
3. Белоусова Н. А., Радюкова Я. Ю. Специфика коммерческой деятельности на промышленных предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2017. № 4 (050). С. 33-35.
4. Бубнова Т. В. Анализ факторов, влияющих на ценообразование товара // Синергия Наук. 2017. № 14. С. 137-143.
5. Голлай И. Н. Эволюция подходов к ценообразованию и их влияние на уровень конкурентоспособности товара (услуги) // Управление инвестициями и инновациями. 2017. № 2. С. 54-58.
6. Евдокимова Т. Г. Ценообразование / Т. Г. Евдокимова, Г. А. Маховикова. - М.: Вектор, 2017. 224 c.
7. Липсиц И. В. Управление ценами в ритейле : учебник для студентов экономических и менеджериальных факультетов, а также слушателей программ МВА / И. В. Липсиц. М. : Эксмо, 2017. 223 с.
8. Управление ценами : учебник / под ред. С. В. Карповой. М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. 236 с.
9. Кнышова Е. Н. Экономика организации : учебник / Е. Н. Кнышова, Е. Е. Панфилова. Москва : ИД «ФОРУМ» :ИНФРА-М, 2018. 335 с.
10. Куликов А. Л. Цены и ценообразование в вопросах и ответах / А. Л. Куликов. М. : ТК Велби, Проспект, 2018. 200 c.
11. Полищук Л. Г. Методология и практика обоснования управленческих решений в ценообразовании на современном предприятии / Л. Г. Полищук // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2017. № 1. С. 158-171.
12. Печенкина А. А. Формирование ценовой политики торгового предприятия / А. А. Печенкина // Молодой ученый. 2018. № 41 (227). С. 137-143.
13. Салимжанов И. К. Ценообразование / И. К. Салимжанов. М. : КноРус, 2017. 304 c.
14. Слышкин В. И. Принципы и функции ценообразования / В. И. Слышкин // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. № 7. С. 85-87.
15. Тюрин С. Б. Особенности ценностного подхода к ценообразованию / С. Б. Тюрин // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-13 (24). С. 135-137.
16. Hart M. The Salesperson's Guide to Competition-Based Pricing [Электронный ресурс]. URL: https://blog.hubspot.com/sales/competition-based- pricing?_ga=2.154868408.1897 501079 (дата обращения: 15.04.2020).
17. Raitskaya L., Cochrane S. Guide to Economics. Student’s Book. / L. Raitskaya, S. Cochrane. Oxford: Macmillian, 2018. 136 p.
18. Kotler P., Armstrong G. Principles of Marketing. Pearson. 2020. 719 p.
19. Pride W. M., Ferrell O. C. Foundations of Marketing 8th Edition Cengage Learning, 2018. 856 с.
20. Treidler O. Transfer Pricing in One Lesson: A Practical Guide to Applying the Arm’s Length Principle in Intercompany Transactions (Management for Professionals). 2019. 138 р.